Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету профильный труд 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

Рабочая программа для детей  с НИ по учебному предмету  профильный труд 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl.nadomnoe_prof.trud_.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Пояснительная записка по учебному предмету «Профильный труд» для учащейся 6 класса 1 варианта УП (обучение на дому)

Программа по учебному предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») для учащейся с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта) 6 класса 1 вариант УП разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»

3.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат», 1 вариант УП

     4. Учебный план образовательного учреждения.

При разработке программы были использованы программно-методические материалы:

1.Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., автор С.Л.Мирский.

2.  Учебник. Зырянова В.А.  Подготовка младшего обслуживающего персонала, 6 класс.- М., Просвещение,2011.

3. Рабочая тетрадь. Подготовка младшего обслуживающего персонала, 6 класс.-Самара,СОТ,2012.

Представленная программа нацелена на повышение уровня активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Что предполагает формирование у обучающихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Программа содержит большой познавательный материал, при изучении которого развиваются мышление, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

При выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая моторика, координация движений. Трудовая деятельность благотворно сказывается на становлении личностей учащихся: корригируются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы, развивается умение преодолевать трудности, воспитываются самостоятельность, инициативность, стремление доводить начатое дело до конца.

При оценке выполненных работ формируется умение анализировать свою деятельность, устойчивая и адекватная самооценка, правильное отношение к критике.

Содержание уроков подготовки младшего обслуживающего персонала – доступное и понятное учащимся с нарушениями интеллектуального развития, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.

Цель реализации программы по учебному предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых трудовых компетенций.

Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 6 классе решает следующие задачи:

- развитие интереса к трудовой деятельности;

- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;

- освоение отдельных операций и технологий;

- развитие у обучающихся умения осуществлять самоконтроль при выполнении практической деятельности;

- развитие речи обучающихся на основе их практической деятельности;

- расширение знаний о материалах, инструментах и инвентаре, правилах безопасного использования.

Основная форма обучения - урок. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.

Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные; наглядные; практические и такие приемы, как  подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы,  планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, логические поисковые задания, работа творческого характера.

Выбор метода и приема определяется возрастными, а также индивидуальными и типологическими особенностями обучающихся.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 6 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащейся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Обучение подготовке младшего обслуживающего персонала имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки, обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику каждого обучающегося.

Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающейся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда.

Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества работы.

Каждая четверть заканчивается практическим повторением, основная цель которой: закрепление теоретических знаний, общетрудовых умений, развитие у обучающихся профессиональных навыков и самостоятельной работой.

Контрольно-измерительный материал самостоятельной работы за каждую четверть для 6 класса по учебному предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») предназначен для выявления степени усвоения обучающейся обязательного уровня трудовой подготовки и получения объективной оценки о характере

Программа по предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») в 6 классе состоит из разделов, соединенных между собой.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Вводное занятие

1.

Уборка пришкольной территории

2.

Ежедневная уборка спального помещения

3.

Работа с тканью

4.

Работа в столовой

5.

Устройство жилого помещения

6.

Ремонт постельного белья

7.

Ежедневная уборка помещения

8.

Ремонт постельного белья

9.

Уход за мебелью

Итого

17

  1. Вводное занятие
  2. Работа на участке
  3. Ежедневная уборка спального помещения
  4. Работа с тканью
  5. Устройство жилого помещения
  6. Работа в столовой
  7. Ежедневная уборка помещения
  8. Ремонт постельного белья
  9. Уход за мебелью

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технологии» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС.  Всего 0,5 часов в неделю, 17 часов в год.

Количество часов, предусмотренных учебным планом.

Учебный предмет

Часов в неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Часов

в год

Профильный труд

0,5

Количество часов варьируется от расписания уроков. Учебные занятия проводятся в кабинете «Подготовка младшего обслуживающего персонала».

4. Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат только личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.

Личностные результаты освоения программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 6 классе включают:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем профильного труда и другими обучающимися в разных ситуациях;
  • формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
  • воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала», характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности и жизни.

В программе 6 класса по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

  • знание названий некоторых строительных материалов и область их применения;
  • представления об основных свойствах используемых строительных материалах;
  • знание правил безопасной работы с инструментами и строительными материалами;
  • подбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для выполнения учебного задания;
  • владение основными приемами работы инструментами;
  • представления о различных видах профильного труда;
  • понимание значения и ценности труда;
  • умение организовать своё рабочее место;
  • понимание необходимости соблюдения порядка и аккуратности в процессе выполнения трудовых заданий;
  • выполнение общественных поручений по уборке мастерской после выполнения трудовых заданий.

Достаточный уровень

  • экономное и бережное расходование материалов;
  • знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом
  • выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;
  • осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;

Критерии оценивания предметных результатов

Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.

Отметка «5» ставится, если ученик:

- полностью усвоил учебный материал;

- умеет изложить учебный материал своими словами;

- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.

Отметка «4» ставится, если ученик:

- в основном усвоил учебный материал;

- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;

- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;

- подтверждает ответ конкретными примерами.

Отметка «3» ставится, если ученик:

- не усвоил существенную часть учебного материала;

- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;

- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;

- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.

Нормы оценок практических работ

Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы и рабочего времени, затраченного на работу.

Отметка «5» ставится, если учеником:

- правильно организовывалось рабочее место;

- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;

- работа выполнена с учетом установленных требований;

- полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4» ставится, если учеником:

- допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

- в основном правильно выполнялись приемы труда;

- работа выполнялась самостоятельно;

- работа сделана с незначительными отклонениями;

- полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если учеником:

- допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;

- работа сделана с нарушением отдельных требований;

- не полностью соблюдались правила техники безопасности;

Изучение предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия включают следующие умения:

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • поддерживать коммуникацию при выполнении учебных и трудовых задач;
  • вступать в диалог и поддерживать его с педагогом и учащимися для решения различных учебных задач;
  • ориентироваться в предложенных источниках информации для решения познавательных задач.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • принимать поставленные цели и задачи решения учебных и практических задач;
  • действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных и практических задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в практической деятельности при решении учебных задач;
  • использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Диагностика базовых учебных действий проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемых в образовательном учреждении.

5. Содержание учебного предмета

В программе по профильному труду (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.

Содержание учебного предмета «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») включает следующие разделы:

  1. Вводное занятие
  2. Работа на участке
  3. Ежедневная уборка спального помещения
  4. Работа с тканью
  5. Устройство жилого помещения
  6. Работа в столовой
  7. Ремонт постельного белья
  8. Ежедневная уборка помещения
  9. Уход за мебелью

1. Вводное занятие

Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.

2. Работа на участке:

- аллеи, дорожки, площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода;

- инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение, правила безопасности при работе;

-  сгребание опавших листьев, удаление сорных растений;

- подметание дорожек и площадок, переноска собранного мусора;

- подготовка уборочного инвентаря к хранению, складирование инвентаря.

3. Ежедневная уборка спального помещения:

- пол, подоконник, отопительные радиаторы в спальне;

- тряпка для уборки, требования к состоянию и хранению;

- последовательность уборки;

- протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш, пола;

- проверка результатов и качества работы.

4. Работа с тканью:

- фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя);

- ткани для изготовления, детали, швы, виды отделки;

- наметывание подгибов, обработка срезов на швейной машине;

- присоединение завязок, отделка фартука;

- мягкая игрушка по выбору: ткани для изготовления мягких игрушек, их названия;

- способ выполнения петельного стежка, выполнение петельного стежка на образце;

- сметывание и соединение основных деталей готового кроя петельными стежками;

- вывертывание и набивка игрушки ватой, присоединение дополнительных деталей.

5. Устройство жилого помещения:

- элементы строительной конструкции дома: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем;

- оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь;

- изделия: аппликации «Жилая комната», «Прихожая», «Кухня», инструменты и материалы для выполнения аппликации;

- выбор цветной бумаги, разметка, вырезание, расположение и приклеивание деталей на бумаге.

6. Работа в столовой:

- понятие о гигиене питания;

- фаянсовая и стеклянная посуда;

- столовые приборы и посуда из алюминия;

- требования к работнику столовой: одежда, поведение;

- правила подготовки стола к подаче пищи, эстетическое оформление стола;

- правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды;

- сервировка стола, разноска пищи по столам, подача пищи;

- уборка и протирка столов, пола.

7. Ремонт постельного белья:

- ремонт постельного белья по распоровшемуся шву.

8. Ежедневная уборка помещения:

- служебные помещения: учительская, методический кабинет, кабинет директора, класс, складские помещения;

- порядок хранения и расположения вещей в помещении;

- правила уборки в служебном помещении: протирка подоконников, отопительных радиаторов, столов, настольных светильников, очистка мусорных корзин;

- бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование;

- удаление пыли с помощью пылесоса, чистка уборочного инвентаря и уборка в специально отведенное место.

9. Уход за мебелью:

- школьная мебель: виды, назначение;

- виды покрытия мебели, средства и правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия;

- удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели;

- уборка мягкой мебели;

- применение пылесоса при обработке мягкой мебели.

2. Учебно- тематический план

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Сроки

Наглядность

Словарная работа

Введение.

1

 Техника безопасности на уроках труда

1

Инструкция по ТБ

Инструкция

Работа на участке

2

Назначение аллей, дорожек, площадок. Правила ухода.

1

Иллюстрации

Аллея

Инвентарь для уборочных работ. Приемы работы инвентарем

1

Ежедневная уборка спального помещения

3

Назначение тряпок и салфеток. Порядок пользования тряпками, салфетками. Хранение.

1

Последовательность уборки спальни

1

Карточки

Уборка спальни

1

План уборки

Работа с тканью

3

Фартук квадратной формы с завязками. Ткань для изготовления фартука, детали, швы, виды отделки

1

Фартук, образцы швов

Техника безопасности при работе с тканью. Организация рабочего места. Наметывание подгибов

1

инструкция

Отделка фартука

1

термоаппликации

Устройство жилого помещения

2

Элементы строительной конструкции (стены,  пол, потолок, дверной проем, оконный проем )

1

Вырезание деталей. Расположение и наклеивание деталей

1

Работа в столовой

2

Понятие о гигиене питания

1

Презентация

Сервировка стола

1

сервировка

Ремонт постельного белья

1

      14.

Виды ремонта белья. Подготовка изделия к ремонту. Ремонт простыни (по распоровшемуся шву)

1

Ежедневная уборка помещения

1

Презентация

Виды служебных помещений. Их назначение. Порядок хранения, расположения вещей. Правила уборки служебных помещений

Уход за мебелью

1

Мебель: виды, назначение. Виды покрытия мебели. Средства и правила ухода за мебелью. Уборка мягкой мебели

1

презентация

Работа на участке

2

Значение глубины вскапывания почвы. Требования к качеству вскапывания почвы. Вскапывание почвы.

1

Выравнивание почвы граблями. Формирование клумб. Высевание многолетних цветов. Высаживание однолетников.

1

Фото цветников

клумба

7. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

  1. учебная литература:

- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;

- дидактический материал по главным темам курса;

2) научно-методическая литература:

- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);

- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;

- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;

- интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс

Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и авто...

Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...

Рабочая программа по математике 2013-2014 учебный год 5 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного  общего образования по математике и авторской программы «Программа общеобразовательных учреждений Математика 5-6.» Автор: Жохо...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Предпрофессиональная общеобразовательная рабочая программа в области музыкального искусства. учебный предмет "концертмейстерский класс"

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»разработана на основе и с учетом федеральных государственныхтребований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограмме в област...

Рабочая программа по информатике 2016 - 2017 учебный год 10 класс

Рабочая программа по информатике 10 класс...