Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Минц Валентина Михайловна

Рабочая программа  по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).

Основная цель изучения данного предмета

Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

​​​​​​​ Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Учебный предмет «Профильный труд» в 5-6 классе рассчитан на 204 часа в год, занятия проводятся 6 часов в неделю, в 7 классе на 238 часов, занятия проводятся 7 часов в неделю. В 8-9 классах учебный предмет «Профильный труд» рассчитан на 272 часа в год, занятия проводятся 8 часов в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

Сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты

Минимальный уровень:

Знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

представления об основных свойствах используемых материалов;

отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей на примере изучения швейной машины, представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Горнозаводск»

Рабочая программа по учебному предмету

Профильный труд «Швейное дело»

5 – 9 класс девочки

2021 г.

с. Горнозаводск

Рабочая программа учебного предмета

«Профильный труд» 5-9 класс

адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа  по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).

Основная цель изучения данного предмета

Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

​​​​​​​ Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Профильный труд» в 5-6 классе рассчитан на 204 часа в год, занятия проводятся 6 часов в неделю, в 7 классе на 238 часов, занятия проводятся 7 часов в неделю. В 8-9 классах учебный предмет «Профильный труд» рассчитан на 272 часа в год, занятия проводятся 8 часов в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты

Сформировать адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

Сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты

Минимальный уровень:

Знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

представления об основных свойствах используемых материалов;

отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей на примере изучения швейной машины, представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности, правил техники безопасности;

выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения.

Достаточный уровень:

определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

экономное расходование материалов;

планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

Формирование базовых учебных действий

Личностные учебные действия:

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание учебного предмета

Программа по профильному труду в 5-9-х классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов. В содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.

Вводное занятие

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места на швейной машине с электроприводом приводом.

Швейная мастерская

Швейная мастерская – это класс, оборудованный для работы по пошиву изделий из ткани, в ней строго выполняются специальные правила поведения.

Швейная машина с электроприводом: скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток. Организация рабочего места.

Умение. Работа Упражнения. Пуск и остановка швейной машины.  Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закруглённым и зигзагообразным линиям.

Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закруглённых, зигзагообразных).  Положение изделия на машинном рабочем месте.

Волокна и ткани.

Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист).

 Ручные работы при пошиве изделия.

Теоретические сведения. Подготовка к выполнению ручных работ. Правила раскроя из ткани деталей изделия. Сведения о ручных стежках и строчках. Правила работы с электрическим утюгом.

Практические работы. Выполнение ручных стежков разного вида. Раскрой изделий.

Ремонт одежды.

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

Умение. Пришивание пуговицы, обмётывание среза ткани.

Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными, стачными стежками. Обмётывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмёт). Приутюживание места ремонта.

Швейная машина с электроприводом приводом

Теоретические сведения. Швейная машина с электроприводом приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.

Умение. Работа на швейной машине с электроприводом  приводом.

Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

Машинные работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.

Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.

Умение. Складывание ткани, смётывание и стачивание. Вывёртывание ткани, вымётывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.

Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.

Пошив изделий. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом в подгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.

Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятие «прямая» и «кривая» линии, «прямой угол». Линии для выполнения чертежей выкройки швейного. Сплошная – основная линия (тонкая) и штриховая – вспомогательная. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров).

Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.

Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.

Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение деталей при пошиве вручную на столе и  на платформе швейной машины. Выполнение шва в подгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.

Приложения. Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоёв ткани.

Теоретические сведения. Сумки: фасоны, размеры, швы.

Умение. Расчёт расхода ткани.

Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и её ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчёт расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и примётывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом в подгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путём застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

Контрольная работа

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя. Соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см в подгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом.

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.

Теоретические сведения Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчёт расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом в подгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, смётывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.

Тематическое планирование, 5 класс (6 часов)

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Школьная швейная мастерская

7

3

Волокна и ткани

11

4

Ручные работы

38

5

Ремонт одежды

19

6

Швейная машина

21

7

Машинные работы

15

8

Пошив изделий

51

9

Приложения

41

Тематическое планирование, 6 класс (6 часов)

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Швейные изделия

7

2

Прядильное и ткацкое производство

16

3

Обработка срезов, сборок и мягких складок в швейных изделиях

38

4

Выполнение машинных швов

12

5

Построение чертежа одежды

12

6

Пошив сорочки и фартука на поясе

37

7

Бытовая швейная машина с электроприводом

16

8

Обработка углов и карманов в швейных изделиях

32

9

Пошив трусов, плавок и летних головных уборов

28

10

Ремонт одежды

6

Тематическое планирование, 7 класс (7 часов)

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Промышленные швейные машины

16

3

Пошив постельного белья

19

4

Сведения об одежде

2

5

Отделка швейных изделий

11

6

Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий

58

7

Волокна и ткани

3

8

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий

34

9

Изготовление юбок

75

10

Ремонт одежды

6

11

приложение

12

Тематическое планирование, 8  класс (8 часов)

№ п / п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Сведения о работе швейных машин

15

3

Волокна и ткани.

8

4

Дополнительные сведения о ткани

4

5

Сведения об одежде

6

6

Изготовление блузок

32

7

Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки

20

8

Отделка швейных изделий

31

9

Построение чертежа основы цельнокроеного платья

13

10

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий

63

11

Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья

54

12

Ремонт одежды

9

13

Приложение

16

Тематическое планирование, 9 класс

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во

часов

1

Введение

1

2

Промышленные швейные машины

32

3

Волокна, ткани и нетканые материалы

20

4

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий

32

5

Изготовление платья, отрезного по линии талии или по линии бедер

56

6

Работа с готовыми выкройками и чертежами одежды в журналах мод

14

7

Организация труда и производства на швейных предприятиях

16

8

Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве одежды

10

9

Технология изготовления поясных швейных изделий, применяемая в массовом производстве одежды

20

10

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий

17

11

Изготовление брюк на основе готовой выкройки

54

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1)кабинет для занятий;

2)специальный учебник;

3) коллекции: «Хлопок», «Лен», «Шерсть», «Шелк» коллекция «Виды ткани».

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).

2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Москва «Просвещение» 2017год).

3.Учебник «Швейное дело» - 5-й класс -  Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 2 класса

Рабочая  программа  по  предмету  «Адаптивная  физическая  культура»  составлена  на основании  программы для  учащихся  с  умеренной и ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 5 класса

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой....

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

   Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» в 5 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множест

Рабочая программа составлена на основании  Положения о рабочей программе педа­гога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») 5-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») 5-9 классы...