Статья "Информационная компетентность современного учителя технологии как средство повышения качества знаний школьников"
статья по технологии

Тарасова Ирина Петровна

В статье описано, как  ИКТ технологии являются эффективным средством индивидуализации обучения, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познавательной активности обучающихся, а также плюсы и минусы применения ИКТ технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Информационная компетентность современного учителя технологии как средство повышения качества знаний школьников»

Учитель технологии: Тарасова И.П.

       Перемены в экономическом и общественно-политическом  строе России вынуждают нашу школу пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые и педагогические средства.

       Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии. Внедрение этих технологий  в образовательный процесс позволяют ученикам:

- изучать материал с точки зрения его необходимости и достаточности для обеспечения формирования ключевых и предметных компетентностей;

- ускорять поиск необходимой информации;

- иметь возможность свободного доступа к информации, содержательному компоненту той или иной образовательной области, знаниям, накопленным мировым сообществом;

- стимулировать мотивацию обучения, создавать «интеллектуальную азбуку» за счет наглядности, демонстративности преподносимого материала, представления изучаемого в виде графиков, схем, анимации;

- стимулировать самообразование, самоанализ;

- работать в режиме решения проблемных вопросов, оперативно восполнять пробелы в знаниях;

- работать активно, творчески по интересующим вопросам, темам, проблемам профильного обучения, элективным курсам;

- эффективнее работать над выполнением домашнего задания;

- восполнить материал, пропущенный во время болезни;

- следовать по маршруту виртуальной лаборатории, практикума, экскурсии соответственно своему ритму, индивидуальным  особенностям, в самостоятельно-поисковом режиме.

        Средства ИКТ являются эффективным средством индивидуализации обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познавательной активности. У обучающихся развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, то есть, в целом, способствует повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования, помогает “превращать учебу, в радость открытия”.

       Итак, использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий делает обучение деятельностным, опережающим, востребованным, позволяющим активно проводить мониторинг качества и эффективности образовательного процесса.

           Но при всех положительных аспектах использования ИКТ  необходимо учитывать и психофизиологические возрастные особенности учеников, соблюдать нормы Сан Пина, чтобы избежать отрицательных последствий, образовательно - воспитательных неудач. При организации учебного процесса с использованием ИКТ следует учитывать:

- электронный учебник не может и не должен заменить книгу. Приоритетным в создании новых информационных технологий является совмещение полиграфических учебников с электронными ресурсами;

- критерии хорошего образовательного сайта - высокое качество содержания и простота использования, хорошо согласованный аудиовизуальный ряд, чередующийся с интерактивными упражнениями. Изобразительный ряд уменьшает вредную для зрения форму работы с компьютером – чтение текста с экрана;

- ИКТ значительно оптимизируют процессы познания, ускоряют темпы работы, увеличивают объем информации, предлагаемой ученикам в короткий срок, что увеличивает нагрузку на центральную нервную систему;

- ИКТ способствуют индивидуализации процесса обучения. Однако отсутствие обратной связи, речевого общения с соучениками, учителем приводит к перезагрузки ЦНС. Ученик должен слышать учителя, чему помогает психологический контакт между учеником и учителем, между соучениками;

- чрезмерная увлеченность компьютером приводит к утомлению, формированию стресса, гиподинамии;

-чрезмерное увлечение компьютерными играми уводит ребенка в виртуальный мир, что негативно сказывается на его психике.

-наглядность, демонстративность, красочность преподносимо материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся. Однако эмоции, эйфория мешают усваивать материал, анализировать его, обобщать, и тогда урок превращается в бездумное время препровождение.

Умелое руководство педагога, обучение детей культуре работы в информационной среде позволит избежать отрицательных  последствий, образовательно-воспитательных неудач.

       ИКТ-компетентность – не только использование различных    информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

       Примерный перечень содержания ИКТ - компетентности учителя (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню):

- знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.;

- уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами;

- устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;

- уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;

- уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash) )  для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

– материалы для урока,

– тематическое планирование,

– мониторинги по своему предмету,

– различные отчеты по предмету,

– анализ процесса обучения и т.д.

- уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб - сайты, полезные при проведение уроков на заданную тему;

- эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирование, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.);

- уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося;

- уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

– школьная сеть,

– электронная почта,

– социальная сеть (дневник.ру …),

– сайт (раздел сайта),

– лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

– форум,

– Wiki-средства (Вики (Wiki) – гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

– блог (сетевой журнал или дневник событий),

– RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка),

– подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием);

- организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

        В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009 г. В Москве и посвященной проблемам  внедрения ИКТ в образование, отмечалось, “что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который

- сохраняет человеческие приоритеты в обучении;

- имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям;

- умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером;

- интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ;

- методически гибок.

       Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса.

     Так, например, при прохождении тем “Интерьер жилого дома”, « горячие напитки» для решения обучающей задачи используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предложения (Как в думаете, какой из этих напитков самый распространенным, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речью делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.    

    Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

  Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

   Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

    В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. [Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. // Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.] Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

    Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. Визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа.

Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления.

Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников. Например, сообщение о том, что чай как напиток был известен еще 3000 лет до нашей эры, а в России появился в 17 веке; кофе прописывали лекари как лекарство от «хандры и плохого настроения», шоколад получил свое имя от всемогущего ацтекского бога Чокоатль и его пили, в плитках шоколад появился в продаже 1659 году, «Чёрный как ночь, горячий, как огонь, чистый, как ангел, сладкий, как поцелуй любви» - эти слова являются яркой характеристикой свойств кофе, шелковое волокно производят куколки невзрачной на вид бабочки под названием Тутовый шелкопряд, сырьем для многих современных тканей служит газ, уголь и древесина и т.д.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

 Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. 

   Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

     По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

                                                            Заключение

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования. Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

     Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"...

Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

Материал готовился для педсовета.  В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....

Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"

Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...

Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования

презентация «Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования»....

Использование ИКТ технологий как средство повышения качества знаний на уроках математики

В статье отражены преимущества ИКТ технологии, показаны приемы и методы, способствующие повышению качества знаний на уроках математики....