Программа объединения дополнительного образования "Мягкая игрушка"
рабочая программа по технологии (5 класс)

Дениченко Нина Николаевна

Рабочая программа

дополнительного образования детского объединения

  «Мягкая игрушка»

(5 класс)

Составила учитель технологии МОУ "СОШ№4"

                                                                                            Дениченко Нина Николаевна

 г. Железногорск

2020г.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_myagkaya_igrushka.docx56.3 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают,  кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность.

     Моя задача как педагога, помочь детям найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде, профессии, создать счастливую семью и тем самым создавать процветающее государство.

     Сегодня общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе – трудовое обучение, а в условиях дополнительного образования программа « Мягкая игрушка» Лежащая в основе этой программы предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребенка.

Программа « Мягкая игрушка» направлена на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.

     Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

     В основе программы лежит  безоценочная  концепция, дающая:

- радость общения

-удовлетворение результатами своего труда

-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)

- создание обстановки взаимопомощи.

Воспитательная система социальной ориентации

           В основе программы – следующий комплекс приоритетных ценностей:  справедливость, общество, коллектив,  семья,  совместный труд. В данной воспитательной программе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.

         

  Вид воспитательной системы:

  1. Воспитательная система – коллектив
  2. Воспитательная система уюта и комфорта
  3. Воспитательная система социального творчества

Цель воспитания – воспитание личности успешно выполняющей весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, члена детского коллектива;

 

           Педагогические технологии:

             -коллективные творческие дела

             - общественно полезные акции

             - экскурсии

Ключевым направлением работы является социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.

  Компоненты воспитательной системы:

- система обучения социальным навыкам

- работа с родителями – включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей.

- участие в различных социальных акциях.

Диагностика достижения воспитательных результатов

Основными результатами воспитательной системы являются:

- сплоченность коллектива

- творческие работы учащихся

- достижение учащихся в различных социальных сферах

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов

- набор достижений воспитанника

- тестирование уровня социальной адаптации и сформированности   ценностных  ориентации.

- оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения

Программа рассчитана на 1 года обучения.

Дети получают общие представления о многообразии форм и цвета материалов в окружающей действительности, радость познания и созидания. Учатся наблюдать, размышлять и действовать. Учатся основам декоративно-художественного отражения мира. Изучают мир вещей как источник историко-культурной информации, изучение традиций, их роли в жизни и искусстве. При организации образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы в кружке, не регламентированный обязательствами и стандартами.

Принципы работы  кружка « Мягкая игрушка»

- Добровольность

- Индивидуальный подход к каждой личности ребенка.

- Осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному»

 - Право на свободный творческий поиск.

Одна из применяемых форм занятий – коллективная. Дети работают сообща, чтобы выполнить общее задание. Таким образом, они получают не только знания, но и опыт общения в сообществе ровесников, что особенно важно для детей. Большое внимание также уделяется подготовке инструкторов для младшего школьного возраста («Научился сам – научи младшего»)

     Вышеизложенное показывает, что программа действительно актуальна и привлекательна для детей.

   

Цели и задачи программы.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию увлечений и мастерства у детей в прикладном творчестве, в частности « Мягкой игрушке»

Задачи:

  1. Раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
  2. Дать специальные знания и практические умения, и навыки, необходимые для работы   в « Мягкой игрушке»
  3. Развитие творческой активности, фантазии, изобретательности.
  4. Развитие художественного вкуса и формирование эстетических потребностей

Формы и методы проведения занятий.

Формы:

  1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;
  2. Беседы
  3. Экскурсии
  4. Творческая мастерская
  5. Игровые программы
  6. Праздники
  7. Занятия-исследования
  8. Викторины
  9. Выставки
  10. Общественно-полезные акции

Способы усвоения содержания:

- занимательный способ

 - репродуктивный способ (« делай как я»)

- креативный способ (поисково-исследовательский)

Методы:

1 Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия

2 Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.

3 Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование.

4 Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.

В результате освоения курса дети должны знать и уметь:

  1. Уметь определять вид ткани и других используемых материалов.
  2. Выполнять основные виды швов («вперед иголку», « через край»,

 « петельный»).

  1.  Уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками. Уметь изготавливать изделие: - по образцу и выкройке

                  - по эскизу и выкройке

                  - по выкройке

                   4. Знать виды и особенности прикладного искусства.

                   5. Знать правила безопасного  труда на занятиях « мягкая игрушка «.

                   6. Участвовать в выставке « Моя первая игрушка».

Ожидаемые результаты.

В результате освоения  образовательной программы « Мягкая игрушка» воспитанники должны:

  1. Научаться самостоятельно,  выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки, а также оказывать помощь другим при необходимости.
  2. Вести поиск необходимой информации для изготовления игрушек и работать творчески с литературой.
  3. Познакомятся с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
  4. Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе.
  5. Ожидается также, что освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей ребенка, его творческой активности. Фантазии, изобретательности.

Система отслеживание результатов.

  1. Проведение конкурсов после пройденных тем в программе.
  2. Контрольный срез в начале и в конце учебного года
  3. Алгоритмизация действий воспитанников (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задании по определенному алгоритму).
  4. Беседы с детьми и их родителями
  5. Наблюдение за воспитанниками в процессе работы.
  6. Коллективные творческие дела, ролевые игры.

Условия реализации программы.

  1. Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
  2. Наличие  материалов и инструментов для изготовления игрушек.
  3. Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности.

Основное содержание курса

1-и год обучения.

Тема №1. Вводное занятие 2-ч.

1.Ознакомление с планом работы на год. Режим работы. Первичный инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Народные ремесла и промыслы россии.

2. Игра: “Меня зовут...”. Просмотр презентации  “Народные промыслы”.

Тема №2. Сувениры из ткани 28-ч.

1.Знакомство с историей производство тканей. Свойство тканей, разновидности тканей. Подбор тканей для различных поделок. Цветовой решение работы.

2. Изготовление ликал для игрушек. Выполнение основных видов ручных швов. Разновидности машинных швов.

Тема №3. Нужные игрушки в быту 20-ч.

1.Современные виды тканей и нетканных материалов. Технология обработки нетканных материалов. Работа с дополнительными материалами: бисер, кожа, “мулине”, пуговицы.

2. Разновидность петельного шва. Оформление изделий дополнительными материалами.

Тема №4. Итоговое занятие по теме сувениры из ткани. Викторина.2-ч

1.Теоретический отчет обучающихся. Знания по различным видам декоративно прикладного творчества. Знание истории возникновение русской игрушки. Презентации по теме.

Тема №5. Объемные игрушки на каркасе.10-ч

1.Изготовление каркаса. Материалы для каркаса. История возникновения каркасной игрушки. Особенности набивки каркасной игрушки.

2. Выбор эскизов для каркасной игрушки. Создание эскиза игрушки в графическом редакторе. Изготовление каркасной игрушки.

Тема №6. Творческий проект. Игрушка по выбору. 10-ч

1.Творческий отчет обучающихся. Достижения и планы на будущее. Требования к знаниям: история игрушки, знания по материалам и технике работы с ними. Требования к умениям: владеть приемами изготовления различных поделок. Оформление поделок.

2. Презентация изделий. Защита проектов. Участие в выставке декоративно прикладного творчества.

Учебно тематический план

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

2

2

Сувениры из ткани

  1. игольница
  2. игрушка -“Никтошка”
  3. снеговичок

   

1

1

4

1

5

16

2

6

20

3

Игрушки нужные в быту

  1. футляр для ножниц
  2. черепашка- диванная подушка

2

2

8

8

10

10

4

Итоговое занятие по теме: “сувениры из ткани”.

        a)   викторина

2

2

5

Объемные игрушки на каркасе

        a)   ослик

2

8

10

6

Творческий проект

        a)   игрушка по выбору

2

8

10

Итого:

18

54

72

Календарно – тематическое планирование

Наименование темы и содержания

Часы

Наглядность

И литература

Примечание

теория

практика

всего

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ:

  1. Знакомство с родителями и ребятами. Правила требования к кружковцам.
  2. План на 2020-2021 учебный год. Игра.: “Меня зовут….”
  3. План работы на учебный год. Техника безопасности на занятиях.

2

 

 

 2

Правила поведения .

План работы на 2020-2021 уч.год

 

2

СУВЕНИРЫ ИЗ ТКАНИ. (28ч)

Беседа. “Народная самодельная игрушка. Правила перевода лекал. Понятие о тканях и швах.

1

1

2

О.С. Маслобортова “Изготовление игрушек сувениров”

стр. 5 -13

 

 

 

  

ИГОЛЬНИЦА: (по выбору). Перевод лекал. Крой на ткани.

Шитье игольницы. “Петельный и шов вперед игла”. Набивка игольницы. Правила работы с иглой.

Художественное оформление игольницы. Анализ работ.

 

 

 

 

 

 

 

Образцы швов

Выбор игольниц произвольный

 3

4

5

 ИГРУШКА-НИКТОШКА.

Кто такие “Никтошки”?

Изготовление лекал.

Раскрой на ткани.

Правила работы с ножницами.

Сметывание и шитье деталей игрушки – никтошка.

Шитье и набивка деталей. Петельный шов.

Сборка деталей в изделие.

Художественное оформление и анализ работ.

1

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

2

В.И. Петухова “Мягкая игрушка”

стр. 22-26

 

 

 

 

 

Схемы изготовления лапок, носика, ручек и т.д..

 

 

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

СНЕГОВИЧОК.

Изготовление лекал и выбор ткани. Условные обозначения.

Раскрой на ткани.

Правила кроя. Сметывание.

Сметывание деталей и шитье их.

Шитье и набивка деталей. Правила работы с иглой.

Оформление мордочки.

Художественное оформление игрушки.

Анализ 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

10

 

2

 

 

2

 

2

2

10

2

 

“Капитошка дает уроки” С.О. Докучаева, Е.В. Вольнов

 

 

 

 

 

 

 

 

 16

17

18

19

20

 Полезные сувениры своими руками. ФУТЛЯР ДЛЯ НОЖНИЦ.

Беседа: Нужные игрушки в быту. Изготовление лекал.

Выбор ткани. Раскрой на ткани.

Выполнение вышивки или аппликации на лицевой части футляра.

Шитье футляра. Разновидность петельного шва.

Шитье футляра.

Оформление футляра. Анализ работы.

1

1

 

 

1

2

2

2

1

 

 

2

2

Реферат

 

 

 

 

 

Узоры вышивок

 

Образцы швов 

 

 21

22

23

24

25

Диванная подушка-

 ЧЕРЕПАШКА.

Выбор ткани. Изготовление лекал.

Раскрой на ткани.

Сметывание деталей.

Шитье деталей.

Шитье туловища игрушки и набивка его.

Шитье головы и лапок и набивка их.

Художественное оформление игрушки. Анализ.

1

1

 

 

 

 

2

1  

2

2

2

2

2

Альбом – “Игрущки-сувениры”

 

 

 

 

 

  Схемы изготовления лапок

 

 26

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:

“СУВЕНИРЫ ИЗ ТКАНИ”.

ВИКТОРИНА.

2

2

Литература по изготовлению игрушек. Образцы готовых изделий

Провести зачет

27

ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ НА КАРКАСЕ

 

 

 

28

 

29

30

31

Ослик.

Изготовление лекал. Выбор ткани. Раскрой на ткани игрушки “Ослик”.

Сметывание и шитье деталей.

Изготовление каркаса. Каркас и его назначение.

Закрепление каркаса и набивка изделия.

Оформление изделия. Анализ работы.

 1

1

 1

2

2

2

 

1

 2

2

 

2

2

1

Образец игрушки

 

 

 

Кружок изготовления игрушек сувениров. О.С. Мотобортова, стр.112

 

32

33

34

  35

36

ПРОЕКТ

Выбор игрушки.

Изготовление лекал.

Раскрой и шитье игрушки.

Шитье и набивка.

Оформление и анализ игрушки.

1

            1

1

2

2

                2

        1

2

2

2

         2

2

Альбом лекал.

Литература по изготовлению игрушек

Игрушка выполняется самостоятельно, используя все правила изготовления игрушек.

Итого:                        

18

54

72 ч

             

                 

Литература:

  1. Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия. Минск. «Полымя», 1994
  2. Попова С. Дамское рукоделие. Нижний Новгород,ЛТД, 1993, стр.111.
  3. Гирич В.П. «1000 узоров». Москва, Легпромбытиздат 1993
  4. Петрик Боэренс. Школа изящных рукоделий. Москва,  ЭКСМО - пресс, 2000, стр.72.
  5. Журналы по рукоделию: «Лена», «Сабрина», «Валентина», «Рукоделие ваше хобби». «Диана», «Чудесное мгновение», «Весёлая петелька».
  6. Андреева И. А. Рукоделие. Москва, Советская энциклопедия, 1991, стр.287.
  7. Липкина А. П. Полная женская энциклопедия. Янгиюль, Литература и искусство,
  8. Ерёменко Т. И. Рукоделие. Москва, Легпромбытиздат,1990, стр.159.


 ЛИТЕРАТУРА

Для педагогов:
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4
7. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5 

Для родителей:
1. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991г.
2. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н.Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"

Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...