Витамины и их роль в жизнедеятельности организма.
методическая разработка по технологии (5 класс)

Кутилина Лариса Васильевна

Урок по теме "Кулинария" в 5 классе "Витамины и их роль в жизнедеятельности организма", построен с применением игровой технологии.Для заинтересованноси изучения этой темы часть урока проводится в виде игры "Витаминное лото".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx23.14 КБ
Файл vitaminy_prilozhenie_no1.docx17.85 КБ
Файл konkurs_vitaminnoe_loto.pptx901.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Кулинария» в 5 классе в виде теоретической игры - конкурса

Тема урока: Витамины и их роль в жизнедеятельности человека

Цели урока:

Обучающая: дать понятие о питании, о витаминах.

Развивающая: развитие умений актуализировать знания, функций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).  

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, доброжелательность, уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • мотивация учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

Предметные:

  • осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию.

Тип урока: получение новых знаний.

Методы обучения: дидактическая игра – конкурс

Материально-техническое обеспечение урока: ПК, медиапроектор, экран или интерактивная доска, презентация урока, раздаточный материал: эмблемы с названиями витаминов, карточки с информацией о каждом витамине (приложение 1),

 Структура урока

1. Организационная часть                                                                             5 минут

  • подготовка к занятию,
  • контроль посещаемости,
  • сообщение темы и цели урока.

2.Изложение нового материала                                                                    10 минут

  • объяснение нового материала,
  • объяснение последовательности и правил игры.

3. Игра - конкурс                                                          

  • конкурс I «Витаминное лото»                                                             20 минут
  • физкультминутка                                                        

4. Подведение итогов. Заключительный момент.                                       5 минут

Ход урока

1. Организационная часть

  • подготовка к занятию: учащимся раздаются эмблемы с названием витаминов,  они делятся на две группы согласно цвету эмблем (голубые и желтые), рассаживаются на заранее приготовленные места. Выбирается жюри из 2-3 учащихся в зависимости от количества девочек в классе. Жюри выдаются вопросы конкурса с правильными ответами, оценочная таблица, лист бумаги и ручку каждому члену жюри. В качестве ведущего выступает учитель.
  • контроль посещаемости,
  • сообщение темы и цели урока.

2. Изложение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела- кулинария. Кулинария - это искусство приготовления пищи. Изучая ее, вы научитесь готовить вкусную и полезную пищу. Питание - одна из главнейших потребностей человеческого организма. Наряду с водой и воздухом пища постоянно необходима человеку для обеспечения жизнедеятельности. Чтобы надолго сохранить свое здоровье, нужно правильно питаться, уметь составлять рациональное меню, знать питательную ценность и вкусовые качества продуктов. Так что же такое питание? Питание - это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для построения и возобновления клеток и тканей тела, восполнения энергетических затрат, поддержания жизни, здоровья и работоспособности. С пищей человек получает необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы, а также биологически активные вещества - витамины и минеральные соли. Сегодня мы подробнее поговорим о витаминах.

Витамины - биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Они способствуют правильному обмену веществ, повышают работоспособность, выносливость, устойчивость к инфекциям. Они не синтезируются в организме и поступают только с пищей. В отличие от белков, жиров, углеводов потребность в них не превышает нескольких тысячных, сотых долей грамма. Витамины очень нестойки и разрушаются во время варки продуктов.

Отсутствие витаминов в пище может приводить к тяжелым расстройствам в организме, которые в настоящее время встречаются редко. Часто отмечается снижение обеспеченности организма теми или иными витаминами (гиповитаминозы). Гиповитаминозы носят сезонный характер, наблюдаются чаще всего в зимне-весеннее время, и для них характерны повышение утомляемости, снижение трудоспособности, подверженность различным простудным заболеваниям. Повышенная потребность в витаминах возникает при усиленной физической нагрузке, переохлаждении организма, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Витамины делятся на две группы: жирорастворимые и водорастворимые. Посмотрите на ваши эмблемы. Как вы думаете, почему название одних витаминов напечатано на желтом фоне, а других на голубом? Правильно, желтые - жирорастворимые, голубые - водорастворимые. Назовите, пожалуйста, какие витамины относятся к водорастворимым, а какие к жирорастворимым.

Сейчас каждый из вас в течение трех минут изучает карточку о своем витамине.

3. Объявляю конкурс – «Витаминное лото». 

Дидактическая задача: познакомить учащихся с ролью витаминов в жизнедеятельности организма и их влиянием на здоровье человека.

Игровые действия: каждой учащейся выдается карточка с необходимой информацией о витамине, который она представляет.

Правила игры: в течение 3-5 минут учащиеся самостоятельно изучают информацию о своем витамине, содержащуюся в карточке. Затем на экране будут появляться слайды с описанием того или иного недомогания. Те учащиеся, которые считают, что именно их витамин поможет в этой ситуации, должны поднять руку. За правильный ответ команда получает красную фишку.

Слайд 2  Без каких витаминов невозможно нормальное кроветворение?

(правильный ответ: В2, В6, В12)

Слайд 3 Недостаток какого витамина ведет к нарушению зрения и катаракте?

(правильный ответ: А, Е, В2)

Слайд 4 Какие витамины повышают иммунитет  и сопротивляемость организма различным инфекциям, простудам и неблагоприятным факторам?

(правильный ответ: А, Д, С, В3, В1, В6)

Слайд 5 Какие витамины способствуют росту и укреплению костей?

(правильный ответ: А, Д)

Слайд 6 Какие витамины сохраняют здоровье зубов и десен?

(правильный ответ: А,С)

Слайд 7 Какие витамины сохраняют здоровье кожи, волос, ногтей?

(правильный ответ: А, В2, В3)

Слайд 8 Какие витамины снижают утомляемость?

(правильный ответ: Е, В3)

Слайд 9 Какой витамин эффективен при лечении фурункулов и карбункулов?

(правильный ответ: А)

Слайд 10 Какие витамины ускоряют заживление ожогов и ран?

(правильный ответ: Е, К, В3, С)

Слайд 11 Какой витамин помогает при морской болезни и укачивании в полете?

(правильный ответ: В1)

Слайд 12 Какие витамины необходимы для нормального развития центральной нервной системы, стимулируют работу мозга?

(правильный ответ: В1, В3, В6)

Слайд 13 Какие витамины необходимы для роста детей?

(правильный ответ: В2, В12)

Слайд 14 Какие витамины предотвращают внутренние кровотечения и кровоизлияния?

(правильный ответ: Д, К)

Слайд 15 Какой витамин улучшает память?

(правильный ответ: В12)

Результат: побеждает та команда,  которая наберет максимальное количество фишек из возможных. (голубые-21, желтые- 14).

Жюри подсчитывает фишки и вносит итоги конкурса в таблицу.

4.Физкультминутка

4. Подведение итогов конкурса.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Витамин А

- Предотвращение нарушения зрения в сумерках

-Повышает сопротивляемость организма различным инфекциям.

 -При наружном применении эффективен при лечении фурункулов, карбункулов.

-Способствует росту и укреплению костей, сохранению здоровья кожи, волос, зубов, десен.

 Средняя ежедневная доза, необходимая для взрослых — 1,5 мг витамина А.

Витамина А особенно много содержится в печени морских рыб, сливочном масле, яичном желтке, в моркови, листьях петрушки и шпината, тыкве.

Витамин Д

-Способствует усвоению кальция, сохранению структуры костей.

-При сочетании с витаминами А и С помогает предотвращать простудные

 заболевания.

- Предотвращает внутренние кровотечения и кровоизлияния.

Суточная потребность в этом витамине составляет 2,5 мкг.

Больше всего витамина D содержится в рыбьем жире, морской рыбе, молоке и молочных продуктах.

Витамин Е

-Сохраняет иммунную систему, смягчает отрицательное влияние

 радиоактивных веществ.

-Предотвращает развитие серьезной болезни глаз — катаракты.

-Ускоряет заживление ожогов.

-Снижает утомляемость.

Суточная потребность в витамине Е — 15 мг.

Больше всего витамина содержится в растительных  маслах, печени  животных, яйцах, злаковых, бобовых, брюссельской капусте, брокколи, ягодах шиповника, зеленых листьях овощей. Также его достаточно много в семенах подсолнечника, орехах.

Витамин К

- Предотвращает внутренние кровотечения и кровоизлияния.

 - Ускоряет заживление ран.

 - Усиливает сокращения мышц.

Суточная потребность в витамине К — 0,2-0,3 мг.

Основные «поставщики» витамина К — зеленые листовые овощи, тыква, помидоры, зеленый горошек , яичный желток, рыба, печень животных.

Витамин В1

-Стимулирует работу мозга.

 -Улучшает переваривание пищи, особенно углеводов.

-Повышает защитные силы организма при неблагоприятном воздействии факторов окружающей среды.

- Помогает при морской болезни и укачивании в полете.

Суточная потребность в тиамине — от 1,5 до 2 мг.

Особенно много этого витамина в хлебе, горохе, крупах, грецких орехах, арахисе, яичном желтке, молоке.

Витамин В2

-Участвует в процессах роста (может рассматриваться как ростовой

 фактор). Поэтому этот витамин особенно нужен детям и подросткам.

 -Обеспечивает нормальное световое и цветовое зрение, уменьшает

 утомляемость глаз.

 -Участвует в образовании эритроцитов (красных кровяных клеток),

 т. е. влияет на кроветворение.

-Сохраняет здоровыми кожу, ногти, волосы.

Суточная потребность в витамине В2 — 1,5-2,5 мг.

Больше всего витамина В2  содержится в яйцах, печени, мясе, рыбе, молочных продуктах, сыре, а также в капусте брокколи, шпинате.

Витамин В3

-Необходим  для нормального развития центральной нервной системы.

 -Поддерживает иммунитет, а, значит, повышает сопротивляемость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов.

-Применяется при лечении ряда кожных заболеваний, например экземы.

-Ускоряет заживление ран.

-Предупреждает быстрое утомление.

Суточная потребность в пантотеновой кислоте - 5-10мг.

Лучшие натуральные источники витамина В3 —мясо, печень , яйца, зеленые овощи, семечки, орехи.

Витамин В6

- Препятствует старению организма.

-Необходим  для синтеза антител, т. е. для поддержания иммунитета.

 - Необходим  для образования красных кровяных клеток.

 -Нужен для нормальной работы центральной нервной системы.

 -Помогает избавиться от ночных спазмов мышц, судорог икроножных мышц, онемения рук, некоторых форм невритов конечностей.

Суточная потребность организма в витамине В6— 2 мг.

 Витамин В6 содержится в яйцах, печени, говядине, молоке, болгарском перце, капусте, моркови.

Витамин В12

-Основная функция — обеспечение нормального кроветворения ,т.е. этот витамин предупреждает развитие малокровия.

-Играет большую роль в образовании оболочки, которая покрывает нервы.

 -Необходим  для роста детей, а также способствует улучшению аппетита.

-Улучшает память.

Суточная потребность в витамине В12 — 3 мкг.

 Источники витамина В12— только продукты животного происхождения, причем наибольшее количество витамина содержится в печени. Довольно много витамина В12 в сыре, морских рыбах, несколько меньше - в мясе и птице.

Витамин С

-Витамин С предохраняет организм от многих вирусных и бактериальных

 инфекций.

 -Повышает эластичность и прочность кровеносных сосудов.

 -Помогает очищать организм от ядов, начиная от сигаретного дыма и кончая

 ядами змей.

-Ускоряет заживление ран, ожогов, кровоточащих десен.

 -Повышает сопротивляемость организма к любым неблагоприятным

 воздействиям.

Суточная потребность в витамине С — 70-100 мг.

 Больше всего витамина С содержат свежие фрукты, овощи, зелень.  Шиповник, облепиха, черная смородина, красный болгарский перец — настоящие кладовые этого витамина. Продукты животного происхождения практически его не содержат.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Витаминное лото Конкурс

Слайд 2

Без каких витаминов невозможно нормальное кроветворение?

Слайд 3

Недостаток какого витамина ведет к нарушению зрения и катаракте?

Слайд 4

Какие витамины повышают иммунитет и сопротивляемость организма различным инфекциям, простудам и неблагоприятным факторам?

Слайд 5

Какие витамины способствуют росту и укреплению костей?

Слайд 6

Какие витамины сохраняют здоровье зубов и десен?

Слайд 7

Какие витамины сохраняют здоровье кожи, волос, ногтей?

Слайд 8

Какие витамины снижают утомляемость?

Слайд 9

Какой витамин эффективен при лечении фурункулов и карбункулов?

Слайд 10

Какие витамины ускоряют заживление ожогов и ран?

Слайд 11

Какой витамин помогает при морской болезни и укачивании в полете?

Слайд 12

Какие витамины необходимы для нормального развития центральной нервной системы, стимулируют работу мозга?

Слайд 13

Какие витамины необходимы для роста детей?

Слайд 14

Какие витамины предотвращают внутренние кровотечения и кровоизлияния?

Слайд 15

Какой витамин улучшает память?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины и их роль в организме человека.

Конспект урока в 8 классе по теме: "Витамины"...

Альбом "Ферменты и их роль в жизнедеятельности организма"

Что такое ферменты, их роль и значение....

Урок технологии в 5 классе по теме "Роль витаминов и минеральных веществ в жтзнедеятельности организма"

Цели урока:обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;воспитывающие цели – применять полученные знания д...

Витамины и их роль в организме человека

Углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях хранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ....

Конспект открытого урока по биологии 8 класс. Тема:Витамины и их роль в организме человека"

Конспект урока по биологии разработан для учащихся 8 класа и соответствует ФГОС,...

Урок Витамины и их роль в организме

Конспект урока " Витамины и их роль в организме" (подробный)...