Рабочая программа элективного курса по технологии: «Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе»
рабочая программа по технологии

Рабочая программа элективного курса по технологии

«Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 УКМО Иркутской области

Рабочая программа элективного курса по технологии

«Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе»

Разработана: Сафарчёвой

Ольгой Александровной,

учителем технологии

первой квалификационной категории.

МОУ СОШ № 9 УКМО

Усть – Кут

2021

Пояснительная записка

В.В. Давыдов пишет: «Творчество является уделом всех, ... оно является нормальным и постоянным спутником развития человека».

У каждого человека внутри заложен творческий потенциал. Творчество отражает внутренний мир людей, их стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность.

Раздел декоративно-прикладное искусство и экономические вопросы по предпринимательству вызывают большой интерес у обучающихся, но объем часов программы, отведенный на их изучение, на уроках технологии, не удовлетворяет в полной мере этого интереса. Обучающиеся хотят изучать, через проектную деятельность, углублённо эти разделы, работать над созданием своей фирмы, с использованием изготовления и реализации предметов декоративно-прикладного искусства созданными самими членами сообщества.

Для решения данной проблемы предлагаю адаптированную программу элективного курса «Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе». Она поможет более расширено изучить технологи изготовления мягкой игрушки; вязания; макраме; лоскутной пластики» и другое, а разделы экономики: маркетинг, планирование и т.д. – помогут подготовиться к самостоятельной жизни и открыть свое дело.

 Основной целью преподавания по программе элективного курса является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, творческому развитию личности, со знанием социальной защиты личности при дальнейшей деятельности в новых экономических условиях.

Адаптированная программа разработана на базе государственной программы «Малый бизнес» - где представлена «швейная фабрика».

Новизна программы заключается в том, что вместо швейной фабрики были разработаны разделы по декоративно – прикладному искусству, оставляя экономические разделы. Так же создается своя фирма по выпуску изделий и реализуем их на выставках и ярмарках, тем самым предполагается переход на частичную самоокупаемость.

В процессе учёбы обучающимся предстоит овладеть практическими навыками по лоскутной пластике, макраме, художественной вышивке, вязании, овладеть экономическими знаниями. Деньги, полученные от реализации изделий, идут на приобретение материалов и инструментов.

Адаптированная программа позволит подготовить обучающихся к адаптации в жизни и поможет сориентироваться в условиях рыночной экономики, грамотно вести собственное дело, найти своё место в жизни.

На протяжении всего курса обучающиеся знакомятся с профессиями: дизайнер декоративно – прикладных изделий, технолог по изготовлению предметов декоративно – прикладного творчества, художник – модельер, финансист, разработчик рекламы, юрист, банкир, экономист, статист.

Попробуют себя в роли директора фирмы; заместителя по технической службе, заместителя по хозяйственной службе, служащих, технических работников. Ознакомятся с их должностными обязанностями.

Программа предназначена для обучающихся 7-9 классов, рассчитана на         2 года обучения, по 2 часа в неделю, по 70 часов в год, общий курс 280 часов, для тех, кто хочет углубленно изучать декоративно-прикладное искусство и основы экономики, применить свои знания и навыки на практике.

Задачи:

1.        Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою учебу, осознание своих прав и возможностей.

2.        Экономическое и эстетическое воспитание обучающихся.

3.         Раскрыть сущность основных компонентов малого бизнеса, пути и перспективы их развития.

4.        Воспитание трудолюбия, потребности в труде, бережное отношение бережное отношение к природе, уважение к людям труда.

5.        Формирование обще трудовых и специальных умений, технологических и экономических знаний.

6.        Раскрытие творческих способностей, эстетическая направленность занятия.

Содержание программы:

1 год обучения:

Программа курса предусматривает работу обучающихся над проектом по созданию в школе фирмы по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.                                                                                           В начале обучающиеся изготавливают экспериментальные изделия, затем проводят маркетинговые исследования, через проведения выставки и изучения спроса покупателей (желательно изготовить несколько изделий по разным видам декоративно –прикладному искусству). Составляют учредительный договор и устав создаваемой фирмы. На выставке изделий изучают спрос и предложения товаров, их цена. Определяют конкурентоспособность изделий и потенциальных покупателей. С этого момента начинается работа фирмы по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства. В конце года проводиться повторная расширенная выставка – продажа изделий. Проводится анализ фирмы за первый год работы.

2 год обучения:

Программа 2 года обучения рассчитана на обучающихся, полностью прошедших 1-ый год обучения программы. Второй год обучения предусматривает работу над        вопросами экологии и вторичной переработки сырья, технологий изготовления мягкой игрушки и макраме. Проведение выставки – распродажи, переходя на частичную самоокупаемость, через участие в городских выставках декоративно – прикладного творчества и проводят более глубокие, чем ранее, маркетинговые исследования, используя ИКТ технологии. Программа маркетинговой разработки товаров включает в себя также создание эскиза товарного знака, красочной упаковки и организацию рекламы, окончательный расчет цены изготавливаемого изделия. Проводится выставка продажа изделий.  Работу над проектом завершает его защита.  Конкурс проектов по созданию фирмы можно дополнить смотром авторских работ по декоративно – прикладному искусству

. Задачи решаются обучающимися через профориентационные игры, экскурсии, мастер классы, практические и теоретические занятия.

Первый год обучения.

Задачи:

- овладение технологическим процессом изготовления изделий из лоскутной пластики, вязанных изделий, художественной вышивки

- формирование экономических знаний

- изучение менеджмента организации фирмы

Тематический план

2 часа в неделю, 70 часов год.

Разделы

Количество учебных часов

ТЕОР.

ПРАКТ.

ЭКСК.

ВСЕГО

Введение

1

1

  1. Лоскутная пластика

4

16

2

22

  1. Организация фирмы

2

2

2

6

  1. Технология изготовления изделий художественного вязания (спицы)

4

10

-

14

  1. Промежуточная контрольная работа

1

1

-

2

  1. Менеджмент

4

4

-

8

  1. Вышивка в изделиях декоративно-прикладного искусства

4

9

2

15

  1. Итоговая работа: выставка авторских работ

-

2

-

2

Итого: 1 год обучения

20

44

6

70

Программа 1 года обучения

Разделы

Содержание

Введение

Содержание курса, его цели, задачи Т.Б.

  1. Лоскутная пластика

Машиноведение, цветовая гамма, материалы, шаблоны, практическая работа, изготовление образцов – ручные швы, машинные швы, ручная стёжка, лоскутные куклы, грелки, история возникновения тряпичной куклы. Спираль, полоска, квадрат, треугольники, ромбы, аппликация, пуфики, уголки, витражи, профориентация, ярмарка готовых изделий. Встреча с местными мастерицами. Экскурсия в городской музей.

  1. Организация фирмы

Бизнес и его виды: производственный, коммерческий, финансовый, посреднический, страховой.

Предпринимательство: условия, проблемы.

Выбор вида предпринимательской деятельности. Фирма. Способы владения собственностью.

Виды фирмы: индивидуальная, частная, товарищество с неограниченной и ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа, государственные и муниципальные фирмы. Формирование уставного капитала, открытие расчетного счета в банке.

Правила регистрации фирмы.

Практическая работа – составление устава фирмы и учредительного договора.

  1. Технология изготовления изделия – художественное вязание (на спицах).

Выставка работ.

Промежуточная контрольная работа.

Различные виды резинок, перемещение петель.

Практическая работа – жгуты, косы, меланж, двухцветная вязка, ажур и ажурные вязки.  Вязание  рукавичек, пинетки, игольниц, мягких игрушек.

  1. Менеджмент

Структура органов управления фирмой и их функции. Анализ, прогнозирование организации, оперативное регулирование. Стимулирование, учет, контроль в управлении. Структура и способы построения бизнес – плана.

Практическая работа: составление бизнес-плана и его финансовый расчет.

Планирование бизнес – операций.

  1. Вышивка в изделиях декоративно- прикладного творчества

Игольницы, скатерти, картины,

 салфетки, панно, прихватки.

Итоговое занятие

 Выставка авторских работ. Выставка -ярмарка.

Второй год обучения.

Задачи: 

  • совершенствование знаний и умений в изготовлении мягкой игрушки, изделий в технике «макраме»; 
  • ознакомить с методами и технологиями вторичной переработкой сырья.
  • формирование экономических знаний, через разработку проекта по созданию фирмы.

Тематический план

2 часа в неделю, 70 часов в год.

Разделы

Количество часов

Теорет.

Практ.

Экск.

Всего

  1. Финансы фирмы

2

2

2

6

  1. Технология изготовления изделия (макраме)

5

11

-

16

  1. Маркетинг

2

4

-

6

  1. Экология и утилизация, вторичная переработка сырья

3

5

-

8

  1. Технология изготовления мягкой игрушки

6

16

2

24

  1. Разработка проекта по созданию  фирмы.

2

8

-

10

Итого: 2 год обучения

20

46

4

70

Программа 2 года обучения

  1. Финансы фирмы – экскурсия на предприятие

Основы бухгалтерского учета.

Балансовый отчет – основной финансовый документ фирмы.

Структура баланса. Активы и пассивы баланса. Прибыли и убытки, запасы и резервы. Основной и оборотный капитал малого бизнеса.

Практическая работа: составление балансового отчета фирмы, расчет налогов.

  1. Технология изготовления изделий из макраме.

Выставка изделий.

Нити, инструменты, закрепление нитей. Практическая работа – узлы: простой, «капуцин», «сережка», петельный узел, «репсовый», горизонтальный и диагональный репсовый узел, многоцветные узлы из брид, плоские узлы, сетка из плоских узлов.

Грамматика макраме, фестоны, кисти, плетеные изделия. Индивидуальные и групповые творческие проекты: кашпо, брелоки.

  1. Маркетинг.

Маркетинг как способ поведения и действий в условиях конкуренции и инструмент завоевывания рынка и покупателя. Основные принципы маркетинга. Потребность спроса. Закон спроса и предложения. Дискуссия в форме симпозиума.

Практическая работа: изучение спроса и предложения на рынке изделий декоративно-прикладного искусства, расчет цен, индексация. Маркетинговая разработка товара, организация рекламы изделий.

  1. Экология и утилизация. Вторичная переработка сырья –изготовление изделий.

Выставка работ.

Экологические катастрофы, загрязнение атмосферы, утилизация мусора.

Практическая работа: вторичная переработка отходов – изготовление ковриков из отходов пряжи и ткани.

  1. Технология изготовления мягкой игрушки. Участие в городской выставке.

Технология изготовления мягкой игрушки. Изготовление игрушек.

  1. Разработка проектов по созданию  фирмы.

Конкурсные проекты по созданию  фирмы.

  1. Итоговое занятие:

 Защита проектов по разработке фирмы.

Результаты деятельности.

Обучающийся должен знать и уметь:

  1. Правила безопасности труда;
  • технология изготовления изделий декоративно – прикладного искусства;
  • свойства применяемых материалов;
  • назначение инструментов и приспособлений, уход за ними;
  • требования к качеству изделия;
  • организационные основы деятельности фирмы;
  • формулы для расчета основных финансово – экономических показателей деятельности фирмы;
  •  Выполнять ручные и машинные швы;
  • выполнять эскизы изделий в цвете;
  • выполнять технологические операции по изготовлению изделий декоративно – прикладного искусства;
  • рассчитывать себестоимость, цену изделия;
  • производить маркетинговую разработку товара;
  • рассчитывать рентабельность фирмы;
  • составлять устав и учредительный договор фирмы.

Методическое обеспечение программы:

  1. методическая литература;
  2. раздаточный материал: образцы и карточки по всем разделам;
  3. образцы и схемы проектных работ;
  4. методические папки по декоративно – прикладному искусству;
  5. папки с предлагаемыми проектными работами;
  6. видеозаписи с защитой творческих проектов.

Механизмы отслеживания результатов:

1 год – промежуточные аттестационные практические, самостоятельные работы, заслушивание рефератов, выполнение разнообразных творческих проектов, итоговая аттестация, проведение выставок и ярмарок.

2 год обучения – промежуточные аттестационные практические, самостоятельные работы, выставки распродажи, участие в городских выставках, итоговое занятие – разработка и защита творческих проектов по созданию фирмы.

Условия реализации программы:

  1. Наличие кабинета и материальной базы: методическая литература для руководителя и раздаточный материал для обучающихся.;
  2. оборудование: универсальные стачивающие машины, утюг;
  3. клеевые пистолеты;
  4. материалы для практических работ.

Рекомендации по реализации программы

Данная программа является вариативной. Рекомендуется создавать групповые проекты на основе индивидуальных проектов каждого обучающегося. Позволяет не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свое мастерство.

Список используемой литературы для учителя

  1. Бантики для девочек – «Внешсигма 1999»
  2. Бодлер О.П. Об искусстве. М. 1986
  3. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. М. 1995
  4. Киреева Е.В. История костюма. М. 1977
  5. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Волшебный клубок – 1997
  6. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Вышивка. Первые шаги – 1997
  7. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Послушные узелки – 1997
  8. Программа художественное вязание 9-10 кл., художественная вышивка факультативные курсы. М. Просвещение 1994
  9. Рукоделие. Вышивка, вязание, плетение. М. «Большая научная энциклопедия». 1992
  10.  Русская народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Иркутск. Восточно – сибирское книжное издательство. 1992
  11. Симоненко В.Д. Семейная экономика 7-8 кл. Новое. Вита – пресс.
  12. Твоя профессиональная карьера 8 -11 кл. М. Просвещение 1995, 1997, 1998
  13. Леонтьева А.В. Технология предпринимательства. Новое. Дрофа.
  14.  Экспериментальная программа «Технология». Интегрированный курс «Школа и производство» журнал 1998

Список литературы для обучающегося

  1. Власова В.М. «Основы предпринимательской деятельности» М. 2005
  2. Максимова М., Кузьмина М. «Волшебный клубок», М. 2007
  3. Максимова М., Кузьмина М. «Волшебные узелки», М. 2007
  4. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка. Первые шаги». М. 2007
  5. Максимова М., Кузьмина М. «Лоскутики», М. 2007
  6. «Твоя профессиональная карьера» 8-9 кл., М. Просвещение 2008
  7. Леонтьева А.В. «Технология предпринимательства». Новое. Дрофа.

Список используемой литературы

  1. Дополнительное образование детей. М. Гуманитарное издание центр «Владос»
  2. Сборник программ победителей областного конкурса вариативных программ. Иркутск. 2010
  3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. Профессиональная библиотека учителя. Народное образование. М. 2012
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "Информационные технологии в управлении"

Курс «Информационные технологии в управлении» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»

На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ «Умелые руки»

Курс  «Умелые руки» разработан для учащихся 5-х классов Курс включает в себя технику пропильной резьбы, художественное выжигание и роспись.   Содержание курса направлено на ознакомление учащ...

Рабочая программа элективного курса "Информационные технологии" 11 класс

Курс  «Информационные  технологии» является  преемственным  по  отношению  к  базовому  курсу  информатики  и  ИКТ,  обеспечивающему требова...

Рабочая программа элективного курса по технологии «Стили и направления в моде» для учащихся 8 классов

Рабочая  программа элективного курсапо технологии«Стили и направления в моде»для учащихся 8 классов...

Рабочая программа элективного курса "Компьютерные технологии в бухгалтерии"

Рабочая программа разработана на 1 год. Можно использовать в 10 или в 11 классах...

Рабочая программа элективного курса по технологии для 8 класса "Предания старины глубокой"

Для любой культуры особое значение имеет познание и осмысление собственной старины истоков национальной культуры. Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человек...