Доклад "Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников: из опыта работы"
методическая разработка по технологии

В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова.

 Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. Олимпиадное движение  – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.  С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией. С точки зрения педагогов олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarenn.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному

и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников:

 из опыта работы

                                                              

                                                           

        Что такое олимпиада?

Само по себе это слово многозначное.

Олимпиа́да (гр. olympias (olympiados))

1) у древних греков  состязания в г. Олимпия, а также промежуток в 4года между двумя празднованиями олимпийских  игр,  служивший  единицей  летосчисления;

2) в современном олимпийском движении  четырехлетний период, в первый год которого проводятся олимпийские игры;

3) распространенное в 20-40 гг.  в  СССР  название  конкурсов, смотров  художественной самодеятельности, народного творчества

4) соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой- либо области  знаний ,  например , математическая олимпиада школьников.

В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова.

 Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. Олимпиадное движение  – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.  С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией. С точки зрения педагогов олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.

Целями работы являются:

Развитие познавательной активности обучающихся

Формирование интереса к изучению предмета технология

Выявление уровня подготовки обучающихся по технологии

Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления

Формирование творческой активности обучающихся

Развитие способности к нахождению аналогий

Умение работать в команде (группе)

Развитие коммуникативных способностей обучающихся.

         Однако, одаренность учащегося в рамках школы сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.

На подготовительном этапе работы я разрабатываю задания и даю информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.

         Одной из форм подготовок к олимпиадам я использую исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?

—  Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

—  Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

—  Умение координировать свои действия с действиями родителей.

—  Умение консультировать родителей и учащихся.

—  Профессиональная зрелость.

—  Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

—Эмоциональная стабильность.

—Способность к самоанализу.

—Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

—Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

  Система подготовки участников к олимпиадам:

—базовая школьная подготовка по предмету;

—подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы);

—самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

—целенаправленная подготовка к участию в олимпиаде. 

 Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

Подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической:

-элективные (факультатив) курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  обучающегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения;

-использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы);

-уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

-использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы и эксперимент в школьном кабинете и т.д.

Подготовка школьников к олимпиадам. 

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через

— наблюдения в ходе уроков;

— организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

—оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

2.Создаём творческую группу,  команду  школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет

— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников

—  уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)

3.Планируем работу.

—  при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности

—  оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)

—  предусмотреть возможность отдыха, релаксации

—  не превращать работу группы в пустое времяпровождение

—  наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть  более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.

—  основной  формой работы на занятиях группы будут различные формы индивидуальной и парной работы

4.Расширяем кругозор:

—  читаем книги, журналы

—  работаем в Интернете

—  общаемся дистанционно

5. Решаем задачи.

—  нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию

—  создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)

6. И не останавливаемся на достигнутом

       С одарёнными детьми работать и сложно и интересно. Интересно потому что  есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на интересующие нас темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда  приходится  самому учиться, чтобы «держать планку».

Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

   Методы и средства обучения

  базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:

— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;

— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;

—Учащийся становится субъектом своего собственного развития;

—Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.

  Ведущие методы творческого характера:

 - проблемные;

 - поисковые;

 - эвристические;

 - исследовательские;

 - проектные

   в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 

 

Условия успешной работы с одаренными обучающимися:

 — осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

— признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

— постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

— включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

 

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком

 – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю-предметнику в работе необходимо:

— Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .

— Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

— Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на  разного рода раздражители и стимулы.

5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 Способные, а тем более одаренные дети, быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Наша задача изыскать возможности и направить эти качества и способности во благо всем: и самому ученику, и учителю, и школе.

Учитель технологии МБОУ Зонская СОШ Егоров Ю.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников)

Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапувсероссийской олимпиады школьников)...

Приказ о подготовке учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 17.12.2015

Приказ о подготовке учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников...

О подготовке к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 2018

О подготовке к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 2018...

2015 г. Дополнительный образовательный курс «Подготовка учащихся 8-11 классов к муниципальному, региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку»

Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку проводится с 1998 года. Задания олимпиады проверяют как рецептивные навыки (чтение, аудирование), так и продуктивные навыки (письменная и устная...

Приказ Об утверждении состава команды обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций города Когалыма для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 учебном году.

Приказ Об утверждении состава команды обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций города Когалыма для участия в  региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 уч...

Выступление на РМО учителей технологии "Особенности подготовки и участия обучающихся в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии"

   Организация работы по подготовке одарённых обучающихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образ...