Технологическая карта урока технологии 6 класс «История костюма. Женская рубаха Тамбовской губернии конца18 начала19 века ».
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Колесникова Екатерина Валентиновна

Класс: 6 «А»

Время: 45 минут

Педагогические цели

Закрепить знания по теме плечевое изделие

Задачи

обучения –  научить классифицировать плечевые изделия, познакомится с женским костюмом Тамбовской губернии конца 18 начала19 века.

развития – способствовать формированию работы с информацией, инструкционными картами, чертежными принадлежностями .

воспитания – сформировать интерес к предмету и любовь к малой Родине.

Тип урока

Постановка и решение поставленных задач

Методы и формы обучения

Обьяснительно-иллюстрационный; практический/ индивидуальная фронтальная.

Планируемые результаты (предметные)

Научаться выбирать для решения поставленных задач нужную  информацию, анализировать   и систематизировать полученные знания, самостоятельно выполнять творческие задания, решать технологические задачи.

Личностные

Результаты

Проявляют интерес к творческой деятельности

Универсальные  учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: научаться принимать и сохранять учебную задачу урока; планировать и регулировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: научаться находить  необходимую информацию из различных источников, наблюдать, сравнивать, рассуждать;

Коммуникативные: научаться формировать  ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Основное содержание темы, понятия и термины

Понятие о женская рубахи. Виды и назначение рубахи.  Отделка и значение вышивке. Культурно-исторические традиции тамбовской Губернии конца 18 начала 19 века.

Образовательные ресурсы и оборудование

Рабочая тетрадь,  образцы женской, девичей и детской рубахи,  компьютерная презентация, простой  и цветные карандаши, ластик, линейка, мультимедийное оборудование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МАОУ СОШ №24 г. Тамбов

Учитель технологии

Колесникова Екатерина Валентиновна

Тема урока: «История костюма. Женская рубаха Тамбовской губернии конца18 начала19 века ».

Класс: 6 «А»

Время: 45 минут

Педагогические цели

Закрепить знания по теме плечевое изделие

Задачи

обучения –  научить классифицировать плечевые изделия, познакомится с женским костюмом Тамбовской губернии конца 18 начала19 века.

развития – способствовать формированию работы с информацией, инструкционными картами, чертежными принадлежностями .

воспитания – сформировать интерес к предмету и любовь к малой Родине.

Тип урока

Постановка и решение поставленных задач

Методы и формы обучения

Обьяснительно-иллюстрационный; практический/ индивидуальная фронтальная.

Планируемые результаты (предметные)

Научаться выбирать для решения поставленных задач нужную  информацию, анализировать   и систематизировать полученные знания, самостоятельно выполнять творческие задания, решать технологические задачи.

Личностные

Результаты

Проявляют интерес к творческой деятельности

Универсальные  учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: научаться принимать и сохранять учебную задачу урока; планировать и регулировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: научаться находить  необходимую информацию из различных источников, наблюдать, сравнивать, рассуждать;

Коммуникативные: научаться формировать  ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Основное содержание темы, понятия и термины

Понятие о женская рубахи. Виды и назначение рубахи.  Отделка и значение вышивке. Культурно-исторические традиции тамбовской Губернии конца 18 начала 19 века.

Образовательные ресурсы и оборудование

Рабочая тетрадь,  образцы женской, девичей и детской рубахи,  компьютерная презентация, простой  и цветные карандаши, ластик, линейка, мультимедийное оборудование.

Организационная структура урока

Этапы

урока

Форма, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1.Орг. момент

Фронтальная. Словестный.

- Приветствие учащихся. Проверка по списку учащихся, запись отсутствующих.

- Проверка готовности учащихся к уроку

Готовятся к уроку.

Повторяют пройденный материал на прошлом уроке

Готовность учащихся к уроку

2.Проверка домашнего задания

Фронтальная. Словестный, наглядный

- Проверка домашнего задания мы проведем в необычной форме. В нашем волшебном квадрате зашифрованы слова и понятия, с которыми мы познакомились изучая тему «Плечевая одежда».(приложение 1)

 Учащиеся выполняют задание, контролирует и направляет.

Отвечают  на вопросы, отгадывают загадки

Выбирают правильные варианты  ответа, закрепляют пройденный материал

Правильный выбор ответов на задание

3. Подготовка изучению нового материала

Фронтальная.

Словестный, наглядный. Вводная беседа

- На прошлых  уроках мы научились снимать мерки, строить чертеж основы плечевого изделия с цельнокройным рукавом, с помощью моделирования создавать различные виды   ночной сорочки. Чтобы закрепить полученные знания мы познакомимся историей одежды, которую носили в Тамбовской губернии в конце 18 и начале 19 века. Но прежде чем начать,  давайте вспомни что такое плечевая одежда?

- Какие виды плечевой одежды вы знаете?

-Какие мерки нужны для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокройным рукавом?

Отвечают на вопросы,   определяют цель деятельности на уроке

Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью вопросов учителя

Беседа по вопросам

4.Изучение нового материала

Фронтальная. Словестный, наглядный

Беседа о женской рубахе Тамбовской губернии конца 18 начала19 века, виды и назначение рубахи, отделка и значение вышивке на ней.

Демонстрирует  компьютерную презентацию по теме урока, сопровождая объяснением.

Записать в тетрадь основных понятий и термины.

- Сегодня на уроке мы немного окунемся в историю костюма, поговорим о женской рубахе Тамбовской губернии конца 18 начала 19 века,  узнаем из каких материалов ее шили, и как украшали

   В конце урока будет интересная творческая работа. Так что, внимательно слушайте и смотрите.

На Руси по одежде  можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).

Основой костюма наших предков была домотканая  рубаха.  Само слово происходит от корня «руб» - кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело ещё значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом. Позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, дочери – рубаха матери. Рубашки детям шили не из нового холста (полотна), а из старой одежды родителей. Рубашка из старой поношенной материнской мягче, она хранит тепло материнского тела.

Выбрасывать старую одежду считалось грехом, как и покупать (шить) лишнее.

Свою рубаху нельзя было продавать, считалось. Что заодно с рубахой продашь и своё счастье. По этому всегда так ценились люди, готовые отдать ( подарить ) последнюю рубаху.

Женская рубаха от мужской отличалась длиной до пят. Её изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с  низким воротником-стойкой. Также отличались подателям кроя с прямыми и косыми поликами( вставками  в верхней части). В Тамбовской губернии  носили рубахи с косыми поликами из красной однотонной или  набивной ткани.

Рубаха  - шилась из белого льняного или конопляного полотна.

Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».

Чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица, а касаясь  до земли подолом, женщина получала жизненную силу от неё.  

 В  узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.

Прямая горизонтальная линия обозначала землю,  волнистая горизонтальная  - воду; огонь, солнце – изображались крестом. Цвета используемые в основном были: красный и белый, черный, золотой, реже зеленый, голубой, желтый.

 С развитием промышленности для отделки использовались атласные ленты, сутаж,  бисер.

Различались рубахи по назначению:

-нижняя (нательная) и верхняя.

В свою очередь верхняя могла быть: повседневной, праздничной, свадебной, и траурной.  Повседневную украшали скромно, праздничная и свадебная отличались богатой отделкой.

Слушают объяснение, смотрят презентацию, записывают основные термины и понятия

Принимают и сохраняют учебную задачу, проявляют познавательный интерес, умеют наблюдать и сравнивать

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная

Практическая

Упражнения (сидя за партой):

  1. И.п. – руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться с и.п.
  2. Руки на сиденье около спинки. Наклониться вперед, стараясь достать руками до пола, вернуться в и.п.
  3. И.п. – руки на столе, сгибание пальцев в кулак и разгибание.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

5.Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, индивидуальная.

Словестный, наглядный, практический

Практическая работа.

Работа по учебнику (стр.161)

- Для того чтобы закрепить полученные знания на уроке мы выполним эскиз женской рубахи. Сейчас каждая из вас получит лист, с уже нарисованным контуром женской рубахи, на основе которого вы выполните задание.

 На всю работу вам отводиться 15 минут. Время пошло, можете приступать.  

Наблюдение при необходимости оказывает помощь в выполнении задания

Выполняют предлагаемые задания, анализируют результаты работы

Владеют приемами работы с ручными инструментами. Осуществляю  самоконтроль.

Практическая работа

6. Рефлексия учебной деятельности (итог)

Фронтальная.

Словестный.

Беседа

По окончанию делаем выставку работ на стенде, оцениваем работу учащихся. Выявляем ошибки и недочеты, если есть.

- Что нового вы узнали на уроке?

-Понравился ли вам урок?

Слушают  учителя, одноклассников;

Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке

Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы

Домашнее задание

Фронтальная.

Словестный.

Выучить записи в тетради, принести ткань,  инструменты и приспособления для раскроя плечевого изделия.

Записывают домашнее задание. Слушают объяснение учителя

Выделяют главную информацию

Наблюдение

Используемая литература:

  1. Технология. 6 класс: рабочая программа  и технологические карты уроков по учебнику   А.Т.Тищенко, Н.В. Синцы, В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов  /авт.- сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2017г. – 207с.
  2. Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /         [Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко и др. ]. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана- Граф, 2015.-208с.: ил.  
  3. Интернет ресурсы:

https://oren-reader.livejournal.com/3361569.html

https://infourok.ru/prezentaciya-kostyum-tambovskoy-gubernii-2001791.html

http://www.myshared.ru/slide/627419/

Приложение 1.

М

О

Д

Е

Л

И

Р

О

 У

Л

Б

Р

У

К

А

В

З

К

А

М

Е

Л

В

А

Ч

Т

А

Л

А

Х

И

Н

Е

Р

Т

М

Е

Р

К

И

П

А

Ё

Ж

Г

О

Р

Е

Р

К

Н

И

П

С

Л

О

И

Л

И

А

А

Н

И

В

П

К

Н

К

Е

К

О

Ш

У

С

Е

Й

Л

А

Л

Е

Ш

Ё

Л

К

Ь

Т

С

Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 7 класс история

Используется при работе с ФГОСами, формируются УУД. Особо выделена работа учащихся и учителя на уроке....

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....

Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс

Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...