Проектирование современного урока технологии с применением интерактивных методов и форм обучения учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения
методическая разработка по технологии

Спивак Мария Сергеевна

Современный урок технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование современного урока технологии с применением интерактивных методов и форм обучения учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения

«Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

 Джон Дьюи

Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.

Термин «интерактивность» inter (взаимный), act (действовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения занятия.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности:

- практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания;  

- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

- способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Наиболее известными и потенциально эффективными формами и методами интерактивного обучения считаются следующие:

  • Мастер-классы —  передача практического опыта от учителя к ученикам.
  • Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.
  • Кейсы — решение конкретной ситуации.
  • Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
  • Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
  • Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.
  • Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
  • «Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
  • «Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.
  • Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
  • Деловые игры — обыгрывание ситуаций.
  • «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.
  • Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
  •  «Дерево решений» —  работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.
  • «Фишбоун» - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.

При использовании интерактивных форм и методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В. А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Преимущества интерактивных методик обучения в том, что они:

• пробуждают у обучающихся интерес;

 • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

 • обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

 • формируют у обучающихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

 • способствуют изменению поведения.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Современный урок - прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Как подготовить современный урок - сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это предметная область, обеспечивающая интеграцию знаний из областей естественнонаучных дисциплин, отражающая в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и аспекты материальной культуры. Она направлена на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, соответствующих потребностям развития общества. В рамках предметной области «Технология» происходит знакомство с миром технологий и способами их применения в общественном производстве.

Президент РФ Путин В.В. в одном из своих обращений к Федеральному Собранию подчеркнул, что нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху.

Перед всеми учителями технологической направленности стоит главная задача - развитие творчески способных учащихся, которые должны самостоятельно мыслить и креативно действовать.

Современный урок технологии (и не только) строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. у школьников развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Структура современного урока

1) Самоопределение деятельности (Орг. момент)

2) Актуализация опорных знаний.

3) Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

4) Открытие новых знаний

5) Первичное закрепление.

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу

 7) Включение нового знания в систему знаний (повторение)

8) Рефлексия деятельности.

Как подготовить современный урок технологии?

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

•        комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

•        выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

•        определение целесообразной последовательности, дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

•        выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

•        дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

•        создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Требования к современному уроку:

•        хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

•        учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•        урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

•        учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

•        вывод делают сами учащиеся;

•        минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•        времясбережение и здоровьесбережение;

•        в центре внимания урока - дети;

•        учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•        умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•        планирование обратной связи;

•        урок должен быть добрым.

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

•        свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику      предоставляется право выбора);

•        открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

•        деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

•        идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

•        обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

В новые ФГОС заложено требование, при котором ученик должен овладеть универсальными учебными действиями (УУД) – личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными, знания должны быть метапредметными, педагогика мыследеятельностной, подходы к обучению компетентностными, практико-ориентированными. Организовать урок в соответствии с этими требованиями может помочь технологическая карта урока, выполненная в виде таблицы, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС к результатам образования.

Структура технологической карты урока включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Для примера предлагаю рассмотреть технологическую карту современного урока технологии с применением интерактивного метода обучения учащихся – «Фишбоун»

Литература

  1. https://unecon.ru/sites/default/files/interaktivnyemetodyobucheniyaprezentaci_gildingersh-min.pdf
  2. https://infourok.ru/statya-formi-i-metodi-interaktivnogo-obucheniya-3826924.html
  3. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=21484
  4. Современные интерактивные технологии и методы обучения в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ebeam-russia.ru
  5. Ушинский К. Д. Цитаты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.moudrost.ru/avtor/ushinskiy.html
  6. Современный урок технологии в рамках ФГОСhttps://infourok.ru/sovremenniy-urok-tehnologii-v-ramkah-fgos-3771294.html
  7.  Современный урок технологии https://www.1urok.ru/categories/15/articles/47489
  8. Современный урок в условиях реализации ФГОС https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sovremennyy-urok-v-usloviyah-realizac/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

«Особенности современного учебного занятия в условиях реализации ФГОС нового поколения»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».    Конфуций (551—479 до н.э.)...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Технология творческой мастерской как способ активизации мыслительной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

          Труд учителя сложен и многогранен. Современная действительность предъявляет ряд требований не только к методам и формам организации учебного процесса, но к са...

Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения

Проектирование и внедрение инновационных комплексов  педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения (из опыта работы МБОУ "СОШ №1" г.о.Кашира)...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Выступление на  заседании МО  по теме:  «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»...

Технологическую Карту современного урока технологии с применением интерактивного метода обучения учащихся – «Фишбоун»

Технологическая карта урока технологии (с применением  метода обучения  – «Фишбоун»)...