План-конспект урока Раздел 4. Технология обработки конструкционных материалов. Тема раздела : « Технология художественно-прикладной обработки материалов.» Урок 1. Тема: Выпиливание лобзиком.»
методическая разработка по технологии (5 класс)

Трунова Яна Анатольевна
Технологическая карта урока "Выпивание лобзиком. Ёлочная игрушка из фанеры."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_5kl_vypilivanie_lobzikom.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Трунова Яна Анатольевна

Класс: 5  

Дата:                     

Предмет: технология

План-конспект урока

Раздел 4. Технология обработки конструкционных материалов.

Тема раздела : « Технология художественно-прикладной обработки материалов.»

Урок 1. Тема: Выпиливание лобзиком.»

Цель урока: создавать условия для развития личностных универсальных действий: приобретение новых учебных знаний в технологической деятельности; воспитание эстетического вкуса, культуры труда и поведения; рациональной организации рабочего места, бережного отношения к оборудованию цеха, профориентации учащихся.

способствовать становлению регулятивных универсальных действий: развивать у обучающихся умение выделять главное в изучаемом материале, развивать самостоятельность учащихся при организации практической деятельности, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, переносить полученные на уроке знания в новую практическую ситуацию, осознавать цель занятия и оценивать достигнутый результат.

способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий: продолжить формировать умения и навыки использования ручных инструментов и приемов обработки при изготовлении изделий из древесины и древесных материалов. Умение выходить из проблемных ситуаций, анализировать и строить логические цепочки.

способствовать воспитанию коммуникативных универсальных учебных действий: умение высказывать свои мысли, слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Задачи:

обучения – усвоение и закреплению обучающимися знаний о работе с древесиной и древесными материалами; ознакомление с технологиями художественно-прикладной обработки материалов  (изготовление ёлочной игрушки из фанеры с помощью ручного лобзика); вспомнить технику безопасности при работе с лобзиком; выявить особенности работы с данным инструментом; определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

развития – способствовать получению практических навыков и умений работать с древесиной, умения анализировать, делать выводы, интереса школьников к изготовлению предметов своими руками, умений и навыков рациональной организации рабочего места согласно правил ТБ для работающих с ручными столярными инструментами и приспособлениями;

воспитания – умения слушать, правильно, грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от одноклассников, учителя; технологической культуры. Сформировать культуру общения при работе в группе и в коллективе.

Дидактические средства обучения: электронные средства обучения, примеры творческих проектов  учащихся, фотографии (слайды)  проектов, выполненные пятиклассниками прошлых лет, учебник технологии,  персональный компьютер (ПК).

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий,  инструктаж по правилам безопасной работы.

Тип урока: комплексный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний).

Формируемые универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные;

Опорные понятия: лобзик, пилка (полотно), выпиловочный столик, техника безопасности. 

Планируемые результаты обучения

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Формирование мотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, трудолюбия и ответственности за качество с работы.

Знание:

различных приёмов обработки древесины древесины; видов обработки материалов и инструменты для такой обработки, расширение кругозора учащихся в процессе изучения данного вида художественно-прикладной технологии; формирование знаний о технике и об особенностях выполнения изделий ручным лобзиком.

Умение:

изготовление изделий с соблюдением правил безопасной работы, формирование навыка обращения с инструментом.

Познавательные:

формирование и развитие творческих способностей;

умение делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Регулятивные:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.

Технологическая карта урока (2 часа)

№ п./п.

Этапы урока

Цель этапа

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые  УУД

1.

Организационный момент 

Активизация учащихся

2

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: планирование занятия

Познавательные: порядок проведения  и организация урока по технологии

Коммуникативные: взаимное сотрудничество  учителя  и обучающихся на уроке

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Выявить возможные трудности и противоречия у учащихся.

Вызвать интерес к изучаемому материалу.

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

10

Цель для учеников

- Давайте выясним, что и зачем мы сегодня будем делать.

Озвучивает цель данного этапа в виде постановки проблемы;

Показывает выпиленное и зачищенное изделие.

- Ребята, как вы считаете, что это за  изделие?- Что оно вам напоминает?

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Предлагает учащимся сформулировать возникшую проблему. Воспринимает (слушает), корректирует. Подводит к формулированию проблемы.

Предлагает учащимся сформулировать цель урока и озвучить её.

- Правильно. Это ёлочная игрушка, изготовленная из фанеры с помощью ручного лобзика.

Откройте ваши тетради. Запишите сегодняшнее число. И тема нашего урока – «Выпиливание лобзиком».

- Давайте запишем основные понятия по новой теме.

Диктует – «Выпиливание лобзиком – это один из распространенных видов художественно прикладной обработки древесины, заключающийся в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры придают необходимые криволинейные формы (выпиливают)».

«Лобзик представляет собой металлическую рамку, на концах которой имеются винтовые зажимы с гайками для крепления пилки.»

«Пилка- узкая тонкая металлическая полоска с мелкими зубьями»

Побуждает к активному включению в учебную деятельность.

- Ребят, чтобы нам поставить и решить задачи по достижению нашей цели, мы с вами должны научиться правильно использовать лобзик.

Важным моментом в использовании ручного лобзика, является правильная установка пилки в лобзик, положение лобзика во время работы, а также соблюдение правил безопасности на уроке.

Показывает порядок установки пилки, её правильное направление.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм  своих действий.

Планируют варианты выполнения творческого проектного задания

Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные:  целеполагание, планирование деятельности

Познавательные:  умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации

3.

Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и  степень готовности к усвоению нового материала

13

Анализирует полученные знания и  умения по предмету.  Озвучивает цель данного этапа в виде выявления пробелов в знаниях;

Мотивирует учащихся на совместную деятельность.

Предлагает проанализировать информационные источники и поставить задачи по достижению данной цели.

Контролирует и подтверждает правильность выводов;

Воспринимает, корректирует, подводит к правильному выводу;

Обобщает полученные результаты;

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные: анализ объектов труда с целью выбора идеи проекта.

Коммуникативные:  сотрудничество и общение  учителя  и  обучающихся

4.

Первичное усвоение новых знаний

Организовывать осмысленное восприятие новой информации

10

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать значение понятия  «Выпиливание лобзиком» .

Обсуждает этапы выполнения творческого проекта, и  последовательность  его выполняется;

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради

Личностные: осознание своих возможностей;

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в  полноте и точности выражения свои мысли

5.

Первичная проверка знаний

Способствовать эмоциональному настрою  и развитию познавательного интереса  к теме

10

Задает вопросы:

- Вспомните, пожалуйста, тему нашего урока.;

- Какие предметы мы можем изготовить с помощью ручного лобзика?

- Прочитайте, пожалуйста, технику безопасности при работе ручным лобзиком;

- У вас на это 1 минута. Просим одного ученика перечислить правила техники безопасности, а остальных учащихся ее дополнить.

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют пройденный материал.

При помощи копировальной бумаги переносим рисунок ёлочной игрушки на заготовку из фанеры. Готовимся в выпиливанию изделия лобзиком.

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные:  анализировать и устанавливать логическую последовательность  в ответах на вопросы.

Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения  собеседников

Познавательные: применять полученные знания при выполнении творческого проекта

6.

Первичное закрепление

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

30

Предлагает задание на усвоение новых знаний.

фронтальная форма

- выдвинуть идеи   творческого проекта

- из каких видов материалов предполагается его выполнение;

- какими инструментами будет выполняться работа;

- какова последовательность выполнения этой работы;

индивидуальная форма

- обосновать лично выбор идеи своего проекта

Осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Обсуждают классом, в группах, индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Объясняют, анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи.

Приступают к выполнению проекта.

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно  выстраивать  ответы включающие технологическую терминологию. 

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие  друг с другом, и в целом в коллективе

7.

Контроль  усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции  и совершенствования

7

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение  у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию,  возможных допущенных ошибок

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

8.

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

5

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

-Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

-Для чего необходимо знать  данный материал?

-Какие затруднения у Вас возникли?

-Дайте анализ своей деятельности на уроке.

-Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, обсуждают ее, делают выводы

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности;

Познавательные: умение структурировать знания и проводить и давать  самооценку;

Коммуникативные: умение слушать и вести  диалог

9.

Рефлексия деятельности

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии

3

Давайте выясним, что у вас получилось, а в чём были затруднения и оценим, как вы сегодня поработали.

Вопросы для подведения итогов:

1. Было интересно….

2. Я понял, что…..

3. Я научился…

4. Теперь я могу….

5. Меня удивило….

6. Мне захотелось….

Рассуждают, оценивают, свои действия, удачи или неудачи.

Личностные: осознание интереса и  важности изучения предмета;

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке;

Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести  диалог;

 Правила безопасной работы.

1 Надежно прикреплять выпиловочный столик к крышке верстака.

2 Правильно и надежно закреплять пилку в лобзике.

3 Во время работы не наклоняться низко над изделием.

4 Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.

5 При выпиливании не делать рывков лобзиком и не допускать изгибов пилки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Выпиливание лобзиком"

Конспект урока по технологии: "Выпиливание лобзиком"...

Конспект урока на тему: "Выпиливание лобзиком"

Технологическая карта по технологии. содержит цели, задачи, а аткже поэтапное содержание урока....

Технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком"

Технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком"...

"Сведения о технологическом процессе. Новые технологии обработки конструкционных материалов"

Открытый урок в 7 классе по теме: "Сведения о технологическом процессе. Новые технологии обработки конструкционных материалов" (презентация теоретического опыта преподавателя технологии)...

Технологическая карта занятия по технологии по теме " Технология обработки конструкционных материалов"

Ознакомить учащихся с видами кормушек и сформировать навыки по их вполнению, соблюдая технологическую последовательность....

Тест по разделу «Технологии художественно-прикладной обработки древесины»

Тест разработан по разделу "Технологии художественно-прикладной обработки древесины", в тесте 15 вопросов, в каждом вопросе один правильный ответ....