«Развитие индивидуальных способностей, творческого потенциала учащихся на основе инновационных форм и методов обучения на уроках технологии»
методическая разработка по технологии

Калашников Андрей Константинович

«Развитие индивидуальных способностей,

творческого потенциала учащихся на основе

инновационных форм и методов обучения

на уроках технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Развитие индивидуальных способностей,

творческого потенциала учащихся на основе

инновационных форм и методов обучения

на уроках технологии»

                                                                                                   Подготовил:

                                                                                        учитель технологии

                                                                                          Калашников А.К.

                                                                2017

Одной из задач нашей школы - это подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Требования современной школы в сложных экономических условиях заставляют нас использовать свой творческий потенциал для реализации поставленной задачи. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развития у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

             Значимая роль в воспитании этих качеств принадлежит урокам технологии. Развивая творческие способности у своих детей, я поставил перед собой следующие задачи:

*        Создавать    условия   для активного   познавательного процесса уже накопленного, культурного опыта общества;

*        Способствовать вовлечению учащихся в творческий учебный труд и проявлению ими творческой индивидуальности;

*       Развивать у обучающихся творческие способности и умение анализировать свою деятельность;

            *        Добиваться   положительных   результатов,   используя метод проектов, проблемный метод,  личностно-ориентированный подход, технологию  игры.

Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса.

Одним из наиболее важных, требований в отборе проектов
является его творческая направленность. Творческие проекты моих учащихся несут в себе общественно полезную или личную значимость (удовлетворение запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка).

Метод проектов дает ощутимый эффект в работе с детьми. Чаще всего учащиеся для проектов выбирают темы при изучении таких разделов как: «Обработка древесины», «Художественная обработка материалов». Именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить себя, проявить свою индивидуальность, свое творчество.

Проектирование начинается с выбора тематики предстоящей работы, где ребенок сможет более ярко самовыразиться, проявить свою индивидуальность и личные творческие способности. В 5-6 классах дети выбирают ее по своему желанию, в старших же классах я стараюсь рекомендовать конкретному ребенку тот вид деятельности, который более прочно раскроет его внутренние склонности и возможности.

Обучающиеся МКОУ «Любимовская СОШ» выполняли проекты «Салфетница», «Кормушки для птиц», «Подарок к дню Учителя» и др.

На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности, развивает индивидуальность каждого ребенка.

В роли приема, входящего в методы развития творческих способностей учащихся, выступают занимательные аналогии, кроссворды, шарады, которые я так же использую в своей работе.

Знакомство детей с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, формируют нравственные чувства, мировоззрение, уважение к труду и умение трудиться. В народном декоративно-прикладном искусстве всё основано на великолепнейших приёмах и профессиональных навыках, выработанных на протяжении многих поколений и ставших от этого столь совершенными, что они позволяют достигать большей художественной выразительности простыми средствами.

На уроках технологии изготавливается немало интересных и полезных изделий и поделок. Чтобы заинтересовать детей,  избежать однообразия на своих уроках  применяю творческие задания. К выбору заданий подхожу дифференцировано. Ведь каждый учащийся имеет различный темп обучения, активность восприятия нового материала, скорость его усвоения. Некоторым ученикам советую не слишком сложную модель, для того чтобы  ученик не утратил интереса к выполнению задания. А некоторым – более сложную модель, учитывая его успехи по предмету.

Создание красивых вещей – процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве, а мастерство оттачивается на уроках. Важно только вовремя их научить, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя. На уроках ребята, выполняя творческие задания, наблюдают друг за другом, у кого что получится, у кого интереснее изделие, у кого-то оригинальнее. Всё это повышает интерес к выполняемым работам.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. В МКОУ «Любимовская СОШ» работает кружок декоративно-прикладного творчества «Волшебные узоры», на занятиях которого ребята изготавливают поделки на различные темы. Эти поделки занимают призовые места на конкурсах, выставках, фестивалях  разных уровней.

Участие учащихся в конкурсах, выставках развивает не только познавательную и творческую активность ребят, но и воспитывает в них чувство ответственности за выполненную работу, умение ценить прекрасное.

Развитие творческих способностей каждого ребенка является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п.

 Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знанияи умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока....

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии".

Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность...

Развитие творческого потенциала и познавательной активности обучающихся на основе инновационных форм и методов обучения

Выступление на методическом объединении "Развитие творческого потенциала и познавательной активночти обучающихся на основе  инновационных форм и методов обучения"....

Программа «Использование инновационных форм и методов обучения на занятиях творческого объединения «Изостудия»

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Инновационное обучение направлено на формирование у обучающих...