Методическая разработка «Декорирование женского головного убора как элемента народного костюма»
методическая разработка по технологии (5 класс)

Стецкая Елена Александровна

Обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.

Для 5 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Декорирование женского головного убора как элемента народного костюма»

Цель: обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.

Задачи:

  • воспитывать интерес и уважение к русской культуре и другим национальным традициям;
  • расширить представление о кокошнике как элементе русского народного костюма;
  • обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
  • развивать художественный вкус, творческие способности детей;
  • формировать навыки самостоятельной и групповой работы.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериалов); практический метод (последовательное изготовление кокошника).

Раздаточный материал: конверты с образцами, технологическими картами по теме; шаблоны орнаментов и узоров, простые карандаши; швейные принадлежности (клей, ножницы); материалы для декорировани (бусинки, тесьма, пайетки, атласные ленты и т.п.)

Наглядный материал: презентация с иллюстрациями, изображающими национальные головные уборы; фото женских головных уборов разнообразных форм, выполненных в традициях народов разных национальностей.

Демонстрационный материал: образцы последовательного выполнения декорирования кокошника, шкатулка с украшающими и декорирующими элементами: бисерными лентами, бусами, тесьмой с пайетками, атласными лентами.

Музыкальное сопровождение: песни разных национальностей для дефиле

План:

  1. Подготовительно-организационный этап, Приветствие гостей, представление участников, вопросы( сообщение и обоснование выбора темы,) определение целей и задач урока.
  1. Основная часть

Введение в тему: 

Повторение: беседа учителя с участниками о кокошнике.

Практическая работа:

  • рассмотрение  образца кокошник на конверте и на доске;
  • знакомство с используемыми декоративными материалами;
  • разъяснения учителем процесса этапов выполнения работы;
  • подбор  узоров, орнаментов к основе кокошника;
  • подбор декорирующей фурнитуры .
  • выбор техники исполнения декорирования; декорирование кокошника (сопровождается презентацией и комментариями последовательных операций выполнения работы);
  • демонстрация готовых изделий в конце занятия в виде дефиле.
  1. Заключительный этап. Рефлексия.

Ход урока:

Оргмомент

Девочки заходят в класс в косынках и фартуках, под которыми надеты национальные костюмы.

ЗДРАВСТВУЙТЕ девочки. Поздоровайтесь с нашими гостями, которые присутствуют на нашем уроке.

Перед Вами лежат конверты.Посмотрите на и скажите, какое изделие изображено? (Что вы видите?)

Как, вы думаете к какому виду одежды относится данное изделие?

Они отличаются друг от друга или нет?

Почему, Вы считаете, что они разные?

 А теперь давайте посмотрим на экран (презентация людей в кокошниках). В каждой стране существуют свои традиции и разные элементы декора украшения данного головного убора. И поэтому тема нашего урока

 «Орнаменты и узоры разных народов».

Учитель раздает раздаточный материал.

Дети приступают к выполнению.


Цель- обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.

Задачи вы можете увидеть на слайде (не проговариваем):

  • воспитывать интерес и уважение к русским и другим национальностям и национальным традициям;
  • расширить представление о кокошнике, как элементе русского народного костюма;
  • обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
  • развивать художественный вкус, творческие способности детей;
  • формировать навыки самостоятельной и групповой работы.

Учитель: Девочки, расскажите, что вы уже знаете о кокошнике?

Ученица: Кокошник — старинный русский женский головной уборв виде гребня (опахала (веера) или округлого щита) вокруг головы. Название «кокошник» (кокуй, кокошко) известно с XVII века, происходит оно от древнеславянского слова «кокош», обозначавшего курицу или петуха. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века.

Учитель: Предлагаю повторить для наших гостей, что же представлял собой кокошник как элемент традиционного русского костюма.

Девочки по цепочке:

  1. Это лёгкий веер из толстой бумаги с задником, т.е. пришитый к шапочке или волоснику.
  2. Иногда кокошник имел начельник и матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. На задник также иногда сажали большие декоративные банты.
  3. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга.
  4. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником.
  5. Поверх кокошников часто носили убрус – шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей илифату – тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом.
  6. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком, а длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком и спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.

Практическая работа:

Учитель: Девочки, посмотрите на изображение красивых девушек  и назовите декоративные материалы, которые используют для их украшения мастерицы-кокошницы.

(2 девочки,рассматривая иллюстрации, фотографии и модели кукол,по очереди называют материалы)

Ответ: Для украшения использовали различный материал: декоративный шнур, тесьму, ленты, банты, тканевые аппликации, искусственные цветы, бисер, жемчуг, бусы, стекло, пайетки, драгоценные камни, фольгу, вышивку, позумент, золотые нити, кружево и другие.

Учитель: Нужно ли при декорировании придерживаться каких-либо правил?

Ученица: В изученной нами литературе мы не нашли строгих правил украшения кокошника. Рассматривая картины художников, мы пришли к выводу, что в основном при декорировании кокошников использовали орнамент с растительными узорами. Но также украшали и геометрическими фигурами

Ученица: Но всё же стоит обратить внимание на то, как выдерживается стиль декорирования. Если для окантовки кокошника используется тесьма золотая или серебряная, то и в самом орнаменте повторяются золотые или серебряные элементы. Эти цвета обязывают мастерицу к изготовлению торжественного, праздничного кокошника. А простая тканевая тесьма применяется при создании узора, не слишком затейливого, для повседневного кокошника. Тем не менее, кокошники всегда были не дешёвым удовольствием для барышень, а потому бережно хранились в семьях, передавались из поколения в поколение и считались богатым наследством.

Учитель: Спасибо. А теперь приступаем к последнему этапу изготовления кокошника – его декорированию. Ваши работы будут индивидуальными согласно домашним эскизам и заготовкам декоративных элементов. Для составления рисунка орнамента используйте фотоматериалы и иллюстрации. Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с инструментами, т.к. будете пользоваться иглами и ножницами. Правила имеются на столах(не проговариваем правила).

Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами:

Иглы и булавки

1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески; не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

 Ножницы

1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробке.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями отработающего; а передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.

Учитель(инструктирует и комментирует деятельность участников):

При украшении кокошника выполняйте работу последовательно, по инструкции, которая представлена на слайде:

1-ый шаг

  • Возьмите бумажный шаблон формы вашего кокошника, согните вдоль посередине, наложите на кокошник и обозначьте центр пунктирной линией.

2-ой шаг

  • Подберите декоративную тесьму и окантуйте ею верхний контур кокошника; закрепите тесьму булавками по центру, краям и наиболее выпуклым или вогнутым местам.

3-ий шаг

  • Ориентируясь по центру, наложите на кокошник трафарет с узором и перенесите рисунок.

4-ый шаг

  • По линии узора расположите тесьму или декорирующие ленты и закрепите их на основе кокошника; техника закрепления может быть разной: клей, пришивание нитками, скрепление булавками.

5-ый шаг

  • Далее приступайте к украшению кокошника подготовленными основными элементами; это могут быть цветы, сделанные из лент, бусин, бисера или декоративных камней, аппликации; всё это можно приобрести в магазинах в готовом виде или изготовить самим.

6-ой шаг

  • Расположите дополнительные элементы узора в соответствии с выбранным рисунком и вашей фантазией; при этом для того, чтобы ровно и аккуратно закрепить эти элементы, необходимо помнить о том, что элементы узора располагаются симметрично относительно центра кокошника; они могут быть как большего, так и меньшего размера, чтобы создать законченность узора.

7-ой шаг

  • Закрепите оформленный узор подготовленными (выбранными) декоративными элементами на ткани кокошника.

8-ый шаг

  • Основной фон кокошника можно украсить отдельными пайетками и бусинами, которые дополнят основную задумку декора кокошника.

9-ый шаг

  • Законченность декорированию кокошника придадут ленты, завязанные сзади бантом или спускавшиеся по плечам вдоль спины, или большой бант из ткани, также украшенный и прикреплённый к заднику кокошника.

(Девочки выполняют практическую часть)

Учитель: Я вижу, что вы готовы продемонстрировать своё творчество.У всех получилось замечательно.

Демонстрация готовых изделий:

(девочки надевают изготовленные ими кокошники, демонстрируя свои изделия)

Учитель: Важною «павой», «душой-голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде…

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой…

Так испокон сохранён на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Заключительный этап. Рефлексия.

(Под слова учителя девочки подходят к подносам, берут их и угощают всех присутствующих баранками, блинами и конфетами, раздают гостям ленты белые, синие, красные с эмблемой Солнца, обозначающей настроение участников мастер-класса)

Учитель: Из старинных преданий мы узнали о русском обряде благодарить Солнце и загадывать желание, завязывая ленточку на дереве. И, заканчивая сейчас наше мероприятие, мы предлагаем вам импровизировать эту традицию, выражая также Ваше настроение.

Благодарим всех за участие в нашем мастер-классе, до новых встреч!

Ученицы: Этот праздник - ключ к надежде.

Так давайте жить как прежде,

Чтобы Русская земля

Стала как одна семья!

(Гости подходят к импровизированному дереву и, завязав ленточки, выходят из кабинета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Урок по ИЗО "Женские головные уборы"

Урок по программе Б.Неменского "Женские головные уборы" 5 класс...

Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»

Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...

Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза). Презентация к уроку в 8 классе коррекционной школы VIII вида

презентация к у уроку по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)». Эстетическая неделя на уроке т...

презентация занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"

презентация занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"...

конспект занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"

конспект занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"...

Татарские женские головные уборы

Татарские женские головные уборы....