Методическая разработка «Декорирование женского головного убора как элемента народного костюма»
методическая разработка по технологии (5 класс)
Обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.
Для 5 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Декорирование женского головного убора как элемента народного костюма»
Цель: обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.
Задачи:
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре и другим национальным традициям;
- расширить представление о кокошнике как элементе русского народного костюма;
- обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
- развивать художественный вкус, творческие способности детей;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериалов); практический метод (последовательное изготовление кокошника).
Раздаточный материал: конверты с образцами, технологическими картами по теме; шаблоны орнаментов и узоров, простые карандаши; швейные принадлежности (клей, ножницы); материалы для декорировани (бусинки, тесьма, пайетки, атласные ленты и т.п.)
Наглядный материал: презентация с иллюстрациями, изображающими национальные головные уборы; фото женских головных уборов разнообразных форм, выполненных в традициях народов разных национальностей.
Демонстрационный материал: образцы последовательного выполнения декорирования кокошника, шкатулка с украшающими и декорирующими элементами: бисерными лентами, бусами, тесьмой с пайетками, атласными лентами.
Музыкальное сопровождение: песни разных национальностей для дефиле
План:
- Подготовительно-организационный этап, Приветствие гостей, представление участников, вопросы( сообщение и обоснование выбора темы,) определение целей и задач урока.
- Основная часть
Введение в тему:
Повторение: беседа учителя с участниками о кокошнике.
Практическая работа:
- рассмотрение образца кокошник на конверте и на доске;
- знакомство с используемыми декоративными материалами;
- разъяснения учителем процесса этапов выполнения работы;
- подбор узоров, орнаментов к основе кокошника;
- подбор декорирующей фурнитуры .
- выбор техники исполнения декорирования; декорирование кокошника (сопровождается презентацией и комментариями последовательных операций выполнения работы);
- демонстрация готовых изделий в конце занятия в виде дефиле.
- Заключительный этап. Рефлексия.
Ход урока:
Оргмомент
Девочки заходят в класс в косынках и фартуках, под которыми надеты национальные костюмы.
ЗДРАВСТВУЙТЕ девочки. Поздоровайтесь с нашими гостями, которые присутствуют на нашем уроке.
Перед Вами лежат конверты.Посмотрите на и скажите, какое изделие изображено? (Что вы видите?)
Как, вы думаете к какому виду одежды относится данное изделие?
Они отличаются друг от друга или нет?
Почему, Вы считаете, что они разные?
А теперь давайте посмотрим на экран (презентация людей в кокошниках). В каждой стране существуют свои традиции и разные элементы декора украшения данного головного убора. И поэтому тема нашего урока
«Орнаменты и узоры разных народов».
Учитель раздает раздаточный материал.
Дети приступают к выполнению.
Цель- обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.
Задачи вы можете увидеть на слайде (не проговариваем):
- воспитывать интерес и уважение к русским и другим национальностям и национальным традициям;
- расширить представление о кокошнике, как элементе русского народного костюма;
- обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
- развивать художественный вкус, творческие способности детей;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Учитель: Девочки, расскажите, что вы уже знаете о кокошнике?
Ученица: Кокошник — старинный русский женский головной уборв виде гребня (опахала (веера) или округлого щита) вокруг головы. Название «кокошник» (кокуй, кокошко) известно с XVII века, происходит оно от древнеславянского слова «кокош», обозначавшего курицу или петуха. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века.
Учитель: Предлагаю повторить для наших гостей, что же представлял собой кокошник как элемент традиционного русского костюма.
Девочки по цепочке:
- Это лёгкий веер из толстой бумаги с задником, т.е. пришитый к шапочке или волоснику.
- Иногда кокошник имел начельник и матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. На задник также иногда сажали большие декоративные банты.
- По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга.
- При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником.
- Поверх кокошников часто носили убрус – шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей илифату – тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом.
- Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком, а длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком и спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.
Практическая работа:
Учитель: Девочки, посмотрите на изображение красивых девушек и назовите декоративные материалы, которые используют для их украшения мастерицы-кокошницы.
(2 девочки,рассматривая иллюстрации, фотографии и модели кукол,по очереди называют материалы)
Ответ: Для украшения использовали различный материал: декоративный шнур, тесьму, ленты, банты, тканевые аппликации, искусственные цветы, бисер, жемчуг, бусы, стекло, пайетки, драгоценные камни, фольгу, вышивку, позумент, золотые нити, кружево и другие.
Учитель: Нужно ли при декорировании придерживаться каких-либо правил?
Ученица: В изученной нами литературе мы не нашли строгих правил украшения кокошника. Рассматривая картины художников, мы пришли к выводу, что в основном при декорировании кокошников использовали орнамент с растительными узорами. Но также украшали и геометрическими фигурами
Ученица: Но всё же стоит обратить внимание на то, как выдерживается стиль декорирования. Если для окантовки кокошника используется тесьма золотая или серебряная, то и в самом орнаменте повторяются золотые или серебряные элементы. Эти цвета обязывают мастерицу к изготовлению торжественного, праздничного кокошника. А простая тканевая тесьма применяется при создании узора, не слишком затейливого, для повседневного кокошника. Тем не менее, кокошники всегда были не дешёвым удовольствием для барышень, а потому бережно хранились в семьях, передавались из поколения в поколение и считались богатым наследством.
Учитель: Спасибо. А теперь приступаем к последнему этапу изготовления кокошника – его декорированию. Ваши работы будут индивидуальными согласно домашним эскизам и заготовкам декоративных элементов. Для составления рисунка орнамента используйте фотоматериалы и иллюстрации. Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с инструментами, т.к. будете пользоваться иглами и ножницами. Правила имеются на столах(не проговариваем правила).
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами:
Иглы и булавки
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески; не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями отработающего; а передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Учитель(инструктирует и комментирует деятельность участников):
При украшении кокошника выполняйте работу последовательно, по инструкции, которая представлена на слайде:
1-ый шаг
- Возьмите бумажный шаблон формы вашего кокошника, согните вдоль посередине, наложите на кокошник и обозначьте центр пунктирной линией.
2-ой шаг
- Подберите декоративную тесьму и окантуйте ею верхний контур кокошника; закрепите тесьму булавками по центру, краям и наиболее выпуклым или вогнутым местам.
3-ий шаг
- Ориентируясь по центру, наложите на кокошник трафарет с узором и перенесите рисунок.
4-ый шаг
- По линии узора расположите тесьму или декорирующие ленты и закрепите их на основе кокошника; техника закрепления может быть разной: клей, пришивание нитками, скрепление булавками.
5-ый шаг
- Далее приступайте к украшению кокошника подготовленными основными элементами; это могут быть цветы, сделанные из лент, бусин, бисера или декоративных камней, аппликации; всё это можно приобрести в магазинах в готовом виде или изготовить самим.
6-ой шаг
- Расположите дополнительные элементы узора в соответствии с выбранным рисунком и вашей фантазией; при этом для того, чтобы ровно и аккуратно закрепить эти элементы, необходимо помнить о том, что элементы узора располагаются симметрично относительно центра кокошника; они могут быть как большего, так и меньшего размера, чтобы создать законченность узора.
7-ой шаг
- Закрепите оформленный узор подготовленными (выбранными) декоративными элементами на ткани кокошника.
8-ый шаг
- Основной фон кокошника можно украсить отдельными пайетками и бусинами, которые дополнят основную задумку декора кокошника.
9-ый шаг
- Законченность декорированию кокошника придадут ленты, завязанные сзади бантом или спускавшиеся по плечам вдоль спины, или большой бант из ткани, также украшенный и прикреплённый к заднику кокошника.
(Девочки выполняют практическую часть)
Учитель: Я вижу, что вы готовы продемонстрировать своё творчество.У всех получилось замечательно.
Демонстрация готовых изделий:
(девочки надевают изготовленные ими кокошники, демонстрируя свои изделия)
Учитель: Важною «павой», «душой-голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде…
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой…
Так испокон сохранён на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Заключительный этап. Рефлексия.
(Под слова учителя девочки подходят к подносам, берут их и угощают всех присутствующих баранками, блинами и конфетами, раздают гостям ленты белые, синие, красные с эмблемой Солнца, обозначающей настроение участников мастер-класса)
Учитель: Из старинных преданий мы узнали о русском обряде благодарить Солнце и загадывать желание, завязывая ленточку на дереве. И, заканчивая сейчас наше мероприятие, мы предлагаем вам импровизировать эту традицию, выражая также Ваше настроение.
Благодарим всех за участие в нашем мастер-классе, до новых встреч!
Ученицы: Этот праздник - ключ к надежде.
Так давайте жить как прежде,
Чтобы Русская земля
Стала как одна семья!
(Гости подходят к импровизированному дереву и, завязав ленточки, выходят из кабинета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»
Учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по...
Урок по ИЗО "Женские головные уборы"
Урок по программе Б.Неменского "Женские головные уборы" 5 класс...
Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»
Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...
Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза). Презентация к уроку в 8 классе коррекционной школы VIII вида
презентация к у уроку по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)». Эстетическая неделя на уроке т...
презентация занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"
презентация занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"...
конспект занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"
конспект занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"...
Татарские женские головные уборы
Татарские женские головные уборы....