Конспект урока по технологии "Творческий проект"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Тарасова Ирина Петровна

Данный конспект урока предназначен для учителей технологии, как помощь в организации проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по технологии в 5 классе

Тема урока. «Что такое творческий проект?»

 Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: 

Образовательные

-Способствовать формированию у уч-ся представления о творческом проекте

-Способствовать формированию и развитию умений и навыков по оформлению и выполнению проекта

Развивающие

-Способствовать формированию у уч-ся умений формулировать цель урока

-Способствовать развитию у уч-ся потребности в творческой деятельности

-Способствовать формированию и развитию самостоятельности уч-ся

Воспитательные

Способствовать формированию у уч-ся сотрудничества и взаимовыручки

Задачи:

- создать условия для понимания учащимися причинно-следственных связей при выполнении проекта;

- качественное усвоение знаний и умений;

- развивать потребность пополнять свои знания и умения.

Планируемые результаты:

Познавательные: понимание термина «творческий проект», его основных этапов, умение пользоваться различными источниками информации;

Регулятивные: развитие инициативы и творческого отношения к делу в процессе создания материального объекта, особенно способности к самооценке при обосновании проекта, его конструировании и расчете себестоимости;

Коммуникативные: умение учащихся сотрудничать с учителем и одноклассниками, развитие толерантности мнений при обсуждении оптимальных вариантов, а также защите проектов;

Личностные: способствование умению ставить цели, самостоятельности в планировании деятельности, овладение информационные, коммуникативными и трудовыми компетенциями при достижении этой цели. Ответственность в индивидуальном выполнении проекта;

Перечень условий для проведения урока:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Дидактическое обеспечение:

-учебник «Технология. Технологии ведения дома» 5 класс:

  Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.: «Вентана - Граф», 2013.

-Презентация: «Творческий проект»;

 «Защита творческого проекта»

Наглядно-демонстративный материал: таблица «Алгоритм выполнения проекта», готовые проекты учащихся прошлых лет, карточки-задания.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный (по заранее определенному алгоритму), деятельностный.

Словарная работа:

Проект, алгоритм, этапы выполнения проекта

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: освоение знаний, сотрудничество, коммуникация, использование ИКТ.

Ожидаемый учебный результат: приобретение опыта при выполнении творческого проекта

Ход урока:

1.Организационный момент (5 мин)

Цель этапа:   Активизация деятельности учащихся:

- настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний,

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

(словесный метод (беседа),

1. приветствие;

2. проверка явки учащихся;

3. заполнение классного журнала;

4. проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, учебника);

5. настрой учащихся на работу;

6. доведение до учащихся плана урока. 

— Сегодня у нас необычный  урок – урок знакомство (урок новых знаний )

Показ тв. проектов

- Как можно охарактеризовать деятельность уч-ся? (проект, изделия, поделки и т.д)

Показ презентации- слайд Проект

 -А как называется деятельность создания и реализации замысла? (творчество, изобретение и т.д)

Показ презентации- слайд Творчество

А сейчас попробуем сформулировать тему нашего занятия. В начале урока я сказала, что сегодня необычный урок, а урок –знакомство.

 Скажите,  с чем   сегодня на уроке  мы  будем знакомиться, ? ( с  проектами)

 А так как мы сегодня впервые столкнулись с этим новым понятием, то тему урока сформулировать в форме вопроса «Что такое творческий проект?»

 А сейчас, исходя из темы, вместе попробуем сформулировать цели нашего урока. Напоминаю, что у нас сегодня урок –знакомство. Так какие же цели мы ставим перед собой? (познакомиться с проектом, узнать, что такое проект, как выполнять проект)

Верно.

Цели:  познакомиться с творческим проектом, с правилами его выполнения и оформления.

Что надо делать, чтобы достичь целей урока?

Ответ: не отвлекаться, внимательно слушать   объяснения учителя.

 Учитель:  Как на уроке заботиться о своём здоровье?

Ответ: следить за осанкой, проводить физкультминутки.

3. Актуализация знаний учащихся (10мин.)

Цель этапа:

- организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания;

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

- предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

- зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

 (словесный метод, метод организации коммуникаций и создания благоприятной атмосферы, метод обмена деятельностями,

Проект в переводе с англ. «брошенный вперёд, выдающийся вперёд»

 Скажите, а в каких сферах деятельности  вы ещё могли слышать слово проект (в инженерной деятельности- различные изобретения, в законодательстве,  на телевидении и т.д.)

  Я предлагаю вам сейчас решить кластер к слову проект

( идея (образ-раскрытие замысла),  работа (создание продукта), деятельность (познавательная, творческая),

4. Изложение нового материала.(10 мин.)

Цель этапа:

- зафиксировать  причину затруднения у учащихся;

- сформулировать и согласовать цели урока;

- организовать уточнение и согласование темы урока;

- организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;

- организовать фиксацию преодоления затруднения. (Словесный метод, наглядный метод, метод обмена деятельностями)

 Проекты бывают разные: исследовательские, поисковые, творческие; по продолжительности: мини-проекты (1 урок), краткосрочные, долгосрочные (четверть-год); по исполнению- индивидуальные, групполвые.

Показ презентации, запись в тетрадь понятий:

Проект

Этапы проекта

Показ защиты ТВ. Проекта.Ребята, на столе у вас лежит схема алгоритма разработки тв. проекта

 На каких ещё уроках вы могли слышать это слово? ( на математике, информатике….)

Ребята, объясните, что такое алгоритм.  ( Алгоритм-это понятное и точное предписание исполнителю, выполнить конечную последовательность шагов, преводящей к искомому результату. Молодцы! Представьте, что я должна ножом порезать апельсин. Объясните, какой  алгоритм действий  надо сделать. Молодцы!

Используя эту схему, вы будете составлять свой творческий проект.

5.Первичное закрепление знаний учащихся: (5 мин.)

Цель этапа:

-зафиксировать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах).

-Закрепим полученные знания

- Что такое творческий проект

-  Назвать этапы тв. проекта

- На каком этапе проектной деятельности определяется тема проекта?

-что содержит каждый этап

- какие разделы должен содержать творческий  проект

6.Физкультминутка: (3 мин.) 

Гимнастические упражнения в форме игры

7. Практическая работа (50 мин.):

 с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа:

- тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке;

- проверить умения  работать учащихся по алгоритму;

- организовать самостоятельную работу учащихся;

- организовать самопроверку самостоятельной работы;

- организовать по результатам выполнения самостоятельной работы  выявление  и исправление допущенных ошибок;

- организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

- практическую работу выполняют учащиеся всего класса. (Практический метод, наглядный метод, словесный метод.

 

Ребята, поисковый этап начинается с чего? (с выбора темы)

А выбор темы начинается с постановки проблемы.

Объясните, что такое проблема? (эта ситуация, которая требует решения)

Сегодня на практической работе мы с вами будем решать проблему для проекта.  Приведу вам пример:

 Праздники.  Они приносят в нашу жизнь много веселья и радости. Одним из важных атрибутов праздника являются подарки.

Всегда возникает вопрос в потребности – что подарить на праздник? Каким должен быть подарок, чтобы доставить человеку удовольствие? Давайте с вами сравним, какой подарок приятнее всего получить, например вашей маме или бабушке : приобретенный в магазине или выполненный своими руками? (показ образцов). Докажите почему? (ответы учащихся)

Учитель. Конечно, верно. Я согласна с вами. Но у каждого из нас может возникнуть вопрос: «А что я могу, что умею?» Давайте постараемся оценить свои способности.

  - Для начала откройте, пожалуйста, волшебное письмо (приложение 2), которое лежит у вас на парте и прочтите его про себя.

-Это  волшебное письмо пусть останется вам на память. А сейчас предлагаю оценить свои способности.

   Задание: Запишите на листе то, что вы умеете делать? (Учащиеся перечисляют свои способности, например, могу шить, вязать, вышивать, выполнять аппликации из бумаги, рисовать и т. д.)

   Учитель. Теперь у вас другое мнение о себе? Хорошо. Значит, мы сможем решить для себя возникшую проблему

Практическая часть: учащиеся работают в группах.

Вам предстоит ответить на ряд вопросов, которые вам помогут в выборе темы (работа по карточкам).

Вы можете работать как индивидуально, так и в группах, если вам будет тяжеловато.

После ответа на вопросы вам нужно будет составить небольшой проблемный текст, который мы заслушаем в конце практической работы.

Пример: Учащимся предлагается несколько «проблемных» текстов.

1 вариант. Скоро юбилей у бабушки. Передо мной встала проблема - что же ей подарить? Решила посоветоваться с мамой. На что мама мне ответила: «Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками». На уроках технологии нас научили вышивать в технике художественный крест. А что если сделать комплект салфеток с элементами вышивки? Салфетки можно использовать для сервировки стола. К бабушке часто приходят подруги, и комплект салфеток будет как раз кстати. Итак, идея хорошая, пора браться за работу.

2 вариант. Моя сестра очень любит вышивать. Но иголки часто теряет или просто вкалывает в изделие, что очень опасно. Я решила изготовить для неё оригинальную игольницу. Передо мной встала проблема - из какого материала её изготовить? Ведь игольница должна быть не только оригинальной, но и недорогой. Просмотрев журналы, я решила изготовить игольницу в технике лоскутного шитья, тем более что лоскутков у нас дома предостаточно. Итак, идея хорошая, пора браться за работу.

3 вариант. Недавно мы переехали в новую квартиру. У меня своя комната. Новые шторы и красивое покрывало не сделали мою комнату оригинальной. Передо мной встала проблема - как сделать свою комнату более уютной и необычной. Просмотрев журналы, я решила украсить комнату оригинальными панно в технике квиллинг. Мама мою идею поддержала. Пора браться за работу.

Самостоятельная работа учащихся:

7.3.Текущий инструктаж:

Целевой обход 

-

7.4.Заключительный инструктаж:

- подведение итогов, сообщение оценки работы каждой группы учащихся;

- разбор типичных ошибок.

 Уборка рабочих мест.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание (3 мин.)

Цель: обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения д/з

- п.1-2, ответить на вопросы.

Просмотреть в учебнике примерные проекты

Окончательно определиться с темой тв. проекта

8. Подведение итогов урока и рефлексия (5 мин.)

Цель этапа:

- организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке;

- организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;

- организовать проведение самооценки учениками работы на уроке по результатам анализа работы на уроке;

 -  зафиксировать направления будущей деятельности. (Рефлексивный метод,)

Ребята, давайте вспомним цели, которые мы ставили в начале урока    ( учащиеся сами проговаривают цели), достигли ли мы их? (ответы детей). А теперь давайте подытожим урок и ответим на вопросы:

  • На уроке мы познакомились…
  • Урок научит меня тому…
  • Я узнала, что…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Сегодня  на уроке я научилась…
  • Я думаю, что знания и умения, полученные на уроке пригодятся мне в жизни…
  • Этот урок заставил меня задуматься на тем…


  - объявление оценок результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

  - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

  - сообщение следующей темы урока: «Продолжение работы над творческим  проектом

- Все молодцы, хорошо поработали.

- Спасибо за урок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии в 11 классе "Экономическое и экологическое обоснование творческого проекта"

Подробный конспект урока технологии в 11 классе. Это один из цикла уроков, посвященных творческому проектированию. Материал носит ознакомительный характер, подразумевает закрепление практикой на после...

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта».

Обоснование выбора темы проекта. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Работа в группах...

Конспект урока по технологии в 5классе с использованием ИКТ. Тема Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта.

Конспект проведения урока по технологии в 5 классах с использованием ИКТ согласно требований новым ФГОС 2 поколения по теме  Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта....

Конспект урока "Защита творческих проектов"

Урок "Защита творческих проектов" посвящен итоговому уроку в 8 классе по курсу "Технология создания Web-сайтов". Урок представлен в форме урока-конференции.  Формируются три группы, каждой и...

Конспект урока "Защита творческих проектов"

Урок "Защита творческих проектов" посвящен итоговому уроку в 8 классе по курсу "Технология создания Web-сайтов". Урок представлен в форме урока-конференции.  Формируются три группы, каждой и...

конспект урока "Работа над проектом «Пижамная сорочка"».

конспект урока "Работа над проектом «Пижамная сорочка"»....