Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.
материал по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчества,рационализации,новатерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций»

Учителя технологии

Жанкова В.И.

     Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с разработкой новых подходов в преподавании и обучении. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для современной школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач.Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции.

Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;
  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне. Общим для навыков является их конкретность;
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;
  • стереотипы поведения означают видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи;
  • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является одной из центральных для обновленного  образования.

Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки: 

-Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях. 

-Ключевые компетентности применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье и др. 

 -Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления,  определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. 

 -Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.  

Существует множество различных классификаций компетентностей:

  • Социальная;
  • Поликультурная;
  • Коммуникативная;
  • Информационная;
  • Саморазвития и самообразования;
  • Продуктивной творческой деятельности.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.Потенциал продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

  Выделяют основные задачи:

  •  создание условий для развития и самореализации учеников;
  • усвоение продуктивных знаний, умений;
  • развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить следующие правила:

  • Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодня активный ученик – завтра активный член общества.
  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”Понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  • Помните, что главное умение – это умение используемое на практике.
  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи предлагайте решать несколькими способами,  давайте творческие задания.
  •  Чаще показывайте ученикам перспективы иx обучения.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  •  В процессе обучения используйте дифференцированный подход, объединяйте в группы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  •   Учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • Применяйте ИКТ.
  •  Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание пригодится в жизни.

       Эти полезные правила-советы –только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение важнейшей цели – формирования и развития личности.

       Абсолютно очевидно, что применением отдельного метода обучения или реализацией определенной технологии полной мерой охватить формирование всех групп компетентностей невозможно.

В образовательной области «Технология» следует определить необходимое число реальных изучаемых и формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций. Образовательные компетенции ученика дадут возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Важнейшей задачей является создание системы формирования положительной мотивации обучения на уроках и во внеклассной работе по технологии. Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живут и развиваются учащиеся. Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.

      Проблема Неблагополучие обучения, в основном, состоит в неумении самостоятельно работать, в отсутствии умений учебного труда. Существует недостаточность методического материала и рекомендаций к вопросу о системе развития самостоятельности у учащихся.

      Учителю требуются глубокие специальные знания по педагогике и психологии и особая практическая подготовка для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического воздействия, чтобы научить детей самостоятельно работать.

       Необходима такая технология, когда каждому учащемуся обеспечиваются условия для развития, даются возможности искать и исследовать. Такой путь ведет к развитию самостоятельности.

       Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся.

       Данная проблема является объектом пристального внимания психологов и педагогов. Вместе с тем, задачи образования на современном этапе требуют конкретного изучения проблемы самостоятельности учащихся на материале отдельных предметов.

      Задача учителя технологии состоит в том, чтобы определить эффективные методы для развития самостоятельности на уроке технологии.

       Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, ее недостаточная теоретическая изученность, значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили ее актуальность и определили выбор темы исследования «Повышение уровня самостоятельности у учащихся подросткового возраста на уроках технологии». Успех такой работы во многом определяется теми условиями, в которых протекает обучение. Сознательно создаваемые в учебном процессе, эти условия относятся к педагогическим и должны благоприятствовать творческому развитию личности школьника.

      Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций («новое воспитание», «педагогика действия», «школа активности») решали проблему самостоятельности учащихся в учебном процессе путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства ручной труд. В 90-х гг. 19 в. практическая самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены основным источником знаний.

       Самостоятельность, одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т. ч. требующих принятия нестандартных решений.

     В создание условий для формирования способности ученика самостоятельно и успешно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя приобретенные знания, умения и навыки и порождая новые способы деятельности.В организации процесса обучения формированию ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках технологии через проектную деятельность.

     В результате определилось направление педагогической исследовательской деятельности: формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках технологии через проектную деятельность. Организация проектной деятельности направлена на развитие личности, а не на получение объективно нового научного результата. Считает, если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании, цель исследовательской деятельности состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Я считаю, что построение обучения только на познавательном интересе приводит к быстрому наступлению насыщения и не обеспечивает устойчивой мотивации.

     Более эффективно в этом отношении создание мотивационно-проблемных задач, которые отображают практический смысл изучения определённой темы и способствуют включению учащихся в дальнейшую проектную деятельность. На данном этапе у обучающихся формируются учебно-познавательные компетенции. Но более ценным в мотивации является формирование у учащихся представления о роли значимости проектных знаний и умений, которые необходимы в любой сфере деятельности для успешного решения профессиональных и бытовых задач, что гарантирует высокую оценку личности окружающими людьми, формируются ценностно-смысловые компетенции. В рамках компетентностного подхода автор организует групповой подход к проектной деятельности, позволяющий ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса. В группе создается особая атмосфера творчества и психологического комфорта. Учащиеся могут входить в состав не только постоянных, но и временных групп, что способствует интенсификации информационного обмена, увеличению количества формальных и межличностных связей, консолидации учащихся в единый коллектив. Такая организация взаимодействия с учениками способствует формированию у них коммуникативных компетенций. На уроках технологии при выполнении творческих проектов у обучающихся формируются и совершенствуются год от года: социально-трудовые компетенции (рациональное планирование рабочего времени, правильная организация рабочего места; аккуратность, ритмичность, самоконтроль; правильное использование справочной и технической документации; экономичное расходование материалов, бережное отношение к оборудованию; умение анализировать результаты своей работы, предупреждать и исправлять недочеты). Формы организации учебной работы проектной деятельности я определяю цели и задачи обучения, количеством учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением. Например, при проведении мною занятий по подразделу «Изготовление изделий содержащих детали с цилиндрической поверхностью» в основном используется фронтальная форма обучения. Фронтальная форма организации работы заключается в том, что все учащиеся одновременно выполняют одинаковые задания. Учитель применяет групповой инструктаж и коллективный анализ допущенных в ходе работы ошибок. Такая форма обучения способствует формированию у школьников коммуникативных, социально - трудовых, информационных и общекультурных компетенций. Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующее обобщение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени по выбранной теме проекта. Такой подход благодатная среда для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся (по классификации ). Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

     В данном случае уместно применение созидающих и исследовательских методов обучения. Разработка дидактических материалов «Пирамида нужд (потребностей) А. Маслоу». Поисковая лабораторная работа. С помощью инструкции учителя учащиеся самостоятельно выполняют исследование, на основе которого формулируют выводы о свойствах тех или иных материалов, о взаимосвязи и зависимости между исследуемыми фактами, процессами, явлениями. исследовательской деятельности, самодеятельности, научного мышления). При помощи реальных объектов (Цифровой фотоаппарт, магнитофон, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.Самостоятельная подготовка сообщений, проектов, оформление дизайн листов, мультимедийных презентаций, с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Формирование ключевых компетенций учителя

Формирование ключевых компетенций учителя: информационно-методической и информационно-коммуникационной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Формирование ключевых компетенций учителя и обучающихся как условие повышения качества образования

Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных зн...