вышивка крестиком
рабочая программа по технологии (8 класс)

Михалочкина наталья Николаевна

Вышивка крестиком Внеурочное занятие Любит ученица моего класса На олимпиаде по технологии оа заняла 1 место в районе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михалочкина НН
Открытый  урок по бисеру.

     Вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Традиция расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом, перламутром, пуговицами существует у многих народов.

    Сегодня бисером увлекаются и дети, и рукодельницы со стажем, и ультрамодные модельеры. Среди бисерных новинок, каких только не встретишь дизайнерских идей: расшитые сапожки, босоножки, юбки, платья, шляпки и мн. др.

    Интересуясь рукоделием из бисера, изучая различную литературу, пришла к выводу, что необходимо обобщать опыт и знания опытных мастериц.

Тема:  «Вышивка бисером»    

Цель: Развить интерес обучающихся к декоративно-прикладному  искусству,

          научить использованию традиционного вида рукоделия  в  современной            

          жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с историей вышивания, как вида рукоделия.
  • Сформировать знания о различных техниках вышивания бисером.
  • Актуализировать знания о гармонии цвета.

Развивающие:

  • Развивать творческое мышление обучающихся, фантазию, чувство прекрасного.
  • Развивать познавательный интерес к предмету через исторический экскурс в мир вышивки.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического вкуса, чувства меры.
  • Воспитать настойчивость, находчивость, усидчивость.
  • Приобщить к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки.
  • Воспитывать аккуратность при работе,  внимательность и любовь к декоративно - прикладному творчеству.

Оборудование:

  • Компьютер, готовые изделия, раздаточный дидактический материал, материалы и инструменты для вышивки бисером, работы обучающихся и учителя.

Тип урока:              

  • комбинированный.

Методы  работы:

  • словесный, наглядный.

Форма проведения: 

  • презентация  беседа  с объяснением  нового материала, показ  нагляд -          
  • ностей,   практическая    работа     обучающихся.

Межпредметные связи:  

  • история, ИЗО, МХК.

Место проведения:   

  • учебно — производственная мастерская.

Ход урока.

I.  Организационная часть:

1. Проверить присутствующих обучающихся по списку.

2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Изучение нового материала:

1. История вышивки бисером 

     Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
   
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
   Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
   Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
    Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей:  «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны».
   Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
   «Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
   В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.
   К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

2. Материалы и инструменты для вышивки бисером 

Иглы 

    Тип и размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бусинах. Размер иглы обычно соответствует номеру бисера. Номера игл для

бисера - 10, 12, 13 и 15. Чаще всего используются иглы №12.

Если        бисер       настолько      мелкий,     что     в    него   не    проходит

бисерная игла, можно поступить следующим образом:
   1. Возьмите кусок тонкой проволоки, сложите вдвое, проденьте нитку в образовавшееся отверстие и обрежьте ровно концы проволоки. Продевайте их сквозь бусинки вместе. Этот способ особенно хорош для шитья вприкреп. Если же вы шьете швом, где нужно пришивать каждую отдельную бисеринку, попробуйте делать достаточно толстой иглой отверстие в ткани и продевать сквозь него вашу "иголку" из проволоки. В противном случае вам придется каждый раз снимать проволоку, продевать нитку в иголку и делать стежок по ткани. А затем опять надевать проволоку, чтобы набрать следующую бусинку.
   2. Еще есть вариант - смазать клеем (например, клеем ПВА) конец нити и дать высохнуть. Затем нанизать бисеринку, используя проклеенный конец нити в качестве иглы. Потом вдеть нитку в иголку, сделать стежок, и опять вынуть иголку и нанизать следующую бисеринку через проклеенный конец нити. Этот способ не так удобен, как первый, т.к. вскоре клей растрескается и нить потеряет твердость - придется мазать нить клеем заново и снова ждать, пока она высохнет.
Бывает    очень    трудно    вставить    нить    в    крошечное    ушко   иглы,

здесь можно поступить следующим образом:
   1. Срежьте конец нити под углом и навощите нить у конца, он станет более твердым и нить не будет распускаться.
   2. Попробуйте воспользоваться нитковдевателем, который обычно входит в комплект принадлежностей к швейной машине или в набор игл.

Нитки 

    Используются прочные (капроновые, шелковые) нити, а также мулине. Толщина и цвет используемой нити зависит от размера отверстия в бусине и ушка иглы, а также от способа шитья, схемы цветов, ткани и дизайна вышивки. Любую нитку перед использованием следует продернуть через кусочек воска, чтобы она стала прочнее, пластичнее и не расплеталась в процессе работы.
   Больше всего для вышивки бисером по ткани подходят тонкие синтетические нитки.
   Нитки должны соответствовать назначению модели. Если изделие будет использоваться в быту или, например, вы делаете бахрому, нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно. Если отверстие в бисеринках достаточно широкое, можно дополнительно укрепить нить очень тонкой леской. Если в вашем изделии используется стеклярус или рубка - велик шанс, что со временем нить перетрется об их острые края. Поэтому заранее позаботьтесь о достаточной прочности нити.

Пяльцы или подрамник 

     При вышивании бисером очень важно, чтобы полотно было хорошо натянуто. Очень удобны пяльца на стойке и те, которые можно прикрепить к краю стола или на ручке кресла - тогда обе руки будут свободны. Для больших и объемных полотен нужны большие прямоугольные пяльцы, в которых уместится весь рисунок, т.к. объемная вышивка не позволит передвинуть изделие. Если пяльцы велики, то полотно можно "нарастить", приметав по краям дополнительные полоски ткани.
Ткань для изделия, канва или тюль 

     Старайтесь выбирать такой материал для вышивки, чтобы он не был сильно мнущимся, марким, не требовал частой стирки и утюжки. Учтите, что вышивка стеклянными бусинками по тонкой ткани может деформировать изделие под тяжестью бусинок. Поэтому обычно стараются шить по ткани, которая способна выдержать вес бисера.
   Перед началом работы нужно аккуратно скопировать рисунок на ткань при помощи копировальной бумаги, мела или мыла. Для перевода рисунка на трикотаж нужно прикрепить к ткани лист кальки, на котором предварительно сделана копия рисунка, и прошить рисунок. Потом осторожно оборвать бумагу, не вытягивая нитей, которыми прошит рисунок.
    По канве можно вышивать картины и панно, используя готовые наборы со схемами, которые можно купить в отделах по рукоделию, либо взять схемы с нашего сайта (схемы для вышивки и ткачества бисером). Также можно вышить бисером рисунок, а фон вышить нитками мулине. При работе по канве необходимо точно подобрать размер бисеринок к клеточкам канвы. Вышивка по сутажу и тюлю была очень популярна в XIX веке. Использовалась для создания невероятно красивых и воздушных праздничных и вечерних нарядов, шалей, воротников, украшений. Вы тоже можете поэкспериментировать с тканями.

Ножницы 

    Маленькие ножницы с острыми загнутыми концами, для обрезания кончиков нитей. Обычные ножницы, для обрезки  кожи при создании украшений на кожаной основе. Лезвия маленьких ножниц должны быть длинной не более шести сантиметров.

Наперсток 

    Металлический или пластмассовый, должен хорошо надеваться на средний палец. Используется для проталкивания иглы через материал на плотной основе.
3.  Полезные советы при вышивке бисером.

     1. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, имейте ввиду следующее. При интенсивной носке бисер может потускнеть или вообще облезть. Поэтому перед началом работы протестируйте свой бисер - потрите некоторое время несколько бусинок между пальцами и посмотрите, не слезет ли с него краска при трении. Если это произойдет, лучше выберите другой бисер, а этот примените в вышивке, которая не будет подвергаться подобным испытаниям. Включите ее в настенное панно или картину.
   2. Подержите на солнечном месте неделю-две небольшое количество бисера, который вы хотите включить в вышивку, а затем сравните его с таким же бисером, но не лежавшем на солнце. Если цвет бисера значительно изменился, подумайте, хотите ли вы видеть свою вышивку такой. Это относится к вышивке, которая периодически будет находиться на открытом солнце (на блузке, джинсах и т.д.). Если на солнце бисер сильно тускнеет, не расстраивайтесь. Используйте его для картин, они, как правило, висят на стене в комнате и не подвергаются воздействию прямых солнечных лучей.
   3. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, иногда полезно сделать ее съемной (особенно это касается больших и объемных вышивок). Выполните ее не на одежде, а на ткани, которую потом приметайте к одежде. Это позволит облегчить стирку изделия (на время стирки просто отпорите ткань с вышивкой, а потом приметайте обратно).
   4. При самостоятельной разработке схемы для вышивки не используйте простую клетчатую бумагу, так ка бисеринки имеют скорее овальную форму, нежели шарообразную. Начертите от руки или в графическом редакторе на компьютере сетку с ячейками в пропорции 1:1,3 (одна сторона прямоугольника длиннее другой в 1,3 раза). Это позволит избежать искажения рисунка при его переносе с бумаги на ткань. Размножьте вашу заготовку на принтере или ксероксе, чтобы всегда иметь под рукой чистый бланк и не тратить время на его рисование, а сразу перейти к разработке схемы.

4.  Основные приемы работы.

Шов «Вперед иголку» .

   Шов "Вперед иголку" знаком нам еще с уроков труда в школе. Почему бы не украсить его бисером? Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны, и опять нанижите бусину.

Шов строчной     

                                                                                                                       

    Этот шов по исполнению может быть похож как на шов "Вперед иголку", так и на шитье вприкреп - вы сами варьируете расстояние между бусинами. Если вы хотите придать вашей вышивке жесткость или зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии, то после завершения стежка пройдите иглой в обратном направлении, тогда бусины встанут ровнее.

Шов стебельчатый 

    При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Наберите 2 бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки.

Шов вприкреп .

    Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Шитье вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы дали этому способу шитья название "Ленивая жена". Уложите нить с бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую бусину (см. рисунок) или через 2-3 бисерины.

Шов «Монастырский» .

На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке,

делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные.

5. Значение цвета в вышивке бисером 

      В любой вышивке большое значение имеет цветовое решение.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, называемый иначе – спектром. Спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Визуально цветовой круг разделяется по диаметру пополам, где в одну половину входят тёплые цвета, а в другую – холодные.

   Цветовой тон – это цветность, по нему отличают один цвет от другого.
   Яркость – степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.

    Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Все цвета классифицируются на хроматические и ахроматические.

    Любые рядом стоящие цвета влияют друг на друга и могут производить различное впечатление.  Всякий   цвет   в   окружении   более   тёмных  цветов   кажется    светлее,  а в окружении более светлых – темнее.

    Немаловажным   при выборе цвета является его свойство  зрительно  видоизменять форму и величину предмета. Так, если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. 

Сочетание цветов

Основной цвет

                                       Цвета для сочетаний

Красный

Чёрный, жёлтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, небольшое количество синего.

Синий

Серый, голубой, бежевый, коричневый, жёлтый, золотистый, небольшое количество красного.

Жёлтый

Коричневый, бежевый, чёрный, красный, оранжевый, серый, синий, голубой, лимонный, фиолетовый.

Зелёный

Тёмно-жёлтый, лимонный, салатный, серый, бежевый, коричневый, жёлтый, оранжевый, золотистый, чёрный.

Фиолетовый

Сиреневый, бежевый, небольшое количество красного, жёлтый, золотистый, чёрный.

Коричневый

Бежевый, чёрный, жёлтый, розовый, лимонный, красный, голубой, синий, оранжевый, сиреневый, золотистый, серый.

III. Практическая часть.

1. Вводный инструктаж.

  • сообщение названия практической работы;
  • цель практической работы: научиться выполнять простейшие швы:  «вперед иголку», строчной, стебельчатый, вприкреп, «монастырский»;
  • ознакомить обучающихся с объектом труда: образцы вышивки вышеперечисленными швами;
  • ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями, с помощью которых будет выполняться задание;
  • провести инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности при работе с бисером.

1. Опасности в работе: 

повреждение пальцев иглой; травма руки ножницами; травма глаз.
2. 
Что нужно сделать до начала работы: 

посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы: 

быть внимательной к работе;  вкалывать иглы и булавка только в игольницу; иглу не бросать, а класть в специально от веденную для этого коробку, класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. 
Что нужно сделать по окончании работы: 

посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.

2. Самостоятельная  работа  обучающихся.

3. Текущий инструктаж.

  1. проверка организации  рабочих мест  обучающихся;
  2. проверка  соблюдения правил  техники  безопасности  при  выполнении задания;
  3. инструктирование по выполнению задания;
  4. оказание помощи отстающим обучающимся.

IV.  Заключительная часть:

  1. анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
  2. разбор типичных ошибок обучающихся;
  3. выяснение причин допущенных обучающимися ошибок;
  4. оценка результатов работы обучающихся.

V.   Уборка рабочих мест.

VI.  Рефлексия:  

                                                                                                                                             

      На данном уроке обучающиеся познакомились с историей возникновения вышивки  бисером. Посмотрели творческие работы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки бисером. Самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки бисером, приступили к выполнению  работы.

  1. С какой новой вышивкой вы познакомились?
  2. Как давно зародилась вышивка бисером?
  3. Какие виды швов вы сегодня рассмотрели?
  4. Какие ткани можно использовать для основы при вышивке бисером?
  5. Где можно применить этот вид творчества?

VII.  Оценка работы:

  1. сообщить обучающимся о достижении целей урока;
  2. оценить результаты индивидуального труда обучающихся на уроке;
  3. выставить оценки в журнал.

VIII.  Домашнее задание:

  1. ткань 40 × 50 см.;
  2. бисер;
  3. игла, ножницы, пяльцы, нитки или мулине;
  4. рисунок для вышивки.

                   

Рекомендуемая литература для учителя

1.  В. Кэмпбелл-Хардинг, П. Уоттс «Шьём бисером»  Издательство: Ниола-21 век  Год:  2009.

2. Вышивка бисером №12 2011 Автор книги: коллектив Издательство: Пресс-экспресс  Год: 2011.

3.  С. Леви «Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры»  Издательство: «Мир книги»  г. Москва  Год: 2005.

4. И.  Наниашвили,  А. Соцкова  «Вышивка нитью и бисером» Издательство: ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга»  Год: 2009.

Рекомендуемая  литература для обучающегося

1.  И. Наниашвилли  «Вышивка бисером: шаг за шагом»   Издательство: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»  Год: 2007.

2. Вышивка бисером №7 2009  Издательство: ООО «Пресс-экспресс» Год: 2009.



Предварительный просмотр:

Михалочкина НН
Открытый  урок по бисеру.

     Вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Традиция расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом, перламутром, пуговицами существует у многих народов.

    Сегодня бисером увлекаются и дети, и рукодельницы со стажем, и ультрамодные модельеры. Среди бисерных новинок, каких только не встретишь дизайнерских идей: расшитые сапожки, босоножки, юбки, платья, шляпки и мн. др.

    Интересуясь рукоделием из бисера, изучая различную литературу, пришла к выводу, что необходимо обобщать опыт и знания опытных мастериц.

Тема:  «Вышивка бисером»    

Цель: Развить интерес обучающихся к декоративно-прикладному  искусству,

          научить использованию традиционного вида рукоделия  в  современной            

          жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с историей вышивания, как вида рукоделия.
  • Сформировать знания о различных техниках вышивания бисером.
  • Актуализировать знания о гармонии цвета.

Развивающие:

  • Развивать творческое мышление обучающихся, фантазию, чувство прекрасного.
  • Развивать познавательный интерес к предмету через исторический экскурс в мир вышивки.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического вкуса, чувства меры.
  • Воспитать настойчивость, находчивость, усидчивость.
  • Приобщить к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки.
  • Воспитывать аккуратность при работе,  внимательность и любовь к декоративно - прикладному творчеству.

Оборудование:

  • Компьютер, готовые изделия, раздаточный дидактический материал, материалы и инструменты для вышивки бисером, работы обучающихся и учителя.

Тип урока:              

  • комбинированный.

Методы  работы:

  • словесный, наглядный.

Форма проведения: 

  • презентация  беседа  с объяснением  нового материала, показ  нагляд -          
  • ностей,   практическая    работа     обучающихся.

Межпредметные связи:  

  • история, ИЗО, МХК.

Место проведения:   

  • учебно — производственная мастерская.

Ход урока.

I.  Организационная часть:

1. Проверить присутствующих обучающихся по списку.

2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Изучение нового материала:

1. История вышивки бисером 

     Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
   
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
   Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
   Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
    Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей:  «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны».
   Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
   «Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
   В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.
   К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

2. Материалы и инструменты для вышивки бисером 

Иглы 

    Тип и размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бусинах. Размер иглы обычно соответствует номеру бисера. Номера игл для

бисера - 10, 12, 13 и 15. Чаще всего используются иглы №12.

Если        бисер       настолько      мелкий,     что     в    него   не    проходит

бисерная игла, можно поступить следующим образом:
   1. Возьмите кусок тонкой проволоки, сложите вдвое, проденьте нитку в образовавшееся отверстие и обрежьте ровно концы проволоки. Продевайте их сквозь бусинки вместе. Этот способ особенно хорош для шитья вприкреп. Если же вы шьете швом, где нужно пришивать каждую отдельную бисеринку, попробуйте делать достаточно толстой иглой отверстие в ткани и продевать сквозь него вашу "иголку" из проволоки. В противном случае вам придется каждый раз снимать проволоку, продевать нитку в иголку и делать стежок по ткани. А затем опять надевать проволоку, чтобы набрать следующую бусинку.
   2. Еще есть вариант - смазать клеем (например, клеем ПВА) конец нити и дать высохнуть. Затем нанизать бисеринку, используя проклеенный конец нити в качестве иглы. Потом вдеть нитку в иголку, сделать стежок, и опять вынуть иголку и нанизать следующую бисеринку через проклеенный конец нити. Этот способ не так удобен, как первый, т.к. вскоре клей растрескается и нить потеряет твердость - придется мазать нить клеем заново и снова ждать, пока она высохнет.
Бывает    очень    трудно    вставить    нить    в    крошечное    ушко   иглы,

здесь можно поступить следующим образом:
   1. Срежьте конец нити под углом и навощите нить у конца, он станет более твердым и нить не будет распускаться.
   2. Попробуйте воспользоваться нитковдевателем, который обычно входит в комплект принадлежностей к швейной машине или в набор игл.

Нитки 

    Используются прочные (капроновые, шелковые) нити, а также мулине. Толщина и цвет используемой нити зависит от размера отверстия в бусине и ушка иглы, а также от способа шитья, схемы цветов, ткани и дизайна вышивки. Любую нитку перед использованием следует продернуть через кусочек воска, чтобы она стала прочнее, пластичнее и не расплеталась в процессе работы.
   Больше всего для вышивки бисером по ткани подходят тонкие синтетические нитки.
   Нитки должны соответствовать назначению модели. Если изделие будет использоваться в быту или, например, вы делаете бахрому, нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно. Если отверстие в бисеринках достаточно широкое, можно дополнительно укрепить нить очень тонкой леской. Если в вашем изделии используется стеклярус или рубка - велик шанс, что со временем нить перетрется об их острые края. Поэтому заранее позаботьтесь о достаточной прочности нити.

Пяльцы или подрамник 

     При вышивании бисером очень важно, чтобы полотно было хорошо натянуто. Очень удобны пяльца на стойке и те, которые можно прикрепить к краю стола или на ручке кресла - тогда обе руки будут свободны. Для больших и объемных полотен нужны большие прямоугольные пяльцы, в которых уместится весь рисунок, т.к. объемная вышивка не позволит передвинуть изделие. Если пяльцы велики, то полотно можно "нарастить", приметав по краям дополнительные полоски ткани.
Ткань для изделия, канва или тюль 

     Старайтесь выбирать такой материал для вышивки, чтобы он не был сильно мнущимся, марким, не требовал частой стирки и утюжки. Учтите, что вышивка стеклянными бусинками по тонкой ткани может деформировать изделие под тяжестью бусинок. Поэтому обычно стараются шить по ткани, которая способна выдержать вес бисера.
   Перед началом работы нужно аккуратно скопировать рисунок на ткань при помощи копировальной бумаги, мела или мыла. Для перевода рисунка на трикотаж нужно прикрепить к ткани лист кальки, на котором предварительно сделана копия рисунка, и прошить рисунок. Потом осторожно оборвать бумагу, не вытягивая нитей, которыми прошит рисунок.
    По канве можно вышивать картины и панно, используя готовые наборы со схемами, которые можно купить в отделах по рукоделию, либо взять схемы с нашего сайта (схемы для вышивки и ткачества бисером). Также можно вышить бисером рисунок, а фон вышить нитками мулине. При работе по канве необходимо точно подобрать размер бисеринок к клеточкам канвы. Вышивка по сутажу и тюлю была очень популярна в XIX веке. Использовалась для создания невероятно красивых и воздушных праздничных и вечерних нарядов, шалей, воротников, украшений. Вы тоже можете поэкспериментировать с тканями.

Ножницы 

    Маленькие ножницы с острыми загнутыми концами, для обрезания кончиков нитей. Обычные ножницы, для обрезки  кожи при создании украшений на кожаной основе. Лезвия маленьких ножниц должны быть длинной не более шести сантиметров.

Наперсток 

    Металлический или пластмассовый, должен хорошо надеваться на средний палец. Используется для проталкивания иглы через материал на плотной основе.
3.  Полезные советы при вышивке бисером.

     1. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, имейте ввиду следующее. При интенсивной носке бисер может потускнеть или вообще облезть. Поэтому перед началом работы протестируйте свой бисер - потрите некоторое время несколько бусинок между пальцами и посмотрите, не слезет ли с него краска при трении. Если это произойдет, лучше выберите другой бисер, а этот примените в вышивке, которая не будет подвергаться подобным испытаниям. Включите ее в настенное панно или картину.
   2. Подержите на солнечном месте неделю-две небольшое количество бисера, который вы хотите включить в вышивку, а затем сравните его с таким же бисером, но не лежавшем на солнце. Если цвет бисера значительно изменился, подумайте, хотите ли вы видеть свою вышивку такой. Это относится к вышивке, которая периодически будет находиться на открытом солнце (на блузке, джинсах и т.д.). Если на солнце бисер сильно тускнеет, не расстраивайтесь. Используйте его для картин, они, как правило, висят на стене в комнате и не подвергаются воздействию прямых солнечных лучей.
   3. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, иногда полезно сделать ее съемной (особенно это касается больших и объемных вышивок). Выполните ее не на одежде, а на ткани, которую потом приметайте к одежде. Это позволит облегчить стирку изделия (на время стирки просто отпорите ткань с вышивкой, а потом приметайте обратно).
   4. При самостоятельной разработке схемы для вышивки не используйте простую клетчатую бумагу, так ка бисеринки имеют скорее овальную форму, нежели шарообразную. Начертите от руки или в графическом редакторе на компьютере сетку с ячейками в пропорции 1:1,3 (одна сторона прямоугольника длиннее другой в 1,3 раза). Это позволит избежать искажения рисунка при его переносе с бумаги на ткань. Размножьте вашу заготовку на принтере или ксероксе, чтобы всегда иметь под рукой чистый бланк и не тратить время на его рисование, а сразу перейти к разработке схемы.

4.  Основные приемы работы.

Шов «Вперед иголку» .

   Шов "Вперед иголку" знаком нам еще с уроков труда в школе. Почему бы не украсить его бисером? Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны, и опять нанижите бусину.

Шов строчной     

                                                                                                                       

    Этот шов по исполнению может быть похож как на шов "Вперед иголку", так и на шитье вприкреп - вы сами варьируете расстояние между бусинами. Если вы хотите придать вашей вышивке жесткость или зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии, то после завершения стежка пройдите иглой в обратном направлении, тогда бусины встанут ровнее.

Шов стебельчатый 

    При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Наберите 2 бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки.

Шов вприкреп .

    Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Шитье вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы дали этому способу шитья название "Ленивая жена". Уложите нить с бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую бусину (см. рисунок) или через 2-3 бисерины.

Шов «Монастырский» .

На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке,

делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные.

5. Значение цвета в вышивке бисером 

      В любой вышивке большое значение имеет цветовое решение.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, называемый иначе – спектром. Спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Визуально цветовой круг разделяется по диаметру пополам, где в одну половину входят тёплые цвета, а в другую – холодные.

   Цветовой тон – это цветность, по нему отличают один цвет от другого.
   Яркость – степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.

    Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Все цвета классифицируются на хроматические и ахроматические.

    Любые рядом стоящие цвета влияют друг на друга и могут производить различное впечатление.  Всякий   цвет   в   окружении   более   тёмных  цветов   кажется    светлее,  а в окружении более светлых – темнее.

    Немаловажным   при выборе цвета является его свойство  зрительно  видоизменять форму и величину предмета. Так, если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. 

Сочетание цветов

Основной цвет

                                       Цвета для сочетаний

Красный

Чёрный, жёлтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, небольшое количество синего.

Синий

Серый, голубой, бежевый, коричневый, жёлтый, золотистый, небольшое количество красного.

Жёлтый

Коричневый, бежевый, чёрный, красный, оранжевый, серый, синий, голубой, лимонный, фиолетовый.

Зелёный

Тёмно-жёлтый, лимонный, салатный, серый, бежевый, коричневый, жёлтый, оранжевый, золотистый, чёрный.

Фиолетовый

Сиреневый, бежевый, небольшое количество красного, жёлтый, золотистый, чёрный.

Коричневый

Бежевый, чёрный, жёлтый, розовый, лимонный, красный, голубой, синий, оранжевый, сиреневый, золотистый, серый.

III. Практическая часть.

1. Вводный инструктаж.

  • сообщение названия практической работы;
  • цель практической работы: научиться выполнять простейшие швы:  «вперед иголку», строчной, стебельчатый, вприкреп, «монастырский»;
  • ознакомить обучающихся с объектом труда: образцы вышивки вышеперечисленными швами;
  • ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями, с помощью которых будет выполняться задание;
  • провести инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности при работе с бисером.

1. Опасности в работе: 

повреждение пальцев иглой; травма руки ножницами; травма глаз.
2. 
Что нужно сделать до начала работы: 

посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы: 

быть внимательной к работе;  вкалывать иглы и булавка только в игольницу; иглу не бросать, а класть в специально от веденную для этого коробку, класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. 
Что нужно сделать по окончании работы: 

посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.

2. Самостоятельная  работа  обучающихся.

3. Текущий инструктаж.

  1. проверка организации  рабочих мест  обучающихся;
  2. проверка  соблюдения правил  техники  безопасности  при  выполнении задания;
  3. инструктирование по выполнению задания;
  4. оказание помощи отстающим обучающимся.

IV.  Заключительная часть:

  1. анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
  2. разбор типичных ошибок обучающихся;
  3. выяснение причин допущенных обучающимися ошибок;
  4. оценка результатов работы обучающихся.

V.   Уборка рабочих мест.

VI.  Рефлексия:  

                                                                                                                                             

      На данном уроке обучающиеся познакомились с историей возникновения вышивки  бисером. Посмотрели творческие работы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки бисером. Самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки бисером, приступили к выполнению  работы.

  1. С какой новой вышивкой вы познакомились?
  2. Как давно зародилась вышивка бисером?
  3. Какие виды швов вы сегодня рассмотрели?
  4. Какие ткани можно использовать для основы при вышивке бисером?
  5. Где можно применить этот вид творчества?

VII.  Оценка работы:

  1. сообщить обучающимся о достижении целей урока;
  2. оценить результаты индивидуального труда обучающихся на уроке;
  3. выставить оценки в журнал.

VIII.  Домашнее задание:

  1. ткань 40 × 50 см.;
  2. бисер;
  3. игла, ножницы, пяльцы, нитки или мулине;
  4. рисунок для вышивки.

                   

Рекомендуемая литература для учителя

1.  В. Кэмпбелл-Хардинг, П. Уоттс «Шьём бисером»  Издательство: Ниола-21 век  Год:  2009.

2. Вышивка бисером №12 2011 Автор книги: коллектив Издательство: Пресс-экспресс  Год: 2011.

3.  С. Леви «Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры»  Издательство: «Мир книги»  г. Москва  Год: 2005.

4. И.  Наниашвили,  А. Соцкова  «Вышивка нитью и бисером» Издательство: ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга»  Год: 2009.

Рекомендуемая  литература для обучающегося

1.  И. Наниашвилли  «Вышивка бисером: шаг за шагом»   Издательство: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»  Год: 2007.

2. Вышивка бисером №7 2009  Издательство: ООО «Пресс-экспресс» Год: 2009.



Предварительный просмотр:

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по  внеурочной деятельности

«Волшебный мир оригами»

класс ______________5___________________________ 

количество часов ___34___________________________

учитель ___Михалочкина Наталья Николаевна______

(Ф.И.О.)

 

год_____2020-2021______

Пояснительная записка

  Общая характеристика программы

Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Оригами — особый вид конструирования из бумаги: при помощи операций перегибания листа, изменения его положения в пространстве можно переходить от одной геометрической формы к другой, в результате чего появляется модель-образ. За простотой внешней формой, возникающей в результате серии последовательно и аккуратно исполняемых действий, скрывается комплекс воздействий, благотворно влияющих на развитие ребёнка, происходящее как становление целостной индивидуальности. Поэтому в основе программы — концепция саморазвития, а оригами предложено как метод целостного развития ребёнка.

Актуальность

Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужны занятия оригами. На занятиях гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Практическая значимость

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

На занятия по внеурочной деятельности   по программе «Волшебный мир оригами» отводится 1 час в неделю.  Направление-общекультурное, поддерживает предмет технология.

Цель программы

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы:

Обучающие

Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.

Ценностные ориентиры программы

Ценностные ориентиры содержания курса  отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах:

  • осознание ценности человеческой жизни, труда, науки и творчества;
  • осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;
  • осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды

В творческое объединение  «Волшебный мир оригами» принимаются все желающие учащиеся 5 классов. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 45 мин. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Система отслеживания и оценивания результатов

Проведение мониторинга результатов учащихся в середине и конце года

            Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся в классе

Результаты освоения курса

Личностные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

  • осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов мира  
  • мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;
  • ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, свой жизненный опыт и иформацию, полученную на занятиие;
  • умение соблюдать последовательность выполнения изделия;
  • умение выбирать и использовать различные виды бумаги для выполнения изделия;
  • умение проводить простейший анализ выполненной работы;
  • умение сравнивать свою работу с образцом исправлять замеченные ошибки.

Предметные результаты

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • что такое оригами;
  • термины: сторона (верхняя, нижняя, левая, правая); диагональ, угол (верхний, нижний, левый, правый); «глухой» угол (нераскрывающийся); раскрывающийся угол; «глухая» сторона; центральная вертикальная линия, центральная горизонтальная линия; центр фигуры;
  • названия базовых форм: «треугольник», «воздушный змей», «двойной треугольник», «сложный квадрат», «дверь», «блин»; «катамаран». «птица», «лягушка», «дом»
  • условные знаки, принятые в оригами;
  • приемы складывания;
  • правила пользования ножницами и клеем;
  • правила техники безопасности при работе с ножницами.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться основными приемами складывания;
  • пользоваться ножницами, клеем;
  • складывать базовые формы;
  • пользоваться технологической картой;
  • делать открытки, украшения для помещений в праздничные дни, игрушки - «оригами»
  • анализировать образец, анализировать свою работу;
  • составлять композиции из готовых поделок.

Содержание программы

Беседа по охране труда. Знакомство с оригами (1 час)

Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы»

Базовая форма «Треугольник» (4 часа) Изготовление моделей: стаканчик, стилизованный цветок; кот, щенок, голубь мира; золотая рыбка, ворона; зайчонок, собачка

Базовая форма «Блин» (1 час) Изготовление моделей: коробочка, игрушка-шутка

Базовая форма «Воздушный змей» (3 часа) Изготовление моделей: гномик, кролик; восьмиконечная звезда, пингвин, лебедь

Базовая форма «Двойной треугольник» (3 часа) Изготовление моделей: прыгающая лягушка, водяная бомбочка; летучая мышь, надувная рыбка, снежинка, елка

Базовая форма «Катамаран» (4 часа) Изготовление моделей: маска - настроение,  кусудама

Базовая форма «Птица» (3 часа) Изготовление моделей: журавлик счастья, ласточка, летящий журавль, улитка, мышь

Базовая форма «Дверь» (1 час) Изготовление модели кубика

Модели на основе прямоугольника (2 часа) Изготовление моделей: сердечко, открытка к 23 февраля. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Базовая форма «Квадрат» (2 часа) Изготовление цветов (модель тюльпана), коробочка - звезда, открытка к 8 Марта. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Базовая форма «Лягушка» (2 часа) Изготовление моделей: надувная лягушка, ирис, колокольчик

Базовая форма «Дом» (1 час) Изготовление пасхальной открытки

Модели на основе прямоугольника и треугольника (3 часа) Изготовление моделей: хлопушка, самолет, письмо, бантик-бабочка, катер, рамка для фото

Модульное оригами (3 часа) Изготовление модели вазы

Итоговое занятие (1 час) Подведение итогов года. Выставка работ 

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Основные элементы содержания

Планируемые результаты обучения (личностные)

Планируемые результаты обучения (метапредметные)

Планируемые результаты обучения (предметные)

 Практика

Планируемые

сроки / дата проведения

Вводное занятие

1

Беседа по охране труда. Знакомство с оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Понятие «базовые формы»

Беседа по охране труда. Знакомство с оригами.

Предисловие. Из истории оригами.

Подготовка к творчеству. Выбор бумаги (цветная, белая, журнальная и т.д.). Размер бумаги для модулей.

Инструменты и дополнительные материалы (ножницы, линейка, клей, фломастеры).

Разновидности базовых форм

Осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов мира;

мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи

Знать: условные знаки, принятые в оригами;

приемы складывания;

правила техники безопасности при работе с ножницами

Уметь: изготавливать квадрат из прямоугольника двумя способами

Изготовление квадрата из прямоугольника двумя способами

3.09

Базовая форма «треугольник»

2

Базовая форма «Треугольник»  Стаканчик и стилизованный цветок


Приемы складывания базовой формы «треугольник», чтение схемы

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

умение сравнивать свою работу с образцом исправлять замеченные ошибки.

Знать: приемы складывания базовой формы «треугольник»

Уметь: выбирать и использовать различные виды бумаги для выполнения изделия; складывать стаканчик и

стилизованный цветок

Складывание:  треугольный модуль; стаканчик и

стилизованный цветок

10.09

3

Базовая форма «Треугольник»   Кот, щенок, голубь мира

Базовая форма «Треугольник», алгоритм складывания модели кота, щенка, голубя мира  

Осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов мира;

мотивация творческой деятельности

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

умение сравнивать свою работу с образцом

Знать: условные обозначения на схеме,

Уметь: читать схему, выполнять алгоритм складывания модели кота, щенка, голубя мира; использовать фломастеры для декорирования

 Складывание: кот, щенок, голубь мира

17.09

4

Базовая форма «Треугольник» Золотая рыбка, ворона    

Базовая форма «Треугольник», алгоритм складывания моделей золотая рыбка, ворона  

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

Знать: приемы складывания бумаги

Уметь: складывать модели по схеме

Складывание  модели рыбки и вороны

24.09

5

Базовая форма «Треугольник» Зайчонок, собачка

Базовая форма «Треугольник», алгоритм складывания моделей зайчонка и собачки  

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

Знать: приемы складывания бумаги

Уметь: складывать модели по схеме

Складывание  модели зайчонка и собачки

01.10

Базовая форма «Блин»

6

Базовая форма «Блин» Коробочка, игрушка-шутка

Базовая форма «Блин», алгоритм складывания коробочки и игрушки-шутки  

Мотивация творческой деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания бумаги

Уметь: складывать модели по схеме

Складывание коробочки, игрушки-шутки

08.10

Базовая форма «Воздушный змей»

7

Базовая форма «Воздушный змей» Гномик, кролик

Базовая форма «Воздушный змей». Алгоритм складывания модели гномика, кролика  

Мотивация творческой деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания бумаги

Уметь: складывать модели по схеме, пользоваться ножницами, клеем  

Складывание модели гномика, кролика

15.10

8

Базовая форма «Воздушный змей» Восьмиконечная звезда

Базовая форма «Воздушный змей». Понятие «модуль» Алгоритм складывания модуля  

Мотивация творческой деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания бумаги для получения «модуля»

Уметь: складывать модели из модулей, пользоваться ножницами, клеем  

Складывание модели восьмиконечной звезды

22.10

9

Базовая форма «Воздушный змей» Пингвин, лебедь

Алгоритм складывания модели пингвина, лебедя  

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

умение сравнивать свою работу с образцом

Знать: приемы складывания бумаги Уметь: складывать модели по схеме

Складывание модели пингвина, лебедя

29.10

Базовая форма «Двойной треугольник»

10

Базовая форма «Двойной треугольник»  Прыгающая лягушка, водяная бомбочка

Базовая форма «Двойной треугольник». Алгоритм складывания модели лягушки, водяной бомбочки

Мотивация творческой деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания бумаги, условные обозначения на схемах Уметь: складывать модели по схеме

Складывание модели лягушки, водяной бомбочки

12.11

11

Базовая форма «Двойной треугольник»  Летучая мышь, надувная рыбка

Алгоритм складывания модели летучая мышь, надувная рыбка

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

умение сравнивать свою работу с образцом

Знать: приемы складывания бумаги, условные обозначения на схемах Уметь: складывать модели по схеме

Складывание модели летучая мышь, надувная рыбка

19.11

12

Базовая форма «Двойной треугольник»  Снежинка, елка

Алгоритм складывания модели снежинки, елки

Мотивация творческой деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания бумаги

Уметь: выбирать и использовать различные виды бумаги для выполнения изделия; складывать модели снежинки и елки, пользоваться ножницами

Складывание модели снежинки и елки

26.11

Базовая форма «Катамаран»

13

Базовая форма «Катамаран» Маска-настроение  

Базовая форма «Катамаран»

Алгоритм складывания базовой формы и  игрушки маска-настроение  

Ориентация на образец поведения хорошего ученика, сотрудничество с учителем и одноклассниками;

эстетические потребности, ценности и чувства.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания бумаги

Уметь: складывать базовую форму и модель маски-настроения, применять графические материалы для декорирования

Складывание   игрушки маска-настроение  

03.12

14

Базовая форма «Катамаран» Кусудама

Что такое кусудама? Виды кусудам. Алгоритм складывания модуля кусудамы  

Осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов мира;

мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания модуля из  бумаги

Уметь: складывать базовую форму и модуль

Складывание   модулей кусудамы  

10.12

15

Базовая форма «Катамаран» Кусудама

Алгоритм складывания модуля кусудамы  

Осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов мира;

мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания модуля

Уметь: складывать базовую форму и модуль

Складывание   модулей кусудамы  

17.12

16

Базовая форма «Катамаран» Кусудама

Алгоритм складывания модуля кусудамы Этапы соединения модулей  

Осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов мира;

мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания модуля

Уметь: соединять модули с помощью клея

Складывание   модулей кусудамы, соединение в единую конструкцию  

24.12

Базовая форма «Птица»

17

Базовая форма «Птица»  Журавлик счастья

Базовая форма «Птица»

Алгоритм складывания базовой формы и модели    
журавлик счастья

Осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов мира;

мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания базовой формы «Птица»  

Уметь: складывать базовую форму и модель журавлика

Складывание   базовой формы и модели    
журавлика

14.01

18

Базовая форма «Птица», Ласточка, летящий журавль,

Алгоритм складывания  моделей    
ласточки и летящего журавля

Ориентация на образец поведения хорошего ученика, сотрудничество с учителем и одноклассниками;

эстетические потребности, ценности и чувства.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания базовой формы «Птица»  

Уметь: складывать базовую форму и модель журавлика

Складывание    модели    ласточки и летящего журавля

21.01

19

Базовая форма «Птица»  Улитка, мышь

Алгоритм складывания  моделей    
улитки, мыши

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

сравнивать свою работу с образцом

Знать: приемы складывания базовой формы «Птица»  

Уметь: складывать базовую форму и модель журавлика

Складывание    модели  улитки, мыши
 

28.01

Базовая форма «Дверь»

20

Базовая форма «Дверь» Кубик

Базовая форма «Дверь»

Алгоритм складывания базовой формы и модели    
кубика

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

сравнивать свою работу с образцом

Знать: приемы складывания базовой формы «Дверь»  

Уметь: складывать базовую форму и модель кубика по схеме

Складывание    модели  кубика

04.02

Модели на основе прямоугольника

21

Модели на основе прямоугольника. Сердечко Оформление поздравительной открытки.

Что можно сложить из прямоугольника?

Алгоритм складывания сердечка

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

сравнивать свою работу с образцом

Знать: приемы складывания прямоугольной формы  листа бумаги  

Уметь: складывать модель сердечка

Складывание    модели  сердечка, оформление поздравительной открытки

11.02

22

Поздравительная открытка к 23 февраля.

Алгоритм складывания  модели    
рубашки из прямоугольника. Декорирование открытки

Ориентация на образец поведения хорошего ученика, сотрудничество с учителем и одноклассниками;

эстетические потребности, ценности и чувства.

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы; проявлять творческий подход в работе

Знать: приемы складывания прямоугольной формы  листа бумаги  

Уметь: складывать модель рубашки

Складывание    модели  рубашки, оформление поздравительной открытки

18.02

Базовая форма «Квадрат»

23

Базовая форма «Квадрат» Цветы, коробочка - звезда

Базовая форма «Квадрат» Алгоритм складывания цветка тюльпана, коробочки-звезды

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

сравнивать свою работу с образцом

Знать: приемы складывания базовой формы «Квадрат»  

Уметь: складывать базовую форму и модель цветка по схеме

Складывание    модели  цветка тюльпана и коробочки-звезда

25.02

24

Поздравительная открытка к 8 Марта.

Алгоритм складывания  модели    
платья. Декорирование открытки

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

сравнивать свою работу с образцом

Знать: приемы складывания бумаги

Уметь: складывать модель    
платья по схеме.

Складывание    модели  платья;. оформление поздравительной открытки

03.03

Базовая форма «Лягушка»

25

Базовая форма «Лягушка» Надувная лягушка

Базовая форма «Лягушка» Алгоритм складывания модели надувная лягушка

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

сравнивать свою работу с образцом

Знать: приемы складывания базовой формы «Лягушка»  

Уметь: складывать базовую форму и модель по схеме

Складывание    модели надувной лягушки

10.03

26

Базовая форма «Лягушка» Ирис, колокольчик

Алгоритм складывания модели ирис, колокольчик

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания базовой формы «Лягушка»  

Уметь: складывать базовую форму и модель по схеме

Складывание    модели ирис, колокольчик

17.03

Базовая форма «Дом»

27

Базовая форма «Дом»  Поздравительная пасхальная открытка

Базовая форма «Дом» Алгоритм складывания модели храма. Оформление открытки

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия, применять творческий подход в оформлении

Знать: приемы складывания базовой формы «Дом»  

Уметь: складывать базовую форму и модель по схеме

Складывание    модели  храма;. оформление поздравительной открытки

31.03

Модели на основе прямоугольника и треугольника

28

Модели на основе прямоугольника и треугольника Хлопушка, самолет

Что можно сложить из прямоугольника и треугольника?

Алгоритм складывания моделей хлопушки и самолета

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания прямоугольной  и треугольной формы  листа бумаги  

Уметь: складывать модели по схеме

Складывание    моделей хлопушка, самолет

07.04

29

Письмо, бантик-бабочка

Алгоритм складывания моделей письмо, бантик-бабочка

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания прямоугольной  и треугольной формы  листа бумаги  

Уметь: складывать модели по схеме

Складывание    моделей письмо, бантик-бабочка

14.04

30

Катер, рамка для фото

Алгоритм складывания моделей катер, рамка для фото

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания прямоугольной  и треугольной формы  листа бумаги  

Уметь: складывать модели по схеме

Складывание    моделей катер, рамка для фото

21.04

Модульное оригами

31

Модульное оригами. Ваза

Алгоритм складывания модуля для вазы

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания модуля

Уметь: складывать модуль по схеме

Складывание    модулей вазы

28.04

32

Модульное оригами. Ваза

Алгоритм складывания модуля для вазы

Мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умение соблюдать последовательность выполнения изделия

Знать: приемы складывания модуля

Уметь: складывать модуль по схеме

Складывание    модулей вазы

05.05

33

Модульное оригами. Ваза

Алгоритм соединения модулей вазы

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Умение соблюдать последовательность выполнения изделия;

умение проводить простейший анализ выполненной работы;

сравнивать свою работу с образцом

Знать: приемы соединения модулей в единую конструкцию вазы

Уметь: соединять модули по схеме

Соединение    модулей вазы

12.05

34

Итоговое занятие. Подведение итогов года.

Повторение и обобщение знаний о базовых формах и приемах работы с бумагой.

Осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов мира;

мотивация творческой деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений

Умение проводить простейший анализ выполненной работы; высказывать свою точку зрения

Знать: приемы работы с бумагой, базовые формы

Уметь: складывать модели по схемам

Выставка работ, обсуждение итогов

19.05

       Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  Книги по оригами, индивидуальные технологические карты-схемы, образцы моделей из фонда учителя,

       ножницы, клей, карандаши, клеенка, коробочка для мусора, салфетки для приклеивания, фломастеры.

Литература для учителя

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. СПб, «Химия», 1994

Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, СПб, «Кристалл», 1998

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

            Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996

Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998

Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1998

ШпикаловаТ.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.,1979

Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись.М., 1998

            Литература для учащихся

 Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, СПб, «Кристалл», 1998

Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. СПб, «Дельта», 1996

Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996

Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998

Соколова С.В. Игрушки-оригамушки. СПб, «Химия», 1997

Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», СПб: «Валери СПД», 2003

Соколова С. Сказки из бумаги. СПб, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998

Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005

Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

Программа кружковой работы по вышивке крестом "Волшебный крестик"

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Ещё нес...

Мастер-класс "Изготовление картины в технике "Вышивка крестиком + флористика"

Предлагаемая работа - мой личный опыт. Соединение двух абсолютно разных техник в одной работе придаёт ей неповторимость, особенную красоту.Дети, помимо обучения технике вышивки, изучая растения, знако...

Разработка урока "Счетные швы. Вышивка крестиком"

Разработка урока "Счетные швы. Вышивка крестиком"...

Вышивка крестиком.

Рукоделие - вышивание  счетным крестом...