Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)
методическая разработка по технологии (6 класс)

Куликова Светлана Владимировна

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Виды отделки швейных изделий (обобщающий урок).

ЦЕЛИ: 1) закрепление и обобщение знаний о видах и способах отделки швейных изделий.

ЗАДАЧИ: 1) расширение представлений о способах отделки, об истории появления отделочных деталей; 2) закрепление умений в распознавании на изделиях различных видов отделки, описывать модели; 3) развитие умений в отделке швейных изделий, развитие эстетического вкуса; 5)коррекция  и развитие долговременной памяти, мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать), внимания, мелкой моторики; 6) воспитание аккуратности, развитие интереса к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы изделий с отделкой, иллюстрации моделей одежды, кроссворд, образцы отделочных деталей, клей, кисточки, альбомы, бирки с названиями отделочных деталей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: вклеивание в альбомы образцов отделочных деталей.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Начинаем урок. Проверим готовность к уроку. На столе должны быть альбомы, клей, лист бумаги, кисточки, образцы отделочных деталей, конверты с бирками.

  1. Постановка задач урока.

Тема урока сегодня – «Отделка швейных изделий». В течение недели вы выполняли образцы отделочных деталей. Сегодня мы с вами обобщим и повторим полученные знания. Вклеим образцы в альбомы, подпишем их. А также вы узнаете и новое об отделке швейных изделий.

  1. Работа по теме урока.
  1. Вступительное слово учителя.

Для внешнего вида изделия большое значение имеет отделка. С помощью отделки украшают одежду, разнообразят ее вид, делают одежду более привлекательной. И, наверное, все вещи были бы скучны и похожи одна на другую без отделочных деталей.

  1. Инсценировка.

Учитель:

                  Три подружки вечерком

                  Шили, сидя под окном.

                  До утра подружки шили:

1-я подружка: (показывает платье, отделанное оборками, кружевом; прикладывает к себе)

                   Шью, подружки, я наряд:

                   Всяк такому был бы рад.

                   А отделка непростая:

                   Вся в оборках, кружевная.

2-я подружка: (показывает блузу, отделанную стразами, пайетками)

                    Да и мой наряд хорош,

                    Весь на солнышко похож.

                    Блестками, пайетками,

                    Он расшит чудесными.

                    Всюду можно в нем ходить

                    И нарядной выглядеть.

3-я подружка: (одета в блузе, отделанной вышивкой)

                         А я блузку смастерила,

                         Шила, вышивала,

                         А теперь наряд одела

                         И гуляю смело.

1-я подружка:

                      А как трудно ткань кроить,

                       А потом без брака сшить,  

                       Да и выкройку при том

                       Начертить надо с умом.

2-я подружка:

                         А модели выбирать?

                         Да умело рисовать?

                         Подбирать отделку к платью.

                         Да умело выполнять.

3-я подружка:

                        Я готовые наряды

                        Покупать не очень рада:

                        И модель не подберешь,

                        И в цене не попадешь.

1-я подружка:

                        Да, и я с тобой согласна:

                        Шить уметь - это прекрасно!

2-я подружка:

                        Если хочешь быть красивой,

                        Знай, в наряде тоже сила!

3-я подружка:

                        Если станешь мастерицей,

                        В жизни это пригодится.

Вместе:        

                        Приглашаем в мастерскую

                        Там сошьешь модель любую!

  1. Отгадывание кроссворда.

- Существует множество самых разнообразных отделок: кружево, шитье, тесьма,   аппликации, рюши, воланы, канты и т.д..  Вот сейчас мы вспомним, какие виды отделки вы знаете. Отгадаем кроссворд.

(По ходу отгадывания кроссворда на доску вывешиваются образцы отделочных деталей.  Также дети показывают первых пять деталей: оборку, волан, мережку, защип, рюш)

  1. Полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединен с изделием.
  2. Эту отделочную деталь выкраивают по кругу. Она похожа на оборку.
  3. Это ажурная вышивка. Для ее выполнения из ткани вытягивают несколько нитей.
  4. Эти мелкие складочки выполняют на изделиях из гладкокрашеной ткани.
  5. Полоска ткани для отделки, собранная в сборку посередине.
  6. Она бывает пестрая, гладкая, ажурная, кружевная, однотонная, многоцветная.
  7. Этой полоской ткани обрабатывают срез изделия. Раскраивают по косой.
  8. Ее используют преимущественно в детской одежде: наклеивают или пришивают на изделие.
  9. Он образуется при использовании обтачек. Служит в качестве отделки воротников, карманов, кокеток.

- Какие еще виды отделок вы знаете?

(Показ иллюстраций, образцов)

 

  1. Вклеивание образцов в альбомы.

- Образцы вклеивайте посередине листа, бирку с названием – внизу.

Повторим правила техники безопасности пи работе с клеем:

  1. использовать лист бумаги для нанесения клея на детали;
  2. наносить клей кисточкой;
  3. не брать кисточку в рот, не облизывать пальцы при работе;
  4. по окончании работы помыть кисточку.

(Во время работы учащихся учитель включает музыку)

  1. Физминутка.

Встать. Поднять руки вверх. Потянуться всем телом вверх – «к солнышку». Опустить руки, встряхнуть. Выполнить наклоны, вращение головой. Гимнастика для глаз: закрыть глаза, вращать зрачками, открыть, быстро поморгать.    

  1. Фронтальный опрос.

- Что такое рюш?

(Рюш – это полоска ткани, собранная в сборку посередине. Раскраивают рюши по косому или поперечному направлению нитей. Рюши могут быть из основной или отделочной ткани, из лент, шитья, кружев.)

- По инструкционной карте рассказать технологию выполнения рюша.

(Вырезать полоску ткали по косому  или  поперечному направлению нитей. Обработать отлетные срезы. Посередине проложить две строчки для образования сборки. Образовать сборку так, чтобы длина рюша была равна длине места притачивания. Наложить рюш изнаночной стороной к лицевой изделия. Наметать посередине. Настрочить. Удалить наметки и строчки для сборок.)

- Что такое волан?

(Воланы внешне похожи на оборки. Но воланы раскраивают по кругу или по спирали. Воланами можно украсить блузку или платье, низ рукавов или срез горловины.)

- Что такое оборка?

(Оборка - это полоска ткани для отделки одежды. Один ее срез собран в сборку и соединен с изделием. Оборки раскраивают по косому или поперечному направлению нитей.)

- Какими способами обрабатывают отлетные срезы оборок, воланов и рюшей?

(Отлетные срезы обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом, швом вподгибку с закрытым срезом, строчкой «зиг-заг», обтачкой, вручную обметочными стежками)

- Как правильно утюжить оборки?

( Сначала утюжат место притачивания оборок. Затем носиком утюга проутюживают оборку снизу вверх до шва.)

- Что такое мережка?

(Мережка – это ажурная вышивка. Из ткани выдергивают несколько нитей, образуется прореженная полоса, на которой выполняют ажурные узоры.)

- Что такое защипы и мелкие складки? Где они применяются?

(Мелкие складки и защипы служат отделкой легкого платья и блуз. Их выполняют на изделиях из гладкокрашенной ткани. Закладывают складочки по долевой нити и застрачивают по всей длине.)

- Что надо учитывать при подборе отделок для швейного изделия?

(При подборе отделок для швейного изделия необходимо учитывать фасон, назначение изделия, стиль одежды. Важно не перегрузить изделие отделкой, следить за тем, чтобы разные отделочные материалы в одном изделии сочетались друг с другом.)

  1. Индивидуальные задания.

1 ученица выполняет влажно-тепловую обработку юбки с оборкой.

Повторим правила техники безопасности при работе с утюгом:

1) включать утюг сухими руками, взявшись за корпус вилки;

2) следить за установкой терморегулятора;

3) утюг ставить на подставку;

4) не отвлекаться во время работы;

5) по окончании работы утюг выключить, поставить на подставку.

2 ученица на манекене выполняет отделку платья кружевом (накалывает булавками кружево на изделие).

Повторим правила техники безопасности при работе с булавками:

  1. булавки держать в игольнице;
  2. не бросать;
  3. не брать в рот;
  4. не вкалывать в одежду;
  5. если булавка сломалась, отдать учителю.

Все остальные выполняют задания по карточкам.

Карточка 1.

  1. Каким образом настрачивают рюш на изделие? (Подчеркнуть правильный ответ)
  1. Наложить рюш изнаночной стороной на лицевую.
  2. Наложить рюш лицевой стороной на лицевую.
  1. Какую отделочную деталь выкраивают по кругу? (Подчеркнуть правильный ответ)
  1. Волан.
  2. Рюш.
  3. Оборку.
  1. Запишите, какие вы знаете виды мережки.

Карточка 2.

  1. На изделиях из каких тканей выполняют защипы? (Подчеркнуть правильный ответ)
  1. Гладкокрашеной.
  2. С рисунком.
  1. какими способами образуют сборку?

  1. Какие ты знаешь готовые отделочные детали?

  1. Просмотр альбомов с иллюстрациями.

(Пока учащиеся смотрят альбомы с иллюстрациями моделей одежды с различными видами отделок, учитель проверяет карточки затем комментирует ответы без выставления оценок)

  1. Физминутка.

Встать. Поставить руки перед собой, крепко сжать их в «замок», затем встряхнуть руками, так повторить 2 – 3 раза. Выполнить вращение плечами вперед и назад. Дыхательная гимнастика: сделать глубокий вдох, выдыхать воздух частями, вдохнуть воздух через нос, выдохнуть через рот (2 – 3 раза).  

3.10. Историческая справка.

- А вы знаете, когда появилось большинство отделочных деталей? 17 век называют обычно эрой элегантности. Он принес моду на дорогое кружевное белье. Мужские рубашки стали украшать лентами и кружевами. В продолжении двух веков кружева были в большей степени мужским украшением, чем женским. Существовали даже «кружевные перемирия», когда воюющие стороны стирали свои рубашки, чинили кружевные воротники и манжеты, завивали, растрепавшиеся в битвах, парики (показ иллюстраций). И только в начале 19 века  кружевные платья и белье стали модными для женщин. Кружева, оборки, воланы использовались в большом количестве (показ иллюстраций).

  1. Рассматривание швейных изделий с различными отделками, называние видов отделок.

(Учащиеся вместе с учителем рассматривают швейные изделия и модели одежды на диске,  называют виды отделок)

  1. Итог урока.
  1. Сегодня на уроке вы повторили, какие виды отделок существуют, как выполняются некоторые из них, ВТО оборок, учились определять, какая отделка использована в изделии.
  2. Анализ работы учащихся на уроке.
  3. Оценивание работы.
  4. Уборка рабочих мест.
  5. Домашнее задание.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 7 классе по теме "Виды треугольников"

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР проводится третьим в теме "Треугольники"Цель: Дать представление учащимся о видах треугольников Тип урока: Урок изучения нового материала....

Конспект урока технологии в 5 классе по теме: "Виды рабочей одежды. Фартук в народном костюме.Фигура человека и её измерение."

Материал содержит план-конспект урока по указанной теме, включает разнообразные методы обучения, материал по истории костюма, включающий региональный компонент, кроссворд для  проверки усвояемости мат...

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Урок физики в 8 классе по теме "Виды теплопроводности"

разработка урока физики в 8 классе по теме "Виды теплопроводности" с использованием электронных образовательных ресурсов. обучение ведется по учебнику Перышкина А.В. "Физика 8" ...

Урок-соревнование в 8 классе по теме:"Виды теплопередачи"

В статье предлагается урок физики в 8 классе в игровой форме с организацией индивидуальной и групповой деятельности учащихся....

Проект урока. Учитель: Решетникова О.Р. Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 7 класс. Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.

Тема урока:  Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.Цели урока:  Образовательная:- совершенствовать знания, умения и навыки по технологии обработки выреза  пододеяльни...

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме "Виды сил"

Предлагаемый урок – урок решения задач по теме «Решения задач «Механическая работа. Мощность» применяется в курсе физики 7 класса средней школе, на котором учащиеся проявляют т...