Статья "Опорная карта - схема по технологии как способ развития способностей и возможностей обучающихся"
статья по технологии

Тарасова Ирина Петровна

   Включать каждого обучающегося в активную деятельность на уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - это задача учителя. А помогает в этом – опорная карта - схема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornaya_karta.docx71.31 КБ

Предварительный просмотр:

Опорная карта - схема по технологии как способ развития способностей и возможностей обучающихся

Тарасова Ирина Петровна – учитель технологии

    Активизация познавательной деятельности учеников на всех уроках, доведению их представлений по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают опорные схемы. Использование опорных схем на уроках при изучении нового материала обучающиеся реализовывают свои способности, возможности в процессе освоения учебного материала.

   Включать каждого обучающегося в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - это задача учителя. А помогает в этом – опорная карта - схема.

    Схема - это выводы, которые возникают в процессе объяснения и формирования в виде таблиц, чертежа, рисунка. Схема - это организация мыслительной деятельности у обучающихся. Опорная схема - это формирование понятий на момент объяснения материала. Опорная схема это связующее звено между учителем и учеником. Главный принцип обучения это принцип наглядности.

  Применение схем-опор на уроках служит основой обретения уверенности детей в своих способностях, импульсом к активному, заинтересованному труду, позволяет преодолеть трудности, обеспечивает дружеское общение. Ребенок усваивает и составляет правило по схеме-опоре, выполняет практическое задание.   Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.

    Опорный сигнал, как отмечал Виктор Федорович Шаталов – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорной схемой понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным требованиям:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
  • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
  • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
  • Повышение интереса к изучаемому материалу.
  • Интеграция с ИКТ - технологиями (преобразование текстовой информации в цифровую в виде презентаций).

Разработка и составление опорных материалов проходит в три этапа.

1 Подбор фактического материала. Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников: программы, учебники, справочной и методической литературы, периодических изданий, интернета.

2 Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.

     По-мнению В.Ф.Шаталова основной задачей опорных схем заключается в обеспечении логически последовательного раскрытия темы и при изложении материала учителем, и при подготовке учащихся к урокам, и при всех видах устных ответов. Опорные сигналы стимулируют развитие творческого мышления учащихся.

Как же происходит процесс работы над составлением опорных схем?

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит опорный конспект по теме. Обычно он состоит из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, унифицированных условных обозначений.

    Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

При создании опорных схем, необходимо учитывать ряд принципов:

  1. Опора и сигнал—эквивалент смыслового значения. Опорные схемы играют значительную роль и при изложении материала, и при отработке учебных навыков и умений, и при повторении, и при контроле знаний.
  2. Лаконичность – максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков – одно из основных требований.
  3. Удобство восприятия и воспроизведения. Структура должна быть удобна и для запоминания, и для воспроизведения, графическое расположение сигналов не должны вызывать трудности.
  4. Непохожесть опорных схем между собой. Похожие друг на друга опорные схемы трудно сохранить в памяти. Успешному запоминанию способствует разнообразие форм, шрифтов, знаков, рисунков.
  5. Унификация обозначений. Условные обозначения нужно постараться унифицировать. Это значительно облегчит их восприятие и запоминание.
  6. Цветовое оформление. Правильно использованные цвета должны привлекать, заострять внимание на главном.
  7. Шрифт. Основным требованием, предъявляемым к шрифту, являются: чёткость, простота, гармония с цветовым решением.
  8. Разнообразие опорных сигналов. Опорные сигналы должны быть разнообразными не только по форме, но и содержанию.

 Разнообразное содержание позволяет разделить их на несколько групп:

1 Смысловые

2 Вербальные (словесные).

3 Ассоциативные.

4 Аббревиатурные.

5 Графические.

6 Орфографические.

   Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся. Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий. Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия,  при отработке, закреплении и повторении учебного материала, при практических работах.

   Опоры применяю на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, обобщении, повторении ранее изученного. Использование данной методики при изучении предмета технологии, несомненно, даёт положительные результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

По-мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать материал. В своей работе использую схемы, которые нахожу в педагогической литературе, составляю схемы сама.

 Для создания более интересного и увлекательного урока использую ребусы.

Заключение

Я считаю, применение метода составления опорных схем способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

Поэтому я считаю, что метод составление опорных схем -карт на уроках технологии является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного по ФГОС основного общего образования.

Многолетний опыт показал, используя на своих уроках разнообразные наглядные пособия в виде опорных схем, таблиц, карточек и другой всевозможной наглядности, работать не только легче, но и интереснее.

Примеры опорных карт по технологии

C:\Users\Тар\Desktop\Ребусы, опорные сигналы\WhatsApp Image 2023-02-27 at 10.59.26.jpeg

Опорная карта

Виды пресного теста по  способу замеса

БИСКВИТНОЕ

ПЕСОЧНОЕ, ПРЯНИЧНОЕ

ЗАВАРНОЕ

СЛОЁНОЕ

ВЫТЯЖНОЕ

Из этого теста изготавливают

кондитерские изделия самой

разнообразной ФОРМЫ

C:\Users\Тар\Desktop\Ребусы, опорные сигналы\WhatsApp Image 2023-02-27 at 10.54.14.jpeg

Опорная карта

Инструменты и приспособления

для раскроя

  1. ИГОЛКИ
  2. НАПЁРСТОК
  3. САНТИМЕТРОВАЯ лента
  4. РЕЗЕЦ
  5. УГОЛЬНИК, карандаш,  линейка
  6. МЕЛКИ, МЫЛО
  7. Ꝭ- булавочки
  8. НОЖНИЦЫ
  9. Колышек

C:\Users\Тар\Desktop\Ребусы, опорные сигналы\WhatsApp Image 2023-02-27 at 10.54.14 (1).jpeg

Опорная карта

Определение доброкачественности мяса

  1. ЗАПАХ
  2. МЯКОТЬ упругая
  3. РОЗОВОГО или красного цвета
  4. ЖИР белый или желтоватый, не липкий
  5. С  НЕЛИПКОЙ поверхностью

C:\Users\Тар\Desktop\Ребусы, опорные сигналы\WhatsApp Image 2023-02-27 at 10.59.27.jpeg

Опорная карта

Последовательность раскроя

  1. Сложить ткань лицом к лицу по долевой нити.
  2. Наложить на ткань выкройку, сколоть булавочками.
  3. Обвести выкройку.
  4. Отметить припуски на швы.
  5. Отметить все контрольные линии.
  6. Всё тщательно проверить.
  7. Отколоть выкройку и сколоть детали кроя, чтобы слои ткани.  не смещались в момент кроя
  8. Вырезать по припускам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются...

Использование проектных технологий как способов развития творческих способностей учащихся.

      Метод проектов был известен еще в 20-е годы XX века. Его использование дало возможность реализовать личностную деятельность (В.Давыдов, Ш.Амонашвили) и личностно ориентиров...

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД на тему: «Современные образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действий обучающихся».

В современном, стремительно изменяющемся мире, репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованны...

«Интеллект-карта на уроках биологии как способ развития творческого мышления»

Интеллект-карты как способ развития творческого мышления...

"Туристская работа, как способ развития географического образования среди обучающихся, в рамках реализации естественно-научной направленности"

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы изучения географии, вопросы и методы изучения географии и географического образования, понимания роли и места географии в современном обществе и ее сознани...

«Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры»

Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры...