«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
методическая разработка по технологии

Долгих Татьяна Николаевна

Мастер класс для педагогов в общеобразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка мастер-класса

для педагогов общего образования

«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»

                                                                               Долгих Татьяна Николаевна

                                                                              Учитель технологии

Памятное

2023г.

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению проектной деятельностью.

Задачи:

- Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.

- Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.

Форма проведения мастер-класса: 

Практическая работа.

Участники: педагоги

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыка

Дидактический материал:  раздаточный материал (технологические и информационные карты)

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Теоретическо - демонстрационная часть.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия участников мастер-класса.

Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

При входе все выбирают себе ленточку-цветочек, парты стоят – 3 группы по 5 человек на парте лежат цветы в тон, коллеги рассаживаются по цвету ленточки-цветка. На парте материал для работы, ручки

Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас сегодня на этом мероприятии. Тема моего мастер- класса «Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации и эффективности учебной деятельности». Своё выступление я хочу начать с  китайской пословицей.
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт.
- Уважаемые коллеги поднимите руку те, кто применяет проектную и исследовательскую деятельности в своей работе!
- Спасибо!
- Мне приятно, что в зале есть единомышленники!!!!!

Цель такой деятельности - формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя.
Все вы прекрасно знаете, что любая деятельность включает в себя определённый алгоритм действий, так и исследование состоит из нескольких этапов.

На доске прикреплены этапы работы исследовательской деятельности.
Предлагаю Вам распределить этапы   по порядку.

Этапы исследования:
1. Определение темы проекта
2. Обоснование актуальности темы
3. Формулирование проблемы
4. Постановка цели
5. Постановка конкретных задач исследования
6. Выдвижение гипотезы
7. Определение объекта и предмета исследования
8. Выбор методов исследования.

9. Практическая значимость исследования
10. Оформление содержания
11. Формулировка выводов исследования
12. Защита
Этот прием составления алгоритма, восстановления последовательности алгоритма можно использовать на различных уроках.
Давайте вместе с вами на основе примера разберемся с этими этапами

Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста текст.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.


Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы исследования. А для этого вам необходимо ответить на вопросы.
Задание 1.
1) тема исследования?
2) актуальность чем эта история может быть интересна для людей?
(переправы через реку нет, а переправляться через нее надо, как же сделать так чтобы это было возможно)
3) Проблема Почему мудрец не мог переправиться через реку? (не было лодки)

4) Какая была цель у мудреца (надо переправиться через реку)
5) Гипотеза (мудрец переправится через реку)
6) Объект (что рассматривается?) переправа через реку
7) Предмет (что изучается?) способы переправы
8) Методы (измерение, моделирование)
9) Практическая значимость (лодка построена и поможет переправляться людям через реку)
10) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)
Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (записать на доске).
Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над любым проектом.

2. Определение темы проекта
Но, первая трудность, с которой сталкивается педагог - это выбор темы. Она должна заинтересовать ребёнка. Большинство детей, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны в связи с этим необходимо найти то, что способно увлечь.
Работа, которую вы задумали провести должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования, также должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.


Предлагаю Вам, коллеги пройти
все этапы создания мини-проекта на конкретном примере поработав в группе.

Внимание! Черный ящик
II. Что в черном ящике? отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)

Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Какое слово выйдет тут? (Деньги)

Правильно  - деньги! Мы с вами отгадали Общее понятие ваших тем  - это,   Деньги, но у каждой группы будет мини исследование, связанное с какой-то определенной стороной денежного вопроса.
Какова же тема вашего проекта? Вы выберите ее сами немного позже.
А у нас,
Следующий наш шаг — это распределение ролей в группе, это мы сделаем очень просто, на ваших столах лежат цветочки выберите тот, который вам больше всего понравиться.(на столе лежат перевернутые цветы с надписями ролей. Можно сделать на ленту или брошью). Все выбрали, прочитайте какую роль вы выполняете в группе, Одеваем цветочек на себя и начинаем работу.
1. Организатор - спрашивает всех участников про их мнение (версию)
2. Спикер - выступает перед классом с готовым решением группы;
3. Секретарь - записывает высказанные мнения (версии) и решение
4.«Почемучка» - задает уточняющие вопросы или высказывает противоположное мнение (версию)
5. Поисковик (ищет необходимую информацию).

Сейчас каждая группа выберет свою тему (темы можно выбрать на свое усмотрение).

  1. Семейный бюджет

2. Криптовалюта – деньги будущего
3. История появления денег
4. Электронные деньги
5. О чем могут рассказать денежные купюры.


У вас на столах есть карточки – подсказки для составления отчета.
Ваша задача состоит в том, что вам предстоит провести мини-исследование по имеющемуся у вас материалу и оформить мини-исследование по этим этапам, на это Вам дается 15 минут, а потом защитить вашу исследовательскую работу перед нашей аудиторией до 4 минут. На ваших столах есть инструктивная карта и материал по вашей теме для проведения исследования и составления отчета.


II. Работа групп. (Группам выдаются задания и инструктивные карточки.)
Работа групп (15 минут) Защита 4 минуты.
Уважаемые коллег, время, отведенное для вашего исследования подошло к концу и мы просим выступить вас с защитой
Приглашаем 1 группу –
Большое спасибо!
Приглашаем 2 группу –

3. Рефлексия
Мы с вами в рамках мастер-класса проработали основные этапы реализации проектов на учебном занятии.  Метод распределения ролей в группе, так же можно использовать на уроках. А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер-класса непосредственно для вас. На моем столе лежат лепестки роз, я предлагаю вам взять тот лепесток, который соответствует вашему отношению к мастер-классу и поместить в стакан.

Итак, включению ребёнка в исследовательскую деятельность способствуют активные методы (приёмы) обучения, используемые на специальных занятиях или уроках. Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
Желаю успеха в нашей не легкой работе и напоминаю, что больше всего дети утомляются в бездействии
Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках математики и во внеурочной деятельности, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно-нравственного ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»

Проект«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....