Формирование базовых учебных действий обучающихся на уроках столярного дела
статья по технологии (7 класс)

Субраков Александр Михайлович

Педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, обучающиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в достижении умении заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, его достаточную гибкость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование базовых учебных действий обучающихся на уроках столярного дела

                                                                Субраков Александр Михайлович,

учитель столярного дела ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» с.Асккиз,

 mr.subrakov@mail.ru

Педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, обучающиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в достижении умении заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, его достаточную гибкость.

Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями:

  • уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения)
  • уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого)
  • уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников
  • уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг
  • уровень - учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия

Но не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Таким образом, учебные умения и навыки можно разделить на: специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в   течение всей жизни человека.

Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы-интерната. Здесь для каждого из обучающихся выделено рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком и т.п. На рабочем месте должен всегда быть образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами - режущими, колющими, ударными, измерительными - нужно осторожно, умело, чтобы не получить травму самому и не поранить товарища.

Правила поведения в учебных мастерских:

  • соблюдать порядок и режим работы в учебной мастерской
  • являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор)
  • иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей
  • в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место
  • строго соблюдать правила безопасности труда
  • содержать в чистоте и порядке рабочее место, бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам
  • после урока убрать рабочее место и сдать их учителю

Для экономии трудовых движений и мышечных усилий все оборудование на рабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, за которыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы, используемые чаще, располагают в пределах досягаемости левой и правой рук, согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше. Всё это дисциплинирует обучающихся, даёт им возможность почувствовать себя самостоятельными и организованными людьми.

Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения отражаются в чертеже, эскизе или техническом рисунке. Одним из вариантов является парная деятельность. Обучающиеся по желанию разбиваются по парам, и учителем каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Обучающиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, обучающиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут. С пятого класса обучающиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по профессии столяра.

Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем упражнений. При выполнении упражнений мы должны предотвращать торопливость, побуждать обучающихся внимательно следить со своими действиями и оценивать их результат. Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, но они необходимы, так как позволяют добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям.

Формирование умений не сводится только к усвоению знаний и навыков. Специфическую задачу коррекционного обучения школьников представляет собой развитие учителем трудового обучения способности учащегося рационально и эффективно организовывать свою деятельность в соответствии с целью работы. Для решения этой задачи применяются демонстрационные технологические и операционные карты. Обучающиеся выполняют установочные упражнения для более прочного усвоения знакомых трудовых приемов, тренировочные упражнения для выполнения контрольно - измерительных и разметочных операций, индивидуальные упражнения одному ученику. Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде полезного изделия. Упражнения организуются таким образом, чтобы обеспечить постепенное повышение самостоятельности в работе. В процессе таких упражнений обюучащиеся, овладевая новыми знаниями и трудовыми умениями, повторяют ранее пройденных учебный материал.

               Проверка знаний, умений и навыков. Активность и прилежание обучающихся на уроках технологии и уровень самостоятельности в процессе обучения во многом зависят от того, как учитель осуществляет проверку знаний, умений и навыков.

Правильно организованная и систематически проводимая проверка побуждает обучающихся к постоянной и плодотворной учебной работе, воспитывает память и помогает совершенствовать знания, умения и навыки. Процесс проверки выполняет несколько функций: контрольно-учебную, воспитательную и обучающую. На уроках столярного дела применяют текущую и итоговую проверку знаний, умений и навыков, которые осуществляются методами устной, письменной, практической (графической) проверок и повседневными наблюдениями.

Наиболее часто используют устную проверку. С целью сокращения времени, отводимого на устную проверку материала прошлого урока, ее совмещают по возможности с закреплением нового материала. Учитель должен заранее наметить вопросы для проверкой знаний. Например, при проведении урока по теме «Основные факторы резания древесины» преподаватель ставит перед учащимися следующие вопросы: Как влияет направление резания на силу резания и степень шероховатости обрабатываемой поверхности?

Часто на уроках технологии организуют проверку знаний, умений и навыков путем выполнения графической работы. На уроках производственного обучения основной является проверка умений и навыков обучающихся. На уроках технологии такая проверка осуществляется при проведении практических и самостоятельных работ. Например, по результатам выполнения практической работы по теме «Проверка правильности разметочных инструментов» преподаватель оценивает умения и навыки обучающихся проверять правильность угольника. При оценке работы обращает внимание на умение обучающихся быстро и правильно установить неточности разметочных инструментов, определить причины их образования и выбрать наиболее рациональный способ их исправления.

Проводимые выставки в районном музее дают возможность обучающимся продемонстрировать свои знания и умения не только перед школой-интернат, но и обучающимися других учебных заведений, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно вне школы-интерната.

Таким образом, формирование трудовых навыков и умений у обучающихся контролируется согласно следующим показателям: анализ образца – следование инструкции – порядок выполнения работы – самоконтроль – степень самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."

ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Презентация "Модель формирования базовых учебных действий обучающихся среднего звена с умственной отсталостью"

Выстраивание эффективной образовательной модели, обеспечивающей формирование базовых учебных действий у обучающихся среднего звена с умственной отсталостью....

ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...

Формирование базовых учебных действий обучающихся на уроках столярного дела

Педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, ...