Современные подходы в преподавании технологии
статья по технологии

Современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности (грамотности) учащихся,  инвариантной  различным видам созидательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_v_prepodavanii_tehnologii.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ

Современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности (грамотности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.

Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработке большей части материала, а значит, и более усваиваются учениками. При организации учебного процесса обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие универсальные учебные действия, такие как:

1. Системно - деятельностный (проблемное обучение)

2. Метапредметный (интегрированный)

3. Компетентностно - ориентированный

Урок является основной формой организации обучения образовательной области «Технология». Задумываясь о месте своего урока в системе знаний, мы должны заботиться о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие обучающихся воспитанников. Урок технологии во многом отличается от уроков по другим предметам, особенно гуманитарным.

В методике трудового обучения различают четыре группы методов:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.

3. Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.

4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.

На уроках технологии широко применяется проектный метод. Овладение ИКТ является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети лучше узнают друг друга, обмениваются информацией. Учителя должны всячески стимулировать обучающихся к этой работе.

Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Структура урока может быть такова:

1. Тема урока.

2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.

4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п.

5. Контроль качества знаний и их корректировка.

Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы. Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний. Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.

#1057;амоанализ урока и постановка новых целей.

  • Общая структура урока.
  • Реализация основной дидактической цели урока.
  • Развитие учащихся в процессе обучения.
  • Воспитание в процессе урока.
  • Соблюдение основных принципов дидактики.
  • Выбор методов обучения.
  • Работа учителя на уроке.
  • Работа учеников на уроке.

7. На протяжении всего урока мы оцениваем:

  • Организацию рабочего места;
  • Применение теоретических знаний на практике;
  • Самостоятельность выполнения операций;
  • Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;
  • Качество выполненной работы (операции);
  • Соблюдение последовательности выполнения операций;
  • Время, которое затратил школьник на выполнение задания;
  • Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся.

Важнейшим требованием к уроку, является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.

Продумав содержание и методику проведения урока, учитель выполняет разработку конспекта. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, логическую последовательность его изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия.

В процессе изучения предмета «Технология» обучающиеся должны овладеть: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов.

Литература:

1. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Общая пояснительная записка// Школа и производство. – 2010.

2. Проектирование деятельностной модели урока технологии на основе технологической карты.// Школа и производство. – 2013.

3. Примерные программы по учебным предметам. «Технология 5-9 классы» // Стандарты второго поколения// Просвещение.-2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  р...

Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС

Особенности организации учебной деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ОООФормирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его си...