Художественная обработка древесины. Приёмы геометрической резьбы. Инструменты.
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Первоначальные приёмы резьбы. Виды художественной резьбы по дереву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока

по предмету «Технология»

8 класс

Тема урока: Художественная обработка древесины. Приёмы геометрической резьбы. Инструменты.

Учитель технологии: Шипнягов Александр Анатольевич

с.Александровское

2023 год.

Тема: Первоначальные приёмы резьбы. Виды художественной резьбы по дереву.

Цель: - Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

- Изучение способов художественной отделки древесины, освоение приёмов нанесение орнамента на деревянную заготовку

- Закрепить знания учащихся о свойствах древесины, улучшить навыки учащихся по художественной резьбе по дереву.

- Обучать учащихся навыкам и приемам контурной, плоскорельефной резьбы по дереву.

- Познакомить обучающихся с геометрической резьбой, как одним из видов художественной обработки древесины. Обучить обучающихся приемам и навыкам выполнения геометрической резьбы.

Задачи:

  • обучающая: систематизация и обобщение знаний обучающихся по художественной отделки древесины; формирование интереса к технологии отделки древесины;
  • развивающая: освоение способов действий, умений и навыков, применение теоретических знаний при нанесении рисунка и выполнения элементов резьбы;
  • воспитательная: формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда;

Основные понятия: рисунок, резец, фриз, осевая, боковая линии, треугольник.

Оснащение: твёрдый карандаш, ластик, образцы готовых изделий, рабочая тетрадь, измерительный и разметочный инструмент, инструмент для резьбы по дереву, заготовка для учебной резьбы (кедровая), копировальная бумага, эскизы рисунков для выполнения геометрической резьбы.

Структура урока

Организационный момент (проверка выданного инструмента)5 мин.

Мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин.

Изучение нового материала. Практическая работа. Закрепление новых знаний и умений учащихся 30 мин.

Подведение итогов урока 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Проверка наличия рабочей формы. Проверка выданного инструмента.

2. Мотивация учебной деятельности

Опрос учащихся:

Каковы основные свойства древесины, достоинства и недостатки?

Как подразделяют древесные породы по твердости?

Что украшали резьбой?

По каким признакам выбирают породу дерева для резьбы?

Какие инструменты нужны?

3. Изучение нового материала. Практическая работа.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки, прялки и многое другое.

Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженной текстуры (берёзы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и т.д.).

Миниатюрную резьбу выполняют на твёрдой древесине самшита, груши, яблони, клёна, граба и т.д.

Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород.

иды геометрической (выемчатой) резьбы.

Четырёхгранно-выемчатая, трёхгранно-выемчатая, скобчатая.

Правила охраны труда при резьбовых работах.

  • Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
  • Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов.
  • Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку, сверху, а лампа должна находиться на достаточном расстоянии от резчика.
  • Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках.
  • Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии.
  • Инструмент класть на верстак режущей кромкой от себя.
  • Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками – отступления от этого правила – нет!
  • Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора.
  • Необходимо всегда иметь под рукой средства первой медицинской помощи.

Демонстрация образцов изделий с контурной и плоскорельефной резьбой. Сообщение темы и цели урока содержание практической части урока.

Поверхности заготовок предназначенных под резьбу, должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком.

Рисунок на заготовку наносится по шаблону приготовленному заранее.

Рисунок плоскорельефной резьбы с помощью карандаша через копирку переносят на поверхность дерева. Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности, плоскорельефной резьбы, наносят лишь главные её членения; мелкие детали нужно резать на глаз.

Для художественной резьбы по дереву надо иметь набор режущих инструментов. К ним относятся ножи различного вида, стамески, рашпили и другие (рис.1).

C:\Users\Анна\Desktop\

Рис. 1. Режущие инструменты для резьбы по дереву:

а - полукруглая стамеска; б - прямая стамеска; в - стамески-клюкарзы; г - ножи; д- пуансоны; е — скребки.

Нож-косяк предназначен для резьбы геометрических рисунков. Длина металлической части ножа составляет 50-70, ширина 20-25 мм. Конец лезвия стачивают под углом 60°. Стамески прямые требуются при выполнении рельефной резьбы для зачистки фона и других работ. Полукруглые стамески применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ширина прямых и полукруглых стамесок, как правило, составляет от 5 до 25 мм.

Стамески-клюкарзы в виде согнутой лопатки применяют для плоскорельефной и рельефной резьбы; рашпили - для зачистки резьбы. Пуансоны - металлические стержни разного диаметра, на конце которых сделана насечка в виде различных геометрических форм - используют для получения фактурного фона.

Резьбу исполняют в основном ножом-косячком. Берут его не только за черенок, но и за лезвие, захватывая ниже черенка рукой так, чтобы лезвие выступало из сжатой ладони на 30-40 мм, а пятка при этом была обращена к резчику. Ту часть лезвия, которую берут рукой, можно обернуть изоляционной лентой.

Косячок берут рукой так, чтобы он находился по отношению к заготовке строго вертикально, и ведут на себя. Носок резака вдавливают в толщу заготовки на нужную глубину, а пятку приподнимают на 1-2 мм. Если косячок идет тяжеловато, то пятку приподнимают побольше.

Контурную резьбу выполняют следующим образом: нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с небольшим усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости заготовки не вертикален, а несколько отклонён в сторону. Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности.

Затем идёт стадия подрезания. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется, в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку.

В результате из поверхности извлекается трёхгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной прорези может быть сохранена одинаковой на всём протяжении рисунка, но может быть и различной в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба получается суховато-проволочной; во втором — различные ширина и глубина прорезных контуров создают текучий пластичный ритм.

Контурную резьбу можно выполнять не только ножом-косячком, но и более сложными фигурными инструментами — резцами-стамесками полукруглого или углового сечения. В этом случае контурная прорезь будет иметь соответствующий профиль. Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается некоторой жёсткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне в настоящее время применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в малоосвещённых местах. Чтобы повысить её выразительность, используют тонированный фон или выполняют контурные порезки в сочетании с трёхгранно-выемчатой резьбой.

Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром- наиболее простой вид плоскорельефной резьбы. Она не трудоёмка и при умелом выполнении создает сочный красивый рисунок. По технике выполнения эта резьба напоминает контурную, так как контур рисунка состоит из двухгранных выемок. Резьба нaчинается с надреза по контуру рисунка, затем дeлается подрезка со стороны фона, далее приступают к заовалеванию грани. Для получения заоваленного контура проводят резаком по линиям рисунка, причем носок резака должен плавно огибать эти линии и снимать фаску до конца. Фаски можно снимать приемами «от себя» и «к себя»

Со стороны орнамента контур режут и заовалевают круче, со стороны фона - более отлого. На прямых и отлогих кривых линиях удобно работать прямой стамеской, которую надо держать не вертикально, а слегка под углом к линиям. На крутых вогнутых линиях - работают полукруглыми стамесками, на выпуклых - более отлогими.

Если получились хорошо, все равно операцию желательно повторить, что позволяет лучше овладеть техникой резьбы.

Самостоятельная работа обучающихся – выполнение полученного задания

1. Выбор обучающихся орнамента геометрической резьбы (из представленных образцов) или самостоятельное выполнение орнамента.

2. Нанесение (копирование) орнамента резьбы на заготовку.

3. Отработка приемов и навыков выполнения геометрической резьбы

(под фронтальным наблюдением преподавателя)

4. Контроль учащихся с целью предупреждения ошибок в работе.

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся. Проследить, как именно он будет осуществляться.

4. Заключительная часть:

#1042;опросы на закрепление:

- дайте определение геометрической резьбы;

- назовите виды геометрической резьбы;

- перечислите основные виды узоров в геометрической резьбе.

2. Прием учителем выполненных работ

3. Заключительный инструктаж (подведение итога работы за урок, анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы).

4. Сообщение оценок работы каждого обучающегося.

5. Домашнее задание: составить орнамент из элементов геометрической

резьбы в рабочей тетради на поле размером 150х50мм.

6. Приведение в порядок рабочих мест.

5. Использованная литература:

  1. Слипак В.П. Резьба по дереву, Псков, 1994 год
  2. Семенцев А.Ю. Резьба по дереву, Минск, 2003 год
  3. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д., Технология, Москва, «Вентана-Граф», 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Разработка урока по технологии. Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА»

Разработка урока по предмету технология в  классе. Раздел "Декоративная обработка древесины". Тема урока пропильная резьба....

Методическая разработка "Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву"

Элементы резьбыИнструментыПодготовка заготовки к резьбеТехнология выполнения геометрической резьбы...

Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

Раздел:  Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества....

План урока по технологии на тему: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Выполнение резьбы на кухонной лопатке»

Большое значение имеет информация о декоративно-прикладных промыслах, которые распространены в данном регионе проживания.  При этом особо выделяем технологию геометрической резьбы, так как её изу...