Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации в 2024г выпускников 9 класса
методическая разработка по технологии (9 класс)

Усынина Евгения Валерьевна

Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат».

                                                             

         

РАССМОТРЕНО:                              СОГЛАСОВАНО:                                  УТВЕРЖДАЮ

на заседании  МО                        Заместитель руководителя по УР            Руководитель ГБОУ

старших классов                           _______________  Е.А. Забелина           «Селенгинская СКОШИ

Протокол № ___                           «____» _______ 20______ г.                    __________________

от  «____» ______ 20____ г.                                                                            Т.А. Яковлев

Экзаменационные билеты по профильному труду

(швейное дело)

2023 -2024 уч. год

Составил: учитель профильного труда (швейное дело)

Евгения Валерьевна Усынина.

пгт. Селенгинск

2023

пгт. Селенгинск

                                                                                            Усынина Е.В.

                         ГБОУ «Селенгинская  СКОШИ »

    Материалы для проведения итогового экзамена по трудовому обучению выпускников общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья, освоивших специальные (коррекционные) программы VIII вида

             

Пояснительная записка

  Настоящие билеты разработаны на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: Под ред. Г.Г. Мозговая и Г.Б.Картушина издательство «Просвещение» 2010г.

  Возможность овладения профессией учащимися во многом зависит от качества проводимого обучения, в особенности по трудовому обучению. Основной упор в обучении предмету делается на повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности. Это предполагает формирование у учащихся необходимого объема общетрудовых умений.  

   На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, их глубина и прочность.

   Учитывая психологическое и физическое здоровье учащихся, экзамен по трудовому обучению выпускников IХ класса выпуска 2023-2024 уч. года проводится  

  1. В форме устных ответов по билетам и выполнения практического задания
  2. По форме тестового варианта: билет-карточка.

    Итоговая отметка выпускника на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по теоретическим вопросам билета, выполнения практического задания и годовой оценки.

Швейное дело

    Экзаменационный комплект по предмету «Швейное дело» содержит 10 билетов. Каждый билет включает 2 теоретических вопроса и практическое задание. В каждом образовательном учреждении, исходя из особенностей обучения, наличия материальной базы, возможно изменение до 20% вопросов по согласованию с администрацией.

   Для выполнения практического задания каждый экзаменуемый получает технологическую карту изготовления изделия, чертёж, рисунок или фотографию объекта, знакомится с   образцом – эталоном и техническими требованиями к изделию.

    Заготовку для выполнения данного изделия, инструменты и все приспособления, необходимые для выполнения задания, экзаменуемый выбирает самостоятельно.

     Члены комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения экзаменуемым задания в ходе практической экзаменационной работы и (или) качество изделия. Оцениваются также другие изделия, выполненные экзаменуемым за период обучения в   выпускном классе.

   На подготовку и опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут.  

Критерии выставления оценок:

За ответы на теоретические вопросы

Отметка «5» ставится, если экзаменуемый:

- изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;

Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при ответе ученик обнаружил наличие минимального объема знаний, не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «2» ставится, если ученик не знает определения понятий, не владеет даже минимальным фактическим материалом, определенным в образовательном стандарте.

За выполнение практического задания

Отметка «5» ставится, если

- задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии.

Отметка «4» ставится, если:

-  задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления.

Отметка «3» ставится, если:

 -  задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления.

Отметка «2» ставится, если экзаменуемый:

- задание не выполнил.

 

        

                 Экзаменационные билеты образовательной области «Технология»

                                                         «Швейное дело»

   I вариант.

                                                                 Билет № 1

  1. В чём заключается уход за швейной машиной.  Правила безопасной работы .
  2. Сведения о ткани. Как определить долевую нить.
  3. Пошив наволочки.

                                                               

Билет № 2

  1. Сведения об одежде.
  2. Признаки определения лицевой стороны.
  3. Изготовление рюши и соединение с основной деталью (на образце).

                                                                  Билет № 3

1.        Устройство, назначение, виды машинной иглы. Подбор игл и ниток.

2.        Рассказать о видах соединительных швов и их применении.

3.         Пошив мешочка для хранения работ.

                                                                  Билет № 4

  1. Подготовка ткани к раскрою.
  2. Сведения о швейных машинах.
  3. Пошив наволочки.

                                                                   Билет № 5

  1. Из какого волокна изготавливают хлопчатобумажные ткани. Их свойства и ВТО.
  2. Cсилуэт в одежде.
  3. Изготовление рюши и соединение с основной деталью (на образце).

                                                                   Билет № 6

  1. Из какого волокна изготавливают шерстяные ткани, их свойства и ВТО.
  2. Для чего служит отделка. Какие виды отделок применяют для изготовления изделий.
  3. Изготовление рюши и соединение с основной деталью (на образце).

                                                               

Билет № 7

  1. Из чего изготавливают льняную ткань, её свойства и ВТО.
  2. Как можно обработать срез горловины, а платье без воротника.
  3. Пошив мешочка для хранения работ.

                                                                   Билет № 8

  1. Из чего изготавливают натуральный шёлк, его свойства и ВТО.
  2. Как можно обработать верхний срез поясного изделия.
  3. Пошив  наволочки.

                                                                   Билет № 9

  1. Рассказать о видах ремонта одежды.
  2. Правила снятия мерок, их название.  Последовательность снятия мерок.
  3.  Пошив мешочка для хранения работ.

                                                                   Билет № 10

  1. Виды обтачек и их применение.
  2. Какие инструменты и приспособления применяют для ручных работ. Правила безопасной работы с ними.
  3. Изготовление рюши и соединение с основной деталью (на образце).

 Билет № 1

В.1. В чём заключается уход за швейной машиной. Правила безопасной работы.

        За швейной машиной нужно постоянно ухаживать. Уход заключается в чистке, смазке и наладке. Чистка и смазка сохраняет детали от поломки и быстрого износа. Машину сначала чистят от обрывков ниток, пыли, ворса ткани, а потом смазывают машинным маслом по 2-3 капли.

Правила безопасной работы на швейной машине.

  1. Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
  2. Следить за правильным положением рук.
  3. Заправляя нитки в машину, снимать ноги с педали или выключить машину.
  4. Смену иглы, чистку и смазку машины производить после её отключения.
  5. Если при прикосновении к машине чувствуется действие тока, выключить машину и сообщить учителю.
  6. Если чувствуется запах горелой резины, выключить машину.

В.2. Сведения о ткани. Как определить долевую нить.

        Ткань изготавливают на ткацких фабриках путём переплетения долевых и поперечных нитей. Края полотна ткани называют кромкой. Кромка расположена по долевому направлению нитей в ткани.

Ткань выпускают суровую, отбеленную, гладкокрашеную, с печатным рисунком, пёстротканую.

Долевую нить можно определить:

  1. по кромке – долевая нить идёт вдоль кромки;

по растяжению – по долевой нити ткань не тянется.

 

                                              Билет № 2

В.1. Сведения об одежде.

        Одежда бывает: - женской, мужской, детской.

По способу употребления: - нательное бельё, верхняя одежда, головные уборы.

 По способу носки: - плечевые (пальто, платья, блузки)

                                                - поясные (брюки, юбки, шорты)

По назначению: - повседневной, домашней, спортивной, нарядной, производственной, национальной.

Одежду изготавливают на швейных фабриках или заказывают в ателье.

 В жизни человека одежда играет большую роль, защищает от холода.

В. 2. Признаки определения лицевой стороны.

         Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Их можно определить по рисунку, блеску, чистоте отделки, ворсу.

          Признаки определения лицевой стороны ткани:

  1. Ткани с печатным рисунком на лицевой стороне рисунок более яркий и чёткий.
  2. Гладкокрашеные ткани с лицевой стороны имеют более чистую и гладкую поверхность. Кромка выглядит ровнее и чище.
  3. У тканей с ворсом на лицевой стороне ворс более длинный.
  4. У тканей с блеском, лицевая сторона более блестящая.

                                         

Билет № 3

В. 1. Устройство, назначение, виды машинной иглы. Подбор игл и ниток.

          Машинная игла – важная деталь швейной машины, она должна быть прямой, гладкой и острой.

Машинная игла состоит из колбы, лезвия и острия. На колбе есть лыска.

На лезвии расположены короткий и длинный желобки. На конце лезвия находится остриё с ушком.

Иглы бывают прямые, изогнутые, толстые и тонкие.

При пошиве изделий надо учитывать толщину ткани. Для толстых тканей подбирают толстую иглу и нитки. Для тонких тканей подбирают тонкую иглу и нитки.

В. 2. Рассказать о видах соединительных швов.

         При пошиве женской, мужской, детской одежды применяют соединительные швы. 

Стачной шов служит для постоянного соединения деталей изделия. Ширина шва от 0,5 до 1,5 см. Срезы стачного шва можно заутюжить или разутюжить и обметать вручную или на специальной машине.

Двойной и запошивочный шов служит для пошива постельного и нательного белья. Это прочные швы с закрытыми срезами. Они выполняются в два приёма. Ширина швов в готовом виде 7 мм.

                                             Билет № 4

В.1. Подготовка ткани к раскрою.

1. Проверить качество ткани – нет ли разрывов, недостатков крашения, чтобы при раскладке избежать эти места.

2. Определить лицевую сторону ткани.

3. Определить направление рисунка, долевой нити ткани.

4. Проутюжить ткань с увлажнением, чтобы дала усадку.

5. Сложить ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь.

6. Уровнять срезы.

В. 2. Сведения о швейных машинах.

        Швейные машины служат для стачивания деталей при пошиве изделий.

Швейная машина ускоряет и облегчает труд, повышает качество работы.

Они бывают с ручным, ножным и электрическим приводом.

Привод- это устройство, с помощью которого машина приводится в движение. Все виды швейных машин имеют общую часть – головку, она может быть установлена на подставку или стол.

К рабочим механизмам относятся: механизм иглы, челнока, двигателя ткани, нитепритягивателя.

                                               Билет № 5

В. 1. Из какого волокна изготавливают хлопчатобумажные ткани. Их свойства и влажно-тепловая обработка.

          Хлопчатобумажные ткани изготавливают из волокон хлопка, из которого вырабатывают пряжу. На ткацких фабриках из х\б пряжи ткут ткани, затем отбеливают, окрашивают и наносят рисунок. Ткани имеют матовую, шероховатую поверхность, сильно тянутся по поперечному срезу, мнётся при носке. Утюжат с любой стороны без проутюжильника.

Х\Б ткань мягкая, прочная, лёгкая, хорошо пропускает воздух, впитывает влагу, быстро сохнет.

Х/Б ткани - это ситец, сатин, бязь, батист, фланель, мадаполам.

В. 2. Силуэт в одежде.

         Форма и размер одежды зависит от формы и размеров тела человека. Различают силуэты в одежде: прилегающий, полуприлегающий, прямой и свободный.

Изделия прилегающего силуэта плотно облегают фигуру.

В изделиях полуприлегающего силуэта имеется свободное пространство между фигурой и изделием и плавно расширяется к низу.

Изделие прямого силуэта не прилегают к фигуре по талии и прямое к низу.

Изделия свободного силуэта расширяются от проймы. Этот силуэт также называют трапециевидным.

         

                                               Билет № 6

В. 1. Из какого волокна изготавливают шерстяные ткани, их свойства и влажно-тепловая обработка.

         Шерсть — это волосяной покров животных: коз, овец, верблюдов.

На ткацких фабриках из шерстяной пряжи ткут шерстяные ткани. Они бывают гладкокрашеные, меланжевые, пёстротканые или с рисунком. Свойства: мягкие, прочные, почти не мнутся, хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, сохраняют тепло, при шитье осыпаются, при стирке садится. Утюжат через проутюжильник при температуре  «шерсть».

Лучше отдавать в химчистку.

В. 2. Для чего служит отделка. Какие виды отделок применяют для изготовления изделий.

           Отделка служит для украшения изделий. Она придаёт им нарядный вид. Отделка бывает постоянной и съёмной.

Съёмная отделка: банты, пояса, галстуки, шарфы, платки.

Постоянная отделка: фурнитура (пуговицы, пряжки, молнии, кнопки).

- отделочные материалы (тесьма, лента, кружево, отделочная ткань).

- вышивка, аппликация;

- оборки, воланы, рюши, складки, отделочные строчки.

- карманы, клапана, паты, шлёвки.

                                               Билет № 7

В. 1. Из чего изготавливают льняную ткань, её свойства и влажно-тепловая обработка.

        Льняные ткани изготавливают из волокон льна, которые находятся в стебле растения. На ткацких фабриках из льняной пряжи ткут чистольняные и полульняные ткани. Названия льняных тканей: полотно белое, цветное, плательная, сорочечная, костюмная. Свойства чистольняных тканей: жёсткие, не растягиваются, гладкие, блестящие, сильно мнутся, хорошо впитывают влагу, быстро сохнут.

Утюжат при температуре  «лён» без проутюжильника.

Свойства полульняных тканей: более мягкие, матовые, почти не мнутся. Утюжат .. .

В. 2. Как можно обработать срез горловины в платье без воротника.

       Вырез горловины в платье без воротника может иметь круглую, овальную, прямоугольную, формы и углом. Срез горловины обрабатывают – окантовочным швом, косой или подкройной обтачкой.

Окантовочным швом и косой обтачкой обрабатывают прозрачные и осыпающиеся ткани.

Подкройные обтачки выкраивают по форме выреза горловины. Ширина обтачки 3-5 см. Её можно раскроить из отделочной ткани. При желании между обтачкой и изделием можно вставить оборку, волан, кружево.

                                             Билет № 8

В. 1. Из чего изготавливают натуральный шёлк, его свойства и влажно-тепловая обработка.

Натуральное шёлковое волокно животного происхождения. Но представляет собой очень тонкую нить, которую выделяет бабочка тутового шелкопряда. На ткацких фабриках из шёлковой пряжи вырабатывают шёлковые ткани –

Крепдешин, креп-жоржет, креп- шифон.

Свойства натуральных шёлковых тканей: мягкие, с блеском, лёгкие, прочные, не мнутся, хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, быстро сохнут.

Отрицательные свойства: осыпаются, скользкие, прорубаются, раздвижка в швах. При утюжке дают большую усадку. Утюжат при температуре. «шёлк».

В. 2. Как можно обработать верхний срез поясного изделия.

         Верхний срез поясного изделия можно обработать обтачкой, притачным поясом, швом вподгибку (под резинку).

Выбор способа обработки зависит от модели.

Притачной пояс раскраивают по долевой нити, ширина пояса зависит от модели. Пояс проклеивают флизелином для прочности.

Подкройную обтачку выкраивают по форме верхнего среза изделия, шириной 4-5 см.

Для обработки верхнего среза швом вподгибку, срез перегибают на изнаночную сторону на 3-5 см и застрачивают. Количество резинок зависит от модели.

                                              Билет № 9

В.1. Рассказать о видах ремонта одежды.

        Одежда иногда требует ремонта: нужно пришить пуговицу подшить низ платья, пришить новую вешалку, наложить заплату.

Пуговицы пришивают 4-5 стежками в каждое отверстие.

Вешалку изготавливают из ткани изделия или подбирают по цвету. Пришивают косыми стежками или втачивают в горловину.

Для заплаты используют такую же ткань или можно сделать аппликацию.

Аппликацию прикрепляют петельными стежками или зигзагом на машине.

Наложить заплату можно стачным или накладным швом.

В конце ремонта одежду утюжат и складывают.

В.2. Правила снятия мерок их название. Последовательность снятия мерок.

         Чертежи одежды строят на основе мерок, снятых с фигуры человека.

Мерки надо снимать точно. Их снимают сантиметровой лентой по правилам:

  1. Завязать на талии пояс.
  2. Стоять прямо, опустив руки.
  3. Сантиметровую ленту нельзя натягивать или ослаблять.

Последовательность снятия мерок:

  1. Обхват шеи.
  2. Обхват груди.
  3. Обхват талии.
  4. Обхват бёдер.
  5. Длина изделия.

Размер изделия определяется по обхвату груди, делением пополам.

                                         

                                                Билет № 10

В.1. Виды обтачек и их применение.

        Обтачка – это полоска ткани для обработки срезов или отделки деталей изделия. Длина обтачки равна длине обрабатываемого среза. Ширина обтачки 2-5 см. Обтачку для отделки раскраивают из отделочной ткани.

Срез детали обрабатывают ею с лицевой стороны.

По способу раскроя обтачки бывают долевые, поперечные, косые.

Долевые обтачки раскраивают по долевому срезу ткани, поперечные по поперечному, косые по косому срезу.

Косая обтачка имеет сильное растяжение, поэтому ей обрабатывают закруглённые срезы горловины, проймы, срезы карманов, воротников, рукавов, низ изделия.

В.2. Какие инструменты и приспособления применяют для ручных работ. Правила безопасной работы с ними.

        Рабочие инструменты – это ручные иглы, ножницы.

Ручные иглы применяют для выполнения ручных стежков и строчек.

Они бывают разной длины и толщины. Их изготавливают из стали.

Ножницы состоят из 2 лезвий, винта, колец. Применяют ножницы для резанья бумаги, ткани, ниток.

Приспособления для ручных работ– это булавки, напёрсток. Булавками скалывают ткань и детали. Напёрсток помогает проталкивать иглу в ткань и предохраняет палец от прокола.

Правила безопасной работы с иглой.

  1. Хранить иглу в определённом месте.
  2. НЕ допускать потерю иглы.
  3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать в одежду.
  4. Сломанную иглу сдать учителю.
  5. При шитье применять напёрсток.
  6. После работы нельзя откусывать нитку зубами.

Правила безопасной работы с ножницами.

1. Хранить ножницы в определённом месте.

2. Не держать раскрытыми на рабочем месте и острыми концами вверх.

3. Передавать кольцами вперёд.   

                                              Практическая работа № 1.

Пошив наволочки.

Пошив наволочки.

№п/п

Содержание работы

Графическое изображение

1

2

Обработать поперечные срезы кроя швом вподгибку с закрытым срезом. Ширина шва 10 мм. Строчка по краю подгиба.

Отметить длину клапана по лекалу. Поставить метки.

       

3

Сложить изделие лицевой стороной внутрь  по меткам, уравнять срезы, сколоть.

                 

4

Обработать баковые срезы соединительным швом вподгибку с закрытым срезом. Ширина шва 7 –10 мм. Закрепка в начале и в конце строчки. Приутюжить шов.

   

5

6

Вывернуть изделие на лицевую сторону, выправить углы и швы.

Отутюжить готовое изделие, сложить по стандарту, как показано на рисунке.

   

                                 

  Практическая работа № 2

Обработка рюши и соединение её с основной деталью.

 

Обработка рюши и соединение её с основной деталью.

№ п/п

Содержание работы

Графическое изображение.

1

Определить и наметить на основной детали линию притачивания рюша.

2

3

4

Обработать срезы детали рюша зигзагообразной строчкой.

Определить середину подготовленной детали рюша путём сложения.

Проложить две машинные строчки для образования сборок(длина стежка равна 4-5мм) на одинаковом расстоянии (2-3мм) от середины детали рюша.

5

6

7

8

Собрать деталь рюша за нижние нитки до размера намеченной на основной детали линии, распределить сборки равномерно.

 Наложить деталь рюша изнаночной стороной на лицевую сторону основной детали, совмещая середину детали рюша с линией притачивания, приколоть. Приметать.

Настрочить рюш на основную деталь, выполняя строчку посередине между строчками сборки.

 Удалить нитки строчек временного назначения.

                                             Практическая работа №3

                                  Пошив мешочка для хранения работ.

                   Пошив мешочка для хранения работ.

№ п/п

Технология выполнения

Графическое изображение

  1.

Сложить крой пополам лицевой стороной внутрь, уровнять боковые срезы, сколоть булавками. Отложить от боковых срезов по 15 мм (ширину шва) и провести линии с помощью линейки и карандаша.

         

  2.

Сметать боковые срезы рядом с намеченными линиями, удалить булавки.

         

 3.

 4.

Стачать боковые срезы по намеченным линиям, закрепить начало и конец строчек машинной закрепкой. Удалить нитки строчек временного назначения.

Обметать срезы стачного шва строчками петельных стежков.

               

  5

  6

Подогнуть верхний срез на изнаночную сторону на 5мм, заметать подогнутый край по сгибу.

Вывернуть изделие на лицевую сторону. Отложить от сгиба 20мм, и провести линию с помощью линейки и карандаша.

       

 7

Перегнуть подогнутый край на изнаночную сторону по намеченной линии, заколоть, заметать подгиб, заутюжить.

               

 

 8

Застрочить на расстоянии 1-2мм от края внутреннего подгиба, оставив отверстие        5-7мм (для продёргивания шнура). Удалить нитки строчек временного назначения. Выправить углы и швы.

     

  9

Продёрнуть шнур в отверстие шва. Соединить концы шнура косыми стежками. Отутюжить готовое изделие.

                                                                 Билет № 1

  1. В чём заключается уход за швейной машиной.  Правила безопасной работы.
  2. Сведения о ткани. Как определить долевую нить.
  3. Пошив наволочки.

Билет № 2

  1. Сведения об одежде.
  2. Признаки определения лицевой стороны.
  3. Изготовление рюши и соединение с основной деталью (на образце).

Билет № 3

1.  Устройство, назначение, виды машинной иглы. Подбор игл и ниток.

2.   Рассказать о видах соединительных швов и их применении.

  1. Пошив мешочка для хранения работ.

Билет № 4

  1. Подготовка ткани к раскрою.
  2. Сведения о швейных машинах.
  3. Пошив наволочки.

Билет № 5

  1. Из какого волокна изготавливают хлопчатобумажные ткани. Их свойства и ВТО.
  2. Cсилуэт в одежде.
  3. Изготовление рюши и соединение с основной деталью (на образце).

Билет № 6

  1. Из какого волокна изготавливают шерстяные ткани, их свойства и ВТО.
  2. Для чего служит отделка. Какие виды отделок применяют для изготовления изделий.
  3. Изготовление рюши и соединение с основной деталью (на образце).

                                                     

           

Билет № 7

  1. Из чего изготавливают льняную ткань, её свойства и ВТО.
  2. Как можно обработать срез горловины в платье без воротника.
  3. Пошив мешочка для хранения работ.

Билет № 8

  1. Из чего изготавливают натуральный шёлк, его свойства и ВТО.
  2. Как можно обработать верхний срез поясного изделия.
  3. Пошив наволочки.

Билет № 9

  1. Рассказать о видах ремонта одежды.
  2. Правила снятия мерок, их название.  Последовательность снятия мерок.
  3.  Пошив мешочка для хранения работ.

                                                                   Билет № 10

  1. Виды обтачек и их применение.
  2. Какие инструменты и приспособления применяют для ручных работ. Правила безопасной работы с ними.
  3. Изготовление рюши и соединение с основной деталью (на образце).

II вариант.

БИЛЕТ № 1

Вопрос № 1. Рассказать, как изготавливается ткань. Назвать простейшие переплетения.

Задание. Вставьте пропущенные слова:

Ткань вырабатывается из ___________        на    ________________фабриках.  Процесс производства ткани из пряжи называется______________________.

 Ткань получают в результате переплетения _____________________ и ________________нитей.  Долевые нити называются __________________ нитями,   поперечные ________________________ нитями.

В результате переплетения нитей основы и утка получают ткацкий рисунок. Существуют три простейших ткацких переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое.

Вопрос № 2. При помощи чего устанавливается рабочий и свободный ход на

швейной машине? Как это делается?

Задание. Впишите недостающие слова:

Рабочий и свободный ход машины можно устанавливать при помощи ___________________.

Рабочий ход устанавливают при помощи винта-разъединителя, поворачивая его правой рукой ____________________. Свободный ход устанавливают поворотом винта-разъединителя _____________________.

Вопрос № 3

Расскажите правила безопасной работы с ручными иглами.

БИЛЕТ № 2

Вопрос № 1. Назвать детали шпульного колпачка. Как шпульный колпачок заправляется в челночный комплект?

Задание. Впишите детали шпульного колпачка:

Шпульный колпачок состоит из:

1.___________________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5. _______________________________

6. ______________________________

Шпульный колпачок устанавливается при поднятом игловодителе так, чтобы установочный палец шпульного колпачка встал в паз челночного комплекта.

Вопрос № 3

Расскажите последовательность заправки верхней нитки в швейную машинку.

БИЛЕТ № 3

Вопрос № 1. Определить на ткани основу, уток, кромку. В каком направлении ткань больше тянется и садится при стирке?

Задание. Впишите нужные слова:

Ткань по нити основы______________, а по нити утка______________. Нити

основы  _______________________________ ;  они идут вдоль ткани.

 Вдоль куска ткани  идет ______________, она всегда более плотная, чем ткань. Ткань тянется больше по ______________________________________

 и ___________________________нити. Усадку при стирке ткань дает по

 ________________    нити.

Вопрос № 2. Правила техники безопасности при работе с утюгом.

Задание. Вставьте в текст нужные слова и термины:

При работе с электрическим утюгом соблюдаются следующие правила безопасной работы:

1.  Следить, чтобы на электрошнуре не было____________________________.

2.  Шнур не должен касаться___________________________.

3. Следить за правильной установкой температуры утюга с помощью ______________________________.

4.  Утюг ставить только__________________________.

5. Утюжильные работы проводить, стоя на___________________________.

6.______________________руками не работать с утюгом.

7. После окончания работы________________________________.

Вопрос № 3

Расскажите правила безопасной работы на швейной машине.

БИЛЕТ № 4

Вопрос № 1. Рассказать, почему двигатель ткани может плохо продвигать ткань. Как устранить эти недостатки?

Задание. Вставьте пропущенные слова:

1.  Лапка поднята и не прижимает ткань:

____________________________________винтом давление лапки на ткань,

___________________________________________________________лапку.

2.  Лапка сильно давит на ткань и не дает ей продвигаться:

____________________________________винтом давление лапки на ткань,

_________________________________________________________лапку.

3.  Ручка регулирования высоты двигателя ткани стоит не на той отметке: ________________________________________________ручку регулировки.

4.  Регулятор длины стежка стоит на отметке «О»: _______________________регулятор строчки на необходимую длину стежка.

5. Подошва лапки имеет повреждение и задевает за ткань:

_________________________________________________лапку.

Вопрос № 2. Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани?

Задание. Впишите пропущенные слова:

Ткани с печатным рисунком на лицевой стороне имеют ______________________________________рисунок.

На лицевой стороне гладкоокрашенных тканей поверхность ____________________________________, хорошо виден рисунок, переплет. У ворсовых тканей на лицевой стороне ворс ______________________, а на изнаночной - _______________________.    У тканей, имеющих блеск, на

лицевой стороне блеск______________________, а с изнаночной ______________________,

Кромка ткани на _____________________  стороне выглядит ровнее, чище, чем с ________________ стороны.

Вопрос № 3

Расскажите правила безопасной работы с ножницами.

БИЛЕТ № 5

Вопрос № 1. Какими способами соединяются кокетка с основной деталью?

Задание. Запишите формы кокеток и применяемые соединительные швы:

Кокетка — это  ____________________часть изделия. Кокетки могут быть расположены на   полочках, спинке, на полотнище юбки, на брюках. По форме они бывают  _____________________________________________. Соединяют кокетки с основными деталями __________________________________________________________   швами.

Вопрос № 2. Из какого волокна изготавливается шерстяная ткань, и каковы ее свойства?                                                             

Задание. Впишите пропущенные слова:

Шерстяные ткани изготавливаются из _____________________________________    происхождения.

Свойства шерстяных тканей: хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, сохраняют _______________________. Они мягкие, прочные, хорошо драпируются. Отрицательные свойства - осыпаются, сильно тянутся, могут прорубаться иглой, при стирке в горячей воде -  _____________________.

Вопрос № 3

Расскажите правила безопасной работы с электрическим утюгом.

БИЛЕТ №6

Вопрос №1. Рассказать о различиях массового и индивидуального пошива и пооперационном разделении труда.

Задание. Выпишите пропущенные слова:

Массовым производством называется, пошив одежды на ______________________________________________________.  

Швейное предприятие специализируется на изготовлении определенной группы швейных изделий (белье, пальто, платье). Изделия выпускаются в большом количестве, по  ________________________________размерам.

Индивидуальным пошивом занимаются_____________________________. При индивидуальном пошиве закройщик конструирует и моделирует одежду по желанию и меркам ______________________, с учетом особенностей его__________________.

Вопрос № 2. Рассказать о правилах техники безопасности при работе на швейных машинах.

1.  Перед началом работы проверить состояние машины (не погнута ли игла, правильно ли заправлена машина).

2.  Если при включении электрической машины почувствовали удар, надо немедленно выключить машину.

3.  Следить за правильным положением рук во время работы.

4.  Убрать с платформы машины все посторонние предметы.

5. Заменять иглу, чистить и смазывать машину только при выключенном двигателе.

Вопрос № 3

Расскажите последовательность заправки верхней нитки в швейную машинку.

БИЛЕТ № 7

Вопрос № 1. В чем заключается уход за швейной машиной?

Задание. Впишите этапы по уходу за швейной машиной:

Уход за швейной машиной состоит в________________________________________________________

 

Вопрос № 2. Назвать и показать отделочные стежки.

Задание. Подпишите названия отделочных стежков.

1.___________________________________

2.__________________________________

3.__________________________________

4.__________________________________

5.__________________________________

6._____________________________________

 

Билет №8

Вопрос № 1. Рассказать, почему машина петляет сверху. Как исправить этот недостаток?

Задание. Вставьте пропущенные слова:

Машина петляет сверху при   _______________________________________________.

Для устранения недостатка необходимо _______________________________________________________________.

Вопрос № 1. Рассказать, почему в швейной машине происходит обрыв верхней нити. Как исправить этот недостаток?

Задание. Вставьте нужные слова:

Обрыв верхней нити происходит по следующим причинам:

1.  Неправильно заправлена  _____________________________нить.

Необходимо проверить заправку нити.

2. _________________________________________натяжение верхней нити.

Отрегулировать натяжение нити.

3.  Плохое качество ниток.  Необходимо __________________________нитки.

4.  Неправильно установлена игла.

Необходимо __________________иглу так, чтобы желобок смотрел по направлению движения нити.

Вопрос № 3

Расскажите правила безопасной работы с  ручными инструментами.

Билет №9

Вопрос № 1. Какое значение для работы имеет регулятор стежка?

Задание. Впишите пропущенные слова:

С помощью регулятора стежка устанавливают_________________между двумя

проколами иглы. Длина стежка зависит от толщины ткани: чем толще ткань, тем ______________   длина стежка, и наоборот.

Вопрос № 2. Из какого волокна изготавливается натуральный шелк и каковы его свойства?

Задание. Вставьте в текст пропущенные слова:

Натуральное шелковое волокно получают из тонкой шелковой нити, которой обвиваются гусеницы  ______________________________. Натуральный шелк получают из

________________волокна. Шелковые ткани мягкие, легкие, прочные, не мнутся,

____________тянутся,______________влагу и воздух,____________драпируются.

сохраняют тепло. Срезы ткани сильно осыпаются.

БИЛЕТ № 10

Вопрос № 1. Какие инструменты и приспособления применяют при работе в швейной мастерской?

Задание. Подпишите названия инструментов и приспособлений.

При работе в швейной мастерской используют следующие инструменты:

1._________________________________

2._________________________________

3._________________________________

4._________________________________

5. ________________________________

Приспособления для швейных работ:

1._________________________________

2._________________________________

3._________________________________

4._________________________________

5._________________________________

Вопрос № 2. Показать и назвать детали

на швейной машине, через которые заправляется верхняя нить.

Задание. Впишите названия деталей:

1.__________________________________

2.__________________________________

3. __________________________________

4.__________________________________

5.__________________________________

6. _________________________________

7. _________________________________

8. _________________________________

9._________________________________

 БИЛЕТ № 11

Вопрос № 1. Какие швы применяются при изготовлении наволочки?

Задание. Вставьте названия швов:

При пошиве наволочки поперечные срезы обрабатывают _____________________.

Боковые срезы обрабатывают_______________________________.

Вопрос № 2. Рассказать, почему машина петляет сверху. Как исправить этот недостаток?

Задание. Вставьте пропущенные слова:

Машина петляет сверху при _______________________________________________.

Для устранения недостатка  необходимо_____________________________________.

БИЛЕТ № 12

Вопрос № 1. Как определить правый и левый рукава перед вметыванием их в пройму?

Задание. Впишите недостающее слово:

Определить правый и левый рукава                

можно по_______рукава. Для этого надо              

сложить рукав по середине лицевой стороной

 внутрь. Ту часть рукава, которая имеет более

 глубокий вырез оката, соединяют с________________________.

Вопрос № 2. Рассказать, почему машина петляет снизу. Как исправить этот недостаток?

Задание. Вставьте пропущенные слова:    

При_________________натяжении

верхней нити петли образуются на нижней стороне ткани. Необходимо _________________натяжение верхней нити.

БИЛЕТ №13

Вопрос № 1. Какими способами можно обработать вырез горловины и проймы в блузке без рукавов и воротника?

Задание. Впишите виды обработки вырезов:

Вырез горловины и проймы можно обработать:

1.________________________________

2.________________________________

3.________________________________

Вопрос № 2. Влажно-тепловая обработка изделий из натурального шелка и химического волокна.

Задание. Вставьте пропущенные слова:

Утюжат шелковые ткани по_____________нити с_______________________стороны, при этом ткань не должна быть пересушена.

Терморегулятор утюга должен быть установлен на указатель «_______». При

утюжке изделий  из химических волокон указатель устанавливается на «_____».

БИЛЕТ № 14

Вопрос № 1. Рассказать, почему в швейной машине происходит обрыв верхней нити. Как исправить этот недостаток?

Задание. Вставьте нужные слова:

Обрыв верхней нити происходит по следующим причинам:

1.  Неправильно заправлена_________нить.

Необходимо проверить заправку нити.

2. ____________натяжение верхней нити.

Отрегулировать натяжение нити.

3.  Плохое качество ниток. Необходимо_____________________нитки.

4.  Неправильно установлена игла.

Необходимо______________иглу так, чтобы желобок смотрел по направлению

движения нити.

Вопрос № 2. Из чего изготавливается льняная ткань и каковы ее свойства?

Задание. Впишите пропущенные слова.

Льняная ткань изготавливается из___________волокна. Льняные ткани жесткие, прочные, не растягиваются.  Поверхность ткани гладкая, блестящая. Ткани _____________

мнутся, ______________ впитывают влагу, _______________сохнут   __________________ утюжатся.  Утюжат ткани по____________ нити, увлажненными. Терморегулятор утюга устанавливается на указатель  «_________».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации учащихся

Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации учащихся  ГБОУ г. Москвы «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»Предмет: «Ручной труд»Класс 9 «З...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса по профилю "Штукатурно-малярное дело".

Данный материал представляет собой:1.Перечень экзаменационных билетов;2.Необходимую информацию по содержанию каждого билета...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса по профилю «Швейное дело»

Данный материал представляет собой:1. перечень экзаменационных билетов;2. необходимую информацию по содержанию каждого билета...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 11 класса по профилю «Швейное дело»

данный материал представляет собой:1. перечень экзаменационных билетов;2. необходимую информайию по содержанию каждого билета....

Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации выпускников 2022- 2023 учебного года по предмету «Профессионально-трудовое обучение, профиль «Сельскохозяйственный труд»».

При составлении экзаменационных билетов, вопросов и практической части к ним учитывались психофизиологические особенности выпускников и уровень освоения адаптированной образовательной программы. Для в...