Сценарий урока нравственности "Жизнь дана на добрые дела"
методическая разработка по внеклассной работе по теме

Урок нравственности предназначен для младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Zhizn_dana_na_dobrye_dela.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь дана на  добрые дела

(урок нравственности)

Цели:

- Формировать добрые взаимоотношения.

- Воспитать чувство дружбы, взаимовыручки.

- Воспитать культуру общения.

Звучит песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда».

 Библиотекарь:  Ребята сегодня мы с вами поговорим о доброте, о вежливости. Давайте мы еще раз подумаем о значении этих слов в жизни каждого человека.

 

1 ведущий: Мы живем в обществе. Все мы разные, но планета у нас одна. И как раз потому, что нас  так много и мы живем все рядом - необходимо жить в мире и согласии и протягивать друг другу руку помощи.

 

2 ведущий: Именно поэтому мы не можем делать все, что нам вздумается. Давайте поговорим о самом распространенном приветственном слове «здравствуйте».

 

1 чтец: Здравствуйте!

               Поклонившись, мы друг другу  сказали

               Здравствуйте!

               Что особенного тем

                     мы друг другу сказали?

                Просто здравствуйте.

                Больше ведь мы ничего не сказали.

 

2 чтец: Отчего же на капельку

                      солнца прибавилось в мире?

               Отчего же на капельку

                     счастья прибавилось в мире?

               Отчего же на капельку

                     радостней сделалась жизнь?

 

1 ведущий: Каждый день мы по многу раз говорим друг другу это слово. Так мы приветствуем друг друга и желаем здоровья. Важно, чтобы это происходило  искренне, от души, а не так как  в истории с Осликом.

Чтецы:                                                

             Был Ослик очень вежливый,

              Воспитанный он был.

              Всем улыбался, кланялся

              И «здравствуй» говорил.

 Потом он отходил на шаг

И говорил: «Тюлень - тюфяк,

А заяц - трус, а лев - дурак,

А слон - обжора и толстяк...                                                  

             Ни разу доброго словца

             Он не сказал ни про кого.

              И я прошу тебя, дружок,

              Не будь похожим на него.

  Ребята, а кто должен здороваться первым?

  Чтец:

              Кто не стучит, коль войти хочет?

             Лишь злодей во мраке ночи.

             Входишь в дом - долой шапку,

             Только гриб не снимает шляпку.

Кто не встал, гостей не встретил?

Прадед Сергий на портрете.

Кто не здоровается, молчит?

Только тюльпан, что в вазе стоит.

 2 ведущий: «Здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста». Эти слова обладают большой, поистине чудодейственной силой. Ведь это с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царили непонимание и страх;

посеять зёрна теплого чувства.

 1 ведущий: Этот разговор о доброте  и взаимопомощи мы начали потому, что знаем: очень много зла происходит вокруг нас. Зло  совершается по отношению друг к другу, к животным, к природе.

Чтец:

           Кто любит собак

           Или прочих животных,

           Серьезных котят

           И щенков беззаботных.

Кто может любить

И козла, и осла,

Тот людям

Вовек

Не сделает зла.

Сценка  «Грустный щенок  Кузя».

Кузя:

Какое солнышко теплое!

И утро чудесное! А мне грустно…

А почему сейчас поймете.

Я об этом песенку сочинил.

(Поет песенку)

Жил-был на свете грустный щенок,

Добрые руки найти он не мог.

Добрые руки, чтоб взяли его

И не бросали – только всего.

А беда в том, что я не очень красивый… Вернее, совсем не красивый. Какой-то разноцветный… Лохматый… Но как мне хочется кому-нибудь понравиться! Чтобы меня погладили… Почесали мне за ушком… Просто позвали: «Кузя!» Возьмите меня пожалуйста! Я вас очень-очень буду любить.

Появляется девочка. Кузя сначала настораживается. Затем тянется к ней. Девочка хочет его погладить. Появляется мама девочки.

Мама: Ты что?! С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился! Может он бешенный? Идем отсюда скорей!

(тащит девочку за руку)

 

Кузя: (с отчаянием) Я не оскалился! Это я улыбаюсь. И я  никогда никого не кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите!

(По сцене из одного угла в другой идет прохожий с палкой. Останавливается недалеко от Кузи).

Прохожий: Развели собак! В деревне их надо держать! В конуре! А в городе бы я их всех, всех…

(Замахивается на Кузю палкой, тот прячется за скамейку.)

Голос из-за кулис: За что вы его? Неужели вам не жалко щенка? Вы никого не любите?  Ни собак, ни кошек, ни птиц? Может, любите рыбок?

Прохожий: (сердито) Я порядок люблю! И дисциплину! Ясно? (Уходит, стуча палкой) Развели тут собачье! Всех их надо…

Кузя выглядывает из-за скамейки. Появляется мальчик с фотоаппаратом.

Мальчик: Ах, какой смешной пес! Сейчас  я его сфотографирую. Да ты не бойся, не бойся! Поди сюда! Я тебе ничего не сделаю. Просто ты очень смешной и хорошо получишься. Ну-ка, стой! (Щелкает затвором)

(Подходит мама мальчика).

Мама: (недовольно)  Нашел кого снимать! Бродячего пса! Фу!

Мальчик: Мамочка, он очень хороший! Погляди у него какие умные глаза. Он все понимает. Возьмем его?

Мама: Кого? Этого страшилку?

Мальчик: Он не страшила. Он забавный. Таких в мультиках показывают: одно ушко вверх,  другое вниз…

Мама: Вот именно. Беспорядочная дворняга. Учись без троек, и мы купим тебе породистого щенка с медалью.

Мальчик: Я не хочу щенка с медалью, я хочу этого.

Мама: Мало ли что ты хочешь! Говорю, щенка с медалью купим! Идем! (Тащит за собой упирающегося мальчика).

Голос из-за кулис: Извините, пожалуйста, но ведь с медалью щенки не рождаются: их вырастить, выучить надо. А этот любить вас будет не меньше. Поверьте!

Мама: А вы чего ввязываетесь в наш разговор?

Голос из-за кулис: Да, трудный случай! Смотрите, бедняга Кузя и не лает больше! Не просит, чтобы взяли его.

Кузя: (тяжело вздыхая) а зачем? Все равно я никому не нужен… Никому!

(Появляется слепой старик, которого  ведет за руку внук)

Внук: Садись, дедушка, отдохни на скамейке. (Внук замечает Кузю) Ой, дедушка, какой симпатичный щенок! Где же его хозяин?

Кузя: (обреченно) Я ничей…

Внук: Дедушка слышишь? Он ничей. Возьмем его? Пожалуйста!

Дедушка: А уроки когда будешь делать? Тебе со мной хлопот хватает…Эх, и жалко-то ведь и щенка-то!

Кузя: Возьмите меня! И вы будете ходить со мной на прогулку, я вас буду водить.

Дедушка: Ишь, какой заботливый! А ты добрый пес, красивый, умный! Ну, раз ты ничей – будешь нашим! Вот ведь как получилось: из дома вышли вдвоем, а вернемся втроем. (Гладит Кузю). Ты будешь верным другом, я знаю. (Кузя заливается счастливым лаем)

 Участники инсценировки поют:

Жил-был на свете грустный щенок,

Добрые руки найти он не мог.

Добрые руки, чтоб взяли его

И не бросали – только всего.

Пес наш хозяев хороших нашел,

В дом вместе с внуком и дедом пришел.

Будет им долго и верно служить,

Дедушку сам на прогулку водить!

Ведущий 1: Давайте порассуждаем, что же такое доброта? Какого человека можно назвать добрым?

(Ответы детей: это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, готовый помочь…)

2 ведущий: Человек делающий людям добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым! А себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево.

Ведущий 1: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. Чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

2 ведущий: С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду  это  было очень важным вопросом. Есть такая притча о Добре и Зле.

Чтец: Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара  в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого  не сказало  Злу, только поблагодарило его за угощение.

Ведущий 1:    А когда  Добро уходило от Зла оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».

      Зло все перекосилось, но делать было нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром за зло.

 2 ведущий: Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.

Библиотекарь: Как мы поняли, доброта- это самое ценное нравственное качество. Сколько пословиц и поговорок о доброте  создала народная мудрость. Давайте с вами вспомним некоторые из них.

На 2 стола раздаются карточки, где написаны первые половины пословиц. Кто правильно и быстрее собирёт.

 

Пока команды работают - частушки.

Чтецы:

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

           Только надо, надо добрым быть

           И в беде друг друга не забыть.

           И завертится земля быстрей

           Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен  не требует награды.

        Доброта с годами не стареет

        Доброта от холода согреет.

        Если доброта, как солнце светит,  

        Радуются взрослые и дети.

Сценка « Мальвина и Буратино»

Мальвина: Здравстуйте, ребята!

Буратино: (бурча под нос). Здравствуйте.

Мальвина  Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино:  Невеселый и все! А тебе что от меня надо?

Мальвина:  (обиженно) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помощь?

Буратино:  А что я тебе такого сказал?

Мальвина:  Ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино:  Вот еще, кто  не хочет, пусть со мной не разговаривает.

 Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обиженный. Ведь я никого не ругаю!

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.

Буратино:  Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся  и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что я плохого ему сказал?

Мальвина:  (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро?   (Обсуждение)

Буратино:  А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся, Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина:  Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого слова дружба может разрушится в один миг. Недаром в народе говорят: «Слово лечит – слово и ранит».

Библиотекарь:  Ребята, нравится ли вам то, что придумал Буратино? Вот и хорошо. Тем более что это совсем нетрудно. Нужно только постоянно следить за своим поведением, понимать, как вести себя в разных ситуациях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают вам справедливые замечания, стараться исправить плохое в своем поведении. Договорились?

Вежливость должна быть искренней. Слова и поведение человека должны соответствовать его внутренним чувствам, мыслям и желаниям.

                                                   

2 ведущий: Но вежливость - это  не только «волшебные слова». Это в первую очередь внимательное отношение к людям. Вы не сказали ни слова, просто придержали тяжелую дверь, пропустили  вперед пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжелую сумку, и  каждый, кому вы помогли, без всяких слов понял, что вы - человек вежливый.

Сценка «Шефы»

Толя: Привет, бабуля. Как дела?

Бабушка: Ну, как сказать Толенька. Не очень хорошо, тут болит, там болит, надо бы в больницу сходить, да…

Толя: (резко перебивает) Ну, бабуль, разнылась. Нам тут задание дали, убраться надо. Короче, иди набери воды, только теплой и тряпку помягче приготовь и начинай стулья переворачивать. Деньги  дай, Дина пока за хлебом сходит. (Бабушка  приносит воду и тряпку).

Толя: Бабуль, ну и половиков  у тебя. Я вытрясать не пойду -  детям тяжелое поднимать нельзя. Между половиками вымою  и все.

        (плохо промывает небольшие участки) 

Ну, все. Теперь тряпку давай чистую пыль вытирать (скидывает тряпкой мусор на пол)  Ну все – нормально.

Дина: (вбегает) Сейчас телевизор посмотрим, Толька. Включай быстрее. На, бабуль, хлеб. (Хлеб принес в руках, корку хлеба обгрыз по дороге). Бабуль, ты спи, отдыхай, а мы пока мультики посмотрим.

1 ведущий: Ребята, давайте вместе составим правила нравственности.  

Каждую табличку прикрепляют доске:

1.Радуйся успеху товарища.

2. Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем поступке. Не перекладывай  вину на других.

3. Говори всегда только правду.

4. Дорожи доверием взрослых и товарищей.

5. Не хвастайся даже самым красивым поступком - хорошее дело само за себя говорит.

6. Настоящий друг всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка.

7. Никого не обижай - ни словом, ни поступком.

8. Живи и поступай так, чтобы окружающим было с тобой приятно и радостно.

2 ведущий: Будьте бережными друг другу. Если вы, заглянув в глаза другу, увидите там боль или  отчаяние, поддержите его. Вежливые слова, подкрепленные добрыми поступками, согревают душу, спасают от уныния.

1 ведущий:  Дорогие, ребята, воспитывать себя  всегда очень непросто. Этого не умеют даже  очень - очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства.

2 ведущий: Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка старается изо всех сил  во всем всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребенок уже начал воспитывать самого себя.

1 ведущий:  Давайте воспитывать в себе тактичность, предупредительность по отношению к  другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо.

Есть на свете вежливых немало слов,

Нужно навсегда запомнить их.

Посреди морей, среди любых лесов

Ты всегда найдешь  друзей своих.

         Припев: Здравствуйте, здравствуйте,

                        Все, кто нам встретятся,

                        Кто улыбнется нам, глядя из окон.

                        С каждою встречей нам

                        В лучшее верится,

                        Дружба и вежливость -

                        Главный наш закон.

 Вежливое слово как цветок весной,

Свет окна, зовущего вдали,

Это адрес друга в книжке записной,

Встреча на любом краю земли.

Вежливость не знает запертых границ,

Ей открыты двери всех домов,

Говорит она с экранов и страниц.

Языком своих прекрасных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь дана на добрые дела.

Занятие в форме классного часа о понятиях добро и зло для учащихся младшего звена. Ситуативные игры, на логическое мышление. загадки, пословицы. Рекомендую, интересное и приемлемое для детей ....

презентация "Нам жизнь дана на добрые дела"

Давайте делать добрые дела!...

Сценарий общешкольного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"

Сценарий общешкольного мероприятия о правах ребенка....

Урок развития речи в 6 классе. Тема "Жизнь дана на добрые дела".

            При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся и то, что сердца ребят в этом возрасте открыты, чисты, и что нужно поскорее посе...

Урок русского языка в 9 классе "Жизнь дана на добрые дела"

Конспект урока по русскому языку в 9классе. Материал урока поможет подготовиться к написанию сочинения при сдыче ГИА в 9 классе.Содержит мультимедийную презентацию....

Сценарий КТД "Жизнь дана на добрые дела!"

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. Воспитывать взаимопонимание между детьми; формировать умение слушать друг друга; фо...