статья "Легко ли быть патриотом"
статья по теме

Чарнецкий Сергей Николаевич

 

«Арбатские вести»"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г.

Легко ли стать патриотом?

Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается молодежный парламентаризм, ширится общественное молодежное движение в Москве, и Центральный округ здесь не исключение. В школах подрастает юная смена – мальчишки и девчонки участвуют в ученическом самоуправлении, учатся быть патриотами: ведь патриотизм – понятие емкое. В этом выпуске мы рассказываем об одной из школ нашего района – школе № 1234, чей опыт заслуживает самого пристального внимания.

«Растим патриотов» – так называется методическая Программа, принятая и проводимая в жизнь арбатской школой № 1234. Такое название вполне оправдано. Разносторонняя система идейно-воспитательной работы на деле реализует принцип: жить в стране – значит, любить Родину, гордиться ее историей. Кстати, именно в этой школе весной нынешнего года на встрече жителей с главой администрации ЦАО Сергеем Байдаковым, посвященной военно-патриотическому воспитанию, был организован «телемост». Вопросы префекту задавали активисты школьного Совета спикеров – органа ученического самоуправления, студенты педагогического колледжа «Арбат» и ветераны района.  
За проект «Растим патриотов» ГОУ СОШ № 1234 ЦАО недавно стала лауреатом премии «Общественное признание-2007» Общественного совета при префекте ЦАО в номинации «За лучший проект военно-патриотического воспитания».  
РЯДОМ С ГЕРОЯМИ  
Директор школы Ирина Григорьевна ВОЛОШКО, руководитель программы, поясняет актуальность разработки:  
– За последние десять-пятнадцать лет в России произошли серьезные экономические и политические изменения, которые привели к социальному расслоению населения, потере общих для всех граждан духовных ценностей. Стала все более заметной и постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Еще одна болевая точка – межнациональные отношения. Патриотизм стал перерождаться в национализм, а это крайне опасное явление.  
Заместитель директора по воспитательной работе Сергей Николаевич ЧАРНЕЦКИЙ, учитель истории и соавтор программы, продолжает ее мысль:  
– Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. О каком патриотизме можно говорить? Только осмысление своей истории, уважение к ее героическим страницам формируют личность, воспитывают будущего гражданина, который испытывает чувство гордости за свою страну, город, школу.  
Хочу подчеркнуть еще один принципиальный момент: патриотическое воспитание – это продуманная систематическая работа, в которой должны участвовать все органы государственной власти, научные учреждения и школы, общественные организации – молодежные и ветеранские.  
– А как цели и задачи воплощаются в конкретной работе?  
– Патриотическая работа – органичная и очень значительная часть жизни школы, – начинает увлеченно рассказывать Сергей Николаевич. – Для нынешних школьников история Великой Отечественной войны – такая же далекая, как для нашего поколения Октябрьская революция. Мы используем любую возможность для того, чтобы наши учащиеся могли узнать о подвигах народа не только из книг и фильмов, но и от самих героев.  
Школа дружит с ветеранской организацией №2, которую возглавляет Сюзанна Бегляровна Терминасянц. Бесценно общение с такими людьми, как Ирина Трифоновна Филатова – она ушла на фронт из нашей школы в составе дивизии народного ополчения, адъютантом маршала Жукова Анатолием Александровичем Томиным и многими другими.  
ИСКРЕННЕ, ОТ ДУШИ  
– После таких встреч ребята пишут сочинения на тему «Мои земляки», – продолжает Сергей Николаевич, – В них – осмысление рассказов ветеранов, постижение той войны, которую не показывали в официальных кинохрониках, о которой нет данных в учебниках истории.  
Из сочинения Александры БЕЗРУКОВОЙ, 9 «А» класс,  
о И.Т. Филатовой:  
«Воспоминания…Они связывают нас с военным поколением невидимыми нитями. Теперь, когда мы будем читать учебник, где про окружение под Вязьмой сказано всего несколько слов, будем видеть людей, которые там были. И теперь уже наши воспоминания помогут нам лучше понять историю».  
Тесно сотрудничает со школой и первичная организация «Новый Арбат, 10», руководимая Борисом Михайловичем Морозовым. Чаепитие школьников и ветеранов превращается в доверительное и задушевное общение.  
23 февраля и 9 мая учителя и ребята приносят цветы к памятным доскам «Дома офицеров» в Большом Ржевском переулке, 11. Уже много лет школьники навещают ветеранов в госпитале имени П. Мандрыки в Серебряном переулке, 6 и в госпитале имени Бурденко, где лечились солдаты, воевавшие в Чечне. Родительские комитеты передают ветеранам продуктовые наборы к праздникам. Весь коллектив школы старается помогать воинам-инвалидам.  
Мнение Александры БОЙЧЕНКО,  
10 «В»:  
«Я учусь здесь второй год, но могу с уверенностью сказать: все ученики делают эту работу не для галочки, а искренне, от души. В день Победы мы навещали ветеранов в госпитале, и я до сих пор помню их глаза: с какой радостью они ждали нашего прихода, как были благодарны за заботу, подарки. Мы вместе пили чай, и они рассказывали нам о войне».  
9 мая делегация от школы посещает деревню Станки под Серпуховом. Там удивительная женщина, Антонина Владимировна Ефремова, бабушка нашей ученицы, основала мемориал Славы.  
Рассказывает Татьяна КИСЛОВА, 10 «В»:  
«Моя бабушка – бывшая разведчица и полный кавалер Орденов Славы. На месте боев сооружен красивый памятник. Мы с ребятами и учителями уже три раза ездили в Станки, возлагали цветы к Вечному огню на братской могиле, участвовали в митинге и концерте. Мы испытывали неповторимый душевный подъем, ощущение единения со всеми, кто был там. Такие поездки запоминаются надолго…».  
УВАЖЕНИЕ К РЕЛИКВИЯМ  
– Расскажите, пожалуйста, о школьном музее боевой и трудовой Славы, – этот вопрос снова адресован Сергею Николаевичу Чарнецкому.  
– Еще в 70-е годы школьная группа «Поиск» установила имена 23-х наших выпускников, погибших в 1941, потом – имена еще 33-х героев. Две памятные доски установлены на 3-м этаже школы. А к 60-летию Победы мы открыли музей «Моя семья в истории Великой Отечественной войны». Ведь школа № 1234 (бывшая 93-я), одна из старейших в Москве, славится семейными традициями. Многие выпускники работают здесь после окончания институтов, здесь учатся их дети.  
В музее собраны сочинения ребят, в которых они пишут, какой след оставила война в их семьях. Реальные истории близких людей порой бывают ярче и убедительнее, чем главы из учебника. А младшие школьники к юбилею Победы приступили к работе над Книгой Памяти.  
…В небольшом помещении музея мы словно переносимся на 65 лет назад. Под потолком – маскировочная сетка, в углу – черная тарелка репродуктора, из которой когда-то звучал тревожный голос Левитана: «Внимание! Воздушная тревога!». На стене – плакаты военного времени, в застекленных витринах – найденные поисковым отрядом на месте боев каски, оружие, личные вещи защитников Москвы. Под небольшой диорамой танкового сражения – макеты моделей боевых машин, сделанные ребятами. Музей – детище учителя труда Виктора Викторовича Паршина, который ходил с ребятами в походы по местам боевой славы. Все здесь сделано с любовью и знанием истории, с уважением к реликвиям военного времени.  
В этом году сборная команда школы заняла 2-е место в военно-историческом конкурсе ЦАО, проведенном в Центральном музее Вооруженных Сил. А капитан команды – Дмитрий Чарнецкий завоевал 3-е место на Всероссийской олимпиаде по военной истории. Участвуют ребята и в Городских исторических чтениях «Защитники Отечества», организованных Департаментом образования Москвы.  
Рассказывает Дмитрий ЧАРНЕЦКИЙ, 10 класс:  
«Для 5-7-х классов один раз в два года у нас проходит парад-смотр войск Российской армии. Форму разных родов войск ребята делают сами и проходят на смотре с песней, девизом, под знаменами. Принимают парад представители Военной Академии ракетных войск имени Петра Великого. А для старших классов в феврале мы проводим смотр инсценированной военно-исторической песни. Это здорово!».  
Окончание на стр. 3.  
Окончание. Начало на с. 1.  
В школе регулярно проходят тематические театральные недели. В них участвуют все классы – с 1-го по 11-й. Ученики становятся артистами, учителя – режиссерами, а их творчество оценивает два жюри – профессиональное и детское.  
Впечатление Анны ОЛЕЙНИК, 9 «В»:  
«Ко Дню Победы для ветеранов мы подготовили театрализованное представление «Чтобы помнили». Конечно, нам помогал профессиональный режиссер из театра имени Маяковского, но многое мы придумывали сами. Вы бы видели глаза благодарных зрителей! Они не могли сдержать слез...».  
Большое внимание уделяется экологическому воспитанию: ведь любовь к Родине неотделима от бережного отношения к природе. Все начинается еще в начальных классах. Вошли в традицию Олимпиады, конкурс «Дети Земли». Но теорией здесь не ограничиваются – с 1980-го года в школе работает яхт-клуб «Истра», руководимый Андреем Вадимовичем Монаховым, учителем географии. Занятия в яхт-клубе помогают ребятам закаляться, ценить дружбу и учиться отвечать за себя и за товарищей.  
Летние лагеря – это школа жизни. Не последнее место занимает работа по сбору и вывозу мусора с берегов Истринского водохранилища, а сейчас – и с Онежского озера.  
Рассказывает Денис САВЧЕНКО, 10 «В»:  
«Наш флот состоит из 18-ти судов: шверботов, катамаранов, шлюпок, небольших яхт. Их мы ремонтируем сами. Участвуем в регатах, занимаем в них призовые места. Летом живем в палатках, среди нетронутой природы. Такая жизнь нам очень нравится! Когда парусный сезон заканчивается, ходим в походы в горы Крыма, Алтая, Хибин».  
– Вся огромная работа коллектива школы направлена на то, чтобы ребята ощутили свою причастность к истории, – завершает разговор Сергей Николаевич Чарнецкий. – Ведь история их родной школы – часть истории страны: в 1941 здесь была сформирована дивизия народного ополчения Киевского района, и все выпускники ушли отсюда на фронт. Многие – навсегда…  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть патриотом и гражданином

Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....

Урок Что значит быть патриотом

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»...

Классный час "Быть патриотом России".

Цели классного часа: 1. Раскрыть понятия «патриотизм», «достоинство», «долг». 2. Развивать логическое мышление, монологическую речь, память. 3. Воспитывать мировоззрение учащихся, основанное на пра...

Что значит быть патриотом

Презентация к уроку обществознания 6 класс...

Урок-конспект "Что значит быть патриотом"

Урок разработан в соответсвиии с новыми стандартами ФГОС и учетом регионального компонента....

Что значит быть патриотом. Урок обществознания - 6 класс

Технологическая карта и конспект урока по обществознанию в 6 классе. Учебник "Обществознание" Боголюбов Л.Н....

Что значит быть патриотом. Презентация по обществознанию - 6 класс

Презентация дополняет урок обществознания в 6 классе по теме "Что значит быть патриотом". Учебник "Обществознания" Боголюбов Л.Н....