Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования»
методическая разработка по внеклассной работе на тему

Ольга Олеговна Попова

   Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Концепции развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы особое место отводится обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, необходимости создания как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

     Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Это связано с тем, что дети приходят в нашу систему добровольно и, как показывает практика, более чем 2/3 из них обучаются в наших коллективах длительное время. И очень важно, чтобы педагог был готов использовать это время для воспитания личности ребенка. Как показывает опыт, не все педагоги осознаются себя воспитателями и владеют методикой воспитательной работы.

    Предлагаю одну из форм работы с педагогическим коллективом, направленную на повышение компетентности педагога в области воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_laboratoriya.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Ольга Олеговна, заместитель директора  по УВР, методист

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества  Невского района Санкт Петербурга  «Левобережный»

Педагогическая лаборатория

«Воспитательный потенциал дополнительного образования»

Краткая аннотация

Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Концепции развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы особое место отводится обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, необходимости создания как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Это связано с тем, что дети приходят в нашу систему добровольно и, как показывает практика, более чем 2/3 из них обучаются в наших коллективах длительное время. И очень важно, чтобы педагог был готов использовать это время для воспитания личности ребенка. Как показывает опыт, не все педагоги осознаются себя воспитателями и владеют методикой воспитательной работы.

Предлагаю одну из форм работы с педагогическим коллективом, направленную на повышение компетентности педагога в области воспитания.

Цель: побудить педагогических работников к системной работе в области воспитания.

Задачи:

-показать первостепенность воспитывающего потенциала в дополнительном образовании;

-показать взаимосвязь между процессами обучения и воспитания;

-провести самоанализ готовности педагогов к осуществлению системной воспитательной работы;

-познакомить с алгоритмом воспитательной работы в детском коллективе;

-побудить к использованию современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе.

Участники: педагоги дополнительного образования, концертмейстеры, методисты, педагоги-организаторы, заведующие структурными подразделениями.

Оборудование:

 -мультимедийный проектор

-экран

-ноутбуки (5 шт.)

-Wi-Fi

-столы, стулья

-анкета для педагогов при подготовке о трудностях организации воспитательного процесса

(Приложение 1)

-экспресс-опрос участников по итогам работы лаборатории (Приложение 2)

-алгоритм «Система деятельности педагога-воспитателя» (Приложение 3)

-цветные жетоны для формирования групп

Ход проведения

Участники лаборатории рассаживаются по группам. Названия групп соответствуют цвету жетонов, которые получены при входе: красный, зеленый, синий, желтый. Руководителями групп являются заведующие структурными подразделениями.

1. Вступительная часть.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Наступило время начать работу педагогической лаборатории «Воспитательный потенциал дополнительного образования». Наша работа будет организована по группам. Названия групп соответствуют цвету жетонов, которые вы получили при входе: красный, зеленый, синий, желтый. В составе «ученого совета» лаборатории сегодня принимают участие (научный консультант, методисты).

2. Выступление «Воспитательный компонент на современном этапе модернизации системы образования» заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

3. Практическая работа в группах

Ведущий: Сегодня, продолжая нашу творческую исследовательскую, я приглашаю вас принять участие в работе педагогической лаборатории «Воспитательный потенциал дополнительного образования».

Любая система подразумевает наличие алгоритма (определенного порядка) действий. Его необходимо понимать и принимать всем членам системы. Давайте попробуем составить алгоритм действий педагога при организации воспитательной работы.

Работая самостоятельно, Вы уже определили порядок воспитательной деятельности педагога и заполнили графу «Индивидуальная оценка» в алгоритме «Система деятельности педагога-воспитателя»[1].

Руководители групп, откройте, пожалуйста, на рабочем столе ноутбука файл «Групповая оценка».

Сейчас необходимо внести в компьютер оценки всех членов группы по каждому действию и проанализировать получившуюся групповую оценку.

Время на выполнение данной работы - 5 минут.

Перекличка групп о готовности.

Руководители групп получают правильные ответы. (Приложение 4) Ведущий комментирует «правильный порядок» действий педагога, дает обоснование. (Приложение 5)

Ведущий: Заполните, пожалуйста, графу «индивидуальная ошибка» (сосчитайте разницу между «индивидуальной ошибкой» и «правильным ответом»).

Перекличка групп о готовности.

Ведущий: Уважаемые руководители групп, сохраните и сверните файл, в котором работала группа. На рабочем столе ноутбука откройте файл, название которого соответствует цвету жетонов группы.

Участники знакомятся с «групповой ошибкой» своей группы.

Знакомство всех с «групповыми ошибками».

Ведущий: Уважаемые руководители групп, закройте файл, название которого соответствует цвету жетонов группы. Отправьте данный файл на сетевой диск «lab».

Давайте посмотрим на результат работы групп. Группа «красные» предлагает вот такой порядок выполнения действий. Сумма ошибок этой группы .... (и.т.д.)

4. Анализ предварительного анкетирования педагогов о трудностях организации воспитательного процесса.

Ведущий: Сегодня мы попытались выстроить порядок воспитательной деятельности педагога. Это один из первых шагов по созданию системы воспитательной работы. При подготовке к проведению лаборатории был проведен опрос о том, какие трудности испытывают наши педагоги при организации воспитательной работы. Оказалось, совсем не вызывает трудности ...

Наибольшие трудности вызывают:

В дальнейшем методическая служба и совет администрации планируют проведение обучающих мероприятий по данным темам, а сегодня члены ученого совета подготовили для вас рекомендации.

5. Презентация брошюры «Воспитательный компонент результативности дополнительного образования детей: методы диагностики», составители Платонова С.М.,к.п.н., Скачкова Е.Ю., к.п.н. – методисты Дома детского творчества «Левобережный».

6. Заключение.

Ведущий: Давайте подведем итоги работы лаборатории. Я прошу вас принять участие в экспресс-опросе. В раздаточном материале у вас есть тест экспресс-опроса. Отметьте, пожалуйста, знаком утверждения, соответствующие Вашим впечатлениям. Руководители группы соберите и сдайте мне экспресс-опросы вашей группы.

Благодарю всех за активное участие. Надеюсь на дальнейшую совместную работу.

Приложение 1

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!

Просим Вас принять участие в подготовке педагогического совета «Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования».

Из действий педагога по организации воспитательного процесса отметьте

ТРИ  составляющих, которые вызывают у вас наибольшие трудности:

-составление плана воспитательной работы

-организация и проведение коллективных творческих дел

-индивидуальная работа с учащимися

-работа с родителями

-оценка результативности воспитательной работы

-организация самоуправления в детском объединении

-педагогическая диагностика коллектива учащихся

-корректировка воспитательного воздействия

-знание технологий и приемов воспитательной работы

- целеполагание воспитательного процесса

СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!

Совет администрации

Приложение 2

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!

Предлагаем Вам принять участие в экспресс-опросе по результатам работы педагогической лаборатории «Воспитательный потенциал дополнительного образования». Просим отметить знаком «V» утверждения, соответствующие Вашим впечатлениям:

  1. Обсуждаемые вопросы были актуальны.
  2. Я буду применять в своей работе те знания и методические материалы, которые получил сегодня.
  3. Вопросы воспитания не являются актуальными для системы дополнительного образования детей.
  4. Участие в работе лаборатории заставило меня задуматься  над проблемой организации воспитательной работы в своем детском коллективе.

5.  Допишите предложение:

     Работа лаборатории                                                                                

                                     Спасибо за Ваши ответы!

С уважением, Ученый Совет

Приложение 3

СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ

Уважаемые коллеги, составьте алгоритм воспитательной деятельности педагога: в графе «Индивидуальная оценка» обозначьте цифрами порядок выполнения действий.

№ п/п

Наименование действия

Индивидуальная

оценка

правильный

 ответ

ошибка

1.

Организация и проведение воспитывающей деятельности

2.

Коррекция воспитательного процесса

3.

Выбор методов, приемов и форм воспитания

4.

Постановка воспитательных задач

5.

Определение содержания воспитания

6.

Педагогическая диагностика

7.

Анализ и оценка результатов воспитательного процесса

8.

Планирование воспитательной работы

Приложение 4

СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

№ п/п

Наименование действия

Правильный ответ

1.

Организация и проведение воспитывающей деятельности

6

2.

Коррекция воспитательного процесса

8

3.

Выбор методов, приемов и форм воспитания

4

4.

Постановка воспитательных задач

2

5.

Определение содержания воспитания

3

6.

Педагогическая диагностика

1

7.

Анализ и оценка результатов воспитательного процесса

7

8.

Планирование воспитательной работы

5

Приложение 5

Обоснование правильного ответа

Воспитательный процесс носит этапно-циклический характер, то есть это процесс, который не имеет конца. Но он является управляемым педагогическим процессом, лишь, если состоит из последовательности этапов. Логика этапа воспитательной работы и представлена ниже. Системообразующим элементом этапа является воспитательная задача, которая решается в течение данного периода. Завершение работы по решению задачи и является завершением данного этапа воспитательной работы с детьми.

№п/п

Наименование педагогического действия

Комментарий

1

Педагогическая диагностика

Откуда появляется воспитательная задача? Она вытекает из состояния сегодняшних детей, из понимания их интересов, внутренних потребностей, из существующих в их поведении недостатков. Всё это мы узнаём, анализируя результаты диагностики. Поэтому диагностика – первый шаг цикла.

2

Постановка воспитательных задач

Далее, как мы понимаем, идёт задача, которую мы максимально конкретизируем так, чтобы она была реальна для этих детей (опять опираемся на диагностику).

3

Определение содержания воспитания

После постановки задачи мы осуществляем поиск средств для её решения. Педагогические средства имеют форму и содержание. Например, «Диспут о смысле жизни» и «Диспут о вреде курения» - форма у двух этих средств одна, а содержание разное. Что первично, форма или содержание? Конечно, содержание. То есть та базовая информация, которую дети смогут осмыслить, принять, которая станет для них значимой.

4

Выбор методов, приемов и форм воспитания

Определив содержание, мы подбираем формы и приёмы работы, в которых это содержание будет подаваться ребятам.  Что именно мы проведём? Беседу или викторину, дискуссию или Вечер воспоминаний, разговор «Расскажи мне обо мне» или весёлые старты с родителями?

5

Планирование воспитательной работы

Когда у нас есть система средств решения воспитательной задачи, мы может спланировать, когда именно и что будем делать, где, кто за какие дела будет отвечать. Желательно, чтобы организаторами дел были и дети.

6

Организация и проведение воспитывающей деятельности

Созданный план нужно воплотить в жизнь – это следующий этап работы - организация и проведение воспитывающей деятельности.

7

Анализ и оценка результатов воспитательного процесса

После того, как всё задуманное состоялось, необходимо выяснить, а получили ли мы то, что хотели, то есть в какой мере решены поставленные задачи. Для этого мы анализируем полученный воспитательный результат, делаем его оценку.

8.

Коррекция воспитательного процесса

Часто то, что мы узнаем, может побудить нас что-то уточнить, доработать, ещё раз объяснить ребятам, индивидуально обсудить с кем-то из ребят проблемы жизни и пр., то есть потребуется какая-то коррекционная работа.

Конечно, предложенная логика не единственно возможная и ваши отклонения от данной последовательности шагов вполне допустимы, если вы можете их обосновать. Например, педагогическая диагностика может предшествовать анализу, так как именно её результаты мы диагностируем. Коррекционная работа может стоять после организации воспитывающей деятельности, так как в процессе воплощения плана и проведения событий уже возникает потребность в коррекции и т.д.


[1] Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

«Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования»

В материале приводится опыт работы осуществления воспитательной работы в творческом объединении художественно-эстетической направленности....

Воспитательный потенциал дополнительного образования.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитие...

Воспитательный потенциал дополнительного образования в подростково - молодежных клубах

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, осуществляется выполнение обществом его обязательн...

Воспитательный потенциал дополнительного образования

О воспитании учащихся через занятия  по направлению - декаративно-прикладное творчество....

Воспитательный потенциал дополнительного образования как часть процесса обучения: общие положения.

Обучение должно способствовать эффективному развитию задатков и способностей ребенка, оказывать воспитательный эффект, формировать перспективные для ребенка навыки и компетенции. В материале разбирают...

Воспитательный потенциал дополнительного образования

Формирование личности подрастающего поколения через бардовскую (авторскую) песню....