Парковая лаборатория как форма внеклассной работы
методическая разработка по теме

Парковые лаборатории – форма внеклассной работы, которая практикуется в нашей гимназии уже несколько лет и, судя по отзывам учащихся, вызывают большой интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parkovaya_laboratoriya_kak_forma_vneklassnoy_raboty_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Парковая лаборатория как форма внеклассной работы

(из опыта работы)

Парковые лаборатории – форма внеклассной работы, которая практикуется в нашей гимназии уже несколько лет и, судя по отзывам учащихся, вызывают большой интерес. В работе лаборатории принимают участие ребята разного возраста. В ходе занятия учащиеся включаются в активную деятельность, направленную на решение какой-то проблемы. Эффективность парковых лабораторий заключается в том, что они создают условия для самореализации каждого ученика. Выбор парковых лабораторий зависит от интереса ребенка, его желания. Он может переходить из лаборатории в лабораторию в поисках самого себя, в поисках того, чем ему  хотелось бы  заниматься.

Работа в лаборатории  организуется так, что ученик оказывается в позиции исследователя, творца. Это дает ему возможность раскрыть свои способности: интеллектуальные, творческие, организаторские. Кроме того, работа в команде помогает накапливать социальный опыт, который пригодится во взрослой жизни.

Далее приводится  описание нескольких занятий парковой лаборатории «Журналистика».

Занятие 1.

Тема: «Журналистом быть хочу. Пусть меня научат!»

Цель занятия: познакомить учащихся со спецификой работы журналистов, создать условия для творческого роста начинающих корреспондентов.

Это первая парковая лаборатория. В ней приняли участие 16 человек.

1 этап. Сопричастность. В ходе беседы было выявлено, что побудило ребят выбрать именно эту парковую лабораторию. В основном это редакторы классных стенных газет, желающие участвовать в издании школьной печатной газеты «Образ», а среди старшеклассников – те, кто хочет связать свою будущую профессию с журналистикой. Участники лаборатории хотели поближе познакомиться с особенностями работы журналиста, подробнее узнать о газетных жанрах.

2 этап. Сотрудничество. На этом этапе корреспондент районной газеты «Целинник» Л.В.Тарасенко  провела для участников лаборатории мастер-класс. Она ответила на все вопросы ребят, рассказала о специфике профессии журналиста, познакомила с такими газетными жанрами, как статья, заметка, интервью, очерк. Работая с отдельными номерами районной газеты, будущие журналисты определяли жанры публикации, обосновывая свой выбор.

3-4 этапы. Самостоятельность. Сотворчество.

Поскольку это первые парковые лаборатории, было интересно узнать, чем занимаются ребята в других лабораториях, чтобы рассказать об этом в школьной печати.

С этой целью «журналисты», получив задание, разошлись по работающим лабораториям индивидуально, в паре или небольшой группой. Результатом их самостоятельной деятельности должна стать работа, выполненная в любом газетном жанре.

5 этап. Согласование.

На этом этапе зачитывались и обсуждались творческие работы ребят. Лучшие работы были предложены для опубликования в школьной газете «Образ».

6 этап. Саморефлексия.

Анализируя собственную деятельность, ощущения в процессе работы в лаборатории, все ребята выразили свое удовлетворение от того, чем они занимались, считая, что работа была полезной, плодотворной, полученные знания и определенный опыт пригодится в их редакторской деятельности.

Занятие 2.

Тема: Человек - царь природы или часть природы?


Цель: обучать учащихся навыкам исследовательской деятельности.
Форма занятия: журналистское расследование.

Работали в лаборатории учащиеся 5, 6, 7-х классов. Поскольку ребята этого возраста не совсем четко представляют, что такое исследовательская работа, как выбрать тему для нее и как организовать исследование, то в ходе практической деятельности в лаборатории я попыталась показать ученикам один из вариантов такой работы.

Решая проблему «Человек – царь природы или ее часть», каждый должен был определиться в своей точке зрения и найти какие-либо доказательства ее (это было предварительное домашнее задание).
Приступая к исследованию, сначала выяснили значение ключевых слов «человек», «царь», «природа», «часть».

По-разному в словарях толкуется слово «человек». Так, в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (современная версия) читаем: «Человек – (Homo sapiens) в зоологическом отношении составляет отдельное семейство отряда приматов класса млекопитающих». Словарь С. И. Ожегова дает такое толкование: «Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Определяя, что такое природа, ребята высказывали свое понимание ее:
• это растения, животные.

• это вся биосфера

• природа не только то, что на земле, но это и солнце, звезды, небо, т.е. космос.

Со словом «царь» ученики связывали такие действия, как властвовать, приказывать, управлять, насиловать, подчинять своей воле.
Затем каждый высказал свое решение проблемы, привел доказательства. Большая часть ребят считают, что человек
это часть природы. Вот какие были приведены обоснования:

 Мухаммед Б.: То, что человек часть природы, доказывают мифы. В мифах люди пытались объяснить окружающий мир, природу. И вот в мифах человек и природа очень тесно связаны, даже в мифах о происхождении человека у многих народов дается сходное объяснение: рождение человека связано с солнцем, землей (у древних славян), в древней Индии тоже считали, что рождение человека связано с космосом.

Ксения Л.: Народные сказки тоже подтверждают, что человек часть природы, потому что в сказках природа всегда приходит на помощь человеку: животные, птицы, даже неодушевленные предметы могут говорить человеческим голосом, а человек понимает язык животных и птиц.

Володя В., Александр П. доказывали, что человек  часть природы, используя страницы из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского», где рассказывается об обычаях и верованиях древних славян.
Павел Б., Роман Ш. В качестве доказательства привели примеры из мифологического словаря древних славян, как обожествляли наши предки воду, землю, огонь, воздух. Это те созидательные силы Вселенной, которые оказывают влияние на все живое, в том числе и человека. Это проявляется и в том, что четырем временам года соответствуют периоды жизни человека: весна (детство), лето (юность), осень (зрелость), зима (старость).
Ирина М. считает, что связь со стихиями, космосом проявляется и в гороскопах: рождение человека связано с определенным зодиаком, характер человека тоже объясняется влиянием какой-либо стихии.
Николай А. использовал в качестве доказательства учение друидов, возникшее более 2000 лет назад, согласно которому характеру человека соответствует какое-либо дерево. Ребята говорили о приметах и суевериях, приводили примеры из художественных произведений. Мысль о кровной связи человека и природы ярко выражена в стихах С.
Есенина.
Даша Л., Алена М. в пользу того, что человек-царь природы, прочитали  стихотворения В. Брюсова «Хвала Человеку», высказывание Сатина о человеке из пьесы А. Горького «На дне», отрывок из оды Г. Р. Державина «Бог», стихотворение А. С. Пушкина «Кавказ». 

На  вопрос: «Почему человека часто называют царем природы? С чем это связано?» - ребята отвечали:

- Человек стоит на высшей ступени развития. Он умеет говорить, мыслить.
- Человека возвышает интеллект, он может изменить окружающий мир. Например, в пустынях прокладывает каналы, озеленяет их. 
-
Человек покоряет космос,  может спуститься на дно моря, исследует океаны, проник в глубь земли, добывает полезные ископаемые.
-
Человеку помогают знания, научно- технический прогресс, интеллект человека ставит его на высшую ступень развития всего живого. Он не только 
узнал многое об окружающем его мире,  но и попытался заставить природу служить ему, использовать ее в своих интересах.

Учитель: Но можно ли сказать, что человеку подвластно все? И какова обратная сторона деятельности человека, его стремления повелевать  природой? Нет ли и здесь подтверждения связи человека с природой?

Мысли ребят были следующие:

-Хотя человек научился многое делать и возвысился  благодаря своим знаниям, но не всем он может управлять,
например, он не может остановить землетрясение или заставить идти дождь.

- Человек вмешивается в природу и приносит ей вред, от этого загрязняется воздух, вода, а это отражается потом на здоровье человека.
- Люди открыли атом. С одной стороны, это атомная энергия, но с другой- атомные бомбы, которые уничтожили жителей Хиросимы и Нагасаки и которые помогают держать в страхе весь мир.
- Авария на Чернобыльской АС тоже наделала много беды. Сколько людей умерло! И там сейчас никто не живет: опасно.

- Война в Ираке тоже началась из-за того, что у них якобы есть оружие массового поражения.

- Варварское отношение человека привело к тому, что в лесах меньше зверей, в реках – рыбы, вырубаются леса, дышать стало нечем в больших городах, а отсюда болезни, ядовитые отходы в реках, а мы пьем эту воду.
- Многие природные богатства бесконтрольно расходуются, продаются за границу, так можно все распродать и ни с чем остаться.
И в заключение, подводя итог, ребята попытались сделать свои выводы.
Учитель: Если допустить, что человек- царь природы, то каким он должен быть царем? (Добрым, умным, рассудительным, по-хозяйски относиться к природе, делать так, чтобы его царство богатело и др.).

 Учитель: Если все-таки человек – часть природы, то как он должен взаимодействовать с ней? (Ответы учеников: человек должен заботиться о природе, приумножать ее, сохранять, потому что от этого зависит и его благополучие, и его здоровье; человек должен жить с природой в согласии, чтобы человек приносил природе только пользу, тогда и она ответит ему тем же).
Таким образом, в ходе живого диалога была решена поставленная проблема.
Подобные занятия нужны и полезны, но вызывают определенные сложности.
Одна из них заключается в том, что хотя учитель и предлагает ход исследования, но не знает, с каким запасом знаний по данному вопросу пришли ребята, какова их точка зрения и какие мысли они будут высказывать, да и сумеют ли правильно сформулировать свою мысль. Поэтому занятие идет в основном экспромтом , учителю нужно следить за ходом мыслей учащихся, помочь их правильно выразить, направить эту мысль, придать ей движение и привести к какому-то умозаключению, а это требует дополнительных знаний, определенной эрудиции и напряжения сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценирование сказок как форма внеклассной работы по английскому языку в начальных классах

Статья по теме и три инсценировки сказок,доступных для детей младшего школьного возраста....

Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории

В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.

В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Использование цифровой лаборатории «Архимед» во внеклассной работе по географии.

P { margin-bottom: 0.21cm; } 02.11.2012. Выступление на семинаре-практикуме. Тема семинара: «Подходы использования цифровой техники в исследовательских проектах и при дистанционном обучении». (Му...

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...