Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.
статья по теме

В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilnoe_obuchenie_statya_dlya_sbornika.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования       мотивов саморазвития  личности и ее готовности к выбору будущей профессии.

                                                                                         Кривошеева В. Н.

                                                                                        учитель русского языка

          Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени общего образования ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

          В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

            Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

          В каком деле школьник сможет добиться наилучших результатов? Что предпринять, чтобы он максимально раскрыл свои способности? Ответы на эти вопросы особенно важны в нынешнее время, когда развитие самых различных областей нашего бытия  (экономики, техники, науки, культуры, спорта) все в большей мере зависит от человеческого фактора, от отношения человека к делу, от степени раскрытия его дарований.

          Что же принято понимать под способностями? Это индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения деятельности. Психологи-исследователи доказали, что высокий уровень общих способностей во многом обуславливает успешность выполнения человеком самых различных специальных видов деятельности. Б. М. Теплов, рассматривая данный вопрос, обратил внимание на то, что выдающиеся музыканты, художники, писатели были широко одаренными людьми: А. С. Грибоедов обладал наряду с поэтическим музыкальным талантом и способностями к живописи; Ф. Шопен был актером, живописцем, поэтом; литературными и актерскими способностями обладал Дж. Россини. Обобщая большое количество подобных фактов, исследователь пришел к выводу о многосторонности проявления способностей, что относится не только к высокоталантливым людям.

         Среди многочисленных форм работы в данном направлении особое место занимает деятельность школьного НОУ, основными задачами которого является выявление и развитие интересов учащихся в различных областях науки, выявление лидеров в интеллектуальной сфере, формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности и приобретение ими  умений выдвигать гипотезы, находить средства их адекватного изучения, ориентироваться в информационном пространстве.

          Опираясь на опыт работы в Научном Обществе Учащихся школы, можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям. Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающим их интерес к познавательной практике. Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных классах с углубленным изучением ряда предметов. Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ.

        Для решения всех этих проблем представляется перспективным включение учащихся начиная с младшего школьного возраста в научно-исследовательскую деятельность. Таким образом, организация исследовательской работы учащихся в школе строится поэтапно. I- подготовительный (2-7-й классы);
II- развивающий (8-9-й классы);
III- собственно исследовательский (10-11-й классы).
         Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса  и выявление наиболее способных к творчеству учеников.
          Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Учащиеся 8-9-х классов при желании вступают в научное общество учащихся, где вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности.
        Третий, собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов  ребят.
         Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащиеся старших классов могут проводить беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников, учеников второй ступени; быть экскурсоводами в школьном музее. Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют отчетные заседания научного общества учащихся, на которых происходит "передача эстафеты" исследовательской деятельности от выпускников "последующим поколением".

          Организуя деятельность школьного научного общества, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся. К ним относятся:
- соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
- добровольность выбора темы учащимся;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся, родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.

          Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин. В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работы осуществляемой в НОУ имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:

– техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе.

– ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.

- возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.

          Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения.

          Перед тем как приступить к занятиям исследовательской деятельности, учащиеся должны быть ознакомлены с нормативными документами и с циклограммой осуществления исследования.
          Циклограмма исследовательской деятельности включает в себя следующие виды:

сентябрь

создание научного общества учащихся; постановка задач и планирования работы на текущий учебный год; формирование предметных секций научного общества; ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе и выбор тем исследований; закрепление руководителей работ за определенными учащимися; теоретические занятия; индивидуальные консультации;

октябрь

работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме; создание Совета НОУ; теоретические занятия; индивидуальные консультации;

ноябрь

сбор материала по теме исследования; теоретические и практические занятия; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ;

декабрь

сбор и систематизация материала по проблеме; оформление работы; теоретические и практические занятия; прослушивание докладов по материалам исследований индивидуальные консультации;

январь

 систематизация материала по проблеме; завершение оформления работы;  заседание Совета НОУ; практические занятия индивидуальные консультации;

февраль

рецензирование исследования; участие в школьной конференции научного общества учащихся;

март

 заседание Совета НОУ; участие в районной конференции; индивидуальные консультации;

апрель

  участие в выпуске  брошюры с тезисами ученических исследовательских работ; награждение победителей;

май

общее собрание НОУ; составление перспективного планирования


          Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:
1)актуальность темы, недостаточность её изученности и важность в практическом отношении;
2)соответствие интересам учащегося-исследователя;
3)реальная выполнимость;
4)возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых в избранной науке;
5)обеспеченность необходимым количеством различных источников;
6)грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).
        На самом первом этапе исследовательской деятельности происходит ознакомление учащихся с Положением об ученической исследовательской работе и основными требованиями к ней. Школьники должны видеть ее отличия от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.
          В первые два-три месяца работы учащимся необходимо усвоить общие навыки работы с литературой:
1) уметь заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудности при составления списка используемых работ;
2) конспектировать основные положения литературного источника;
3) грамотно выписывать и систематизировать цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации).
         Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьной конференции по защите избранных тем.
         Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:
- актуальность и новизна исследования;
- характеристика использованных источников и литературы;
- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
- обоснование выбора методов исследования;
- основные выводы по содержанию работы.
         Творческая модель защиты предполагает:
- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;
- демонстрация видеозаписей, презентации, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
- выводы по работе.

            Использование полученного опыта позволяет превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности; развития их творческих способностей, умений и навыков; повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин,  подготовки учащихся к обучению в ВУЗе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство формирования креативных умений и навыков.

«Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что...

Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...

Поисково-исследовательская деятельность на уроке искусства как средство формирования творческого потенциала личности

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.Карл РОДЖЕРСКонцепция развития н...

Исследовательская деятельность на уроках математики как средство формирования УУД

В связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты учебно - исследовательская деятельность занимает особое место, где роль учителя не  сведена к организаторской и консультативной....

«Исследовательская деятельность во внеурочное время как средство формирования универсальных учебных действий»

Мир, в котором мы живём стремительно меняется. Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативн...

Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся метапредметных образовательных результатов.

Организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской деятельности....