Внеклассное мероприятие к 300-летию М.В.Ломоносова "Российской землей рожденный"
классный час (9 класс) по теме

Булатова Екатерина Дмитриевна

Мероприятие посвящено 300-летию М.В.Ломоносова. Ра зработка содержит в себе сценарий устного журнала о биографии и открытиях Ломоносова. Разработка подкреплена презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiyskoy_zemley_rozhdennyy.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Российской землей рождённый.

Сценарий мероприятия, рассказывающего о биографии и о  разносторонней деятельности М.В.Ломоносова, для учащихся 7-11 классов.

Оформление:

  1. Эпиграф «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом» (А.С.Пушкин)
  2. Презентация о М.В.Ломоносове.
  3. Музыкальное сопровождение.

Действующие лица:

  1. Ведущий
  2. Чтецы – 4 уч.
  3. Филолог
  4. Физик
  5. Астроном
  6. Химик
  7. Искусствовед
  8. Географ
  9. Историк
  10.  Участники сценки: дед Лука, бабка Матрёна, Мишанька.

I часть.  Биография М.В.Ломоносова.

Ведущий. (голос за сценой на фоне музыки) Я сижу на берегу моря и смотрю, как одна за другой набегают волны. Вот так же и 300 лет тому назад они набегали, когда родился мальчик, который по воле судьбы стал великим сыном России, - это был Михаил Васильевич Ломоносов.

Чтец 1.

Россия родила немало

Людей великих на земле.

Во все века одна лишь знала

Об избранных, об их судьбе.

Эпохой каждой восхищала

И всякий раз, не ошибясь,

Ты гениев нам посылала,

За судьбы их всегда молясь.

 Чтец 2.

Одним из них был Ломоносов,

Ученый – энциклопедист,

Поэт, мыслитель и философ,

Историк, материалист.

Чтец 3.

Родился Михаил  в России,

Недалеко от Холмогор,

Родители его любили,

Отец крестьянин был, помор.

Поморов море закаляло,

И в десять лет уже с отцом

Он в море выходил немало

И в деле преуспел морском.

Инсценировка  «Хорошо ли быть Ломоносовым?»

  Ведущий.  Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:

Мишанька. - Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.

Дед Лука. - А ты попросись, может, тебя в пасынки примут.

Мишанька. -Хорошо.

Дед Лука. -А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.

Бабка Матрёна. Вот так разошелся у нас дедушко!

Дед Лука. -А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны… Эва, сравнил,- дуду с воеводой.

Мишанька. - А ломаный нос хорошо ли?!

Дед Лука. -А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. А полуостровы как называются? Нельмин Нос, Канин Нос! А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.

Бабка Матрёна. -Будя ужо,  развоевался Аника - воин. Внук с улицы пришел, угостить надо, чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.

Дед Лука.  - Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!

 Чтец 4.

Впитал душою Русский Север,

Природой русской покорён,

В её величие поверил

И начал изучать с тех пор.

Иван Шубной, Семён Никитин

Учили грамоте его.

И в ноги пал второй учитель-

Не знает больше ничего.

Чтец 1.

Читает книги Ломоносов,

Что у соседей раздобыл,

И в девятнадцать лет с обозом

В Москву уехать он решил.

И скрыв своё происхожденье,

Как будто вышел из дворян,

Он поступает в академию,

Где лучшим он из лучших стал.

Чтец 2.

Науки жадно изучает,

Даётся всё ему легко.

Вот только бедность изнуряет,

Пытается сломить его.

Но сила воли и стремленье

Постичь всё множество наук

Воспитывали в нём терпенье,

И он отправлен в Петербург.

Чтец 3.

Ах, Петербург, Петра творенье,

Все восхищаются тобой,

Ты город муз и просвещенья,

Красой твоей сражён любой.

Год проучившись в Петербурге,

Отплыл он в дальние края.

В немецком городе Марбурге

Суть постигает бытия.

Чтец 4.

Казалось, не было науки,

Какую б он не изучал.

Во Фрейберге и в Петербурге

Исследованья продолжал.

Он в совершенстве знал английский,

Французский, греческий, латынь,

Немецкий, польский и словенский.

Как у него хватило сил!

Его стремление к учёбе

Дало прекрасные плоды

Он постепенно стал учёным,

Создал научные труды.

Чтец 1.

Любая раскрывалась сфера,

Открытий  много совершил.

Есть у Венеры атмосфера!

Поверхность Солнца изучил.

Придумал множество приборов

Для неба, моря и земли,

Чтоб не блуждали астрономы,

Не потерялись моряки.

Чтец 2.

Как капитан, он был отважный,

Открыл тогда во цвете лет,

О чём мечтал он, долгожданный

Московский университет.

Чтец 3.

Филолог, химик и геолог,

Географ, физик, металлург,

Художник и метеоролог,

Исследователь, драматург.

Любил Россию безгранично

И за народ переживал.

Все достижения в науке

Всегда народу посвящал.

Чтец 4.

Россию на весь мир прославил,

В науку вклад огромный внёс.

И след в истории оставил

России сын великоросс!

II часть. Талант М.В.Ломоносова.

Ведущий. Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Кто-то, может быть, не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что он выдающийся русский ученый, знают все.  В Средние века учёных, которые были сведущи в самых разных областях знаний, именовали полигисторами. М.В.Ломоносов замечал, что они «знали разные науки так довольно, что могли в них производить новые приращения». Позднее на смену этому понятию пришло другое – энциклопедист. Ломоносов стал первым русским энциклопедистом. Его просветительскую роль в истории нашего Отечества трудно переоценить.  «Если в Древней Греции семь городов спорили между собою, кому принадлежит слава слыть родным городом Гомера, то ныне в России более семи наук спорят между собою о праве и чести считать Ломоносова своим основателем или представителем», писал в начале XX  века видный химик и историк науки Павел Иванович Вальден. Какие же семь наук спорят между собой о праве и чести считать Ломоносова своим основателем и первым представителем?

(на сцену выходит филолог)

Филолог. Русский язык и литературу раньше называли «русская словесность». Работы М.В.Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, Михаил Васильевич распределил весь его словарный состав по трем группам- «штилям», связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии, торжественной оды как высокого. В 1739 году М.В.Ломоносов, учась в Марбургском университете, написал первую оду «На взятие Хотина» и составил «Письмо о правилах российского стихотворства». Особое место в его поэзии занимает образ Петра I. Ломоносов – автор фундаментальных филологических трудов: книги по риторике «Краткое руководство к красноречию» (1747), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758), и «Российской грамматики»(1755) – первой научной книги о правилах русского языка. Ломоносов, как истинный гуманист, посвятил свою литературную деятельность гражданскому воспитанию общества, и художественные принципы классицизма вполне соответствовали его цели. Он считал, что поэзия должна нести людям возвышенные идеалы, поэтому основным его жанром стала торжественная ода.

Ведущий.  Благодарим Вас за интересное выступление.

(на сцену выходит физик)

Физик.  Всё же главные открытия М.В. Ломоносова касаются физики. Он на десятилетия опередил западно–европейских учёных, но часто его разработки оставались незамеченными европейской наукой, которая не придавала особого значения развитию точных знаний в «варварской стране», которой они считали Россию.

Леонард Эйлер был едва ли не единственным современником М.В.Ломоносова, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Физические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда не изменился. Так был открыт закон сохранения материи- один из основных законов природы. Печатная публикация этого открытия последовала через 12 лет, в 1760 году, в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». В истории закона сохранения массы и энергии М.В.Ломоносову по праву принадлежит первое место. Он также первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которых обычно связывают с именем Д.Бернулли.  Ломоносов считал, что все тела состоят из подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее.

В 1742-1743 годах он изучал северное сияние и высказал правильную догадку о его электрической природе, оценил его высоту. Ученый пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально.  В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию «Гугения» (Х.Гюйгенса) и разработал оригинальную теорию цветов.  Вместе с ним изучением электричества занимался его друг – немецкий учёный Георг Рихман. Эти исследования закончились печально: проводя в 1753 году опыт с молнией во время грозы, Г. Рихман погиб.

Ведущий. Это, безусловно, очень интересно. Приглашаем на сцену астронома.

(на сцену выходит астроном)

Астроном. Всю жизнь М.В. Ломоносову не  была чужда астрономия. И родом он был из деревни Мишанинской, что находится недалеко от села Холмогоры, в котором за поколение до него была основана первая русская обсерватория. Далеко опережая современную науку, он первым из учёных разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена М.В.Ломоносова была и природа комет. Он высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи. Настоящий звездный час для Ломоносова – астронома  наступил в 50 лет. 26 мая 1761 года европейские астрономы, разъехавшись по всей Евразии, прильнули к окулярам своих телескопов. Шла одна из первых международных акций- наблюдение за прохождением Венеры по диску Солнца.

Ломоносов наблюдал не по общей программе, но «любопытства больше для физических примечаний». Существование атмосферы на Венере было подтверждено. В планы учёного входило детальное изучение поверхности планеты. Даже её горам он заранее дал названия: Семирамида, Клеопатра, Сафо.

Михаил Васильевич Ломоносов готовил новые средства наблюдения. Он разрабатывал «ночезрительные трубы».  По своей схеме он изготовил телескоп-рефлектор и, испытав его,  пришёл к выводу, что «изобретение произошло в действие с желаемым успехом». Эта схема телескопа носит название Ломоносова – Гершеля. Ровно 200 лет спустя после звездного  года М.В.Ломоносова, в 1961 году, к Венере была запущена отечественная космическая станция – самая первая в мире. Радиоастрономия и космонавтика раскрыли некоторые тайны этой планеты. На Венере теперь есть и кратер Сафо, и кратер Клеопатра.

Ведущий. Благодарим Вас за ценные и интересные сведения о Ломоносове –астрономе.

(на сцену выходит химик)

Химик. До Михаила Васильевича Ломоносова каких-либо целенаправленных исследований по химии в России не проводилось. Именно он создал первую в стране химическую лабораторию. Выстроенная в Петербурге по его плану, она открылась 12 октября 1748 года. «Испытать всё, что только можно измерять, взвешивать и определять вычисление» - вот девиз М.В.Ломоносова. М.В.Ломоносов проработал в лаборатории с 1749 по 1757 год. Это был самый плодотворный период в его творческой деятельности как химика. Учёный регулярно посылал в академию наук «рапорты» о результатах проведённых работ и планах работ предстоящих. Он способствовал созданию многих химических производств в России, разработал рецепты и технологию приготовления цветных стёкол, которые использовал для своих мозаичных картин; одним из первых высказал гипотезу об органическом происхождении нефти и каменного угля.

Ведущий. Спасибо! Интересно, а как связано имя Ломоносова с изящными искусствами?

(на сцену выходит искусствовед)

Искусствовед. Раз уж упомянули о цветных стёклах, хочу вам рассказать о том, что научные интересы М.В.Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его в область изящных искусств! В начале 1750 – х годов он проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Начинает новое дело – строит фабрику цветных стёкол и создаёт художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. В сентябре 1752 года он закончил и преподнёс императрице Елизавете Петровне первую русскую мозаику – «Мадонна». Именно Михаилу Васильевичу мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой, - «Полтавская баталия». В 1753 году учёный получил привилегию на основание  фабрики мозаики и бисера. А в 1763 году он стал членом Академии художеств.

Ведущий. Да, поистине талантливый человек талантлив во всём. Продолжит свой рассказ Географ.

(на сцену выходит географ)

Географ.  М.В.Ломоносов незадолго до смерти , в 1763 году, произнёс пророческие слова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».  Самые «умные очи» XVIII столетия разглядели в природе много такого, что оказалось недоступным другим; за что бы ни брался Михаил Васильевич, он всегда опережал своё время. Он не совершил ни одного путешествия в неизведанные страны. И всё же па праву считается одним из основоположников российской географии.

В  XVIII веке в России было совершено много географических открытий. Чтобы нанести на карту исследованные области, в 1739 году при академии наук был учреждён Географический департамент, трудами которого был издан «Атлас Российский». Это стало важным событием не только российской,  но и мировой географии. Однако в издании имелось немало недостатков. М.В.Ломоносов, как никто другой, понимал, что «Атлас» должен быть составлен на основе более строгих исследований. В 1757 году он написал специальную «Инструкцию Географическому департаменту». Учёный разработал подробный план создания нового «Атласа». Прежде всего,  он сочинил «Географические запросы» - специальную анкету, которую разослал по губерниям. Много ценных сведений ожидал получить Ломоносов от этой первой «географической инвентаризации» громадной страны. Население активно откликнулось, благодаря чему были собраны данные, которые впоследствии послужили источником для многих экономико-географических трудов. Да и сам термин «экономическая география» предложил М.В.Ломоносов.

Он одним из первых понял, насколько важно отыскать и освоить северный морской путь. Именно он стал изучать верхние слои атмосферы, предвидя, что наступит время ,когда с помощью различных приборов можно будет предсказывать погоду.

В работе «О слоях земных» М.В.Ломоносов высказал мысль об изменении климата нашей планеты в процессе её развития. Эта работа положила начало геологической науки в России.

Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, учёный объяснил значение внутренних сил в образовании рельефа Земли. Учёный на протяжении всей жизни интересовался проблемами минералогии.

Ведущий. Благодарим Вас за такой подробный и интересный рассказ о вкладе М.В.Ломоносова в развитие географии и геологии. И наконец, послушаем Историка.

(на сцену выходит историк)

Историк. Всю жизнь М.В.Ломоносов работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы- сутки.

Заботясь о просвещении в России, М.В. Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения.  В 1755 году по его проекту был образован Московский университет. В 1757 году Ломоносов становится канцлером, т.е. по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. М.В.Ломоносову пришлось взяться за изучение русской истории, так как немецкие историки, служившие в Академии наук, по его убеждению, превратно её толковали. Он сделал несколько тонных исторических  открытий и опубликовал «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), где содержится перечень важнейших событий до эпохи Петра I  включительно.  В 1761 году он написал работу «О сохранении и размножении российского народа», по подлинным документам собрал «Древнюю Российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года».

Умер Ломоносов случайно, от пустяковой  весенней простуды. Похороны учёного в Александро-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью.

Ведущий. Спасибо за интересные исторические факты жизни и творчества ученого. Какую же длинную жизнь должен прожить человек, чтобы успеть столько сделать? 80 или 100 лет? Ломоносов прожил всего 54 года и оставил после себя огромное количество трудов и оригинальных идей для потомков. Он любил повторять своим студентам и ассистентам: «Чтобы покорить, надо знать, а мы пока знаем очень мало».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие посвящённое 150-летию со дня рождения П.А . Столыпина

Внеклассное мероприятие  ожизни и реформах П.А. Столыпина....

внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....

Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия:  Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

« Поэту, музыканту, актёру посвящается …» Интегрированное внеклассное мероприятие, посвящённое 75 – летию со дня рождения В. Высоцкого.

Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Кто же он в первую очередь? Выдающийся русский советский поэт? Певец? Актёр? Автор прозаических произведений? Каждый видит СВОЕГО Высоцкого. Вер...

Методическая разработка внеклассного мероприятия к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Методическая разработка внеклассного мероприятия к 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова  «Он был источник дерзновенный…» .Литературная композиция ориентирована на дальнейшее расширение рамок...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...