методическая статья о духовно - нравственном воспитании учащихся
материал по теме

Евграфова Надежда Анатольевна

Роль кружковой работы в воспитании духовно – нравственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_d.-n._vospitanii.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                                           Евграфова Надежда Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №2 г.Ртищево Саратовская область

Роль кружковой работы в воспитании духовно – нравственной личности.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды   и, наконец, постепенное образование твёрдой свободной воли».

                                                                        Н.И. Пирогов.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. К сожалению, долгое время формирование основ духовно – нравственной культуры школьников было ущербным. А ведь сфера духовности, нравственности – это сфера различения добра и зла, долга, справедливости, совести. Духовно – нравственные ценности всегда имели приоритетное значение в нашей национальной системе ценностей.  На нынешнего российского подростка обрушивается шквал информации  из самых разных источников. А при отсутствии внутренних устойчивых ценностных ориентиров  юный ум далеко не всегда в состоянии адекватно переварить эту информацию, сделав для себя верные выводы. Поэтому

в настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в  бездуховности, безверии, агрессивности. Актуальной становится проблема нравственного воспитания школьника,  ведь наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос ти к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно на современном этапе развития образования и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

      В связи с этим система духовно – нравственного воспитания должна стать стержнем воспитательного процесса в школе,  где  удовлетворяются  насущные потребности учащихся в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

       Хочу поделиться опытом работы по духовно – нравственному воспитанию школьников сложившейся в нашей школе. С 2007 года в школе работает кружок Основ Православной культуры. Занятия кружка я строю на личностно – ориентированных технологиях: педагогике сотрудничества, создании ситуации успеха для каждого ребёнка. Мною разработан курс кружковых занятий по теме : «Духовно – нравственные и культурные традиции русского народа», в котором особый акцент сделан на развитие и обогащение речевой культуры детей и воспитание духовно – нравственных качеств личности.

       Целью работы кружка являются:

  1. Оказание помощи ребёнку в его мировоззренческом гражданском самоопределении.
  2. Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности.
  3. Постановка ребёнка в ситуацию нравственного выбора, усвоение им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.

 В связи с этим ставятся следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

Мною используются такие формы работы с детьми, как

- факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы нравственного и духовного содержания;

- творческая художественная деятельность детей;

- проведение праздников и мероприятий;

- исследовательская деятельность учащихся;

- поездки по святым местам.

                       Я считаю, что внеклассная работа в школе по формированию духовно – нравственных ценностей у молодёжи  -  это одна из самых главных задач, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.  

     Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами. Поэтому мы тесно сотрудничаем с начальной школой и  подшефным детским садом  «Золотой петушок». Для них на праздник Великой Пасхи кружковцы подготовили и показали театральную постановку «Премудрый царь» и провели небольшую викторину.  Члены кружка и учащиеся начальной школы совместно готовили рисунки и поделки, посвящённые празднику, для оформления зала. Духовными руководителями в этой работе выступали   настоятель  храма Александра Невского отец Алексей Субботин и семья священнослужителей Старковых. В этом году также спланирована работа по подготовке театральных постановок и православных бесед для дошкольных учреждений. Народные сказки  и православные беседы воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.  Такая форма работы в становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима, т.к. она исподволь учит и показывает на доступных детям примерах ключевые моральные ценности и ненавязчиво формирует его образ поведения в обществе.

          Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения  народу и обществу. Сергий Радонежский, Александр Невский, князь Владимир Красное Солнышко, Святая княгиня Ольга,  и др. деятели истории это пример служения и благочестивого поведения во благо Родины. Это знакомство идёт не в рамках урока, а в нестандартной форме (круглый стол, «сто вопросов взрослому», игра, дискуссия и т.д.), когда учащиеся могут рассуждать и высказывать свои мысли, строить свои догадки, спорить. Я считаю, что нестандартные   формы проведения занятий дают возможность развивать самостоятельность мышления и вырабатывает свою оценку действительности, а это важно, потому что эти знания ребёнок добыл сам. Часто на заседания нашего кружка приходят духовные  наставники – отец Виктор и матушка Ольга. Общение с ними предоставляет учащимся возможность наглядно увидеть образец грамотной русской речи и канонов поведения в обществе. С кружковцами  мы посетили  храм  Святого благоверного Александра Невского, храм Святого Николая Чудотворца в г. Ртищево; пустынь в г. Сердобске;… что позволило напрямую прикоснуться к духовно-культурному наследию русского народа

       Ребятам нравится такая деятельность: они с желанием идут на занятия, активно  участвуют в творческих конкурсах и научно практических конференциях, с удовольствием готовят к занятиям презентации на заданные темы, подбирают интересный материал. В результате всей этой работы  у нас с ребятами появилась идея выпуска ежегодного школьного журнала «Крохотки», на страницах которого публикуются наиболее интересные детские работы (рисунки, сочинения, отзывы, сценарии праздников, викторины, ребусы и т.д.)

             Вся эта работа позволяет:

- повысить  духовный и  общекультурный уровень учащихся;

- развить их активную гражданскую позицию;

- использовать  их  творческие способности в конкретной деятельности;

- выработать у них высоко ценностное отношение к историческому наследию народа.

      Она способствует формированию духовно – зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером, с чутким сердцем, со  стремлением к совершенству.  

     Занятия кружка вдохновляют учащихся на высокие чувства, ориентируют на общественно значимые,  высоконравственные дела и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке технологии на основе использования народного искусства"

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа - актуальная проблема воспитания духовно-богатой личности. В статье даны рекомендации: как можно на уроках техноло...

Статья Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках, посвященных «Рождественским чтениям»

Статья учителя русского языка и литературыГБОУ лицея №408 Гавриловой Н.Е.Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках, посвященных «Рождественским чтениям»(из опыта работы учителя…)...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении....

Статья, посвященная поиску методов и технологий духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках истории

В статье представлен опыт поиска методов духовно-нравственного воспитания школьников на уроках истории на примере изучения деятельности первых русских князей....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...