Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9 класса
план-конспект урока (9 класс) по теме

Материал содержит полный конспект внеклассного мероприятия по математике для учащихся 9-х классов. Форма проведения - интеллектуальное кафе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Кафе МЭК» (Математика+Экономика)

9 класс

Цель:

  1. Повысить роль социально – экономического образования в жизни учащихся 9 – х классов.
  2. Расширять кругозор учащихся.
  3. Развивать мышление, наблюдательность, воображение учащихся.

Задачи:

  1. Развивать умение применять знания, умения и навыки при решении задач практического содержания.
  2. Расширять понятийный аппарат основ экономики и права.
  3. Способствовать расширению социализации через осознание собственных интересов и возможностей.
  4. Прививать интерес к математике, физике, экономике и праву.

Форма проведения игры: математико-экономическое кафе.

Оборудование: презентация для проведения игры с заданиями, карточки с задачами, оформление кабинета для кафе, чай для проведения эксперимента, карточки с талантами, листы учета заработанных талантов для жюри (протокол), материал для выполнения задания на соотнесение «Найди пару» ( таблицы).

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово.

Слово «Экономика» в нашей жизни мы слышим постоянно: в телевизион ных программах, в газетных статьях и дома обсуждаем различные экономиче ские проблемы.

Сегодня мы постараемся разобраться в проблемах, поджидающих каждо го из нас в реальной жизни, постараемся сделать правильный выбор и, в конце концов, добиться успеха. Будем учиться деловому общению. За ваш труд вы будете получать заработную плату, и распоряжаться ею вам придется по своему усмотрению. Не прогадайте! Разрешите представить хозяйку нашего кафе - Марину.

        Слово хозяйке кафе:

Добрый вечер, уважаемые посетители и гости нашего кафе. Я рада встрече с вами и хочу, чтобы сегодня наша встреча принесла удовольствие от обще ния, от пользы полученной информации и радость от познания самих себя. Разрешите представить наших гостей.

Команда №1:

Команда №2:

Команда№3:

Команда №4:

Эксперты: Щигарь Надежда, Васильева Анастасия, Фитисова Анастасия.

Наши уважаемые гости! Эксперты сегодня играют роль работодателей: они не просто будут оценивать результаты вашего труда, а платить в прямом смысле заработную плату, оплачивать ваш труд. Для этого они будут выписывать вам чеки на ту сумму, которую вы заработаете, причем каждое предложение, каж дое рассуждение, выступление, строго оплачивается. Хорошее настроение в течение всей встречи будет обеспечивать персо нал нашего экономического кафе. Желаю всем удачи!

2. Разминка

Хозяйка кафе:

 «Время – деньги» - известная пословица. Поэтому не будем терять его понапрасну и приступим к первому конкурсу нашей игры – разминке, в которой командам предлагается ответить на различные вопросы.

Вопросы для разминки:

1. Гёте называл это занятие «пробным камнем мысли», Петр I отменил существовавший в России запрет на это занятие и всячески способствовал популяризации этого занятия в нашей стране. Раненного Суворова не могли оторвать от этого занятия, а Пушкин благодарил в письме свою жену за то, что она училась этому занятию, отмечая, что оно непременно нужно во всяком благоустроенном семействе. О каком занятии идет речь?

Ответ: игра в шахматы.

2. У Северного оленя этот показатель равен 18,7, у овцы – 7,7, у верблюда – 4,5, у козы – 4,3, у лошади – 1,8, у дельфина – 43,7,  у человека – 3,7. Мы чаще видим 3,2, 2,5, 1,5. Назовите этот показатель.

Ответ: жирность молока.

3. Согласно одному анекдоту, свой последний фильм, недавно вышедший на широкий экран, Квентин Тарантино снял с целью показать борьбу всего прогрессивного человечества против этой компании. О какой компании идет речь?

Ответ: Microsoft.

4. До применения бетона в строительстве эта кирпичная постройка считалась до 1860 – года самой высокой башей мира и находилась в пригороде Глазго Сент-Роллоксе. Она была построена местным промышленником. Высота её была 133 метра. Какую функцию выполняла постройка?

Ответ: фабричная труба.

5. В США существует опыт расселения в высотных домах госслужащих и муниципальных работников: учителей, врачей, пожарных – с целью максимально приблизить их к месту работы. Какую проблему, таким образом, пытались решить американцы?

Ответ: проблема пробок.

Примечание: за каждый правильный ответ – 2 таланта.

3.«Проценты в современной жизни».

Хозяйка кафе:

Первые таланты заработаны, заказ сделан, и можно продолжать нашу игру. Следующий этап игры потребует от наших игроков умения быстро считать и решать задачи на проценты. Проценты в современной жизни играют очень важную роль: человек может применять эти умения в вопросах рыночной экономики, задачах технологии производства, проценты затрагивают финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Каждая задача имеет свою стоимость. Выбирайте задачу по её стоимости и зарабатывайте таланты!

 Задачи на «10» талантов:

1)После уплаты всех налогов, которые в сумме составили 30% от дохода, предприниматель оставил себе на законном основании 35 000 рублей. Какова была величина чистого дохода предпринимателя?

Ответ: 50 000 рублей.

2)При приеме на работу директор предприятия предлагает зарплату 4200 р. Какую сумму получит рабочий после удержания налога на доходы физических лиц? (Налог составляет 13 % при стандартном  обязательном вычете 400 рублей)

Ответ: 3706 р.

3)Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена снижена на 15%, а в декабре ещё на 10%. Какой стала стоимость зонта в декабре?

Ответ: 275 р. 40 коп.

4)Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 рублей. Оплата должна производиться ежемесячно до 15 числа, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?

Ответ: 320 рублей.

Задачи на «20» талантов:

1)В референдуме приняли участие 60% всех жителей одного из районов города А, имеющих право голоса. Сколько человек приняли участие в референдуме, если в районе около 180 тыс.жителей, а право голоса имеют 81%?

Ответ:  87480 человек.

2)Арбуз весил 20 кг и содержал 99% воды, когда он немного усох, то стал содержать 98% воды. Сколько теперь весит арбуз?

Ответ: 10 кг.

3) на сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на 24%, а потом ещё на 10%. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 593 рубля?

Ответ: 195 рублей.

4. Эксперимент «Чаепитие».

Хозяйка кафе:

Сейчас мы предлагаем вам немного отдохнуть и выпить чашечку ароматного чая. Но прежде, чем я пожелаю вам «Приятного аппетита», командам предлагается подумать над следующим вопросом: почему чайный пакетик, если его залить кипятком – обычно всплывает, а если опустить в кипяток – обычно тонет? В чем разница?

Объяснение. Чайный пакетик сделан из пористого материала. В этом материале очень много маленьких дырочек — чтобы пропус кать кипяток внутрь пакетика и заваренный чай обратно из пакетика в стакан.

Ни одной более крупной дырочки в пакетике быть не должно — иначе будет просыпаться заварка. А пакетик как раз нужен для того, чтобы чаинки не попали в чай и не просыпались ещё раньше.

Сухой чайный пакетик хорошо пропускает воздух через те же миленькие дырочки, предназначенные для воды.

А через мокрые стенки пакетика воздуху пройти намного труднее — все маленькие дырочки уже заняты водой.

Под водой воздух собирается в пузырьки. Пузырёк целиком в маленькую дырочку в стенке пакетика не поместится. (Конечно, его можно «продавить», например, прижав пакетик к стенке чайной лож ком )

Если пакетик лежит на дне стакана и сверху льют кипяток — вся поверхность пакетика сразу оказывается мокрой. Весь воздух, который был внутри, так там и останется. Именно из-за воздуха внутри такой пакетик и плавает.

Когда мы опускаем пакетик в чай, вода в него проникает снизу, занимая место воздуха, который может свободно выходить сверху, где стенки пакетика пока ещё сухие.

( Но бывают и исключения!)

Примечание: за объяснение можно заработать от 15 до 20 талантов.

5.Сценка «Бармен»

(решается проблема взаимоотношений клиента и обслуживающего персонала, но при этом нарушаются права потребителя)

Посетитель кафе:

- Простите, пожалуйста, но у меня стакан грязный и какое-то насекомое плавает.

Официант:     

-  Не может быть.

Посетитель кафе:        

- Посмотрите сами.

Официант:       

-  Обратитесь с этим вопросом к бармену.

Посетитель кафе:        

- Извините, вы мне дали грязный стакан, и там плавает какое-то насекомое.

Бармен: 

 - Все стаканы были хорошо промыты, может, это у вас руки были грязные.

Посетитель кафе:        

- А насекомое?

Бармен:

- На счет насекомых обратитесь к менеджеру.

Посетитель кафе:

- Извините, у меня...

Менеджер:        

- Слышал, слышал. Но хочу сказать, что у нас образцовое кафе и никаких грязных стаканов, тем более насекомых.

Посетитель кафе:        

- Так что мне делать?

Менеджер:        Мойте руки перед едой.

Хозяйка кафе:

Уважаемые участники! Прошу подсказать незадачливому посетителю, что надо было сделать. Команды обсуждают и сообщают свои комментарии к ситуации.

Примечание: от 3 до 5 талантов за комментарии к ситуации.

6. Конкурс «Кто прав, кто виноват» ( домашнее задание).

Хозяйка кафе:

 А почему бы не стать на время экспертами самим участникам? Дорогие участники игры! Ваша задача состоит в том, чтобы убедительно, опираясь на правовое законодательство, доказать, «Кто прав, кто виноват» в предложенных ситуациях.

1) Василиса Прекрасная купила краску для волос. Краска оказалась некаче ственной, и Василиса Прекрасная испортила волосы. Она решила подать иск в суд о возмещении причиненного ущерба и запрете продажи краски. Но Иван Царевич, с которым она посоветовалась, предложил ей исключить из искового заявления требования о запрете продажи краски.

2) Антон приобрел для ремонта восемь рулонов обоев. Однако использовал только шесть. Товарный и кассовый чеки у Антона сохранились. С момента по купки прошло 10 дней. Может ли Антон вернуть неиспользованные рулоны или обменять их на другие стройматериалы?

Задание: разъясните правомочность поведения участников.

Примечание: плата за выполненное задание от 15  до 25 талантов (в зависимости от качества ответов).

Хозяйка кафе:

Сколько информации, сколько информации, но невозможно всё знать. Но для этого есть специальная литература, в которой можно познакомить  с различными законами, с материалом по вопросам организации производства, применением математических законов и методов в экономике, физике, информатике и т.д.

7. Сокровищница народной мудрости.

Принципы управления в русском фольклоре

Хозяйка кафе:

В то время, как ученые открывали экономические законы и разрабатывали принципы организации производства, народ их давно уже открыл. Особенно важны в организации любого дела, как говорят, бизнеса, принципы управления. Знание этих принципов помогает успешно организовать работу на любом предприятии. Участникам игры предлагается узнать  об этом, выполняя следующее задание: найдите пару – пословица, положенная в основу принципа управления, и сам принцип управления.

Народная мудрость

Управленческий принцип

1.Долг платежом красен.

А.Принцип единоначалия.

2.Цыплят по осени считают.

Б.Необходимость материального стимулирования.

3.Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

В.Эстетичность новой техники тоже играет роль, однако определяющим фактором является её производительность.

4.Зри в корень.

Г.Выполнение обязательств.

5.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Д. Ответственность руководителей за порученное дело.

6.Какой поп, такой и приход.

Е. Кооперация.

7. Сухая ложка рот дерет.

Ж Коллегиальность в управлении.

8. Не красна изба углами, а красна пирогами.

З. Ориентация на конечный результат.

9. Назвался груздем – полезай в кузов.

И. Функционально – стоимостный анализ.

10. Один в поле не воин.

К.Преимущество специализации.

11. Что с воза упало, то пропало.

Л.Сочетание единоначалия и коллегиальности.

12. Один за всех и все за одного.

М.Роль руководителя в производстве.

13. Один ум хорошо, а два лучше.

Н.Рациональная организация хранения грузов в пути.

14. У семи нянек дитя без глаза.

О.Кредитная дисциплина.

Примечание: 3 таланта за каждый правильный ответ, т.е. за верно найденную пару.

Ответы:

1 – О        

2 – З

3 – Д

4 – И

5 – К

6 – М

7 – Б

8 – В

9 – Г

10 – Е

11 – Н

12 – Л

13 – Ж

14 – А

8. Подведение итогов: работа жюри.

9. Заключительное слово

Хозяйка кафе:

Все поняли, что экономика, право, математика – очень важные науки. С другой стороны, всё, что нас окружает тоже связано с этими науками. Люди и товары, мысли и поступки. Главное – желание узнать, желание познать, желание добиться успеха. Знающий человек не боится действовать, он всегда во главе жизни.

«Информация – это власть» - говорят экономисты, и они правы.

 Спасибо, что вы посетили наше кафе. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-7 классов "Математик - бизнесмен"

Методическая разработка представляет собой подробный план- конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов "Математик - бизнесмен". Целью мероприятия является развитие познавательной активн...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса: «ЧАС ВЕСЕЛОЙ МАТЕМАТИКИ»

Мероприятие разработано в форме игры, состоящей из следующих конкурсов: -  «Звездный час»;-  «Счастливый случай»;-  «Поле чудес»;-  «Брейн-ринг»;-  «Подумай! Сообрази!».И...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8-11 классов «Самый умный» в рамках недели математики

Цели проведения игры:1.   Стимулирование интереса к математике;2.   Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;3....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8-11 классов «Самый умный» в рамках недели математики

Цели проведения игры:1.   Стимулирование интереса к математике;2.   Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;3....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9 классов "Гастроли госпожи математики"

Внеклассное мероприятие по математике для развития познавательного  интереса к предмету, комуникативных функций, умения бысро реагировать в нестандартной ситуации. Представлена методическая разра...