конкурсная программа "Символика Российской Федерации"
методическая разработка (5,6 класс) по теме

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Козинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символика Российской Федерации

(конкурс для учеников 5 – 6  классов)

 

 

 

                                      Автор:Бурак Юлия Николаевна

                                      Должность:педагог – организатор

 

                                                          Почтовый адрес:309384

                                              Белгородская обл.

                                                 Грайворонский р-н.

                                                                с. Козинка, ул. Восточная 18

                                                                                                                                                          Телефон:47519

                                                              

                                                                

                                                        

                                                                                    

 

 

 

 

     «Тот, кто не любит свою страну,

       ничего любить не может». 

                                       Д. Байрон.

 

Изучение истории государственных символов Российской Федерации и региональных символов – важный компонент школьного образования.

 

Задачи:

image• расширение знаний и представлений учащихся об истории своей страны и малой родины;

• популяризация государственных символов Российской Федерации;

•воспитание патриотизма и гражданственности детей;

• развитие творческих способностей детей;

• обобщение в игровой форме знаний, полученных ранее.

 

Участники: две команды учеников, ведущий (учитель или президент школьной организации), жюри (старшеклассники, учителя и  родители).

Ход мероприятия

(на фоне музыки звучит стихотворение)

Ведущий:Откуда начинается Россия?

С лозинки, что сбежала с речки синей.

А может, начинается с крыльца,

Иль с поля, где пшеница раскачалась?

Откуда бы она ни начиналась –

Любви к России нет у нас конца.

Россия! Где она кончается?

Найти конец, чтоб клином свет!

Россия в сердце начинается

А в нем конца и края нет!

Символы России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля, леса. Кому-то на ум придут традиционные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя и др.

Каждый по-своему будет прав. И, прежде всего из-за неоднозначности понятия «символ», его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, гимн и флаг. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма граждан и роли страны на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству.

 Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядит герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику.

 Ребята, в этом году наша страна будет праздновать 1150-летие Российской Государственности. Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины». Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов. И цель сегодняшнего занятия – постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть и какими качествами обладать. Наверняка, у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

(Дети зачитывают качества, которые составили самостоятельно)

Настоящий гражданин должен: (примерные ответы)

üзнать и соблюдать законы государства;

üсоблюдать нравственные нормы поведения в обществе;

üбыть добросовестным во всех делах;

üохотно выполнять общественные поручения;

üбыть готовым защищать Родину;

üпроявлять чувство ответственности и долга перед родителями;

üпоказывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию;

üхорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам;

üпроявлять нетерпимость к злу и аморальности;

üуметь встать на защиту слабых;

üинтересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Ведущий:Надеюсь, ваши записи совпадают с кадром на экране. Но если нет, ничего страшного, давайте еще раз все вместе разберемся в данном вопросе. Для этого я приглашаю на сцену команды.

 Первый наш конкурс -  представление команд (домашнее задание).

Ученики, разделенные на две команды, представляют названия своих команд, девизы и капитанов.

Оценки жюри.

Ведущий:  С чего начинается Родина? С семьи или со школы, с первой поездки в столицу или за границу, с любимого фильма или города — словом, какой ответ ни дашь, все равно он будет неточен, невыразителен, не полон. Ведь чувства не описать словами, как не рассказать о мелодии, что трогает тебя до слез. С чего начинается Родина? С любви к ней.

 

«В ком нет любви к стране родной,

   Те сердцем нищие калеки…»

                                                    Г. Шевченко.

Следующий наш конкурсразминка.

Команды по очереди отвечают на предложенные вопросы (количество вопросов одинаковое). Если одна из команд не ответила, сказать свой вариант ответа может другая команда.

Победителем в этом конкурсе становятся те, кто дал наибольшее количество правильных ответов.

imageВопросы

1. Что такое герб? (Изображение щита со знаками, эмблема государства, города, рода; изображается на флагах, монетах, печатях и т.д.)

2. Что такое гимн? (Торжественная хвалебная песня)

3. Что такое флаг? (Полотнище на древке или шнуре определенной раскраски)

4. Что такое скипетр? (Золотой жезл, символ верховной власти)

5. Что такое держава? (Золотой шар с крестом наверху, символ верховной власти)

6. Что символизирует дракон, изображенный на гербе? (Символ врага, зла)

7. Что символизирует всадник, изображенный на гербе? (Символ защиты, победы добра над злом)

8. Какие вы знаете древнерусские названия воинского знамени? (Стяг, хоругвь)

9. Как называется наука, изучающая гербы и их происхождение? (Геральдика)

10. Какая птица изображена на гербе России?(Двуглавый орел)

Ведущий: Предоставляем слово нашему компетентному жюри.

(Оценки жюри)

Ведущий:  А сейчас, ребята, третий конкурс-  ошибка в тексте, вам будут даны одинаковые тексты с описанием герба Российской Федерации, в которых преднамеренно допущены ошибки. Задача – за 2 минуты найти и исправить ошибки.

Текст. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными верхними(правильный вариант – нижними) углами, заостренный в оконечности зеленый(красный) геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя большими(малыми) коронами и над ними одной малой(большой) короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – держава(скипетр), в левой – скипетр(держава). На груди орла в зеленом (красном) щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем белого(черного), опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Ведущий:  Пока жюри подводит итоги, вашему вниманию предлагается танец «Белгород». Исполняют воспитанники кружка народного танца при Козинском СМДК «Иван – да – Марья».

А сейчас слушаем членов жюри.

Ведущий: Команды готовятся к следующему конкурсу, а мы поработаем с залом. Ваша задача – ответить на следующие вопросы. Дети, сидящие справа – приносят балл первой команде, слева – второй команде.

Вопросы исторической тематики:

1.     Чем славится п. Борисовка? (керамическими изделиями).

2.     В каком городе  прозвучал первый  в истории победный салют?

 (г. Белгород).

3.     Именем какого актера назван театр в г. Белгороде? (М.С. Щепкин).

4.     Именем какого  инженера – конструктора  и изобретателя названа школа в г. Грайвороне? (В.Г. Шухова).

5.     День освобождения г. Белгорода от фашистских захватчиков

(5 августа).

Географические вопросы:

1.     Какие полезные ископаемые добывают на территории  Белгородской области?  (песок, мел, глина, железная руда).

2.     Какой важнейший минерал считается богатством Белгородской области? (железная руда).

3.     Полезное ископаемое используется для изготовления посуды (глина).

4.     Полезное ископаемое белого цвета, давшее  название городу, используют его в строительстве (мел).

5.     Какой город является  центром Белгородской области? (г. Белгород).

6.     Назовите реки и ручьи, протекающие по территории Белгородской области. (Ворскла, Донец, Лозовая, Безымянка и т.д.).

 

Ведущий:  Следующий конкур- музыкальный символ.

Командам предлагается спеть гимн РФ и объяснить, какие, на их взгляд, строки в тексте гимна самые важные и почему. Конкурс оценивает жюри по степени аргументированности ответов.

image5
Ведущий: Велика Россия. Но для каждого из нас она начинается с родного края. (На экране карта Белгородской области). Следующий конкурс – собери флаг (конкурс капитанов). Ваша задача как можно быстрее сложить эти цветные полосы в порядке, соответствующем порядку расположения полос на флагах РФ и  Белгородской области.

 

Побеждает капитан, который выполнил задание правильно и быстрее.

А пока наши ребята собирают флаги, вашему вниманию предлагается авторская  песня  «Родина у каждого своя» слова Шуваловой Натальи Владимировны, музыка Борисенко Александра Михайловича. Исполняют авторы. (Приложение)

(оценки жюри)

Ведущий: Капитаны отлично справились с заданием, но чтобы определить победителя, вам еще нужно  объяснить смысловое значение цветов каждого флага. При этом капитаны отвечают по очереди, то есть первый капитан объясняет значение белого цвета флага РФ, второй – синего и т.д.

Побеждает капитан, давший наиболее полные и правильные ответы.

Ведущий: Вот и наступил кульминационный момент. Просьба жюри огласить результаты игры. (Жюри подводит итоги, команды награждаются).

Ведущий: В последние годы общественное сознание повернулось к отечественной истории и памятникам старины. Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д. Хотелось бы надеяться, мы начнем более уважительно относиться к своему прошлому, своей истории, а значит и к будущему. Я надеюсь, что вы сделали правильные выводы из сегодняшней конкурсной игры. На этом наша встреча закончена. Наиболее полно о символах государства и Белгородской области вам расскажут книги, представленные на книжно – иллюстративной выставке.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Наумов О.Н. Государственная и территориальная геральдика России. Очерк истории. – М., 1998

2.     Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. – М. Русское слово. 2002

3.     Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России.  – М., 1993.

4.     Энциклопедия КМ., 2006.

5.     Конституция Российской Федерации.- М. Юридическая литература. 1993

 

Интернет-ресурсы:

1.     http://www.karapundel.com/file/9031.jpg

2.     http://pda.pfo.ru/_data/objects/10039/icon.jpg

3.     Гимн России http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=194

4.     Конституция России http://simvolika.rsl.ru/upload/files/folder_42/constitution.pdf

5.     http://simvolika.rsl.ru/upload/files/folder_43/mmoskgerb.gif

6.     Флаг России http://simvolika.rsl.ru/upload/files/folder_42/fpr.jpg

7.     Открытая цифровая коллекция Государственные символы России http://simvolika.rsl.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

                                                                                                           Приложение

 

Слова: Шувалова Наталия Владимировна

Музыка: Борисенко Александр Михайлович

 

Родина у каждого своя

1 куплет:

Родина у каждого своя -

Маленький поселок иль столица,

Где промчалось детство, где друзья,

Где встречаешь дорогие лица.

Припев:

Трели соловьиные,

Рощи тополиные,

Чистые озера и моря,

Крики журавлиные,

Песни лебединые

Все вот это – Родина моя.

2 куплет:

Родина у каждого своя.

И хоть мир велик и необъятен,

Но зовет, зовет к себе земля,

Где и «дым нам сладок и приятен».

3 куплет:

Родина у каждого своя:

Улица, тропинка иль пригорок

Как прекрасна русская земля,

Каждый уголок здесь сердцу дорог.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие...

«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников  российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №

Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва,  исполнения Государств...