Викторина по русскому языку "И в шутку и всерьез"
методическая разработка (10 класс) на тему

Ермольчик Ирина Васильевна

Викторина  содержит разнообразные занимательные  задания по темам "Стили речи" и "Лексика и фразеология". Целью мероприятия является развитие речи учащихся, повышение мотивации изучения указанных тем. Рекомендуется для детей старшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей» № 20 г.Новозыбкова

                             

Викторина  по русскому языку

«И в шутку и всерьез»

                                                                                            Подготовила:

                                                                                          преподаватель

                                                                            русского языка  и  литературы    

                                                                                            Ермольчик И.В.

                                               

           

                                      Тема: «Стили речи».

                                      (для 1 курса)

ЦЕЛИ:

         - привлечь внимание уч-ся к изучаемой  теме  «Стили речи»;

         - подчеркнуть полезность и жизненность темы;

          - расширять лексикон уч-ся употреблением новых слов;

          - развивать умение высказываться, используя различные стили речи;.

         -  активизировать мотивацию к учебе в целом.

    Оборудование:

 - газета «Язык мой – друг мой»,   плакаты :   «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть»   ( М.Горький), «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей» ( Л.Толстой)

 - материал для конкурсов, карточки, обозначающие 1 балл и виртуальные деньги;

 - музыка для фона.

Ход мероприятия:

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя

Итак, сегодня мы еще раз убедимся, насколько важно хорошо владеть родным языком, изучать его, понимать и беречь. Эпиграфом  будут слова М.Горького ( внимание на плакат) Вопрос:  Почему писатель называет язык «инструментом»?

Для придания нашему занятию духа соревнования предлагаю разделиться на 2 команды и выбрать капитанов – наиболее сообразительных, общительных и веселых ребят.

(пригласить одного помощника для подсчета)

И Задание 1. Предлагаю вам для разминки вспомнить пословицы о том, как важно и нужно учиться и трудиться.    ( 1 балл раньше ответившей команде)

Век живи – век учись.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Повторение – мать учения.

Больше науки – умнее руки.

У пространства нет размера, а у знаний – нет предела.

Кто хочет много знать , тому надо мало спать.

Воля и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Рукам работа – душе праздник.

   

Итак, народная мудрость напомнила нам, как важно учиться, не лениться  ни в изучении наук, ни в труде, а теперь на деле докажем справедливость этих высказываний. Следующее задание.

Задание2 Определите стиль речи  указанного текста  и приведите 3 доказательства.

 Текст 1

Дрессировщик – тигру:

-Да пойми же ты ! Пойми же ты наконец, дурак полосатый!

  Ты прыгать через огонь должен, прыгать , а не дуть!

Текст2

 - Алло! Катя!

 -Это не Катя!

 - А Катю можно?

  -А Катя в роддоме.

 - А что случилось?

 

Мы часто неуместно употребляем разговорные слова, поэтому сейчас капитаны исправят  данные им высказывания.

Задание 3 капитанам.

 Пересказать данные выражения, сохраняя

их смысл, но используя общеупотребительные слова. (1)

   1.Где ты  пропадал, болван? Где ты шатался? Где можно шляться целых полчаса?

                                           

                   ( Где ты был?)

  1.  Раскрой свои зенки, вылупи их, вытаращи посильней и не хлопай ушами, а текст срисовывай!

                             

                                       ( Смотри и запоминай)

Задание4

Пока капитаны исправляют чью-то  грубую речь, ответьте на вопрос: отсутствие какой характерной черты  осмысленной речи подчеркивает пословица : « В огороде  - бузина, а в Киеве – дядька.»?  (1)

                                                ( логичность)

  1. Есть ли логические ошибки в следующих высказываниях? Если есть, найдите их и исправьте.

1 команде

А. Наше предприятие при изготовлении автомобильных двигателей внедряет новейшие изобретения, которые используются  лидерами производства автомобилей уже десятки лет.

Б.Лень – это ржа ума и тела: ключ, которым часто пользуются, всегда блестит, как новый.

                  ( Б.Франклин)

2 команде.

А.  На отлично написано только сочинение Петровой Анны «Лето в Тайланде», а также поставлена оценка «пять» за работу  Ситкина Петра « День в деревне».

Б.Много говорить и много сказать – не одно и то же.

   Работа со всеми. (Личный зачет)

 Подобрать синонимы к словам. Соглашение ( договор, контракт).

Ходатайствовать (просить, составлять прошение). Спор (дискуссия, диспут). Изготовлять (производить, делать). Противник (недруг, враг, оппонент). Приобретение (покупка).  

          Подведение итогов.

Капитаны работают с командами

Наше время таково, что все чаще и чаще мы сталкиваемся   с иноязычными словами, пришедшими в наш язык в связи сближения с зарубежными культурами, значение которых не всегда, к сожалению, понимаем. Следующее задание связано с этими словами.

Задание5: на карточках записано 10 слов, а ниже 10 значений. Ваша задача определить лексическое значение слов, обозначив свое решение цифрами , например, 1- 1 .  ( 10 ) + 2 балла, если выполнено быстрее других и правильно.

Карточка 1 команде:

1.Акция.2.Альянс.3.Брокер.4.Инцидент.5.Панацея.6.Периферия.7. Ходатайство.8.Тенденция.9.Элита.10.Имидж.

Значения слов:

1.Привилегированная верхушка общества. 2.Средство, помогающее во всех случаях жизни.3.Официальная просьба.4. Союз, объединение. 5. Человек, занимающийся посреднической деятельностью. 6. Направление развития, склонность.7.Ценная бумага.8.Происшествие, недоразумение, столкновение.9.Целенаправленно сформированный образ.10. Провинция, окраина.

Ключ к карточке для 1 команды

(1-7;2-4;3-5;4 – 8;5- 2; 6 – 10; 7- 3; 8- 6; 9 – 1; 10 – 9)

Карточка 2 команде:

1. Акционер.2.Аннулировать.3.Бартер.4.Виртуальный.

5. Импорт.6.Консенсус 7.Катаклизм.8.Рекламация.9.Третировать.

10.Эпатаж.

Значение слов:

1. Общее согласие по спорному вопросу.2.Несуществующий непосредственно сам по себе.3.Жалоба, протест, возражение.

4.Скандальная выходка, поведение, нарушающее общепринятые нормы.

5.Катастрофа.6.Вывоз из-за границы.7.Лицо или предприятие, владеющее акциями.8.Обмен товарами или услугами.9.Обращаться с кем-либо пренебрежительно, свысока. 10.Отменить, объявить недействительным.

Ключ  к карточке 2 команде

( 1 - 7;2 –10; 3- 8; 4 – 2;5- 6; 6 – 1; 7 – 5;8 – 3; 9-9;10 – 4.)

Пока команды работают, мы отвечаем на вопросы в личном зачете.

  1. Целью какого стиля речи является не только информирование ,  но и влияние на слушателей и читателей, побуждение их к действию?

(публицистического)  

  1. В основе какого стиля речи лежит общественно-политическая лексика?

(публицистического)

  1. К какому стилю принадлежат общеупотребительные слова?

     (никакому, всем стилям)

  1. Какой стиль речи характеризуется изобилием художественных средств языка, например: метафор, эпитетов?

      (стиль художественной литературы)

5.Какой стиль речи должен использовать ученик, отвечая урок?

( научный)

6.К какому стилю речи принадлежат термины?

 (научный)

7.Когда Вы пишете объяснительную, средства какого стиля Вы используете?

(официально-делового)

8.Верно ли, что стиль художественной литературы может использовать лексику всех стилей речи?(да)

9.Верно ли, что Н.А.Некрасов использовал в своей лирике общественно политическую лексику?(да)

                      Подводим итог с помощью ключа.

И последнее задание для капитанов. Они могут выбрать себе из команды одного помощника.

Задание 6  : 1 и 2 команде:

Ваша задача: подготовьте убеждающую речь с целью собрать пожертвования  на какой-либо Ваш проект, например: покупка тренажеров в спортзал, организация дополнительных занятий  по иностранному языку; покупка электрогитар для организации рок-группы; покупка сварочного аппарата для коммерческих целей,)

 

         Пока команды готовятся участникам раздаются виртуальные деньги, которые они будут отдавать, жертвовать тому, кто их больше убедит( по итогам обоих выступлений)

    Приложение 1.

 План агитационной речи.

  1. Привлечение внимания, интереса.

( Дорогие друзья, ребята , и т.д.)

2.Изложение основного тезиса.

(Я хочу предложить вам выгодное дело… Я хочу предложить вам полезное и нужное дело… Только Вам я могу доверить мою идею…

Я знаю, что вы меня поддержите в моем начинании…, Я хочу поговорить с вами по душам… Поверьте, я стараюсь для общего блага ...)

3. Аргументы для доказательства тезиса (доводы, примеры)

4. Вывод.Призыв.

 Подводим итоги. Подсчет денег и  поздравление выигравшей команды.

 Обратиться к словам Льва Толстого ( второй эпиграф)

Пожелание, чтобы язык помогал уч-ся в жизни, чтобы они всегда находили подходящие слова в определенной ситуации.

.