Внеклассное мероприятие "Гора самоцветов"
методическая разработка по теме

Сейчас очень часто слышишь такие вопросы: «Зачем нам знать о Перуне, Русалках, Лешем и т.д., когда вокруг компьютеры и космические корабли?». А в чем достоинство хорошего компьютера? Это – бездонная память, наполненная информацией, способность с  ней управляться. Данное мероприятие  способствует приобщению обучающихся к вековым традициям своего народа; осмыслению явлений народной культуры через  историческую память. Адресовано учителям истории, МХК, преподавателям, ведущим занятия по краеведению и  т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gora_samocvetov.doc49.5 КБ
Office presentation icon gora_samocvetov.ppt110 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Гора самоцветов"

…Народ,  не  знающий своего  прошлого,  

не  имеет  права  на  будущее…  

                                    А.С. Пушкин

                     

Цель:

Приобщение обучающихся к вековым традициям своего народа; осмысление явлений народной культуры через  историческую память.

Задачи:

Способствовать:

  1. развитию познавательной активности учащихся; 
  2. созданию творческой атмосферы через участие в игре; 
  3. воспитанию культуры общения и умению действовать в команде.

Оборудование: презентация  в программе Microsoft  Office PowerPoint

Ход  урока:

  1. Ведущий: В течение учебного года не раз я слышала такие вопросы: «Зачем нам знать о Перуне, Русалках, Лешем и т.д., когда вокруг компьютеры и космические корабли?». А в чем достоинство хорошего компьютера? Это – бездонная память, наполненная информацией, способность с  ней управляться. Сегодня мы с вами попытаемся проверить свою память, проверить то, что мы знаем о своем прошлом, о традициях и обычаях наших предков.

Объяснение условий проведения игры:

  1. Учащиеся с помощью жеребьевки делятся на 2 команды: «Русичи» и «Славяне».
  2. Командам предлагаются  категории вопросов: «Разминка для ума»,  «Сказки - ложь, да в них намек»,  «Взгляд в прошлое», «Народная мудрость»,  «Финал», «Забытые игры».  Игроки каждой  команды выбирают и отвечают на вопросы по очереди. На финальный вопрос  отвечают одновременно обе команды.
  3. Вопросы оцениваются по баллам следующим образом: 2 номинации – по 8 баллов, затем по 4 балла, затем по 2 и 1 баллу.  

      Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Табло с вопросами

«Разминка для ума»

1

2

3

4

5

6

7

8

«Сказки - ложь, да в них намек»

1

2

3

4

5

6

7

8

«Взгляд в прошлое»

1

2

3

4

«Народная мудрость»

1

2

«Финал»

2. Категории    вопросов

Номинация «Разминка для ума»

Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей, чем разгадывать загадки про природу и людей.

  1. Стоит копытце, полно водицы. (Колодец)
  2. Одна коптится, другая топчется. (Потолок, пол)
  3. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)
  4. Поднять ее и ребенок может, а через забор и силач не перекинет. (Снежинка)
  5. Всю жизнь ходят в «обгонку», а обогнать друг друга не могут. (Ноги)
  6. Ног нет, рук нет, а в рубашке. (Подушка)
  7. Сестра к брату идет в гости, а он от сестры прячется. (Солнце и месяц)
  8. Его мы изредка встречаем на дороге, безглазый ходит он, безрукий и безногий, боится он не лис и не волков, а кур и петухов. (Червяк)

Номинация  «Сказки - ложь, да в них намек»

Соотнести сказочные предметы с реальными (современными) предметами.

1. Клубок ниток  или стрела Ивана Царевича  (GPS–навигатор)

2. Топор (Суперприправа)

3. Серебряное блюдечко и наливное яблочко (Телевидение)

4. Садко (Водолаз в скафандре или дайвер)

5. Автомобиль (печка)

6. Электрический фонарь (Перо жар-птицы)

7. Самолет (Летучий корабль, ступа)

8. Мотоснегоход (Сани-самокаты)

Номинация  «Взгляд в прошлое»

  1. О чем, на ваш взгляд, может говорить тот факт, что в русских народных сказках Баба-Яга, заходя в свою избушку, говорит: «Фу-фу! Русским духом пахнет!», а не «Здравствуй, добрый молодец!»? Баба-Яга слепая.
  2. Почему Баба-Яга не сажает Ивана Царевича в печь, а в баньке парит, кормит и поит его, в дорогу провожает?   (Баба-Яга слуга Чернобога, она живет на границе мира мертвых и живых, провожая умерших.  Она делает с Иваном Царевичем все то, что делают с покойником, т.е. его омывают, провожают, устраивают поминки.)
  3. Когда рождался ребенок, то с его пуповиной проделывали следующее: пуповину мальчика перерезали на топорище или стреле, пуповину девочки на веретене. Зачем это делали?  (Обряд посвящения в будущие  «охотника и мастерового», «рукодельницу»)
  4. Почему невеста одета в белое, ведь белый цвет в древности считался цветом траура? (Девушка, выходя замуж, «умирала» в своем роду, а рождалась заново в роду мужа) 

Номинация  «Народная мудрость»

  1. О каком времени года идет речь?

«Подобна жене – мачехе злой и нестройной и нежалостливой, яре и немилостивее; егда милует, но и казнит; егда  добра, но и тогда знобит и гладом морит, и мучит всех» (Зима)

  1. О каком времени года идет речь?

«Подобна жене уже старее и богатее и многочадие; иногда печальна от скудости плод земных, а иногда – весела и обильна плодом всем, и тиха и безмятежна» (Осень)

«Финал»

Назвать русские народные сказки, соответствующие данной схеме  (Колобок, Гуси-лебеди, Три медведя, Маша и медведь, Снегурочка, Морозко, Царевна Лягушка, Семеро козлят и др.) 

3. Итог занятия:  Награждение победившей команды призами, выставление оценок.

        Ведущий:  Сегодня мы снова побывали в далеком прошлом и увидели то, как интересно жили наши предки. Многие традиции и обычаи получили свое объяснение, возвращаясь к своим корням и узнавая свои истоки, мы обретаем память поколений, а значит, становимся богаче и ярче, как гора самоцветов.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гора самоцветов … Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее… А.С. Пушкин

Слайд 2

«Разминка для ума» 1 2 3 4 5 6 7 8 «Сказки - ложь, да в них намек» 1 2 3 4 5 6 7 8 «Взгляд в прошлое» 1 2 3 4 «Народная мудрость» 1 2 «Финал» Гора самоцветов

Слайд 3

Стоит копытце, полно водицы.

Слайд 4

Одна коптится, другая топчется.

Слайд 5

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

Слайд 6

Поднять ее и ребенок может, а через забор и силач не перекинет.

Слайд 7

Всю жизнь ходят в «обгонку», а обогнать друг друга не могут.

Слайд 8

Ног нет, рук нет, а в рубашке.

Слайд 9

Сестра к брату идет в гости, а он от сестры прячется.

Слайд 10

Его мы изредка встречаем на дороге, безглазый ходит он, безрукий и безногий, боится он не лис и не волков, а кур и петухов.

Слайд 11

Клубок ниток или стрела Ивана Царевича ( GPS –навигатор)

Слайд 12

Топор (Суперприправа)

Слайд 13

Серебряное блюдечко и наливное яблочко (Телевидение)

Слайд 14

Садко (Водолаз в скафандре или дайвер)

Слайд 15

Автомобиль (Печка)

Слайд 16

Электрический фонарь (Перо жар-птицы)

Слайд 17

Самолет (Летучий корабль, ступа)

Слайд 18

Мотоснегоход (Сани-самокаты)

Слайд 19

О чем, на ваш взгляд, может говорить тот факт, что в русских народных сказках Баба-Яга, заходя в свою избушку, говорит: «Фу-фу! Русским духом пахнет!», а не «Здравствуй, добрый молодец!»?

Слайд 20

Почему Баба-Яга не сажает Ивана Царевича в печь, а в баньке парит, кормит и поит его, в дорогу провожает?

Слайд 21

Когда рождался ребенок, то с его пуповиной проделывали следующее: пуповину мальчика перерезали на топорище или стреле, пуповину девочки на веретене. Зачем это делали?

Слайд 22

Почему невеста одета в белое, ведь белый цвет в древности считался цветом траура?

Слайд 23

«Подобна жене – мачехе злой и нестройной и нежалостливой, яре и немилостивее; егда милует, но и казнит; егда добра, но и тогда знобит и гладом морит, и мучит всех»

Слайд 24

«Подобна жене уже старее и богатее и многочадие; иногда печальна от скудости плод земных, а иногда – весела и обильна плодом всем, и тиха и безмятежна»

Слайд 25

Назвать русские народные сказки, соответствующие данной схеме

Слайд 26

Конец игры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс

Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...

Империия самоцветов

Камни вседга окружали и радуют нас . На уроке деловой игры ребята создали ювелирное предприятие...

За гранями самоцветов

За гранями самоцветов...

Империия самоцветов

мир камней! Он загадачен и чуден Мы создали свое предприятие в Коломне(деловая игра)...

Презентация для учащихся 8-11 классов "Камни-самоцветы"

Данная презентация может использоваться при изучении неорганической химии в 8 и 9 классах как иллюстрация к обяснению учителя об алмазе, корунде. А может быть использована при изучении элективного кур...

Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража»

Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража» Пояснительная запискаВитраж – один из старинных видов декоративного искусства, переживающий ...

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...