"Пять вопросов о курении"
классный час (5 класс) по теме

Бондаренко Марина Анатольевна

Классный час о вреде курения... Избитая,банальная. но актуальная тема. Чаще всего, наши беседы с детьми носят просвещающий характер и проходят в назидательном тоне.Сценарий этого классного часа- попытка немного отойти от традиционности. Беседа с элементами диалога, историческая справка, юмористические вкрапления- все это направлено на формирование у учащихся сознательного негативного отношения к курению и потребности в здоровом образе жизни.Материал классного часа адаптирован для учащихся 5-6 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cel_klassnogo_chasa.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель классного часа:

 Формирование у пятиклассников                                                                                                                           - сознательного негативного отношения к курению и                                                                                                     - потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: применяя элементы юмора

– информировать учеников о вредном влиянии табачного дыма на организм человека и развитии никотиновой зависимости;

–   опровергнуть  ложные представления о  незначительном  для организма  вреде  курения;

 Необходимые материалы и оборудование:                                                                                      плакаты с анекдотами о вреде курения,                                                                                              пустая коробка из-под сигарет,                                                                                                        скрученная из бумаги бутафорская сигарета,                                                                                      Заяц (крупная  мягкая игрушка )

На доске вопросы:                                                                                                                                 1 вопрос. Для чего мне  нужно курение?                                                                                               2 вопрос. Как курение  отразится на моем здоровье?                                                                                   3 вопрос. Что  я буду иметь от курения?                                                                                            4 вопрос. Что я потеряю, если буду курить?                                                                                   5 вопрос. Буду  ли я постоянно хотеть курить?                                                                          

                                                                                                                                 

Ход мероприятия:

Учитель:

 Каждый человек , чаще всего в подростковом возрасте, сталкивался  с   вопросом:  « Начинать курить или нет?»                                                                                                                                     С одной стороны, на каждой пачке сигарет написано: « Минздрав предупреждает: курение опасно для здоровья!  Курение убивает. Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких» (показать  пустую коробочку из-под сигарет)                

 Но, с другой стороны,  часто заядлые  курильщики   приводят   довод:  «Со мной же еще ничего не случилось! Мой дед (прадед, друг, брат и т.д. ) всю жизнь курил и прожил …. лет».

Однако, не стоит успокаиваться. Сигарета - это враг, который убивает медленно, но верно! Конечно, лучше всего не курить, но для тех, кому нужны доказательства, мы их предоставим. Сначала  экскурс в историю : рассказ о сигарете и табаке, о борьбе с курением  в прошлом.

Сообщение первого  учащегося (было задано подготовить заранее)

Табак  людям известен давно. Родом он из Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не знали. Растение получило своё название по имени провинции Тобаго     (о. Гаити) и оттуда начало своё победное шествие по всем континентам. Потребление табака в Америке насчитывает тысячи лет.  Индейцы майя в Центральной Америке курили табак на религиозных церемониях, этот обряд часто называют   « выкуривание трубки мира»

В Европу табак попал вместе с испанскими путешественниками в XV веке и достаточно быстро завоевал популярность. Табаку приписывались необыкновенные свойства – считалось, что он целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п.

Однако нельзя сказать, что табак так беспрепятственно проникал повсюду.                                                                                                                             В Испании  табак был объявлен «забавой дьявола» и тех, кто курил табак, инквизиция отправляла на костер. Римские папы предлагали наказывать курящих и нюхающих табак. Однажды, в  назидание потомкам, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указу королевы  Елизаветы  Первой, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.  

                                                                                                                                                             Учитель:

Часто юмор  помогает решить проблему, переубедить человека в чем-то . Для курильщиков заядлых и начинающих  люди придумали анекдоты о вреде курения . Вот один из них.   На доске вывешивается плакат   с текстом  анекдота, который нужно прочитать  с выражением.

                                                                                                                                                                     «Врач посоветовал больному человеку бросить курить, и тот с неохотой согласился. По дороге домой он думал о своей жизни без  любимых сигарет и зашел к священнику.                                                                                         "Отец мой, - спросил он. - Я вынужден сейчас  бросить курить, но когда я уйду в мир иной ,скажи мне, будут ли сигареты в раю?"                                                                        Священнику пришлось подумать над таким явным противоречием:  в раю есть все, но позволит ли Бог  принести туда сигареты и загрязнять рай зловонным дымом табака?                                                                                                                      И он, наконец, ответил: "Да, сын мой, в раю будут сигареты, но за огоньком тебе придется сбегать в ад!"

Продолжение исторического сообщения (второй учащийся)

«В Россию табак завезли   английские купцы в 1585 году (XVI в.) через Архангельск, и он  довольно быстро распространился  на российской земле, особенно в царствование Петра  Первого. Бороться с табакокурением  начал царь Михаил Федорович.                                               В его царствование уличенного в курении первый раз  наказывали 60 ударами  палкой по стопам, во второй раз- отрезанием носа или ушей.                                                                                    Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович  специальным законом   запретил  курение и ввел наказание – курящих наказывать кнутом, а торговцев табаком  ссылать в дальние города».

Учитель:

Ребята, прежде чем взять сигарету в рот, задайте себе несколько вопросов.

1вопрос.                                                                                                                                Для чего мне это нужно?                                                                                                                                         Ответ: Каждому человеку курение не нужно совсем!  Ведь если бы табак был полезен человеческому организму, то его бы курили все! Он был бы обязательным «блюдом» на обеденном столе в каждой семье. Но простое любопытство или желание  ребенка казаться взрослым  приводит к  постоянной привычке  курить. Но курение не прибавляет человеку ума, а подростку взрослости.

2 вопрос. Как курение  отразится на моем здоровье?

Ответ на вопрос вы найдете в следующем  анекдоте. На доске размещается второй плакат с текстом анекдота.

«Продавец табака расхваливает на ярмарке  свой  товар: «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом! От моего табака  стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет». Один парень купил немного табака  и начал расспрашивать продавца:

 - А почему вор в дом не залезет?

 – Потому что всю ночь будешь громко кашлять.        

– А почему собака не укусит?

 – Так ведь ноги будут болеть, и ты с палкой ходить будешь.

 – А почему стариком не буду?

  - Потому что до старости не доживешь.»                                                                      

3 вопрос. Что  я буду иметь от курения?

Ответ:  Иметь от курения что-то хорошее невозможно. Курение загрязняет организм человека.  Мишенью для табака становятся легкие, сердце, головной мозг, желудок . Быстрее, чем задумано природой, стареют кожа, желтеют зубы, ногти. общению.  Поцелуй с курящим человеком очень неприятен!  Некурящему человеку часто не хочется общаться с курящим: мешает  неприятный запах от его одежды, волос .    Об этом расскажет  еще один анекдот.  Вывешивается плакат с текстом на доске

« Индус, еврей и представитель табачной фирмы путешествовали вместе и поздно вечером постучались в небольшую придорожную гостиницу. Хозяин гостиницы сказал, что, к сожалению, свободными остались только две  кровати, но есть еще сарай, в котором будет вполне удобно заночевать за небольшую плату. Индус добровольно высказался пойти в сарай, а еврей и табачный делец пошли ложиться  спать в кровати. Через 5 минут раздался стук в дверь.

Индус  с очень смущенным видом сказал: "Прошу прощения, но в сарае корова... Вы знаете... религия, корова для нас священное животное  и я не могу ее стеснять."                                                                                                   Еврей уступил свою кровать индусу и отправился спать  в сарай. Через 5 минут снова раздался стук в дверь. Стоящий на пороге смущенный еврей сказал: "Прошу прощения, но в сарае свинья...            Вы знаете... религия не позволяет нам, евреям находиться рядом со свиньями".                                                                                            Представитель табачной фирмы отправился ночевать  в сарай. Через 5 минут снова раздался стук в дверь.                                                                                                                                    На пороге стояли корова и свинья, сбежавшие из сарая.»

  Учитель задает детям вопросы:                                                                                                             1.Ребята, почему корова и свинья сбежали из сарая?                                                               2.Посмотрите на плакаты с анекдотами скажите, о чем они вас предупреждают?

4 вопрос. Что я потеряю, если буду курить?

Ответ: Курение может стать главной причиной твоих потерь.

 Возможная карьера в спорте, скорее не  состоится, ведь невозможно быть одновременно и хорошим спортсменом, и курильщиком. Здоровая жизнь может стать невозможной от плохой привычки.                         На  сигареты  уходит много денег, которым можно найти лучшее применение.  Курильщик , ограниченный в деньгах, в магазине купит себе в первую очередь сигареты, а на оставшиеся деньги- продукты.

5 вопрос. Буду  ли я постоянно хотеть курить?                                                                           Ответ на этот вопрос мы найдем в  сказке  Саймона  Чэпмена                                    « Лабораторный кролик и дикая жизнь».

Учитель  с выражением читает сказку, постоянно при этом обращая внимание на игрушечного Зайца, размещенного на видном месте. (сказка  адаптирована  для пятиклассников)

ЛАБОРАТОРНЫЙ КРОЛИК И ДИКАЯ ЖИЗНЬ

Кролику однажды удалось освободиться из лаборатории, где он родился и воспитывался. Когда он мчался прочь от здания лаборатории, он чувствовал траву под своими маленькими ногами и видел рассвет впервые в жизни. "Bay! Это великолепно," - думал он. Он добежал до живой изгороди и пролез под ней. Там он увидел других кроликов, все они были свободны и ели сочную траву.

- Эй, - позвал он. -Я - кролик из лаборатории, и я просто сбежал. Вы дикие кролики?

- Да. Приходи и присоединяйся к нам, - прокричали дикие кролики.                                                           Наш друг прыгнул к ним и начал есть траву. Это было так хорошо!

- Что еще делаете Вы, дикие кролики ?- спросил он.

 Один из них  сказал: « Ты видишь там поле? Это морковь. Мы выкапываем ее  лапками и едим».  Лабораторный кролик  провел следующий час, поедая свежую  сочную морковь. Это было замечательно!.                                                                                                                      Позже, он спросил снова: «Что вы еще делаете?»

«Ты видишь то поле? Это капустная плантация. Мы там  едим вкусную капусту», ответили дикие кролики. Капуста была так  хороша, что он не возвращался с плантации, пока полностью  ею не насытился.

- Есть что-нибудь еще, что вы, парни, делаете? - он спросил наш герой.. Один из кроликов  ответил :

- Есть одна другая вещь, которую ты должен попытаться сделать. Ты видишь тех кроликов там? - он сказал, указывая на другую область поля. - Они - девочки. Мы целуем их. Иди и попытайся их поцеловать.

И наш друг потратил остальную часть утра, целуя девочек. Его маленькое сердце билось очень быстро, так, что он скоро  устал и возвратился к  кроликам-мальчикам.

- Это было фантастически! - он задыхался от счастья!

- Значит, ты останешься с нами? – спросил один из диких кроликов.

- Я сожалею, я отлично провел время, но я не могу.

Все дикие кролики  посмотрели на него, сильно удивляясь.

- Почему? Мы думали, что тебе понравилось.

- Да, мне очень понравилось на воле - ответил наш друг. - Но я должен вернуться в лабораторию.      Я умираю без сигарет!

Учитель  ко рту игрушечного  Зайца  прикрепляет бутафорскую сигарету.  Это непременно вызовет бурную  реакцию со стороны пятиклассников! (и смех, и просьбы убрать сигарету от Зайца)

Беседа с ребятами:

1.Ребята, почему вам не  нравится   Заяц с сигаретой?                           Правильно, Заяц смотрится крайне нелепо с сигаретой: он милый, красивый, трогательный.  Так же  противоестественно  и некрасиво  в глазах общества  выглядит курящий  подросток.

2. Как вы считаете, был ли у кролика выбор?

3.Какой вы  дадите совет  кролику из лаборатории?

4.Какие выводы можно сделать на основании этой сказочной истории?

Итоговое слово учителя.

Никотин и другие вещества, содержащиеся в сигарете   - своего рода, наркотики.     А наркотики - это постоянная зависимость.                                                   Курильщик не свободен, он – раб сигареты.                                                       Чтобы оставаться свободным человеком, стоит ли начинать курить? Ребята, берегите свою свободу, чтобы не быть похожими  на лабораторного кролика.

 

При подготовке сценария классного часа были использованы                                     литература и интернет-ресурсы:

1. «Мой выбор». Энциклопедия материалов. Авторы: Кишенкова О. В. , Иоффе А. Н. и др.  Москва, 2002г.

2.www.adic.org.ua  sober-cool


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техологическая карта урока "Разделительные вопросы"в пятом классе.

Технологическая карта урока «Разделительные вопросы» в 5 классе по учебному предмету «Английский язык» по УМК «Enjoy English» под редакцией М.З. Биболетовой.Автор: учитель МАОУ Лицей №1 г.Балаково Сар...

Анкетирование школьников по вопросу курения

Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в ОСРЦдН при работе с определённой группой детей.Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основани...

Грибы. Тест на пять вопросов

Тест Грибы имеет пять вопросов, оценка выставляется автоматически, поэтому проверить знания по данной теме (грибы) очень легко...

Почему именно в пятом классе остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Специальные исследования показывают, что проблема эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной д...

Первый раз в пятый класс! Вопросы адаптации при переходе в среднее звено

МБОУ Горковская СОШ      Выступление на родительском собрании5 класса на тему:«Первый раз в пятый класс!Вопросы адаптации при переходе в среднее звено»педагога-психолога ...

План-конспект классного часа "Пять мифов о курении"

План-конспект классного часа "Пять мифов о курении"...

Пять типов вопросов в английском языке

Пять типов вопросов в английском языке. Презентация...