Развитие исследовательской культуры школьников средствами географии родного края
методическая разработка на тему

 

Краеведение представляет собой такой вид научной деятельности, заниматься которым могут как известные ученые, так и школьники, заинтересовавшиеся историей, культурой или географией родного края, и имеющие склонность к исследовательской работе. Некоторые знания о родном крае дети могут получить и в учебной и во внеурочной работе, но научиться разносторонней творческой исследовательской деятельности они могут только вне урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_v_sbornik_issled_r-ta_po_vodoemam.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской культуры школьников средствами географии родного края.

Зарецкая Е.Е.

МОУ «Матасинская ООШ», учитель географии.

        Краеведение представляет собой такой вид научной деятельности, заниматься которым могут как известные ученые, так и школьники, заинтересовавшиеся историей, культурой или географией родного края, и имеющие склонность к исследовательской работе. Некоторые знания о родном крае дети могут получить и в учебной и во внеурочной работе, но научиться разносторонней творческой исследовательской деятельности они могут только вне урока.

        Цель поисково-исследовательской работы учащихся не только получение и осмысление новых результатов, но и усвоение основных методов и приемов проведения исследований и экспериментов. Изучение географии родного края предоставляет богатейший материал для достижения этой цели. В процессе решения поставленных исследовательских задач учащиеся лучше узнают родной край, глубже понимают особенности его природы, развивают свои способности к аналитическому мышлению. У них формируется интерес и привязанность к родному краю, крепнут патриотические чувства.

        Для углубления знаний о природе родного края, а также, чтобы изучить влияние человека на окружающую среду,  учащимися нашего кружка «Юные краеведы» были проведено исследование качества воды в местных водоемах.

Целью нашей работы было установить соответствие между видовым составом беспозвоночных  и степенью загрязненности местных водоемов - озер Матас и Матасенок. Для этого мы воспользовались результатами исследования фауны наших водоемов, полученными с помощью методики, разработанной немецкими учеными Р. Вассманом и В. Ксиландером. С помощью этой методики, изучив качественный и количественный состав беспозвоночных, можно сделать вывод о степени загрязненности воды в данном водоеме. Эта методика отличается простотой и удобством исполнения, она, как показал опыт, вполне доступна и понятна школьникам.

Затем, чтобы установить связь между качественными характеристиками проб воды и видовым разнообразием беспозвоночных  тех же водоемов исследовали прозрачность, вкус, цвет, запах, рН образцов воды. В ходе работы ученики приобретают простейшие навыки проведения лабораторного эксперимента, а также умение ставить перед собой исследовательскую задачу, предлагать пути её решения и умение анализировать полученные в ходе исследования результаты, делать выводы и обобщения. Успешное решение поставленных задач повышает творческую активность учащихся, стимулирует дальнейшее изучение природных объектов родного края.

Результаты исследования проб воды из местных водоемов и контрольных проб приведены в таблице 1. В качестве контрольных проб были взяты пробы дистиллированной и колодезной воды.

Табл.1

Показатель

Дистиллированная вода

Колодезная вода

Вода из озера Матас

Вода из озера Матасенок

рН

6,5 – 7,0

7,14

8,0

9,0

цвет

бесцветная

бесцветная

практически бесцветная

зеленовато-желтая

прозрачность

прозрачная

прозрачная

слегка мутная

мутная

запах

без запаха

без запаха

без запаха

запах сероводорода

вкус

без вкуса

слегка солоноватый вкус

солоноватый вкус

соленый вкус

Результаты определения и подсчета беспозвоночных в водоемах Матас и Матасенок приведены в таблице 2.

Табл. 2.

Название групп организмов

Обнаруженные в пробе группы организмов

Число видов в группе

Определение высшего разряда

Число видов в группе

Разряд

Личинки веснянок

нет

- (-)

2 и более

1

А

В

Личинки поденок

нет

- (-)

3 и более

2

1

В

С

не влияет

Личинки ручейников

нет

- (-)

4 и более

1-3

В

С

Бокоплавы

нет

- (-)

2 и более

1

С

не влияет

Водяной ослик

нет

- (-)

D

Пиявки

есть

4*(2)**

D

Другие кольчатые черви

есть

3*(1)**

E

Моллюски

есть

4*(-)**

Не влияют на разряд

Личинки комаров

есть

2*(-)**

Не влияют на разряд

Жуки и их личинки

есть

1*(1)**

Не влияют на разряд

Общие число видов

14*(4)**

Общее число видов/ Разряд

0-1

2-8

9-15

16 и более

A

-

II

I-II

I

B

III

II-III

II

I-II

C

III-IV

III

II-III

II

D

IV

III-IV**

III*

II-III

E

IV

IV

III-IV

III

Класс качества воды

Степень загрязнения

I

Очень чистая

II

Чистая

III

Умеренно грязная*

IV

Загрязненные**

V

Грязная

VI

Очень грязная

* - данные для озера Матас;

        ** - данные для озера Матасенок.

        Опираясь на полученные данные, наши учащиеся сделали вывод, что с помощью видового состава беспозвоночных и их количества на единицу площади побережья водоема можно сделать выводы о степени загрязненности данного водоема, и, что такого рода наблюдения можно использовать для постоянно мониторинга качества воды в водоемах.

        В заключении хотелось бы сказать, участие школьников в исследовании объектов родной природы не только углубляет их знание географии своего края, но также позволяет использовать в своей работе знания, полученные при изучении других предметов (в нашем случае биологии и химии).

Список литературы:

1. Р. Вассман, В. Ксиландер. «Определение некоторых пресноводных беспозвоночных организмов», Verlag Stephanie Nagishmid, Rotebuhlstr. 87A, D-7018 Stuttgart, 1985.

2. Б.Г. Иоганзен, Н.А. Городецкая. «Сельская школа и охрана природы.»- Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1984.

3. М.В. Лаврентьев. «География Курганской области».- Учебное пособие для учащихся.- Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1970.

4. Социально-образовательный проект «Моя малая Родина»/ Главное управление образования Курганской области, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

В статье предложены способы использования ИТ для развития исследовательской культуры у учащихся....

Развитие исследовательских способностей школьников на уроках географии (из опыта работы)

В работе содержится методический материал, предназначенный для развития исследовательских способностей обучающихся....

Физическая география родного края / Социальная и экономическая география Донецкого края

Электронный вариант книг размещен  "в контакте" - https://vk.com/id156174729   Учебное пособие Физическая география родного края адресовано учащимся 8-х классов.Составлено в соответстви...

статья ПРОВЕДЕНИЕ БИЛИНГВАЛЬНЫХ УРОКОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Статья"ПРОВЕДЕНИЕ БИЛИНГВАЛЬНЫХ  УРОКОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ"...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

В статье анализируется проблема формирования нравственно-эстетического мировоззрения обучающихся посредством художественной деятельности....