Духовно-нравственное развитие школьников.
статья (11 класс) по теме

Данная статья является итогом работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию и является конкурсной  проектной работой  по проблемам воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе.

Духовно-нравственное воспитание.

(Номинация : социальная акция как современное средство организации воспитательной деятельности.)

                                                                 Вопрос воспитания для современных обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.

В.Гюго

Нравственный облик личности зависит от того, из каких

источников черпал человек свои радости в годы детства.

В.Сухомлинский

     Я работаю в сельской школе 32 года. За время своей педагогической деятельности я  побывала в разных должностях,  но больше всего мне нравится работа классного руководителя (стаж мой как классного  руководителя-26 лет). Почему мне нравится эта работа?

     Во-первых, я нужна моим детям, тем, за кого я в ответе как классный руководитель, «..ты в ответе за тех, кого приручил», и дети нужны мне - со всеми проблемами, радостями и бедами.  Какую гордость испытываешь, когда  говорят: «Наша классная-самая классная!»  К этому признанию я шла всю свою педагогическую деятельность.

  Во-вторых, я человек творческий, у меня большая библиотека и интернет, и мне хочется все свои знания передать детям. «…знаешь многое- многому и научишь»,- гласит древнее изречение.

  В-третьих, я лично участвую (и побеждаю) во многих конкурсах и приобщаю к этому своих ребят, у нас активная жизненная позиция. Ж-Ж. Руссо писал: «Прежде чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, нужно, чтобы в вас самих был образец, которому тот должен следовать» , а арабская пословица гласит: «Достоинству вас не научит тот, кто не достойно сам себя ведет». Эти высказывания я взяла за кредо.     

    Но самое главное- я хочу воспитать в своих  ребятах  духовно-нравственное начало.   В последнее время  в средствах СМИ муссируется тема бездуховности молодых людей, нравственной деградации. Я  в корне с этим не согласна и попытаюсь доказать на примере своего класса, что это не так.

  В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта нового поколения воспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». В процессе духовно - нравственного воспитания школа формирует у  школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Я считаю, что классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий  характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанником.  «Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспита ние с самого себя»,- писал  В.Сухомлинский,- и я с ним согласна.

 «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве», - гласит Всемирная декларация  защиты прав и развития детей. На гармонии и сотрудничестве я и строю свои отношения с детьми.

      Девиз нашего класса: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой любовью» (Мать Тереза). Воспитать личность невозможно ложью и безразличием. Воспитать личность можно только любовью, поэтому любое занятие у меня, будь то урок или классный час, внеклассное мероприятие пронизано любовью к детям. «Самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь», - писал Ж.-Ж. Руссо, и я с ним согласна.

       Сейчас я  классный руководитель 10а класса. Мой ученик - это мобильная, социально-компетентная, духовно богатая и конкурентоспособная личность, умеющая пользоваться средствами коммуникации. Мои выпускники – достойные люди, я горжусь ими со школьной скамьи. В классе сложилась традиция – ежегодная августовская встреча в школе, где мои бывшие ученики делятся своими успехами, планами, интересуются делами моего класса,  а самоуправление 10 класса  информирует старших товарищей о своей работе.  Эта духовная связь поколений очень важна в моей воспитательной работе.

Все лучшие качества личности, заложенные в школе, ребята сохранили и преумножили, самое главное для меня – это успешность моих выпускников, их духовное богатство, чувство малой родины, товарищество. И я очень рада, что мои выпускники  стали моими коллегами и  преподают в нашей школе (4 моих бывших учащихся стали педагогами, и я очень горжусь этим).

      В 10 классе А, в котором я классный руководитель, творческие, неординарные личности. У них развиты взаимопомощь, коллективизм, они открыто выражают свою гражданскую позицию.  Шестой год в классе работает самоуправление, ребята   живут реальной, сегодняшней жизнью, реализуют социально значимые проекты, занимаются волонтерской деятельностью, делятся опытом своей работы с другими ребятами и в средствах МИ; в номинации «Я –гражданин» класс занял по итогам соревнований 1 место.

 По мнению Л.Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия ребят в общественной деятельности являются формирование у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, гражданское самосознание, толерантность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Я, как классный руководитель, направляю  деятельность моих учеников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Наша школа строит воспитательную  систему «Школа гражданского становления личности учащихся». В рамках этой системы я, как классный руководитель, работаю над решением следующих стратегических задач:

  1. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания

Результаты

Дата

мероприятия

Муниципальный уровень

региональный

федеральный

2008

«Мой   край- мое дело» номинация «Открытое  сердце»

1место

финалист

«Наш город»-проект

1 место

участие

Ассамблея детских общ.орг. «Мы вместе» социальная.акция «Поделись улыбкою своей»

1 место

Финалист

Проект кл. рук. «Партнерство семьи и школы»

1 место

финалист

Конкурс кл.рук. «Самый классный классный

Мой край –мое дело (в 2х номинациях)соц.медиаплакат

Фотоконкурс

1 место

1 место

1место

Финалист

Участие

2009-

2010

Ассамблея детских общ.орг. «Мы вместе» соц .акция «Вместе весело шагать»

1место

2 место

Проект кл. рук. «Партнерство семьи и школы»

1 место

участие

Мой край –мое дело (в 2х номинациях)социальный .медиаплакат

1 место

1 место

Национальный конкурс социальной рекламы «Новое пространство России»

участие

Конкурс социальной рекламы антинаркотической направленности, «Мир против СПИДа»

1 место

Отправлены на конкурс 5 медиаплакатов

Фестиваль «Восточный ветер»

Проекты социальных.акций (2)

Социальный.медиаплакат  «За здоровый образ жизни»

Фотопроекты «Учитель-славлю имя твое»

Конкурс фотографий «Молодое лицо России»

1место

1место

1место

1 место

Отправлены на конкурс

Отправлены на конкурс

Отправлены на конкурс

Отправлены на конкурс

Участие

  1. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности

мероприятия

Кол-во

ДО

08-09г.

Клуб «Эрудит»

18чел.(100%)

ДК

КВН дети-родители, заседания

НОУ, НПК

6

1 место

Г.Железногорск

Предметные олимпиады р-н

краевые

9

1

1, 2, 3 место

участие

Клуб «Фантастика»

Проектная деятельность

15

18

Презентация произведений на телевидении «Енисей-регион»

1 место

2 уч-ка (рассказы и медиаплакаты)

Акции, проекты

  1. Создание условий для формирования у ребят здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания

    Всегда пропагандирую в классе здоровый образ жизни, использую здоровьесберегающие технологии. Формы и методы разнообразны: лекции и беседы с целью профилактики вредных привычек (курения – в классе нет курящих ребят- наркомании, алкоголизма), индивидуальное дозирование объема домашних заданий; контролирую соблюдение санитарно – гигиенических норм организации учебно – воспитательного процесса в классе, нормированность учебной нагрузки. Как классный руководитель организую и контролирую обеспечение  сбалансированного питания детей в школьной столовой, (добилась, чтобы все ребята питались в столовой), задействую школьную психологическую службу (преодоление стрессов, тревожности).  Вместе с детьми и родителями посещаю тренажерный зал, обучаю игре в теннис, организую туристические походы с целью изучения истории села, совместно с ребятами участвую во всех спортивных мероприятиях (класс занимает только призовые места), 98% учащихся моего класса занимаются в спортивных секциях, класс награжден кубком «Самый спортивный класс».

  1. Укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного развития школьников

дата

мероприятия

муниципальный

региональный

08

Проект кл. рук. «Партнерство семьи и школы»

1 место

финалист

Соц .акция «Поделись улыбкою своей»

1 место

финалист

КВН дети-родители

Концерты для родителей, отчеты кл.самоуправления

регулярно

09

Проект кл. рук. «Партнерство семьи и школы»

1 место

Участие

Соц.акция «Вместе весело шагать» (Ассамблея ДО «Мы вместе»)

1 место

2 место

Традиции нашей семьи- праздник

Христианская этика. (с приглашением о.Сергия-кл.час)

10

Мой дед-герой.(кл.час)

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»..(кл.час)

Конкурс военной песни (родители-дети)

КВН между детьми и родителями

Клуб «Эрудит»

Организацию целостного процесса  духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:

  1. Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом  и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
  2. Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
  3. Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы- традиционных и творческих;
  4. Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого ученика, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

 Я овладела технологией социальной проектной деятельности, имею курсовую подготовку в этой области «Детско-взрослое социальное проектирование»-102 часа, ИПК РО, 2008-2009г.  В 2010г. получила сертификат на программу ДО «Проектная деятельность школьников».

Что же дает ребятам участие в социальных акциях и проектах?

  1. Во-первых, Освоение и формирование положительного социального опыта, социальных ролей и установок,
  2. Выработку ценностных ориентаций и способности к рефлексии,
  3. Становление активной личной позиции,
  4. Осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения коллективных, групповых задач.

Четвертый год наше классное сообщество  разрабатывает и реализует социальные акции, направленные на помощь и общение с детьми-инвалидами, популяризируем ценности приемной семьи. (Наши акции были представлены на финале краевого конкурса «Мой край- мое дело» и  краевой Ассамблее ДО «Мы вместе»-2 место)

1. Главный результат акции – ученики 10а класса усвоили новые нормы поведения,  нравственные  и семейные ценности.

2. Один из результатов акции – это опыт создания  инициативных групп, направленных на помощь (духовное общение) детей из приемных семей.  Никто не будет забыт, в обиход школьников войдет новое для них понятие «толерантность», «приемная семья».

3.Тесное сотрудничество всех участников акции, направленное на  пропаганду здорового образа жизни и  семейных ценностей (совместно планировали, пропагандировали, собирали данные,  готовили концерт и развлекательные мероприятия.

Ребята приготовили презентации о своей учебной и внеурочной деятельности, продемонстрировали свои таланты, создав позитивный имидж старшеклассника, вызвав чувство гордости за них у приемных детей.

4.Формирование в результате этой деятельности общей культуры учащихся, раскрытие их творческих талантов, толерантности, умения сострадать, быть милосердным, принять другого таким, какой он есть, быть терпимым и снисходительным, быть по отношению к другим великодушным.

5. Благодарность детей и родителей за возможность пообщаться, поделиться проблемами, понять, что их ценят, ими восхищаются и им помогают: «поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется».

   6.Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, повышение педагогической культуры родителей, приобретение ими умений анализировать и адекватно оценивать поведение и деятельность своих детей и совместную с ними деятельность. Поддержка, пропаганда и создание семейных традиций (и традиций приемной семьи в частности) и традиций классного коллектива.

7.Публикация в местной газете «Сельский труженик», региональной «Восточный регион» заметок по теме акции привлекло внимание общественности к проблеме приемной семьи. Их становится больше, и это положительный фактор в развитии общества.

9.Дети из приемных семей поняли, что они тоже частица общества, о них помнят, заботятся, с ними общаются на равных, их любят и принимают такими, какие они есть, у них есть семья, которая  их любит и ценит, а их новыми братьями и сестрами гордится школа.

10.Изготовление поделок, рисунков, картин, подготовка концертных номеров, психологическое тестирование способствовало позитивной направленности акции.

11.Привлечение к сотрудничеству и развитие партнерских отношений с семьей и социальными институтами (УСЗН, РОО, ДК, Отделом по делам молодежи, районного отделения партии «Единая Россия» и «Молодая гвардия», МУ «Тасеевский молодежный центр», Отделом по опеке и попечительству при Администрации района), берущими на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения.

 12. Дружба, взаимопонимание между детьми из приемных семей и их новыми братьями и сестрами, ребятами из 10а класса и их родителями - самое главное.  Нашей акции - жить!

      Я уверена, что мои ребята, получив в школе уроки толерантного поведения, духовно-нравственной культуры, останутся милосердными навсегда. Моим ребятам осталось учиться всего год  в школе. Они осознали ценность человеческой жизни, понимают значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. У них сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину и народ (отрадно, что все юноши -10 чел. в классе- хотят служить в Российской Армии, и я этим очень горжусь).

     Мои ребята стали самостоятельными и несут личную ответственность за свои поступки на основе представлений о  нравственных нормах, социальной справедливости и свободе (в классе никогда не было «трудных» подростков и правонарушений, мне никогда не было стыдно за их поведение как в школе, так и вне школы).

        У моих ребят развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в  различных социальных ситуациях (мы учились этому, реализуя акции и проекты), они не конфликтны и умеют находить выход из спорных ситуаций, они творческие и активные – поэтому школьное самоуправление возглавляют мои ребята, они -победители творческих конкурсов разных уровней, ими гордится школа и район.

     Мои десятиклассники доброжелательны и отзывчивы, понимают и сопереживают чувствам других людей. Этим качествам они учились, реализуя проекты и акции, направленные на привлечение общественного внимания к проблеме приемных семей, детей-инвалидов, вследствие заболевания не обучающимся в школе, живущим в сложных жизненных ситуациях.

      Ребята мотивированы к труду, работают на результат (в классе 100% успеваемость, качество-50%, есть победители в НПК, олимпиадах, конференциях, чемпионы спортивных состязаний). бережно относятся к материальным и духовным ценностям (исследование «Духовное наследие: церковное зодчество Тасеевской волости»,  «О чем рассказала икона», «Писатели-земляки»), ежегодное участие в губернаторских отрядах по уборке территории района и строительству детских площадок).

     Стандарты второго поколения  предполагают достижение трех уровней воспитательных результатов - появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах. Мне хочется надеяться, что эти компетентности ребята приобрели.

   Дети - будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит от того,   какими мы воспитаем их (совместно с родителями), какие морально-этические нормы будут заложены в них. Ж-Ж Руссо писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению…лучшее средство привить детям любовь к отечеству, нравственность состоит в том, чтобы эта любовь и нравственность была у отцов».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

С 1 сентября 2010 года школа участвует в ИнКО по апробации ФГОС....

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

«Духовно-нравственное воспитание, развитие младших школьников» «Наши верные друзья»

- Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать: «Эта Земля моя». Мы должны научиться жить с ними в мире, не причиняя зла. ...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...