"Роль и место И.В.Сталина в событиях Второй Мировой войны"
методическая разработка (11 класс) по теме

Подколзина Елена Викторовна

 

Урок- дискуссия является продуктивным методом обучения. На  уроке предлагается столкновение различных точек зрения по данной проблеме. Предпочтительно проведение групповой дискуссии, так как группа учащихся может лучше подготовиться. Собрать больше информации и глубже вникнуть в суть проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stalin.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль и место И.В. Сталина в событиях  Второй мировой войны».

(Урок – дискуссия)

Пояснительная записка

Рекомендации к уроку. Урок- дискуссия является продуктивным методом обучения. На  уроке предлагается столкновение различных точек зрения по данной проблеме. Предпочтительно проведение групповой дискуссии, так как группа учащихся может лучше подготовиться. Собрать больше информации и глубже вникнуть в суть проблемы.

Эффективная организация дискуссии возможна в том случае, если участники полемики хорошо ориентируются в проблеме, владеют учебным материалом.

Данный урок может проводиться во время изучения темы «Вторая мировая война» в 11 классе или как внеклассное мероприятие по истории.

На предварительном этапе учитель предлагает организовать дискуссию по теме «Роль и место И.В. Сталина в событиях  Второй мировой войны». Определяются цели дискуссии, назначаются ответственные за ее проведение, формируется состав участников. Подготовить презентацию по теме: «И.В.Сталин».

При подготовке к дебатам учащиеся использовали: видеофайл – «Начало войны», иллюстрации «Гитлер уточняет планы нападения на Советский Союз», Германские войска переходят границу» «Москвичи слушают выступление Молотова по радио», «Защитники Брестской крепости»«), статью из энциклопедии «Взгляд военного историка на степень готовности Красной Армии к войне), из раздела библиотека стихотворение К.Симонова «Живые и мертвые»

Участниками данной дискуссии будет две группы, одна  должна отстаивать точку зрения о положительной роли И.В. Сталина, другая – утверждать о его отрицательной роли в событиях Второй мировой войны. Задача остальных школьников – наблюдать за полемикой и потом обсудить не только итоги дискуссии, но и умение слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения, говорить по сути проблемы, уважать точку зрения оппонента.

Место   проведения дискуссии должно соответствовать ее содержанию и форме: столы расставлены в форме прямоугольника, где оппоненты сидят друг против друга, противоположные стороны: эксперты – наблюдатели.

Цели и задачи урока:                   

1. Дать оценку личности и деятельности И.В.Сталина в годы Второй мировой войны.

2.Развивать у учеников метод самостоятельного анализа исторической личности.

3. Формирования личностного, осмысленного отношения к истории своей страны, воспитание толерантного отношения к чужому мнению.

4. Продолжать формировать умение работать с документами, другими дополнительными источниками информации (книги, Интернет); формирование коммуникативных, информационных компетенций, навыков работы в группе, постановки и решения проблемных заданий.

ТИП УРОКА – дискуссия

МЕТОДЫ - (по характеру познавательной деятельности) репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

ФОПД – коллективные, групповые.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – книги, Интернет, презентации(  мультимедийные средства).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – 1 урок.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: мультимедийный проектор, экран, документы, рабочие листы для учащихся.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент – настройка учащихся на работу.

На доске или на экране план занятия и

«Правила ведения  дискуссии»:

1.Говорить по сути проблемы. Главное – аргументы, факты, логика, доказательства.

2. Придерживаться правил культуры общения, уважать точку зрения оппонента.

3.Быть сдержанным, четко формулировать свои мысли.

4. Стараться найти истину.

5. Быть самокритичным, уметь признавать собственные ошибки и недостатки своей аргументации.

6. Не навязывать личных суждений.

Учитель напоминает участникам дискуссии, что необходимо выдерживать ее основное направление, особенно в моменты свободного обсуждения.

2. Вступительное слово учителя – ознакомление с темой урока, целями и задачами урока.

Показ презентации урока:

Поклонники считают Сталина великим полководцем и государственным деятелем, без которого СССР проиграл бы войну. Противники настаивают на деструктивном характере деятельности Сталина в довоенную эпоху и указывают на ошибочные решения, принятые им как Верховным Главнокомандующим, что стоило тысяч и тысяч жизней

– Само существование этих споров свидетельствует о недосказанности. Снова и снова повторяется вопрос: какова роль Сталина в победе?

Почему Сталин самая популярная историческая личность в современной России?

Сталин великий вождь или злодей?

Мог ли советский народ одержать победу в Великой отечественной войне без сталинского руководства?

     На протяжении всей войны в центре дипломатической деятельности И.В.Сталина стояли проблемы защиты государственных интересов СССР, максимального вовлечения в борьбу с Германией ресурсов Англии и США, обеспечения безопасности СССР в послевоенный период, надежности границ и обеспечения наших твердых позиций на международных конференциях.

         Деятельность И.В.Сталина в предвоенные годы и в 1941 –1945 г.г. сыграла исключительную роль в Великой Отечественной войне Советского Союза против фашистской Германии и ее союзников, против милитаристской Японии и в целом во второй мировой войне.

          На начальном этапе войны на фронте сложилась катастрофическая обстановка, которая не предвиделась советским политическим и военным руководством и находилась в вопиющем противоречии со взглядами и расчетами довоенного времени.    

 С первых же дней войны перед И.В.Сталиным неотложно и остро встала проблема оптимальной организации управления вооруженной борьбой и всей жизнью страны в новых крайне сложных условиях, тем более после первых неудачно развернувшихся военных действий. Как высший руководитель государства, он сумел быстро найти новые оптимальные формы управления и создать соответствующие властные органы. Они успешно функционировали (изменяясь и совершенствуясь) на протяжении всей Отечественной войны, как в драматические ее периоды, так и в победные годы. Была осуществлена максимальная концентрация власти в одних руках. Это потребовало от Сталина неимоверного напряжения всех духовных и умственных сил, работы, в полном смысле слова, на износ.

     В этот критический, сложный период войны И.В.Сталин оказался на уровне предъявляемых к полководцу требований: были сорваны планы гитлеровцев первыми массированными ударами разгромить Красную Армию. Полководец, не допустивший в начале войны разгрома своих войск, уже, можно сказать, выигрывает войну.

     В самом начале войны И.В.Сталин охарактеризовал наиболее принципиальные особенности Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии.

     Первой особенностью Отечественной войны было то, что она возникла в результате внезапного вероломного нападения на СССР гитлеровской Германии. Готовясь к нападению на Советский Союз, фашистская Германия задолго полностью перевела свою экономику, а затем промышленность оккупированных ею европейских стран на выпуск военной продукции. Войска Германии, как страны-агрессора, были целиком отмобилизованы и продвинуты к границам СССР, а затем по сигналу для выступления брошены против СССР. «Фашистская Германия, - говорил И.В.Сталин в выступлении по радио 3 июля 1941 года, - неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключенный в 1939 году между ней и СССР, не считаясь с тем, что она будет признана всем миром стороной нападающей. Понятно, что наша миролюбивая страна, не желая брать на себя инициативу нарушения пакта, не могла стать на путь вероломства» .

  Конечно, нельзя все заслуги в победе отдавать только И.В Сталину.

Особенностью Отечественной войны являлось то, что в ней воевали не солдат против солдата, не армия против армии, а фашистская Германия против социалистического Советского Союза. Это была не обычная война, а, по определению И.В.Сталина, великая война всего советского народа против немецко-фашистских войск.

Также особенностью Отечественной войны было то, что в этой войне армия и народ были, как никогда, едины. И на фронте, и в тылу советские люди отдавали все свои силы, а подчас и жизнь, делу разгрома ненавистного врага. Войну вела вся страна – рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция, люди всех национальностей, мужчины и женщины, старики и дети.

     И целью этой всенародной войны против фашистских угнетателей была не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. Опыт двух лет второй мировой войны показал, что гитлеризм является смертельным врагом всех народов мира – англичан и французов, американцев и югославов, датчан и греков. Всем им грозило порабощение и истребление. Вот почему Советский Союз имел верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе и в лице германского народа. Это был, говоря словами И.В.Сталина, «единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера».

 Показ слайдов, на основе анализа, которых учащиеся должны сформулировать проблему: «Почему  личность И.В.Сталина так неоднозначна»?

3. Выступление групп: непосредственно дискуссия.

4.Подведение итогов дискуссии (рефлексия).

5.Обсуждение хода дискуссии (самооценка и самоанализ участников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Статья: Роль и место гуманитарно-обществоведческих дисциплин в средней школе. Курс "Мировая художественная культура".

Важнейшие задачи образования - пересмотр содержания и повышение качества – поставили в центр внимания взаимосвязь и взаимозависимость образования и культуры. Позитивное влияние национально-культурных ...

Презентация "Роль и место России в мировом хозяйстве"

Презентация к уроку, повторение предыдущего материала"...

Роль Первой Мировой войны в формировании современной политической карты мира

Урок рассчитан на формирование межпредметных связей...

Интегрированный урок английского языка и истории для 7 и 10 классов «Роль союзников Советского Союза во Второй Мировой войне»

Данный урок предназначен для определения реальной значимости создания антигитлеровской коалиции, понимания ситуации на втором фронте и о роли наших союзников во Второй Мировой войне. ...

Роль СССР в разгроме фашистской Германии в годы 2 мировой войны (материалы к уроку).

Представлены материалы к уроку для повторения и обобщения по теме "Великая Отечественная война", высказывания  лидеров стран Европы и США , деятелей культуры и цитаты из европейских и американски...