Классный час в 5 классе "Памяти Олега Сухацкого"
классный час (5 класс) по теме

Рогалева Ирина Евгеньевна

 

В нашей школе стало традицией отмечать в январе день памяти Олега Петровича Сухацкого, геройски погибшего в 2000 году при исполнении воинского долга в Чеченской республике. Олег учился в Чушевицкой школе с 1990 г. по 1995 г. На здании нашей школы установлена мемориальная доска в его честь. 19 января, в день рождения О.Сухацкого, мы провели классный час, посвященный его жизни и гибели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_klassnogo_chasa.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Памяти Олега Сухацкого

Цель: формирование у пятиклассников представления о гражданском и патриотическом долге, чести, ответственности.

Задачи

  1. познакомить обучающихся с героическими и трагическими страницами истории нашей страны; 2) воспитывать у пятиклассников уважение  к подвигам защитников Отечества, чувство гордости за своего земляка,  осознание необходимости увековечения памяти павших героев; 3) способствовать формированию у подрастающего поколения готовности к защите Родины.

Предварительная подготовка: сбор материалов для презентации (фото из личных архивов обучающихся и классного руководителя), сообщение по статье А. Кузьминского.

Оборудование: презентация с музыкальным оформлением (Приложение 1).

Ход классного часа:

I. День памяти мы с ребятами начинаем у мемориальной доски, установленной на школе в честь ее выпускника.

- Ребята, что вы знаете об этом человеке? (Он учился в нашей школе 5 лет; его родной дом – у нас на Каменке; он воевал, погиб в бою.)

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, в честь которого устанавливается мемориальная доска – доска памяти? (Он должен быть смелым, должен совершить подвиг или такой поступок, после которого его должны все помнить, он может быть награжден за этот поступок.)

- Сегодня я хочу рассказать вам о том, каким человеком был Олег, какой подвиг он совершил и каких наград он удостоен. Сейчас мы вернемся в класс и там продолжим наш разговор.

II. На первом слайде презентации – тема классного часа.

- Почему день памяти О. Сухацкого мы проводим в январе? (Олег родился19 января 1980г., а погиб 9 января 2000г.)

Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил.
Получал и пятерки, и двойки,
Но я школу свою любил.
Не спешите, постойте, ребята,
Побеседуйте тихо со мной
И скажите: “Какой был веселый!”
И какой он еще молодой.
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет.
Мне исполнилось только 20,
А меня уже нет, просто нет.
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил.
Мне бы бегать на поле футбольном
И подругу встречать по весне.
Я зимой не вернулся из боя.
Я убит на чеченской войне.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из книги очерков Александра Черняткина «Кавказский крест» о вологжанах, погибших в горячих точках. (Слайд 2). Очерк, посвященный нашему земляку, начинается скорбными датами и повествует о последних минутах жизни Олега. «В тот роковой день 9 января 2000 года тыловая колонна внутренних войск, в составе которой был и рядовой Олег Сухацкий, выдвинулась по привычному маршруту Шали – Аргун – Гудермес. Для охраны были назначены три экипажа бронетранспортеров. В начале девятого утра в районе населенного пункта Мескерт-Юрт поджидавшие в засаде боевики ударили по колонне сразу с двух сторон. Ее рассекли на несколько частей, ведя массированный обстрел из пулеметов, гранатометов, а потом и минометов. Несколько грузовиков и БТР на высокой скорости проскочили Мескер-Юрт, приближаясь к Аргунскому блок-посту. Однако на подходе к нему солдаты приняли новый удар. До 250 боевиков взяли в огневой мешок 5 машин. По некоторым данным, бой продолжался почти сутки. Автоматные и пулеметные очереди не стихали весь день и всю ночь. Солдаты держались до последнего. Только на утро следующего дня, когда бой стих, стало возможным  подобраться к останкам убитых. Среди развороченной техники и трупов солдат было обнаружено тело верховажского парня Олега Сухацкого. Ему было 19 лет. До дня рождения оставалось 10 дней».

Детские фотографии сохранили для нас лицо веселого, жизнерадостного, улыбчивого паренька. (Слайды3-6).

Ребята внимательно рассматривают фото, находят рядом с Олегом своих родителей, родственников, знакомых. 

Олег рос очень самостоятельным пареньком. В 17 лет сверстники называли его по отчеству - Петровичем. (Слайд 7).

- Каких людей обычно называют по отчеству? (Взрослых). Почему Олега так называли? (Наверное, друзья уважали его.)

Ему исполнилось 11 лет, когда умерла его мама. Олега, а также двух его братьев и двух сестер отец воспитывал один. «Олег быстро осваивал все, чему его учили старшие, – рассказывает отец Петр Иванович. – Он умел печь хлеб и класть печи. Вообще делал любую работу». В школе играл в футбол за школьную сборную и даже участвовал в районных соревнованиях.

Службу в армии Олег воспринял как долг, который нельзя не выполнить. (Слайд 8). Кроме того, его прельщала возможность повидать Россию. Командировка в Чечню сначала казалась увлекательным путешествием. По воспоминаниям сослуживцев, Олегу часто приходилось участвовать в контртеррористических операциях и обезвреживать боевиков на территории Северо-Кавказской республики. В любой операции рядовой Сухацкий проявлял себя как настоящий мужчина. Страх, конечно, был, но, как писал он домой, «ко всему можно привыкнуть». В последнем письме Олег написал: «Ждите меня, все будет хорошо. В конце января я приеду домой. Как вы будете без меня жить?»

Весной 2000 года в районной газете «Верховажский вестник» была опубликована статья Александра Кузьминского, сослуживца Олега и нашего земляка. С выдержками из этой статьи нас познакомит Катя Кондакова. (Слайд 9, Приложение 2 - статья).

За подвиг сына Петр Иванович Сухацкий был награжден правительственной медалью. (Слайд 10). «Мне рассказали о некоторых деталях боя, – говорит Петр Иванович. – В перестрелке Олегу попали по ногам и, видимо, сильно. Женщина, капитан медицинской службы, пыталась вытащить его из-под обстрела, но он ее оттолкнул со словами, мол, все равно не выживу, и после этого отстреливался, сколько мог». После гибели сына отец ездил в питерскую часть, куда призвался Олег. «В части я рассматривал какие-то фотографии, когда сзади ко мне подошел офицер, положил руку на плечо и спросил: «Вы отец Олега?». Я подтвердил. «Спасибо вам за сына», – негромко произнес майор».

С трепетным волнением принимал отец Олега - Петр Иванович - из рук подполковника Андрея Викторовича Бычкова медаль «В память российских воинов, погибших на Кавказе». (Слайд 11). Она представляет собой круг золотистого цвета. На лицевой стороне медали композиция, изображающая исторического воина, разрывающего пасть шакала на фоне грозового неба. Аллегорическая композиция символизирует борьбу российских воинов с бандитскими формированиями на территории Кавказа. На обратной стороне медали изображена российская историческая награда - крест «За службу на Кавказе» с сияющими лучами солнца, восходящего из-за хребтов кавказских гор. В нижней части надпись «В память погибших российских воинов на Кавказе».

В Книге Памяти, составленной А.Черняткиным и его коллегами, опубликованной на страницах газеты «Наша Вологда»,  есть карта, на которой обозначены места гибели вологжан, исполнявших свой воинский долг на Кавказе. Среди них – место гибели Олега. (Слайды 12-13, звучит  песня «Где-то рядом они» в исполнении группы «Голубые береты»).

III. Поразмышляем вместе:

- Как вы думаете, нужно ли нам вспоминать тех солдат, которые погибли, таких, как Олег, ведь прошло уже немало лет? (Конечно, нужно, очень жаль, что такой хороший человек погиб.  Он бы мог жить сейчас, работать, у него бы, наверное, была своя семья. В стихотворении говорилось, что он погиб, защищая нас, значит, мы обязательно должны его помнить.)

- Олег мог бы выйти из боя, мог бы спастись, но не сделал этого. Почему? (Значит, он не захотел бросать своих товарищей. Сослуживцы и друзья говорили, что он был честным человеком и верным другом.)

- Современные молодые люди не стремятся идти в армию, боятся трудностей. Олег их не испугался и выполнил свой долг до конца. Что бы вы ему сказали, если бы он остался жив? (Ты – молодец! Мы гордимся тобой! Спасибо тебе, Олег!)

Слайд 14.

Как мало лет он прожил. Только 20!
Но миг победы больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться, 
Остаться в наших душах навсегда. 
Нет, мужество случайным не бывает. 
Оно в душе солдата родилось, 
Когда он о друзьях не забывает 
И с родиной себя не мыслит врозь. 
Смотрю, смотрю в его лицо простое – 
Печальное тире между двух дат. 
И верю я, что только так и стоит 
Жить не земле, как жил на ней солдат.

Минута молчания.

Прошу почтить память Олега Петровича Сухацкого минутой молчания.

Использованные источники и литература:

1. Кузьминский А. «Последний бой Олега Сухацкого». – «Верховажский вестник», 29 апреля 2000г.

2. Майорова Н.С. «Я не дам вам спать», сборник стихов. – М.: Издательство «Юркнига», 2004.

3. Черняткин А. «Кавказский крест». Вологда, 2011 год (Интернет – ресурс: http://vollit.narod.ru/krest-1.txt)

4. «Чеченская война: Книга Памяти» - «Наша Вологда», 17-23 июля 2007 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"

Читаем, думаем, спорим – действия, составляющие основу урока литературы. Урок по теме «А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге » и её летописный источник» является одним из уроков в изучении творчества велик...

Песнь о вещем Олеге.

Материал к уроку...

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Тесты по ОБЖ 6 класс Сёмышев Олег Иванович

Данные тесты являются авторской разработкой О.И.Сёмышева- учителя ОБЖ Шамарской СОШ № 26...

Тесты по ОБЖ 6 класс Сёмышев Олег Иванович

Тесты по ОБЖ 6 класс Сёмышев Олег Иванович...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

сценарий классного часа посвященного памяти Героя Олега Казанского

сценарий классного часа посвященного памяти Героя Олега Казанского...