Классный час "Похититель рассудка"
план-конспект урока (8 класс) по теме

Хачикян Лариса Хачиковна

"Пьянство есть упражнение в безумии "-Пифагор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pohititel_rassudka.docx70.07 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

ПОХИТИТЕЛЬ РАССУДКА    

                                                        Пьянство есть упражнение в безумии.

                                                                                                            Пифагор

Похититель  рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. 

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посу ды, давшей возможность изготов ления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, из вестный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

немного истории

История изготовления хмель ных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напит ки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса.

В Древней Индии приготов ляли напиток «сома», игравший большую роль в религии ариев. Описывался и способ его получе ния : выжатый из растений сок про цеживали, затем смешивали с во дой, молоком, ячменем, после чего полученная смесь бродила, приоб ретая особый вкус и оказывая опья няющее действие. Особый вариант сомы получали выжимкой из гри бов (мухоморов и др.). Сому пили жрецы во время ритуальных цере моний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия.

 Люди   верили,   что   именно   сома давала богам все их могущество. Простому смертному сома дарила будто бы продление жизни, исце ление от болезней. «Мы выпили сомы, мы стали бессмертными, мы достигли света, мы нашли бо гов»,— поется в одном из гимнов «Ригведы», написанном не позднее X века до н. э.

 

.

Но особо широкое распростра нение в древности нашло вино градное вино, В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н. э. Вино также считалось даром богов. Покровителем виноградар ства и виноделия в Греции являлся Дионис,' сын Зевса. Другое его имя — Вакх, в латинской форме — Бахус. В честь Диониса проводи лись специальные праздники — дионисии, или вакханалии.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПЬЯНСТВО 

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от воз раста. [До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо слу чайно, либо его дают «для аппе тита», «лечат вином» или же ребе нок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий глав ным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами перво го употребления алкоголя стано вятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжест во», «гости» и т. д.

С 14—15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компа нию», «для храбрости» и т. д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знаком ства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «тра диционная» группа мотивов.

Обычно это бывает, так сказать, «невинная»  рюмочка в  честь дня

рождения или другого торжества, И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно» Ведь стоит раз прикоснуть ся к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подрос ток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возмож ность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы.

В основе мотивов пер вой группы лежит желание сле довать традициям, испытать новые ощущения, любопытство и т. п. Формированию этих мотивов спо собствуют некоторые свойства пси хики несовершеннолетних, про буждающееся в них чувство взрос лости, желание быть как все, стремление подражать старшим

Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позво ляющих им свободно вступать в общение с окружающими (напри мер, лицами более старшего возра ста, девушками)./Кроме того, опре деленной части людей свойственна застенчивость как черта характе ра, проявляющаяся сильнее в молодости, чем в зрелом возрасте. Отсюда переоценка таких качеств личности, как смелость, физичес кая сила. В нетрезвом виде кажу щееся обладание этими качествами нередко  переходит  в  развязность.

.

Большинство подростков знают о вредном влиянии алкоголя. Иногда уже первое знакомство с алкоголем подростки оценивают как «новый стиль жизни. Первоначальная устой чивость подростков к действию алкоголя невелика (50—100 мл водки), и, чем моложе возраст, в котором произошло первое опьяне ние, тем она меньше. При регу лярном употреблении алкоголя (до 2—3 раз в месяц) устойчивость подростка к действию алкоголя на чинает возрастать. Это восприни мается в компании сверстников как признак особой «силы и кре пости», отличающий лидера. Стиль жизни, принятый в «алкогольной» компании.,   ошибочно   воспринимается как естественный и нормальный. Нормой поведения считается употребление спиртных

напитков  перед танцами, в выходные дни  при встрече с друзьями и т.

. ; Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.' Складывается такой стереотип поведения, когда все проблемы решаются с употреблением спиртного . Пьют для того, «чтоб! отключиться», «забыть неприятности» и т. д.

У подростков, злоупотребляю щих алкоголем, наблюдаются раз нообразные расстройства, преиму щественно в эмоциональной и во левой сфере.

Так, у них падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоро вое честолюбие и нравственные ка чества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, бес печность, безынициативность, вну шаемость. Подростки становятся невнимательными к близким, а порой и жестокими, в отношениях с прежними друзьями — неискрен ними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в «своем кругу и быстро сближаются друг с другом.

Для несовершеннолетних пью щих характерны наигранность, бесцеремонность, развязность, бах вальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью.

Они затрудняются прогнозировать со бытия, теряют способность реаги ровать на стимулы прошлого и будущего

, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днем. У них наблюдаются легковесность и поверхностность суждений, из лишняя словоохотливость, повы шенная самооценка.

Неужели люди не понимают, что они падают в алкогольную бездну! Почему они не могут по рвать с дурной привычкой?

Победить вредные пристрасти* мешает... сам организм.

| Женщина,     злоупотребляющая спиртным... 

.

Еще в конце прошлого века французский врач Демме, изучая потомство семей алкоголиков, ус тановил, что почти 50% их детей погибли в раннем детстве, а из оставшихся 10% страдали эпилеп сией и водянкой головы, 12% росли идиотами и только 10% были здоровы.

|

 Женщина,     злоупотребляющая спиртным... это уже само по себе бедствие.  Недаром в  народе гово рится:   «Муж   пьет — полдома   го рит, жена пьет — весь дом горит». Но как себя чувствует мать, зная, что  ее  ребенок   родился  неполно ценным    по    ее    вине?    У    одной женщины   (вовсе   не   безнадежной алкоголички)   родился   ребенок   с тяжелым психическим расстройст вом.    Врачи    выяснили    причину: на протяжении всей беременности будущая мать пила коктейли, в ко торых содержался алкоголь» Всего несколько граммов алкоголя, раст воренного в тонизирующем напит ке,   и   тяжелые   психические   рас стройства у малыша, который бу дет обречен до конца своей жизни! Женщине нельзя пить ни грам ма спиртного вплоть до того дня, когда ребенок отлучится от мате ринской груди.  Исключений быть не должно. Это как закон.

Женщина, готовящаяся стать матерью, не может не знать, что в начале своего развития плод еще не имеет самостоятельного крово обращения и что при приеме любых   доз   алкоголя   концентрации его в крови матери и плода оди накова.

Наследование   психической   не  полноценности от родителей-алко голиков    не    вызывает   сомнений! Более   сложен   вопрос,   передастся ли но наследству предрасположение к алкоголизму.

 Древнегречес кий   писатель   Плутарх   (46—126) писал,    что    «пьяницы    рождают пьяниц».

■ Статистико-генетическими ис следованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не переда ется, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. А быть человеку алкоголиком или не быть — этот вопрос решается конкретной жизненной ситуацией, т. е. условиями внеш ней   среды.  

 В  развитии  пьянства

детей алкоголиков решающую роль играют дурные примеры ро дителей, обстановка пьянства в доме, в семье. Стоит авторитетному члену семьи, скажем дедушке, убедительно осудить сына-алкоголика, как сразу же поднимаются шансы, что внук будет трезвенни ком.

Итак, алкоголизм не наследу ется, и борьба с ним зависит от воли и поведения пьющего человека. Роль наследственности в воз никновении алкоголизма может быть только косвенной: генетичес ки передается какая-то черта ха рактера или заболевания, способ ствующая пониженной устойчи вости к «пьяному быту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Похититель рассудка

Презентация для проведения классного часа о вреде алкоголя для учащихся 6 - 9 классов....

Внеклассное мероприятие "Похитители рассудка. Вредные привычки человека"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса....

Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе "Басня есть поэзия рассудка"

13 февраля 2017 года исполнилось 248 лет со дня рождения  великого русского писателя - баснописца Ивана Андреевича Крылова....

Презентация на тему здорового образа жизни "Спайс- похититель рассудка"

презентация "Спайс- похититель рассудка" направлена на охрану здоровья...

Конспект урока литературы по теме «Коль любить, так без рассудку…» (Интимная лирика А.К. Толстого)

Цель урока: Познакомить учащихся с любовной лирикой А.К. Толстого, показать красоту человеческих отношений на примере стихотворений А.К. Толстого;Задачи:1) Воспитание у детей читательской культуры, чу...

Классный час «Похитители здоровья»

Вредные привычки  можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость....

Похититель рассудка

Цель:  выработка негативного отношения к употреблению алкоголя....