Урок мужества "Живая память"
методическая разработка (6 класс) на тему

 

           Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русского человека, наполняющего особым значением слово жизнь.

                  Завари листом смородины

                  Чай – и чуткою душой

                  Сам поймешь: без малой родины

                  Нет понятия большой.

                  Встану рано утром,

                                       гляну я –

                  Оторваться не могу:

                  Вот березки хороводятся

                  На приобском берегу…

                                                Г.Панов.

Тема живой памяти помогает рассмотреть предпосылки формирования патриотизма: привязанность человека к месту жительства, гордость за успехи Отечества.

Эта тема аккумулирует в себе огромные запасы формирования и воспитания ментальности русского человека. Соборность, чистота, справедливость, гордость, великодушие, щедрость, любовь к своему Отечеству – всегда были и будут основой становления человека. Живая память – это источник верности и преданности заветам отцов.

Отношение человека к Родине складывается через такие понятия, как долг, верность и Отечество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

                             

                           УРОК МУЖЕСТВА.

                   

                           ЖИВАЯ ПАМЯТЬ.

Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русского человека, наполняющего особым значением слово жизнь.

                  Завари листом смородины

                  Чай – и чуткою душой

                  Сам поймешь: без малой родины

                  Нет понятия большой.

                  Встану рано утром,

                                       гляну я –

                  Оторваться не могу:

                  Вот березки хороводятся

                  На приобском берегу…

                                                Г.Панов.

Тема живой памяти помогает рассмотреть предпосылки формирования патриотизма: привязанность человека к месту жительства, гордость за успехи Отечества.

Эта тема аккумулирует в себе огромные запасы формирования и воспитания ментальности русского человека. Соборность, чистота, справедливость, гордость, великодушие, щедрость, любовь к своему Отечеству – всегда были и будут основой становления человека. Живая память – это источник верности и преданности заветам отцов.

Отношение человека к Родине складывается через такие понятия, как долг, верность и Отечество.

Цель «Урока Мужества» - логическое формирование ценностного ряда «от малой Родины – к большой». Воспитание ответственности перед историческим прошлым и настоящим. Любви и гордости за русский народ, который не только защитил свое Отечество, но и сохранил живую память о великих подвигах во имя мира на земле. Целью урока становится прикосновение к святыням своей малой Родины – того места, где односельчане проявили мужество, храбрость, смелость при защите своего дома, своего села. По такой земле ребята могут ходить с высоко поднятой головой, гордясь славой и стойкостью своих односельчан.

Задача.

 Построить «Урок Мужества» так, чтобы он стал связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Это значит материал, который будет использован на уроке, должен быть построен не на общих фразах, призывах, обещаниях. Формирование и развитие внутренней сопричастности через активное участие в подготовке к этому  уроку.

 Осмысление и принятие таких важных для человека категорий, как ответственность за судьбу своей малой Родины, за красоту полей и белоствольных берез, за родную деревню, которая развернула свои крылья на просторах великой красавицы реки Обь. За те места памяти и мужества своих односельчан, которые развивают гордость и уважение за свое родное и близкое.

 Чувство патриотизма зарождается в человеке не в одночасье. Поэтому важно бережно и не навязчиво передать эстафету живой памяти молодым людям и показать, что это не чужое, а сокровенное и дорогое для каждого из них.

В каждом селе, в каждом городе, микрорайоне есть места и события, связанные с темой высокого проявления воли и духа русского человека. Важно показать истоки этого мужества через любовь к своему дому, к улице, на которой ты вырос, к дереву, которое ты посадил с дедом. «Урок Мужества»  - это урок возмужания человеческой души. И особенно важно, что через принятие малого идет принятие большого. Поэтому область применения таких уроков обширна. А самое главное, что готовить и проводить такие уроки очень интересно.

Мой урок состоит из 3-х частей:

                                                          1. Посещение Знака Памяти, который находится за пределами села. Беседа с ребятами и рассказ об истории создания этого Знака Памяти.

                                                          2. Проведение «Урока Мужества» в стенах школы, с приглашением, очевидцев, бывших учеников, которые стояли у истоков создания Знака Памяти, которые ухаживали за ним, сохраняя живую память о подвиге односельчан, защитивших свою малую землю. Приглашаются бывшие выпускники, которым пришлось защищать Родину в Чечне и других горячих точках.

                                                         3. Возложение участниками урока цветов к Знаку Памяти и минута молчания.

 

Девятнадцать лет назад, когда  с учениками был собран материал о героически погибших односельчанах, я не думала, что это перерастет во что – то большое и ответственное. Потом на этом месте ученики вместе с взрослыми поставили  и открыли Знак Памяти. С этого момента я поняла, что теперь всегда буду прививать ученика чувство патриотизма и любви к своей Родине здесь, у этого места людской памяти. Прошло время, но тропинка,  проложенная к сердцу каждого ученика, стала дорогой к их родному дому. И откуда бы ни приезжали наши выпускники, они с гордостью рассказывают своим детям об истоках становления своей души и бережно передают в наследство частицу своей малой Родины.

                         СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

   

1.Место проведения  - Знак Памяти.

Учащиеся вместе с учителем через беседу знакомятся с историей создания  Знака Памяти.

Учитель.  С чего начинается Родина?

                  С картинки в твоем букваре,

                  С хороших и верных товарищей,

                  Живущих в соседнем дворе.

                  А может она начинается

                  С той песни, что пела нам мать,

                  С того, что в любых испытаниях  

                  У нас никому не отнять.

Вот так, радуясь жизни, весело играя и наслаждаясь летним солнцем, мальчишки и девчонки росли на этой шелаболихинской земле и верили в свое светлое будущее. Таким ранним утром Васятка, которому в то время было лет пять,  увязался за мамкой, искавшей с самого утра пропавшую корову. Когда Васятка поднялся на взгорок, то увидел среди белоствольных берез и голубого цвета воды небольшого озерца что – то красное, непонятное и страшное. Он громко заплакал, испугавшись увиденного.

 Только потом стало известно, что на этом месте были измучены и убиты местные мужчины, которые защищали мир и спокойствие односельчан. Они пытались дать отпор непрошенным гостям, творившим самосуд над жителями. Эту историю мы узнали от самого Василия Трофимовича Трошина. Но сейчас его уже нет в живых. В те страшные для деревни дни гражданской войны полегло много местных жителей, но деревню отстояли, не дали своих детей, сестер, жен на поругание. Выдержали испытание, веря в то, что они боролись за жизнь. За жизнь, в которой , ребята, мы сегодня не имеем права опускать голову, а жить в этой жизни достойно и помня о том, какой ценой заплачено за голубое мирное небо над головой.

 Прошло много лет с того дня, утекло много воды, но ребята нашей школы решили сохранить память о мужестве и подвиге односельчан, которые, испытав огромные тяготы и мучения, никому не отдали на поругание эту красивую землю, которую мы с вами называем малой Родиной.

Ученики читают фрагменты из своих сочинений  «С чего начинается Родина?».

                1          Прошлым летом я гостила в деревне у бабушки. Как – то она внесла в дом горшок с красным цветком и сказала:

                           -Цветок – то погибал, я его вынесла на Русь, он и зацвел.

                           - На Русь? – удивилась я

                           -На Русь, на светлое место,- подтвердила бабушка, объясняя, - Русью раньше светлое место звалось, где солнышко светит.  

             

              2. А для меня Родина начинается с того места, куда мы с папой любим приходить и смотреть на нашу красавицу Обь. В душе становится чисто, красиво, какой – то силы набираешься.

       

              3. По этой земле учился ходить еще мой прапрадед. Здесь живут мои друзья. Я чувствую, что слово Родина живет во мне всегда. Идешь по улице с папой, а все уважительно здороваются с ним. Я тоже хочу, чтобы мои дети гордились мной. И жить я хочу здесь, на своей земле.

               

Учитель. Девятнадцать лет прошло с тех пор, как был установлен Знак Памяти. За эти годы каждый выпускник и житель села знает, что на этом месте погибли мирные люди, защищая свой дом, семью.

 Нашим выпускникам выпала великая честь защищать Родину в двух воинах. На одной из встреч с бывшим учеником нашей школы Юраш Михаилом Ивановичем я задала вопрос: «Как тебе представлялась между боями в минуты затишья твоя малая родина?». Михаил, не задумываясь, ответил: «Это моя мама, которая стояла ранним утром с ведром парного молока на крыльце нашего дома».

       Чувство Родины – это самое высокое из человеческих чувств. Родина – это дымок родного поселка, это рябина под окном, лес, с заветной, только тебе известной тропинкой. Защищая родную землю, люди  защищают близкое, родное. Именно так погибли эти люди, веря в лучшее. Но память о них жива. К этому месту приходят люди и рассказываю своим детям о великой любви и вере человека в жизнь.

                      Наверно, Родина – творится с детства.

                      По крохам собирается в пути.

                      Ее не получают как наследство, -

                      Ты должен сам ее найти.

                      Прочесть поля, переболеть поденно

                      Беду ее, когда придет беда.

                      Как на свиданье, чисто и влюблено,

                      Входить к ней в молодые города.

                      Косит луга, вдыхать на пойме мяту,

                      Захлебываться песнями до слез.

                      И если надо, стать солдатом, -

                      Что все в ней вместе,

                      Ничего с ней врозь.

Ученики, которые собирали материал и ухаживали за этим местом, хотели, чтобы дело их обязательно продолжили. А мы с вами скоро узнаем, а сохранили ли они эту память?

         2. Место проведения – школьный класс, который оформлен для встречи с выпускниками, непосредственно участвующих в поисковой работе и в создании Знака Памяти.

         На стенах слова из сочинений бывших учеников, фотографии. Альбом с воспоминаниями и пожеланиями гостей и участников встреч. Экран для просмотра видеоматериала.

        1. Звучит музыка. Ведущие начинают «Урок Мужества».

 Чувство любви к Родине, гордость за свой народ. Эти темы всегда стояли у истоков рождения и становления души великого русского человека – защитника и созидателя. Это особенная душа, в которой живет огонь всепобеждающей любви, любви к людям, к миру. Это дарящая душа.

 Патриотизм. Слово знакомо, но имеет ли оно силу, не потерян ли сегодня нами смысл и значение? Стоит задуматься. Что дает чувство патриотизма человеку?

 Из анкеты, проведенной в нашей школе, видно, что не все понимают значение слова « патриот» правильно.

                                        -патриот – это тот, кто воевал в Великую Отечественную войну.

                                        -патриот – это человек, который, который борется за честь своей страны в разных спортивных соревнованиях.

                                        -патриот – это вообще слово сегодня не модное. Это было раньше, а сегодня каждый за себя.

Вопрос присутствующим в зале. Вы согласны с такой точкой зрения?

Выступают ученики, ветераны, гости.

Проблема патриотического воспитания является составной частью нравственного воспитания. Она важна как система моральных отношений.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному патриотизму.

Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего.

 

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, - значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране, да и к себе тоже.

   Сегодня среди нас есть гости, бывшие наши ученики, которые давно уже вышли из стен нашей школы. Хотелось бы спросить их, а почему вам тогда захотелось поднять историю и вернуть память о наших односельчанах?

                           

                          Мне было тогда 12 лет, как и моим друзьям. Я тогда и не думал о каких – то возвышенных словах. Мы узнали об этом на одном из классных часов. Тогда к нам пришел пожилой человек – Василий Трофимович Трошин. Мы ушли тогда на самое начало села. Я помню, что мы с мальчишками часто играли там. Но то, что рассказал нам Василий Трофимович, произвело на нас огромное впечатление. Он поставил нас тогда в большой круг и рассказал историю о людях, которые заплатили ценой своей жизни, чтобы мы сегодня мирно жили, учились, росли и мечтали.

                       

                           Мне понравилось тогда, что, практически, вся школа подключилась к этому делу.  Мы устроили конкурс на  лучший эскиз Знака Памяти. Выбрали такой, где два штыка расходятся вверх – вниз. Штык вниз – мужчина возделывает свою землю для мира и любви. Штык вверх – мужчина становится защитником этой земли, своего народа.

Зачитывается письмо выпускника школы  Собакинского Константина.

                          Я тогда учился в школе. Мы вместе со свое учительницей ходили к Знаку Памяти, чистили, убирали. Наталья Владимировна нам рассказывала историю, связанную с этим местом. Я тогда не придавал значения всему, что мы делали: красили, пололи траву, подсыпали  землю.

 И вот только сейчас, когда у меня уже своя семья, я с гордостью вспоминаю это время. Всегда, когда мы проезжаем мимо Знака Памяти, я рассказываю своим детям всю историю и добавляю гордо: « Помните, что ваш отец маленьким ухаживал за этим местом и вы, когда подрастете, будете помнить о людях, которые, отстояли нашу деревню в военное лихолетье».

 Это чувство гордости за свое село, за своих односельчан не покидает меня и сейчас. Я передам эту живую память моим детям.

 Спасибо моим учителям, которые дали мне это ощущение Родины.

Зачитывается выдержка из сочинения Булатова Руслана. Сегодня он служит в ФСБ. Награжден многими медалями.

                          …Я живу в селе Шелаболиха. Здесь я родился и считаю это село своей малой Родиной. Мне нравится чистый воздух, просторы полей, хороводы белоствольных берез. Мое село маленькое, но сколько в нем добрых, сильных  красивых людей. Красивых, может быть, не внешностью, а величием человеческого духа.

На фоне музыки показываются слайды родного села, полей, реки Обь, Знака Памяти.

Ведущий. Человеку присуща гордость за родное и близкое. Важно, чтобы мы сохранили живую память, передали завещанное нам.  

Через год мы отметим двадцатилетие. Но много еще не сделано. Дорогие ребята, нам с вами предстоит большая работа. Очень хотелось бы разыскать ближайших родственников и потомков этих героических людей. Помните, что истинный патриотизм – это действенный патриотизм. Я думаю, что вы тоже многое сможете рассказать своим детям. Это будет нашим общим делом.

 

Сколько раз ты фениксом – птицей

Возрождалась из пепла вновь

 Отражались в речушках лица,

Хоть текла там порою кровь.

Вон овраги избороздили,

Как морщины, твое лицо,

И легенды, рассказы и были

Затянулись в родное кольцо.

Ты хлебнула добра и лиха,

Шелаболиха – моя боль!

Я шепну тебе очень тихо

К твоим тайнам заветный пароль.

   

3. Третьей частью «Урока Мужества» становится возложение венков и цветов гостями и участниками встречи. Ребята осознанно принимают вахту от старшего поколения. Минута молчания объединяет прошлое, настоящее и будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения уроков мужества в память о катастрофе на Чернобыльской АЭС

Трагедия, произошедшая в Припяти является печальным, горьким уроком для всех нас. Необходимо научить детей сопереживанию. Чтобы наши дети выучили горький урок Чернобыля и не допустили его повторения в...

Сценарий урока мужества "Живая память"

Данное мероприятие может быть использовано для среднего звена. Предусматривается использование материала из истории школы (о выпускниках)....

Урок мужества "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ"

Меропрятие посвящено Дню Защитника Отечества, направлено на воспитание у школьников общечеловеческих и нравственных ценностей; чувства патриотизма; любовь и уважение к своей стране; чувство гордости з...

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны...

Урок мужества "Пусть память верную хранят и наших внуков внуки..." (к 70-летию великой Победы в ВОВ)

Материал для проведения классных часов, уроков мужества по патриотическому воспитанию с использованием отрывков из стихотворений известных поэтов, песен....

Урок мужества "Есть память, которой не будет забвенья"

Урок, проведённый в рамках подготовки к Дню победы...

Сценарий урока мужества "Живая память"

Сценарий урока мужества "Живая память" посвящен 23 февраля....