программа "Круиз в лето"
материал на тему

Дубасова Ирина Яковлевна

Программа лагеря с дневным пребыванием детей (7-14лет), где каждый участник найдёт себе дело по душе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_letnego_lageryacopy_001.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная Маргенауская общеобразовательная средняя школа.

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

     

Маргенау - 2009

                    I  Пояснительная записка

    Ф.М.Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора. Осмысление этой идеи означает, что успех воспитания зависит от того, как много светлых и радостных минут детства ребёнок может взять в самостоятельную жизнь. Накопить этот необходимый для каждого человека запас приятных   воспоминаний из детства помогут детские оздоровительные лагеря.

     Воспитательная ценность детского оздоровительного лагеря в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности, что способствует гармоничному развитию растущего человека.

     Медики бьют тревогу. Происходит процесс омоложения заболеваний. Наряду с огромным количеством врождённых заболеваний настоящей проблемой для современных детей становятся такие болезни, как ожирение и отклонение в психическом развитии, хронический тонзиллит и близорукость, сколиоз, отмечается рост количества заболеваний сердечно-сосудистой системы. Всё перечисленное выше доказывает, что дети нуждаются в летнем отдыхе как никто другой. Необходимо проводить оздоровительные мероприятия, нацеленные на формирование здорового образа жизни ребят, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

    Игра- важнейшая потребность детей. В то же время игра является универсальным способом воспитания. Суть воспитания состоит в совместной деятельности детей и взрослых по реализации вместе выработанных созидательных целей и задач. Только в творческом сотрудничестве со взрослым ребёнок не отторгает, а принимает педагогическое руководство как

условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем.

    Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, требует его активной умственной деятельности, развивает мышление и самостоятельность действий. Игра- это очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте.

   Ещё В.А.Сухомлинский писал: « К каким бы видам интеллектуальной или художественной деятельности ни проявлял задатков и наклонностей учащийся, его участие в физическом  труде является обязательным». Систематический труд школьников с раннего возраста должен стать предметом постоянной заботы педагогов, родителей, хозяйственных и руководящих органов.

   Труд должен стать смыслом жизни, источником вдохновения и радости коллектива и личности. Трудовое вдохновение, радость труда, одухотворение трудовым творчеством- это могучая духовная сила, которая сближает людей, пробуждает в ребёнке первое чувство, на основе которого постепенно утверждается гражданское достоинство, чувство в потребности в сближении с другим человеком, в отдаче ему своих духовных сил, в переживании ответственности за другого человека. Труд как метод воспитания способствует приобретению основных умений, навыков, которые необходимы для дальнейшей самореализации человека как свободной, творческой, здоровой личности.

   Основная идея программы «КРУИЗ В ЛЕТО»-через игру привлечь детей к трудовой деятельности, к участию в различных делах, мероприятиях, конкурсах праздниках.

   Программа для детей 6-14 лет.

                                  II.Цель

Создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей.

 

Цель работы педагогического коллектива с детьми:

1.Оздоровление детского коллектива.

2.Создание условий для приобретения детьми навыков и умений труда.

3.Развитие творческого потенциала через участие в ролевой игре, досуговых мероприятиях, кружках по интересам и спортивных секциях.

4.Развитие интеллектуальных и физических способностей воспитанников.

5.Формирование позитивного общения со сверстниками.

Задачи смены:

  1. Диагностика интересов и потребностей подростков
  2. Создание дополнительных пространств, формирующих и развивающих лидерские качества подростка в личностно и общественно значимых видах деятельности.
  3. Ознакомление обучающихся с живой природой, формирование бережного отношения к окружающей среде.
  4.  Развитие трудовых умений и навыков у учащихся.
  5. Создание благоприятных условий для развития индивидуальности ребёнка.
  6. Формирование у подростков осознанного отношения к здоровому образу жизни.
  7.  Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

                                         

                            III. Cодержание

    Реализация программы осуществляется через сюжетно-ролевую игру «Круиз в лето».

   Участниками  игры становятся все жители лагеря: дети,  педагоги, вожатые, администрация, обслуживающий персонал.

   Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение всего сезона (18 дней). Игровой замысел опирается на потребность детей к романтике, приключениям, поиску, стать значимыми и полезными, быть признанными.

   Суть игры состоит в следующем: и ребята и взрослые- команда корабля.

Корабль совершает путешествие по морским равнинам. Судно, причалив к берегу, делает 1- и 3-дневные остановки, во время которых, команда должна оставить на суше память о себе. Например: посадить «Аллею памяти», разбить парк «Дружбы», организовать экологическую кампанию, тимуровское движение, шефскую помощь.

   Состав корабля делится на команды. В соответствии с этим каждая команда придумывает себе название и девиз. (См. Приложение)

   Активность детей в различных делах и мероприятиях отражается разноцветными флажками различной формы на мачте корабля:

за спортивные достижения- флажок в форме квадрата;

за трудовые успехи- флажок в форме треугольника;

за интеллект- флажок;

очень хорошо- красный цвет;

хорошо- синий цвет;

участие- зелёный цвет.

   Жизнь на корабле строится по следующим законам:

Закон 00- это закон точности. Жизнь на корабле является чередой событий. Если ты сам будешь точным пунктуальным, то и твоя команда будет такой же. Опоздания, лишние паузы- это то, что делает жизнь на корабле неинтересной, приводит к конфликтам среди детей и взрослых.

Закон территории- это очень строгий закон. Никому нельзя покидать корабль без разрешения командования. Нарушение закона грозит опасностью для жизни и здоровья детей.

Закон зелени- закон бережного отношения к природе, к растительному и животному миру, который нас окружает на суше. Важно учитывать и то, что многие растения, насекомые и животные могут представлять угрозу для жизни и здоровья детей.

Закон творчества- издавна существует правило: «Все дела делай творчески, а иначе-  зачем?» Творчество нельзя ограничить. Выдумывайте, творите и фантазируйте.

Закон поднятой руки- хочешь высказать своё мнение согласие  или несогласие во время обсуждения- подними руку. Закон гласит: если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то нужное. Когда поднимается рука, все вокруг должны  слушать.

   Эти законы должны стать нормой поведения в группе, помочь в приобретении общечеловеческих качеств, умений и навыков.

                               Направление работы.

Ключевые дела смены:

1-й день-отправление в морское путешествие.

Цель: заложить основы временного детского коллектива на основе создания  

          творческой, комфортной атмосферы жизнедеятельности детей и  

          взрослых;

          познакомить детей с сюжетом игры и законами корабля.

2-й-4-й день- корабль бросает якорь в порту сообразительности.

Цель: формировать у ребят стремление к активной интеллектуальной  

           деятельности;

           развивать интерес и любознательность;

           воспитывать у ребят ценностную ориентацию, способность к  

           нравственным суждениям;

          развивать творческие способности, способности размышлять,

          умению делать выводы.

        Мероприятия: «Загадки лета»

                                  «Весёлая математика»

                                  «Защита времён года»

5-й-7-й день-пристань «сказочная»

Цель: воспитывать в детях доброжелательность, умение видеть красоту в

          простом, дарить тепло и доброту;

          приобщение ребят к традициям и обычаям русского народа;

          воспитывать доброжелательность, инициативность, активность.

        Мероприятия:  «Морской бой»

                                  «Избушка сказок»

                                  «Дикие люди»

8-й-10-й день- причал «спортивная академия»

Цель: организовать досуг детей, способствовать созданию в коллективе        

           тёплой, дружеской атмосферы;

           развивать организаторские навыки у ребят, умение принимать  

            коллективные решения;

           убедить в необходимости здорового образа жизни.

        Мероприятия: «А ну-ка, мальчики»

                                 «На балу у золушки»

                                 «Мама, папа, я- дружная семья»

11-й-13-й день-гавань талантливых

Цель: формирование благоприятной  эмоционально-психологической и

           нравственной атмосферы в коллективе;

           развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и    

           инициативы, сплочение коллектива.

        Мероприятия: «Ассорти талантов»

                                 «Поляна народной мудрости»

                                 «Полна загадок чудесница- природа»

14-й-16-й день бухта сообразительных

Цель: учить детей фантазировать , импровизировать, развивать

         изобретательность, творчество и художественные умения;

        познакомить с важнейшими жизненными ценностями.

    Мероприятия: «Экологическое лото»

                              « Великолепная семёрка»

                              «Счастливый куб»

17-й день-побережье развлечений

Цель: организовать досуг детей, способствовать созданию в коллективе

          дружеской атмосферы;

          развитие творческих способностей детей;

         создание положительного эмоционального настроя.

    Мероприятия: Экскурсии в Парк культуры и отдыха;

                             посещение станции юннатов.

18-й-день-возвращение в порт.

Цель: подведение итогов смены.

      Мероприятия: « Таинственный лабиринт»

Каждый день в лагере проводятся уроки здоровья.

«Советы доктора воды»                                «Вредные привычки»

«Друзья Вода и Мыло»                                 «Если хочешь быть здоров»

«Глаза- главные помощники человека»      «Почему мы болеем?»

«Чтобы уши слышали»                                 «Что нужно знать о лекарствах»  

«Почему болят зубы»                        «Кто и как предохраняет нас от болезней»

«Как сохранить улыбку красивой?»            «Как избежать отравления?»

«Рабочие инструменты» человека»             «Как защититься от насекомых?»

«Забота о коде»                                              «Расти здоровым»

«Как следует питаться»

«Как сделать сон полезным»

                                      Режим   дня:

8.30-8.45- приём детей.

8.45-9.00-зарядка        .

9.00-10.00-завтрак, линейка.

10.00-11.00-трудовой час(мастерская «Биржа труда»)

11.00-11.45-тематическое мероприятие.

11.45-12.30-работа мастерских.

12.30-13.00-игры на свежем воздухе.

13.00-14.00-обед.

14.00-14.15-Лагерная «свеча»(итоги прожитого дня)

                            Работа мастерских:

ДК – дискотека

Спортплощадка- состязания, игры

Библиотека- интеллектуальный мир

Актовый зал- музыкальный калейдоскоп

Мастерские- «Умелые руки», «Технорёнок»

Кабинет психологии- час психологической разгрузки         

  Механизм реализации программы.

Смена включает в себя три периода:

  1. Организационный: знакомство детей с лагерем, его традициями, педагогами, друг с другом.
  2. Основной: участие детей в предложенных оздоровительных, образовательных, воспитательных и трудовых программах.
  3. Заключительный: подведение итогов работы, анализ деятельности.

                       Кадровое обеспечение:

-начальник лагеря;

-воспитатели;

-вожатые;

-музыкальный руководитель;

-спортинструктор;

-руководители кружков;

-библиотекари;

-массовики- затейники;

-психолог;

-повара.

                     Финансирование программы:

Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования.

Канцелярские товары на сумму               900-00

               Бумага для множительной техники, ватманы, цветная бумага,  

               альбомы для рисования, картон, фломастеры, цветные карандаши,

               клей, грамоты, воздушные шары.

Настольные игры на сумму                      1000-00

               Домино, шашки, пазлы, лото, «монополия».

Спортинвентарь на сумму                         2600-00

              Мячи резиновые, кегли, бадминтон, обручи, скакалки, дартс,

              пинг- понг.

                Ожидаемые результаты:

Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные интересы, лидерские и организаторские навыки.

По окончании смены у ребёнка:

  1. будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
  2. будет развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;
  3. будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
  4. будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.

                                                           

Приложение №1

Варианты названий и девизов отрядов.

«Светлячок»- Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.

«Черепашки»- Тише едешь- дальше будешь.

«Радуга»- Мы как радуги цвета, неразлучны никогда.

«Апельсин»- Мы как дольки апельсина, мы дружны и неделимы.

«Дельфин»- Дельфин всегда плывёт вперёд и никогда не устаёт.

«Неугомон» -Скуку, лень  из сердца вон- наш корабль Неугомон.

«Алые паруса»- Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса.

«НЛО»- По всем галактикам летать, друзей в беде не оставлять.

«Морячки»-Друг за друга мы горой- таков обычай наш морской.

«Неунывайка»- Убедитесь вы не раз: «Неунывайка»- это класс.

«Высшая лига»- Больше дела- меньше слов.

«Охотники за удачей»- Нам нужна всегда удача, только так, и не иначе.

«РИТМ»- Решать! Искать! Творить! Мечтать!

                  В ритме века быть человеком.

«Успех»- Дальше всех, быстрее всех, только так живёт «успех»!

«Улыбка»- Жить без улыбки – просто ошибка!

«Утята»- Никогда не унывать- выше клювики держать.

«Фестивальный»-Материки и страны всей планеты

                               мостами дружбы мы соединим.

«Пламя»- Гореть нетлеющим огнём всегда, повсюду и во всём.

«Солнышко»- Ярче солнышко свети, дай ребятам подрасти.

«Почемучка»- Почемучка не ленись, если надо подтянись.

«Кузнечики»- Будем прыгать и скакать, и здоровья набирать.

Приложение №2

Речёвки и кричалки

С добрым утром детвора.                              

И тот час же по порядку,

Все ребята на зарядку.

Солнце только что проснулось?                  На линейку быстро стройся.

Проснулось!

И ребятам улыбнулось?

Улыбнулось!

На линейку все построены?

Построены!

На работу все настроены?

Настроены!

Солнце, воздух и вода-

Да, да, да!

Наши лучшие друзья-

Да, да, да!

Все за стол- узнать пора,                                  Дайте нам побольше каши,

Чем накормят повара.                                       Все рекорды будут наши.

Но у всех смешливых даже

За столом серьёзный вид

На удивленье всем покажем

Наш рабочий аппетит.

Не грусти в семействе нашем                          Сейчас мы книжки почитаем,

Мы поём, играем, пляшем                                И все вместе поиграем.                                                                                    

Все занятия хороши

Выполняй их от души.

Дружно в поле мы выходим

И работу всем находим.

Ну, держитесь сорняки,                                    Ну,  держитесь бумажки

К вам идут орлы.                                               Мы совсем не чебурашки

До свидания, девчата,

До свидания, ребята,

Завтра нас здесь снова ждут.

Приложение №3

ИГРЫ

Игры на внимательность

«Поход»

Участники встают в круг. Первый участник называет своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход, например: « Меня зовут Катя, я беру с собой палатку, пожалуйста». Всем участникам необходимо догадаться о том, что после названия предмета необходимо добавлять слово «пожалуйста». Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.

«Азбука»

Каждый участник игры получает карточку с буквой алфавита, соответствующей начальной букве имени или фамилии участника. Ведущий рассказывает детям что-нибудь, например: сказку, интересную историю, и вдруг хлопает в ладоши, произнося любое слово (напр., «малина»).  Игроки должны быстро встать таким образом, чтобы из карточек с буквой алфавита сложилось названное слово.

«Из лесу вышло 5 крокодилов»

Участники сидят в кругу. Ведущий, распределив номера между участниками, начинает:

Из лесу вышло 5 крокодилов.

Игрок №5 возмущается:

А почему 5?

А сколько? – спрашивает ведущий.

Четырнадцать! – отвечает игрок №5

А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д.

Вовремя не вступившие в игру, участники  выбывают.  Игрокам необходимо называть разные числа, для того чтобы все дети участвовали в игре.

Игры на выявление лидера

                               «Делай раз, делай два»

Ведущий показывает несколько пальцев на руке и ровно столько человек должно подняться. Ведущий проигрывает несколько комбинаций, наблюдая при этом, кто чаще всех встаёт. Это люди с лидерскими способностями- «совесть» отряда.

Игры на взаимодействие

                                   Летел лебедь 

Участники становятся в круг, вытягивают руки, при этом ладони необходимо держать вертикально, положив свою правую ладонь на левую ладонь соседа справа. Все игроки поочерёдно произносят по одному слову из считалки, под каждое слово делают ход - хлопок по левой руке соседа слева. «Летел - лебедь - по - синему - небу - загадал - число - …». Тот человек, на кого выпало слово « число», называет вслух любое число и делает хлопок. Хлопки вслух поочерёдно считают. Задача игрока, на которого «выпада - ет» названное число, быстро убрать руку из под хлопка. Кто не успел - выбывает. Таким образом, выясняется самый ловкий в отряде.


                             
Телеграмма 

Участники становятся в круг, держатся за руки. В центре круга - водящий. Кто-нибудь из игроков начинает: « Я отправляю поздравительную открытку Кате, в которой желаю ей добра». Как только произносит слова, лёгким пожатием руки любого из соседей, «отправляет» открытку. По цепочке открытка должна дойти до адресата. Важно слегка пожимать руки друг другу, чтобы водящий не смог перехватить почту. Как только адресат получает открытку, сразу говорит слово «получил» и, теперь он, отправляет свою открытку кому-то в кругу. Отправлять можно письма, посылки, бандероли, телеграммы и т. д. Если водящий заметил, где пожимают руку, т.е. где проходит почта, тот игрок становится водящим.

Игры в помещении

                            Любимое занятие 

Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.

                                   
Суета сует 

Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для фантазии) любит рыбу, держит дома собаку, любит звёзды… Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберёт имена.

                           
Молекула - хаос 

Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде вожатого: » Молекула по 2, по 3 и т. д.«, игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: » Хаос", участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается.

                             
Построения 

Ведущий предлагает построиться участникам по цвету глаз (от самых светлых до тёмных); по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря; в алфавитном порядке по первым буквам полных имён и т. д.

Подвижные игры.

«Конь вороной»

Участники игры выбирают ведущего. Задача ведущего - «запятнать» всех игроков. Для этого все участники разбегаются в разные стороны, а ведущий, догоняя, легким прикосновением касается плеч игроков. Тот, кого «запятнали», замирает на месте, разводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня, вороного коня!». «Распятнать» своих друзей можно только горячим объятием. Итак, задача ведущего – «запятнать»  всех игроков, задача игроков - выручать друг др

«Хвост дракона»

Играющие выстраиваются в колонну по- одному и берут друг друга за пояс или за плечи. Задача игрока, стоящего первым, - поймать игрока, стоящего последним. Внимание! Игру лучше всего проводить на поляне.

«Тише едешь - дальше будешь»

Водящий становится лицом к стене. Остальные выстраиваются в шеренгу на расстоянии 20-30 шагов от водящего. Водящий произносит: «Тише едешь - дальше будешь». Игроки в этот момент приближаются, говоря: «А приедешь - дома будешь!».  После этих слов водящий резко поворачивается к игрокам. Тот, кого он заметил в движении, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто приблизился настолько, что может коснуться стоящего у стены. Выигравший становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель

Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...

Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается

Внеклассное мероприятие-к    230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается ...

юбилейный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности

Запись концерта, посвящённого моему 50-летию, сделанная в ноябре 2009 года...

Вечер встречи с выпускниками "Лети, лети лепесток"

Сценарий для вечера встречи с выпускниками разных лет....

"70-летие Кузбасса, 75-летие г. Гурьевска"

Данное мероприятие посвящено 70-летию Кемеровской области и 75-летию г. Гурьевска. Проходило в Зале спортивной славы г. Гурьевска. Направлено на формирование у школьников любви к Родине, родному город...

текст песни: "Ой, летят, летят снежинки"

песня к празднику " Новый год"...

Спортивно-экологическое мероприятие «Лето, лето, лето!»

Летнее развлечение, направленное на экологическое воспитание дошкольников. ...