Модель духовно-нравственного воспитания школьника. Опыт реализации.
статья на тему

Курбатова Татьяна Михайловна

Статья на конференцию 9 Чередовские чтения, где представлен опыт реализации модели духовно-нравстенного воспитания школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_shkolnika..doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Курбатова Т.М.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №119»

Модель духовно - нравственного воспитания школьника. Опыт реализации

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения нашей страны. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Кроме этого следует признать тот факт, что действующая система образования практически сняла  себя функции по воспитанию и духовно-нравственному развитию. В результате этого мы имеем дело с поколением молодых людей, ценностные установки которых часто носят деструктивный характер.

Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня  современной школе как одну из приоритетных.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Для решения соответствующих задач была разработана определенная методическая модель духовно-нравственного воспитания, которая реализуется в нашей школе. В результате такого воспитания ребенок пробует себя в различных видах социально и личностно значимой деятельности, получает опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стремится к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике.

В разработке механизмов реализации данной модели духовно-нравственного воспитания  мы опирались на следующие представления:

воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом;

- воспитание представляет собой создание условий для развития личности, процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение;  

- значительным воспитательным потенциалом обладает содержание образовательных программ; его реализация зависит от специальной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых в процессе образования;

- определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология.

 

Итак, процесс воспитания можно представить в виде следующей методической системы, которая включает в себя такие компоненты:  цели и направления воспитания, содержание, средства и способы организации воспитательного процесса, критерии оценивания результатов.

Целевой компонент методической системы характеризуется осознанием учителем и учащимися целей и задач воспитательного процесса. Цель воспитания духовно-нравственной личности  для учителя определяется осознанием необходимости духовного развития личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России. Содержательный компонент методической системы  определяется  с учетом государственных документов и корректируется с учетом личностных особенностей учащихся.  Представлен он  совокупностью дел, способствующих формированию духовно-нравственной личности.  

Процессуально-деятельностный компонент методической системы базируется на основных направлениях воспитания, учете возрастных  и индивидуально-психологических особенностях учащихся. Основные направления воспитания определяют формы воспитательной работы, направленной  на формирование нравственной личности.

Выбор формы воспитательной работы обусловлен  ситуацией, целями учителя, возрастными и психологическими особенностями детей.  

Деятельность по воспитанию осуществляется в двух направлениях и реализуется в форме урока и различных видах учебной деятельности и во внеурочной деятельности.

Организационно-управленческий компонент представлен совокупностью разных форм организации воспитания на уровне школы, поэтому предполагает четкое взаимодействие администрации, которая обеспечивает процесс воспитания и осуществляет мониторинг качества, и педагога, который анализирует результаты воспитательной деятельности и осуществляет коррекцию и выбор пути нравственного воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей отдельного ученика или коллектива.  

Результативно-оценочный компонент предполагает анализ и оценку уровня сформированности нравственных качеств, динамику развития личности, которые определяются методом наблюдения, статистических исследований, психологических диагностик.

На этапе разработки методической системы воспитательные цели были конкретизированы с учетом специфики образовательного пространства, в котором реализуется воспитательный процесс. Речь идет о таких факторах как резкое снижение воспитательного потенциала семьи; низкий уровень воспитания и духовно-нравственного развития родителей; повышенная занятость; сокращение времени общения  родителей с детьми; значительное количество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.  

Для микроучастка школы характерно национальное, культурное и религиозное многообразие населения и, следовательно, необходимость формирования  норм совместного проживания, отражающих это многообразие.

В силу удаленности  от центра данный район города не слишком насыщен кружками, секциями и клубами, которые могла бы принимать активное участие в духовно-нравственном становлении личности. Ближайшие «соседи» детский клуб «Корчагинец», Кировский ДК и КТОС «Кировец-1» являются постоянными партнерами школы по реализации программ направленных на духовно-нравственное воспитание ученика.

  Таким образом, объективные обстоятельства определяют тот  факт, что     школа становится центром духовно-нравственного воспитания.

Деятельность  нашего образовательного учреждения осуществляется в нескольких направлениях:

1. учебно-воспитательное направление включает в себя следующие элементы, способствующие духовно-нравственному становлению

 - военно-патриотический компонент (мероприятия, посвященные памятным датам, военно-спортивна игра «Зарница», смотр песни и строя, посвященный 23 февраля, тематичесие классные часы, тематические выпуски школьной газеты);

 - историко-культурный компонент (тематические классные часы, выпуски школьной газеты, работа организованная на уроках, информационные пятиминутки «По страницам истории», работа по уходу за мемориалом, расположенным на микроучастке школы,  мемориальной доской, расположенной на здании);

 - личностно-ориентированный компонент  (праздничные мероприятия, взаимодействие в коллективе, с товарищами и учителями, формирует представления и дает практический опыт честного, порядочного, ответственного отношения к делу, оценки своего поведения и поступков окружающих, участие в благотворительных акциях «Поделимся друг с другом добротой», «Весенняя неделя добра» и т.д., работа школьного самоуправления: заседания совета мэров, школьного совета, работа министерств, работа детского объединения «Сибирячок», посещение театров, музеев, выставок).

2. социальное взаимодействие  включает в себя взаимодействие по двум направлениям:

  -школа-ученик-семья (работа по налаживанию  взаимодействия с семьей таким образом, чтобы семья оказалась включенной в жизнь школы и интересы ребенка: совместные мероприятия для учащихся и родителей (Осенний бал, День бегуна и т.д.), работа с родителями по привлечению их к участию в управлении школой (Школьный Совет, родительский комитет школы, Благотворительный фонд развития школы), психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, попавших в сложную ситуацию (работа совета профилактики, социального педагога по преодолению кризисных явлений в семьях учащихся).

 - школа – ученик – социальные партнеры школы (образовательное учреждение  выполняет роль «проводника» ребенка к спортивным клубам, развивающим секциям, домам творчества и пр. Эти организации призваны стать опорой в становлении личности, но в силу объективных причин ученик не всегда имеет возможность попасть туда без помощи школы)

Таким образом, главным содержанием процесса воспитания становятся различные виды индивидуальной и коллективной деятельности ученика, которые обогащают его нравственным опытом.

Описанная методическая система  позволяет создать оптимальные условия для достижения результатов воспитания и развития школьников.

В нашем образовательном учреждении наблюдается положительная динамика в следующих направлениях. По результатам диагностик и анкетирования отмечается

1. Повышение духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения.  Повышение уровня   самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

2. Увеличение количества учащихся убежденных в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

3. Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, продолжение процесса оформления  школы в качестве центра социокультурной среды.

4.Повышение в процессе реализации мероприятий Программы  организационно-управленческого потенциала, авторитета администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива в целом.

5. Снижение уровня разобщенности людей, повышение уровеня культуры отношений, профилактика национальной и религиозной нетерпимости, утверждение принципов толерантности, гражданской и социальной солидарности.

6. За два года было отмечено:

 - снижение числа учащихся состоящих на внутришкольном контроле;

 - снижение числа правонарушений среди учащихся;

 - снижение числа учащихся, имеющих пристрастие к курению;

 - рост числа учащихся, занятых в кружках, спортивных секциях и т.д.

О воспитании сказано много. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание».  Справедливость этого высказывания сложно оспорить. Задача современной школы заключается в создании таких условий обучения, которые позволят в полной мере развить личность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Опыт реализации модели воспитательной деятельности в рамках районного конкурса специалистов образовательных организаций " Воспитать человека"

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей....

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»...