Колесо истории (некоторые страницы из жизни Пушкина)
материал (9 класс) на тему

Завражнова Нина Павловна

Внеклассное мероприятие. Литературный вечер.

Перед зрителями разыгрываются приготовленные учащимися сценки из жизни А.С.Пушкина. Зрители-болельщики после просмотра выбирают правильный ответ из трех, предложенных  ведущим.

Цель проведения такого мероприятия - углубление знаний  биографии,   характера поэта,  окружающей его обстановки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon koleso_istorii.zip16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель   русского языка и литературы

МОУ СОШ № 35 пос. Новомихайловский

Туапсинского района Краснодарского края

ЗАВРАЖНОВА Нина Павловна

        СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРАЗДНИКА

        «Некоторые страницы  из жизни А.С. Пушкина»

(На сцене учащимися разыгрываются сцены из жизни поэта. Зрителям предлагаются вопросы с выбором ответа, один из которых правильный)

СЦЕНКА   1.

Погодин (собравшимся): Мы  слушали  Пушкина. Первые явления выслушали тихо и спокойно или, лучше сказать, в каком-то недоумении.

                (слышатся возгласы: «Да, да. Это точно: в недоумении»)

Но чем дальше, тем ощущения усиливались… (в волнении)… мы все как будто  просто обеспамятели.

Возгласы:  -  Меня бросало в жар…

                - А меня в озноб…

                  - У меня волосы подымались дыбом.

                - У меня не стало сил сдерживаться.

                - Помните, один вскочит с места, другой вскрикнет.

                - Да, да… У кого слезы на глазах, у кого улыбка на губах…

                

Погодин:  Помните, мы сначала долго смотрели друг на друга, а потом бросились к Пушкину. Начались объятия, шум, смех, слезы, поздравления.

                (Входит Бенкендорф)

 Бенкендорф (назидательно собравшимся): Это сочинение не годится для представления на сцене…но с некоторыми изменениями можно напечатать. Я уже отдал рукопись государю. Его величество изволили прочесть оную с большим удовольствием и на поднесенной мною по сему предмету записки собственноручно написал следующее: «Я считаю, что цель г. Пушкина была бы выполнена, если б с нужным очищением переделал  комедию в историческую повесть или роман, наподобие Вальтера Скотта»

Пушкин (наблюдает за разговором со стороны, затем подходит к Бенкендорфу):  Согласен, что она более сбивается на исторический роман, нежели на трагедию, как государь император изволил заметить. Передайте Величеству: жалею, что я не в силах уже переделать однажды мною написанное.

        (Бенкендорф уходит. Пушкин подходит к Погодину)

Пушкин:  Вот в чем дело: освобожденный от цензуры, я должен, однако ж, прежде, чем что-нибудь напечатать, представить оное выше, хотя бы безделицу. Мне уже (очень мило, очень учтиво) вымыли голову.

        Милый и почтенный, ради бога, как можно скорее остановите в московской цензуре всё, что носит мое имя, - такова воля высшего начальства.

                (Уходят)

ВОПРОС ведущего: О каком пушкинском произведении на историческую тему шла речь в сценке?

ВАРИАНТЫ ответов:

  1. Поэма «Полтава»                
  2. Трагедия «Борис Годунов»                
  3. Поэма «Медный всадник»

ВЕДУЩИЙ:  Правильный ответ – трагедия «Борис Годунов», которую Пушкин читал своим друзьям  и слух о которой дошел до царя.

                        СЦЕНКА  2.

        (На сцене группа читателей из числа дворянской молодежи)

Первый читатель:  Создать такой характер невозможно. Чтоб описать его, надобно самому  быть им.

Второй читатель:  Согласен с вами. Может быть, автор и герой одно и то же, но только не в святые минуты вдохновения, по будням, а не в праздник. Когда не требует поэта к священной жизни Апполон.

Третий читатель:  А мне нравится эта небрежность Пушкина: слова льются рекой инет нигде ни сучка ни  задоринки.

Четвертый читатель:  Позвольте, но в этой небрежности доказательство зрелости Пушкина. Поэт уже перестает оттачивать свои формы, а заботится только о проявлении идей.

Второй читатель:  Не могу с вами согласиться. Эта небрежность есть проявление неучтивости к публике. Пушкин зазнался. У него портится вкус. Взять опять же характер героя…

Первый читатель:  Характером героя недовольны, или, лучше сказать, его не любят, хотя судьи поблагоразумнее говорят, что этот характер надобно рассматривать, хвалить, порицать, осуждать…

Третий читатель:  Здесь не надобно вдаваться в рассуждения, хорош ли этот характер или нет, а только как он изображен, хорошо ли написан, а не распространяться о том, что нос широк, а брови густы.

Второй читатель:  И все-таки герой изображен не в ясных, не в резких чертах, нельзя себе представить его личности, как Дон_Жуана Байронова, как  некоторых у Вальтер Скотта…

Четвертый читатель:  А я бьюсь об заклад, что по полученным данным отгадаю все будущие решения героя, как он станет действовать в тех или иных обстоятельствах…

                (Уходят)

ВОПРОС ведущего:   О характере какого героя Пушкина спорят читатели, современники поэта?

ВАРИАНТЫ ответов:

1. Алеко из поэмы «Цыганы»

2. Граф Нулин из одноименной поэмы.

3. Евгений Онегин из романа «Евгений Онегин».

ВЕДУЩИЙ:  Правильный ответ – Евгений Онегин. Известно, насколько противоречиво восприняли читатели образ главного героя романа. Одни говорили, что это прямая пародия на современного человека, другие упрекали поэта в невыписанности характера, третьи возмущались грубостью и простонародностью языка как самих героев, так и всего романа, и, наконец, четвертые (коих было меньшинство) по достоинству оценили характер главного героя.

                

                        СЦЕНКА 3

(С одной стороны сцены выходит Пушкин, с другой – его друг, будущий декабрист Ф. Глинка. Встречаются)

Пушкин: Я к вам.

Глинка: А я от себя.

        (Идут вместе, останавливаются перед зрителями.)

Пушкин: Я шел к вам посоветоваться. Вот видите: слух о моих и не моих  (под моим именем)  пиесах, разбежавшихся по рукам, дошел до правительства. Вчера, когда я возвратился поздно домой, мой старый дядька объявил, что приходил в квартиру какой-то неизвестный человек и давал ему пятьдесят рублей, прося дать почитать моих сочинений, и уверял, что скоро принесет их назад. Но мой верный старик не согласился, а я взял да и сжег все мои бумаги.

        Теперь меня требуют к Милорадовичу. Я знаю его по публике, но не знаю, как и что будет и с чего с ним взяться… Вот я и шел посоветоваться с вами.

Глинка: Идите прямо к Милорадовичу, не смущаясь и без всякого опасения. Он не поэт, но в душе и рыцарских его выходках у него много романтизма: его не понимают. Идите и положитесь безусловно на благородство его души: он не употребит во зло вашего доверия.

        (Уходят.

        На сцене Милорадович у себя дома, лежит на диване. Входит глинка. Милорадович     вскакивает, бросается ему навстречу.)

Милорадович: Знаешь, милая душа! у меня сейчас был Пушкин! Мне ведь велено взять его и забрать все бумаги; но я счел более деликатным пригласить его к себе и уж от него самого вытребовать бумаги. Вот он и явился, очень спокоен, с светлым лицом, и когда я спросил о бумагах, он отвечал: «Граф, все мои бумаги сожжены! – у меня ничего не найдется на квартире; но если вам угодно, всё найдется здесь (указал пальцем на свой лоб). Прикажите подать бумаги, я напишу всё, что когда-либо написано мною (разумеется, кроме печатного) с отметкою, что моё и что разошлось под моим именем. Подали бумаги. Пушкин сел и писал, писал… и написал целую тетрадь… Вот она (показывает на стол у окна), полюбуйся!  Завтра я отвезу все государю. А знаешь ли – Пушкин пленил меня своим благородным тоном и манерою.

        (Уходят. На сцене – государь и Милорадович.)

Милорадович (подавая тетрадь):  Здесь все, что разбрелось в публике, но вам, государь, лучше этого не читать!

Государь:  А что же ты сделал с автором?

Милорадович: Я? Я объявил ему от имени вашего величества прощение.

Государь (нахмурившись): Не рано ли?  (Подумав). Ну коли уж так, то мы распорядимся иначе: снарядить Пушкина в дорогу, выдать ему прогоны и, с соответствующим чином и с соблюдением возможной благовидности, отправить его на службу…

        (Уходят, разговаривая все тише).

ВОПРОС ведущего:   Куда был отправлен Пушкин по милости царя?

ВАРИАНТЫ ответов:

  1. В село Михайловское.                        
  2. На юг, в южную ссылку.                
  3. В имение Болдино.

ВЕДУЩИЙ:  Правильный ответ – на юг, в южную ссылку. Как полагал государь, «подальше от северной крамолы».

СЦЕНКА 4

(На сцене посетители светского салона: молодые франты, дамы, почтенные и средних лет господа.)

1 господин: Что сделалось с нашей словесностью? Все исписались,  хоть брось! Легко ли – сам Пушкин, которого я прежде читал с таким удовольствием… что с ним сталось… что он так замолкл?

2 господин: А «Борис Годунов»?

Дама (прерывая):  Не говорите вы об этом несчастном произведении! Я всегда краснею за Пушкина, когда слышу это имя… Чудное дело!... Уронить себя до такой степени… Это ужасно!... Я всегда подозревала более таланта в творце Руслана и Людмилы:  я им восхищалась, но теперь…

Молодой человек: Угодно выслушать прекрасные стихи, которые я нарочно выписал из одной петербургской газеты в Английском клубе? Это насчет Бориса Годунова!

Хозяин: Прочти-ка, прочти! Я люблю до смерти эпиграммы и каламбуры…

Молодой человек (Приосанившись, достает из кармана маленькую бумажку, читает с декламаторским выражением):

        И Пушкин стал нам скучен,

        И Пушкин надоел,

        И стих его не звучен,

        И гений охладел.

        «Бориса Годунова»

        Он выпустил в народ:

        Убогая обнова –

        Увы, на Новый год.

      (Все хохочут, многие кричат: «Браво! Прекрасно! Бесподобно!»

Камергер: И это напечатано! Ну, Пушкин…  Конец… Да и давно пора! А то вскружил головы молокососам ни за что ни про что. Мой Жанно, например, только им и бредит…

1 господин: Я всегда сомневался, чтобы у него был истинный талант…

                (Уходят.)

ВОПРОС ведущего:   Когда, в каком году состоялся этот разговор в одном из светских салонов?

ВАРИАНТЫ ответов:

  1. В 1826 году, после чтения Пушкиным своей трагедии в различных салонах, близким друзьям.
  2. В 1831 году, после появления «Бориса Годунова» в печати.
  3. В 1836 году, когда в обществе уже было сформировано мнение, что Пушкин «исписался».

ВЕДУЩИЙ:  Правильный ответ – в 1831 году, в год появления  в печати трагедии Пушкина.

СЦЕНКА 5

        (На сцене три художника, написавшие прижизненные портреты Пушкина)

Тропинин: Пушкин заказал мне свой портрет по своему собственному желанию для подарка господину Соболевскому. Он сам мне рассказывал, что Соболевский хотел иметь портрет Пушкина домашнего, каким он был всегда, непричесанного и неприглаженного… Заказчик желал, чтоб я написал его в его красивом халате, с длинным ногтем на большом пальце и с кольцом на другом…

Кипренский:  А ко мне привел Пушкина его друг Дельвиг. Он заказал мне портрет поэта, как сам выразился, для себя и для памяти любящих…

Уткин: И мне Дельвиг заказал, только гравюру с вашего портрета. Кажется, она очень понравилась Пушкину. Он печатал ее при изданиях своих произведений.

Тропинин: Я всю жизнь буду вспоминать часы, которые провел с глазу на глаз с великим нашим поэтом. Личность его довершала очаровательность его музы, в особенности  когда, бывало, беседуешь с ним наедине в его кабинете.

Кипренский: Вы правы, господин Тропинин. Ведь если смотреть на его лицо, начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара.  Но глаза непременно остановят вас: вы увидите в них лучи того огня, которым согреты его стихи – прекрасные, звучные, полные силы и чувства. Да, я постоянно чувствовал, как много могут сказать глаза поэта, в них отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых его душою.

Тропинин: Да, да! Его глаза удивительны! На моем портрете при всей будничной простоте, «домашности» Пушкина глаза говорят о вдохновении, внезапно его озарившем. Я постарался передать, что в сосредоточенном взгляде угадывается не просто напряженная мысль, но мысль поэтическая…

Кипренский: Да, вам это удалось. Да и критики утверждали и «Московском телеграфе», что сходство портрета с оригиналом поразительно. Они нисколько не преувеличивают: портрет действительно хорош!

Уткин: Ваш труд, господин Кипренский, тоже был оценен по достоинству. В тех же «Московских ведомостях» появилась статья о вашем портрете. Там, помнится, писали: «Гений Поэта как будто бы одушевил художника: огонь вдохновения сам изображался на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч его высоких дум…»

Кипренский (Уткину): Николай Иванович, но ведь именно про вашу гравюру Сергей Львович Пушкин, отец поэта, решительно объявил, что это лучший портрет его сына. Впрочем, вы лучше нас знаете Пушкина: ведь вы добрый знакомый поэта.

Уткин: Разумеется. Выполняя гравюру с вашего портрета, я в каждом штрихе искал того Пушкина, который жил в моей собственной душе.

                        (Уходят)

ВОПРОС ведущего:   О каком портрете Пушкин сказал:

                Себя как в зеркале я вижу,

                Но это зеркало мне льстит.

                Он гласит, что не унижу

                Пристрастья важных аонид…  ?

ВАРИАНТЫ ответов:

  1. Тропинина.                
  2. Кипренского.                
  3. Уткина.

ВЕДУЩИЙ:  Правильный ответ – о портрете Кипренского.

СЦЕНКА 6

(На сцене Пушкин и царь Александр 1. Время действия – конец 1824 – начало 1825 годов.)

Государь: Александр Сергеевич, вы прекрасно сочиняете стихи.

        (Пушкин кланяется со скромным замешательством)

Я читал вашу оду «Свобода». Она вся написана немного сбивчиво, слегка обдуманно, но тут есть строфы очень хорошие. Поступив очень неблагоразумно, вы, однако ж, не старались очернить меня в глазах народа распространением нелепой клеветы. Вы можете иметь мнения неосновательные, но вижу, что вы уважили правду и личную честь даже в царе.

Пушкин: Ах, ваше величество, зачем упоминать об этой детской оде? Лучше бы вы прочли хоть 3 и 6 песнь «Руслана и Людмилы», ежели не всю поэму, или 1 часть «Кавказского пленника», или «Бахчисарайский фонтан». «Онегин» печатается: буду иметь честь отправить 2 экземпляра в библиотеку вашего величества, и если ваш величество найдете время…

Царь: Помилуйте, Александр Сергеевич. Наше царское правило: дела не делай, от дела не бегай. Скажите, как это вы могли ужиться с Инзовым, а не ужились с графом Воронцовым?

Пушкин: Ваше величество, генерал Инзов добрый и почтенный старик, он русский в душе; он не предпочитает первого английского шалопая всем известным и неизвестным своим соотечественникам. Он уже не волочится, ему не 18 лет от роду; страсти, если и были в нем, то давно уже погасли.

Царь: Отчего вы, Александр Сергеевич, такого скверного мнения о графе Воронцове?

Пушкин: Генерал Инзов доверяет благородству чувств, потому что сам имеет чувства благородные, не боится насмешек, потому что выше их, и никогда не подвергнется заслуженной колкости, потому что он со всеми вежлив, не опрометчив, не верит вражеским пасквилям.  Ваше величество, вспомните, что всякое слово вольное, всякое сочинение противузаконное приписывают мне. От дурных стихов не отказываюсь, надеясь на добрую славу своего имени, а от хороших, признаюсь, и силы нет отказываться. Слабость непозволительная…

Царь: Но вы же и воин? Вот что никуда не годится.

Пушкин: Ваше величество, как можно судить человека по письму, писанному товарищу, можно ли школьническую шутку взвешивать как преступление, а две пустые фразы судить как бы всенародную проповедь?  Я всегда почитал вас как лучшего из европейских нынешних властителей, но ваш последний поступок со мною – и смело ссылаюсь на ваше собственное сердце – противоречит вашим правилам и просвещенному образу мыслей.

Царь: Признайтесь, вы всегда надеялись на мое великодушие?

Пушкин: Это не было оскорбительно вашему величеству: вы видите, что я ошибся бы в моих расчетах…

ВОПРОС ведущего:  Действительно ли состоялся подобный разговор поэта с Александром 1? 

ВАРИАНТЫ ответов:

  1. Слухи о таком разговоре ходили в свете.
  2. Такой разговор состоялся в действительности.
  3. Такой разговор был лишь плодом воображения поэта.

ВЕДУЩИЙ:  Правильный ответ 3. Такой разговор был плодом воображения поэта. Пушкин записал в своем дневнике: «Когда бы я был царь, то позвал бы Пушкина и сказал бы ему…».  Конец же разговора Пушкину представлялся таким: «Но тут бы Пушкин разгорячился и наговорил бы мне много лишнего, я бы рассердился и сослал его в Сибирь, где бы он написал поэму «Ермак» или «Кочум, разными размерами и рифмами».

        Известно, что Пушкин был возвращен из южной ссылки и отправлен в село Михайловское, о причинах же перевода поэту сообщено не было. Он мучился догадками…

    СЦЕНКА 7

ВЕДУЩИЙ: время действия – 1822 год. Место действия – Кишинев. Человек, о котором пойдет речь, был одним из немногих людей, которых поэт одарил своей дружбой, и единственным человеком, который был, по свидетельству пушкиниста Щеголева, достоин этой дружбы. Этому человеку была уготована судьба узника одиночной камеры (почти 6 лет) и сибирского ссыльного – фактически всю оставшуюся жизнь. В официальных документах он характеризовался как «первый вольнодумей и разрушитель дисциплины». Его соучениками по университету были Николай Иванович Тургенев и Александр Сергеевич Грибоедов.

        (На сцене Пушкин и офицер в форме майора царской армии)

Пушкин (входит в квартиру, торопливо):  Здравствуй, душа моя. 

Майор:  Здравствуй, что нового?

Пушкин: Новости есть, но дурные, вот почему я здесь.

Майор: Доброго я для себя ничего ожидать не могу после бесчеловечных пыток этого Сабанеева. Но что такое?

Пушкин: Вот что. Сабанеев уехал от генерала Инзова, дело шло о тебе. Я не охотник подслушивать, но, слыша твое имя, часто повторяемое, признаюсь, согрешил, приложил ухо.

        Сабанеев утверждал, что тебя надо непременно арестовать. Наш Инзушко, ты знаешь, как он тебя любит, - отстаивал тебя горячо. Долго еще продолжался разговор, я многого не слышал, но из последних слов уразумел: ничего нельзя открыть, пока ты не арестован.

Майор: Спасибо. Я это почти ожидал, но арестовать штаб-офицера по одним подозрениям отзывается турецкою расправой; впрочем, что будет – то будет…

                        (Уходят)

ВЕДУЩИЙ:  Предупрежденный успел уничтожить бумаги, которые, попади они в руки к властям, могли бы дать сведения о многих тульчинских и кишиневских декабристах. Гибель скольких людей тогда предотвратил Пушкин, даже трудно сосчитать.

ВОПРОС ведущего:  Кого из декабристов предупредил Пушкин о предполагаемом аресте?

ВАРИАНТЫ ответов:

  1. Михаила Федоровича Орлова.
  2. Владимира Федосеевича Раевского  (правильный ответ).
  3. Василия Львовича Давыдова.

ВЕДУЩИЙ: наш  вечер подошел к концу.  Давайте поблагодарим ребят-артистов и пожелаем им творческих успехов. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры"Колесо истории"(к 210-летию А.С.Пушкина)

Увлекательная историко-литературная игра с элементами краеведения...

Презентация: "Страницы из жизни Пушкина"

Детские годы. Учеба в лицее. Петербург. Михайловское. Болдинская осень......

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Методическая разработка внеклассного занятия по истории Древнего мира в 6 классе. Игра- путешествие «Колесо истории».

Методическая разработка помогает выявить степень усвоения знаний по предмету история Древнего мира.  Развивает логическое мышление,  умение применять полученные знания на практике.  Во...

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории "

Цель: углубление и обобщение знаний учащихся по истории родного Отечества в контексте всеобщей истории, расширение исторического кругозора. Задачи:Образовательная: систематизация и повторен...

Малоизвестные страницы из жизни А.С.Пушкина

Материал для подготовки к уроку литературы в 9 классе по теме: "Биография А.С. Пушкина"...