Программа кружка "Красота и здоровье человека"
рабочая программа (9 класс) по теме

Программа кружка "Красота и здоровье человека"
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9,10, 11 клас¬сов, старшего школьного возраста (14-17 лет). Программа рассчитана на три  года обучения:
первый год 144 часа – учащиеся 9 классов
второй год  144  часа – учащиеся 10   классов.
третий год   216  часов  - учащиеся    11 классов
Каждый человек рано или поздно понимает, что самое главное богатство в жизни - это собственное здоровье. Но чаще всего эта истина становится ясной, когда наш ор¬ганизм уже одолевают недуги. Не лучше ли взять инициативу в свои руки и заблаго¬временно позаботиться о профилактике различного рода заболеваний? На помощь в этом деле к нам может прийти природа - все, что ею создано: растения, животные, во¬да, солнце и так далее. Ведь, несмотря на достижения научно-технического прогресса, мы остаемся детьми Природы.
       В связи с высоким уровнем заболеваемости учащихся наших школ, заставляющих в серьез бить тревогу, очевидно, что данная программа должна быть направлена не только для создания условий выбора и развития познавательных интересов в области биологии, но и для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой
    Все темы программы раскрываются с позиции понятия о взаимодействии окружающих объектов природы и их влияния на здоровье человека. При реализации тем программы учитывается региональный компонент (растения своего края, экологи¬ческие проблемы своего города).
Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Очень часто человек теряет своё здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах и последствиях тех или иных заболеваний, не знает как правильно питаться, как провести простейшие самообследование и самонаблюдение, не знает особенности психики человека; учащиеся плохо представляют, как окружающая среда влияет на человека. Программа курса позволит учащимся освоить основы валеологических знаний, развивать творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемой области знаний.
Цель: создание условий для осуществления выбора и развития познавательных интересов в области наук биологического цикла, в рамках системы «Здоровье, красота - окружающая среда».
енияпредусматривает

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_kruzhka_na_konkurs.doc418 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей.  Дом детского творчества муниципального района

город Нея и Нейский район. 157330  ул. Центральная д.6.  т.2-16-66

адрес электронной почты: Orlova-64@bk.ru

Утверждаю

                                                    Директор МБОУ ДОД ДДТ                        /Целакова М.П./

15.09.2011.

Образовательная программа дополнительного  образования

 детей детского объединения «Планета здоровья»

кружок

«КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

504 часа. Три  года обучения

(Программа для учащихся 9-11 классов)

Разработала:

Орлова Ольга Поликарповна

учитель биологии и химии  МБОУ Коткишевской     ООШ, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД   ДДТ

Нея- 2011- 2012

Пояснительная записка.

Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9,10, 11 клас сов, старшего школьного возраста (14-17 лет). Программа рассчитана на три  года обучения:

первый год 144 часа – учащиеся 9 классов

второй год  144  часа – учащиеся 10   классов.

третий год   216  часов  - учащиеся    11 классов

Каждый человек рано или поздно понимает, что самое главное богатство в жизни - это собственное здоровье. Но чаще всего эта истина становится ясной, когда наш ор ганизм уже одолевают недуги. Не лучше ли взять инициативу в свои руки и заблаго временно позаботиться о профилактике различного рода заболеваний? На помощь в этом деле к нам может прийти природа - все, что ею создано: растения, животные, во да, солнце и так далее. Ведь, несмотря на достижения научно-технического прогресса, мы остаемся детьми Природы.

       В связи с высоким уровнем заболеваемости учащихся наших школ, заставляющих в серьез бить тревогу, очевидно, что данная программа должна быть направлена не только для создания условий выбора и развития познавательных интересов в области биологии, но и для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой

    Все темы программы раскрываются с позиции понятия о взаимодействии окружающих объектов природы и их влияния на здоровье человека. При реализации тем программы учитывается региональный компонент (растения своего края, экологи ческие проблемы своего города).

Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Очень часто человек теряет своё здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах и последствиях тех или иных заболеваний, не знает как правильно питаться, как провести простейшие самообследование и самонаблюдение, не знает особенности психики человека; учащиеся плохо представляют, как окружающая среда влияет на человека. Программа курса позволит учащимся освоить основы валеологических знаний, развивать творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемой области знаний.

Цель: создание условий для осуществления выбора и развития познавательных интересов в области наук биологического цикла, в рамках системы «Здоровье, красота - окружающая среда».

Задачи: - развивать у учащихся познавательный интерес к наукам биологическо го направления, в частности медицины, гигиены, фитотерапии и т. д;

- сформировать необходимые медицинские знания для дальнейшего их применения на практике, в целях сохранения и укрепления своего здоровья;

- изучить лекарственные растения своего края, познакомить с их фармаколотаческими свойствами правилами сбора и хранения;

- воспитать потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за свое здо ровье, за будущее окружающего мира.

-. раскрыть секреты  красоты и хорошего самочувствия: вести здоровый образ жизни.

-Помочь ученику с сознательным определением профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

-Закрепить навыки проведения лабораторных работ с использованием простого лабораторного оборудования и анализа полученных результатов.

Программа построена на основе ряда принципов, которые позволяют планировать оп ределенный педагогический и оздоровительный эффект:

- научность;

- гуманистичность - ориентация содержания на принципы телесного и духовного здо ровья человека; представление природы, ее объектов, как уникальной ценности, фор мирования культуры их потребления и здорового образа жизни;

- практицизм - применение полученных знаний и умений на практике, для профилак тики болезней и укрепления своего здоровья.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

- о профилактическом и лечебном действии меда и его составляющих;

- о правилах культуры питания, как фактора, определяющего красоту и здоровье;

- о болезнях химической зависимости, и их действии на организм. 

-о приемах ухода за кожей и проведении косметических процедур в домашних условиях.;

- готовить лечебные отвары, мази и фиточаи. Травяные настои для профилактики и лечения заболеваний;

- пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики»;

- демонстрировать приобретенные навыки.

Инструментарий для оценивания результатов:

презентация учащимся, исследования, пресс-конференции, практические занятия, проведение экскурсий.

Ожидаемые результаты

  1. Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.
  2. Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и  «болезнь».
  3. Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.
  4. Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.
  5. Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.
  6. Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.
  7. Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.
  8. Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.
  9. Составлять рацион питания, полезный для здоровья чело века, учитывая индивидуальные особенности.
  10. Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

- понимать  важность ЗОЖ,  соблюдения личной  гигиены.

- оценивать степень важности ответственного  отношения к своему здоровью, вести ЗОЖ, не забывать о физической активности, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, следить за своей внешностью.

-формировать собственную стратегию и технологию сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием.

- готовить косметические средства: кремы, лосьоны, бальзамы, скрабы, маски в домашних условиях.

-пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики».

-ухаживать за кожей лица,  глаз, шеи, губ, рук, ног.

-применять основы фармакологических знаний.

-пользоваться натуральными лекарствами от природы и с грядки.

-демонстрировать приобретенные навыки.

- высказывать свою точку зрения по поводу вредных привычек и их преодоления, о пользе раздельного питания, диеты, о современной моде.

- уметь излагать и анализировать прочитанное по вопросам диетологии, косметологии,

- уметь применять полученные знания в жизненной практике. 

        1 год обучения:

В связи с высоким уровнем  заболеваемости учащихся наших школ программа первого года обучения предусматривает  развитие и расширение познавательных интересов в области биологии, медицины, для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой.  Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Учащиеся получают знания о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; Курс  разработан с учетом индивидуальных интересов учащихся, призван укрепить сознательное отношение школьников  к собственному здоровью. Ребята получают навыки работы с природным материалом, это и приготовление масок для различного типа кожи, травяных настоек по рецептам бабушек. Узнают о лекарственных растениях и их применении в фототерапии. Научатся правилам заготовки лекарственного сырья, получат основы медицинских и фармакологических знаний.

        Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте.

        Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Тематическое планирование первого года обучения

№ п/п

Название темы

В том числе

Общее количество часов

Теорети ческие

Практи ческие

1.

Введение.

Предмет и задачи кружка (2часа)

«Красота и здоровье человека»

2

2

-

2.

Это важно знать в любом возрасте. (12 часов)

12

6

6

Здоровый образ жизни. Творчество и долголетие.

2

1

1

Искусство отдыхать. Здоровый образ жизни моей семьи.

2

1

1

Жизнь в экстремальных условиях. Тропики, пустыня, высокогорье.

2

1

1

Природная среда - источник инфекционных заболеваний.

2

1

1

Вредит ли курение красоте?

2

1

1

Как вы спите. «Совы» и «Жаворонки», или природа биологических ритмов.

2

1

1

3.

Культура питания, как фактор, определяющий красоту и здоровье человека» (12часов)

12

6

6

Зачем нужны овощи и фрукты

2

1

1

Как держать процесс старения в узде

2

1

1

Здоровое питание

4

2

2

Влияние антиоксидантов на наш организм

2

1

1

Что такое диета? лечебное питание или диетотерапия.

2

1

1

4.

Экология питания 5 (часов)

8

4

4

Что мы едим?

2

1

1

Трансгенные продукты питания - «за» и «против»

2

1

1

Пища, как источник энергии

4

2

2

5.

Мед и пчёлы

7

4

3

Мед исцеляющий.

1

1

Мед - лакомство.

1

1

Прополис - защита

1

1

Пчелиная обножка - молодость.

1

1

Пчелиный яд - долголетие.

1

1

Пчелиный подмор.

1

1

Пчелиная косметика.

1

1

6.

Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической зависимости.

7

4

3

Губительная сигарета.

1

1

1

Влияние алкоголя на организм человека.

1

1

1

Наркомания.

1

1

Вредным привычкам - нет!

2

1

1

7.

Кожа - зеркало здоровья.

16

6

10

Введение в косметологию. История косметологии.

2

2

Лицо - зеркало души.

2

1

1

Уход за кожей

2

1

1

Глаза - зеркало души.

1

1

Нежные губы.

1

1

Правила ухода за шеей.

1

1

Позаботься о руках

1

1

Весь мир у ваших ног.

1

1

Оправа красоты,  или о волосах

1

1

Выбор косметических средств.

2

1

1

Четыре времени года и кожа

1

1

Пресс - конференция «Косметология от А до Я»

1

1

8.

Зеленая косметика

7

3

4

Натуральные продукты, разнообразные и эффективные соединения, созданные природой.

2

1

1

Фрукты и ягоды в косметологии

1

1

Косметические средства на грядках.

2

1

1

«Бабушкины рецепты».

2

1

1

9.

Косметика из сада — огорода от А до Я.

12

6

6

Травяные настои.

2

1

1

Цветочная вода.

1

1

Лед на все случаи жизни.

2

1

1

Маски. Бальзамы. Скрабы, Кремы.

2

1

1

Приготовление в домашних условиях, масок для жирной, сухой, нормальной, проблемной кожи.

1

Выполнение комплексной гимнастики для сохранения молодости и красоты.

2

1

1

Лекарственные растения, их применение в фитотерапии.

2

1

1

10.

Лекарство из природы.

18

8

10

Правила заготовки, сушки и хранения  лекарственного сырья

4

2

2

Действующие вещества лекарственных растений; алкалоиды, гликозиды, фитонциды.

2

2

Дикорастущие  лекарственные плоды и ягоды нашей местности,

4

2

2

Растения – целители.

4

2

2

Состав и применение витаминных чаев.

2

2

ОтЧАЯная  любовь

2

2

11.

Лекарство с грядки

6

3

3

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты». Овощи  в питании  человека. Разнообразие овощей на нашем столе.

4

2

2

Овощи, как корректоры физиологических функций, активаторы   мышечной и умственной деятельности.

2

1

1

12.

Психическое  развитие школьников. 

10

5

5

Умственная работоспособность

3

2

1

Внимание и память.

2

1

1

Роль сна, рационального режима дня в поддержании высокой работоспособности.

2

1

1

Понятие о мотивации. Темперамент и формирование характера.

3

1

2

13.

Основы медицинских и фармакологических  знаний.

19

9

10

Предмет и методы гигиены.

2

1

1

Физическая активность и здоровье 

2

1

1

Предупреждение инфекционных и грибковых заболеваний

2

1

1

Травматизм и его профилактика. Охрана своего здоровья  

2

1

1

Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях.

2

1

1

Гигиена дыхания. Интоксикация .

2

1

1

Гигиена питания

2

1

1

Органы выделения. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена

2

1

1

Гигиена органов чувств.

1

1

Предупреждение наркомании.

2

1

1

14.

Неидеальные идеалы, их действие на организм

2

1

1

Грецкий орех

1

1

Арахис, мушмула японская, кедровые орехи, миндаль,

1

1

15.

Звуковой ландшафт и   самочувствие

2

1

1

16.

Эмоции, сердечный ритм и здоровье.

2

1

1

Психика и здоровье

1

1

Игра 100:1 Красота для здоровья, или

1

1

17.

Подведение итогов

2

-

2

Итого

144часа

                                                  Содержание программы.

1.Введение (2ч.)

        Общее знакомство с организмом человека. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.  Наука валеология. Беседа, рассказ учителя

Демонстрация

  1. Видеофильм "Общее знакомство с организмом человека".
  2.  Рисунки, иллюстрирующие организм здорового, физически и духовно развитого человека.

2.Это важно знать в любом возрасте(12ч.).

                          Здоровый образ жизни. Творчество и долголетие. (2ч.)

     Золотые правила всех времен и народов. Дискуссия «Парадоксы вашего здоровья» Причины демографических  показателей. Связь здорового, активного образа жизни с долголетием. Семинар «Вы знаете, что могли бы жить дольше лет на  десять?»

Вопросы для обсуждения на семинаре.

  1. Сколько может жить человек: факты и прогнозы.
  2. Старение как процесс.
  3. Другие биологические факторы и старение.
  4. Окружающая среда и долголетие.

Искусство  отдыхать   (2ч.)

        Что такое утомление и как его предупредить?  Усталость - одна из форм утомления.  Существует ли лекарство от усталости? Режим дня.  Ежедневный отдых. Активный отдых. Гигиена труда. Отдых в праздничные дни и во время каникул.

Анкетирование  "Умеем ли мы отдыхать?".

Лабораторная работа "Влияние положения тела на результат деятельности".

Демонстрация Фотографии, рисунки, иллюстрирующие организм здорового, физически и духовно развитого человека. Примерный режим дня для учащихся 8 - 9 кл.

 Жизнь в экстремальных условиях. Тропики, пустыня, высокогорье (2ч.).

     Оценка климатических условий разных местностей. Практическая работа «Составление графика зависимости самочувствия людей от дней магнитных бурь. Выявление территорий, наиболее благоприятных для проживания с точки зрения климатических условий. Определение понятий “климат” и “погода”. Влияние климатических факторов на здоровье человека (зональные особенности влияния). Жизнь в экстремальных климатических условиях.

Природная среда - источник инфекционных заболеваний. (2ч).

     Понятие инфекционных заболеваний, их классификация. Реферативная работа учащихся по выявлению наиболее распространенных заболеваний в нашем городе.  Выяснение причин заболевания ими человека. История эпидемий. Влияние изменения погоды на здоровье человека.  

 Вредит ли курение красоте ( 2 ч.)

     Никотин и алкоголь - грозные враги красоты. Почему вы курите?  Как отвыкнуть от курения?  Вредные привычки и их преодоление. Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек.

Анкетирование    Выявление  склонностей учащихся к вредным привычкам.

7.Как вы спите? ( 2 ч)

     Как вы спите: как суслик или как Наполеон? Сколько сна нужно нашему организму? Каждый ли человек способен хорошо спать? Сон и его гигиена. Практическая работа «Совы или жаворонки?» Анкетирование 

Демонстрация   Видеофильм "Торможение рефлексов"

3.Культура питания, как фактор, определяющий красоту и здоровье человека» (12часов)

Зачем нужны овощи и фрукты

     Десять главных фруктов и овощей. Что нужно знать, чтобы овощи и фрукты приносили нам пользу? Антиоксиданты, мешающие развитию таких  недомоганий, находящиеся в овощах и фруктах (яблоки, томаты и др.).  Обеспечим  свой организм нужными витаминами и микроэлементами. Семь правил домашней диетологии. Анкетирование:  Как вы питаетесь? Правильно ли вы питаетесь?

Как  держать процесс старения в узде.

     Предпочитание свежих и замороженных фруктов и овощей консервированным. Соки, помогающие бороться со старением. Сырые продукты - наибольшие содержатели антиоксидантов. Продукты, содержащие наибольшее количество каратиноидов, бета-каротина и лютеина. Антиоксидантные флавониды. Практическая работа. Как правильно  сохранить антиоксиданты в приготавливаемых овощах.

Здоровое питание  ( 4 ч.)

     Питание и здоровье.  Значение правильного питания.   Худеть? Да, но с умом.  Диета без самопожертвования.  Принципы рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи. Неполноценное питание. Режим питания школьников. Меню для интеллектуалов. Красота на тарелке.  Калории надо подсчитать. Полезные советы здорового питания. Раздельное питание.

Социологический опрос  Цель: Изучение спроса на продукты питания среди учащихся.

Лабораторнаые работы1. Определение норм питания.

2. Действие верментов слюны на крахмал.

Демонстрация  Счетчик калорий А.А.Покровского.

  1. Таблица по нормам питания.  3.  Видеофильм " Пищеварение".

Влияние антиоксидантов на наш организм(2ч.).

Антиоксидантные флавониды. Практическая работа. Как правильно  сохранить антиоксиданты в приготавливаемых овощах.

Что такое диета? Лечебное питание или диетотерапия.(2ч).

     Основные принципы, лежащие в основе построения диет обеспечение  потребности в пищевых веществах и энергии.  Предусматривание  баланса  между принимаемой пищей и возможностями организма по ее усвоению. Учитывание  местного  и общего  воздействия пищи на организм.  Использование щадящих, тренировочных и разгрузочных рационов.         Нетрадиционные представления о рациональном питании. Диета. Примеры диет и их краткий анализ. Подходы к составлению диет с учетом индивидуальных особенностей организма. 

4.Экология питания (8ч.)    

Что мы едим?(2ч.)                          Состав пищи. Рациональное питание.Ингредиенты пищевых продуктов. Питательные вещества и добавки. Соотношение питательных веществ в продуктах. Группы продуктов по основному питательному веществу. Рациональное питание.      Организационная форма: творческая мастерская.

Трансгенные продукты питания - «за» и «против»(2ч.).

Генетически модифицированные продукты питания. Проблемы, связанные с их потреблением. Трансгенные методы. Оценка новых продуктов питания. Примеси, загрязняющие пищу. Нитраты, нитриты, пестициды, соли металлов. Хранение и упаковка продуктов питания.   Пищевые добавки и лекарственные препараты. Консерванты, ароматизаторы.

Лабораторные работы

1. Определение качества продуктов питания.
2. О чем рассказала упаковка.
3. Действие солей тяжелых металлов на белки.
4. Определение нитратов и нитритов в питьевой воде.

Пища как источник энергии (4 ч)

Энергетическая ценность пищи. Продукты питания. Пищевые вещества. Природные пищевые компоненты. Примеси (чужеродные вещества) пищи.

Физиологические нормы и режим питания. Питание и двигательная активность. Воздействие двигательной активности на организм человека. Нормы питания взрослых людей. Режим питания.   Пищевой рацион детей и подростков. Особенности возрастной физиологии детей и подростков. Режим питания подростков. Значение белков, жиров, углеводов в детском питании. Предупреждение гиповитаминозов у детей.

Лабораторные работы

1. Энергозатраты человека при физических нагрузках.
2. Дневной рацион подростков.

5.Мед и пчёлы (5ч.)

Изучить продукты пчеловодства. Познакомиться с их химическим составом, физическими свойствами, чтобы полученные знания использовать в исследовательской работе. Применение продуктов пчеловодства в медицине Практическая работа. Определение примесей в мёде. Рецепты отваров из лекарственных трав, которые в сочетании с  медом успешно применяются в домашних условиях.

Лечебные свойства продуктов пчеловодства. Познакомиться с народными рецептами пчеловодческой продукции и их применением.

6.Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической зависимости (7ч.)

Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и бррьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Практическая работа “Работа со статистическими данными.

 Подросток и алкоголь.  Влияние на организм. Причины.  

Курение Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка Практическая работа.  Выявление курящих подростков.

Наркомания, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное  развитие подростков.

Пропаганда здорового образа жизни, блиц турнир для учащихся и родителей.

7.Кожа - зеркало здоровья(16 ч.)

Введение в косметологию. История косметологии. (2ч.)

Косметология – наука об искусстве делать здоровым и красивым человеческое лицо и тело.    Косметика Египта. Использование косметических средств древними греками.  «Косметы» Древнего Рима. Широкое распространение косметики в эпоху Возрожденья. Искусство косметики Франции. Европы, России. Связь косметологии с медициной , биологией, гигиеной        

Лицо - зеркало души.(1ч.)

Тип кожи лица и её состояние. Какой водой нужно умываться. Уход за кожей лица. Кожные линии. Способы очистки лица. Мыло. Как делать пилинг. Маска для пилинга..

Практическая работа. Определение типа кожи лица и её состояние

Уход за кожей. (2ч.)

Нормальная, сухая, жирная кожа. Кожа смешанного типа.  Некоторые дефекты кожи. Юношеские прыщи. Как от них избавиться?  Веснушки. Бородавки. Как очистить кожу? Как увлажнять кожу. Как сделать маску? Для каждого лица своя маска! Косметические средства для молодежи.  Самомассаж. Несколько слов о закаливании. Закаливание воздухом, солнцем и водой. Гигиена одежды. Гигиена и мода.

Викторина  Кожа - зеркало здоровья

Лабораторные работы:

  1. Изучение сальных и потовых желез кожи.
  2. Изучение моющих свойств мыла.
  3. Определение типов кожи на разных участках лица и тела.
  4. Обнаружение температурной адаптации кожных рецепторов.

Демонстрация     Видеофильм  "Кожа". Практическая работа.  Приготовление масок для жирной, сухой. Нормальной и проблемной кожи.

Глаза - зеркало души (1 ч.)

        Как заботиться о своих глазах? Раздражение глаз. Причины раздражения глаз. Уход за бровями и ресницами. Гимнастика для глаз.  Зрение и компьютер. Упражнения для расслабления глазных мышц после работы за компьютером. Очки.

Валеологический самоанализ "Какое у тебя зрение?".

Лабораторная работа   Аккомодация глаза.

Демонстрация    Видеофильм " Сенсорные системы"

Нежные губы.(1ч.)

      Губы – показатель общего состояния здоровья человека. Профилактический уход за губами. Вредные привычки для губ. Советы по уходу и защите губ.

Мастер – класс. Губная помада и мастерство её нанесения.

Правила ухода за шеей.(1ч.)

    Сохраним шею красивой. Плохой вид шеи – результат дурных привычек. Очистка и питание кожи шеи. Гимнастические упражнения для области овала лица против двойного подбородка.

Позаботься о руках (1 ч.)

     Как ухаживать за руками? Что делать, чтобы кожа на руках не трескалась и не пересыхала? Как ухаживать за ногтями? Изменения формы, конфигурации, окраски ногтей могут многое рассказать о состоянии здоровья. Экскурсия в косметологический кабинет с целью знакомства с применением косметических средств для рук и правильном выполнении маникюра.

Весь мир у ваших ног.(1ч.)

      Уход за ногами. Потливость ног. Плоскостопие, потертости, мозоли. Косметические процедуры для ног.  Профилактика плоскостопия. Отдых для ступней. Гимнастические упражнения для ног. Гигиена обуви.  Для чего нужна сменная обувь? Некоторые заболевания ног: отек, потливость, варикозное расширение вен. Ванны, педикюр. Массаж ног. Эпиляция и методы эпиляции.

Практическая работа Выявление плоскостопия.

Оправа красоты,  или о волосах ( 1 ч.)

   Как ухаживать за волосами? Ежедневный уход. Как мыть волосы? Как ополаскивать волосы? Как сушить волосы?  Сухие и жирные волосы. Выпадение волос. Изменение цвета волос: окраска и обесцвечивание.Лабораторная работ Рецепторы корней волос.

Выбор косметических средств.(2ч.)

    Особенности воздействия косметических средств. Ингредиенты, входящие в состав косметических средств. Кожа и биологические часы. «Красивые советы»

Практическая работа. Индивидуальный выбор косметических средств с учетом типа и состояния кожи.

Четыре времени года и кожа(1ч.)

Практическое занятие. Состояние рекомендаций по уходу за кожей в зимнее. Осеннее, летнее и весеннее время года.

Пресс - конференция «Косметология от А до Я» .(1ч.)

Пресс- конференция. Мозговой штурм. Анкетирование. Для учащихся, родителей, учителей.

8. Зеленая косметика. (7 ч.)

       Натуральные продукты, разнообразные и эффективные соединения, созданные природой. Лекарственные травы и косметика. Фрукты и ягоды в косметологии. Косметические средства на грядках. «Бабушкины рецепты».

Практическая работа. Приготовление очищающих и отбеливающих средств для ухода за кожей лица в домашних условиях.

9.Косметика из сада — огорода от А до Я (12ч.).

      Правила приготовления травяных настоев, цветочных вод (гвоздика, роза, лаванда) для лица. С различными типами кожи. Приготовление масок, бальзамов, скрабов,  кремов в домашних условиях.  Практическая работа. Приготовление крема из лепестков роз. Практическая работа. Сохраним молодость и красоту. Комплексная гимнастика для придания упругости кожи лица и шеи.

Реферативная конференция «Лекарственные растения в народной и научной медицине»

10.Лекарство из природы(18ч.)

Приготовление лекарственных препаратов из растительного сырья. Настои и отвары – водные извлечения  из лекарственного сырья. Приготовление  их из листьев, цветов, трав;  отваров – из грубых частей растений – корней, коры, корневища. Дикорастущие плоды и ягоды нашей местности, их применение.  Состав и применение витаминных чаев. Приготовление лекарственных препаратов  из растительного сырья.

Сбор, обработка, хранение лекарственных растений. Практическая   работа «Сбор и первичная обработка лекарственных растений»,  Практическая   работа «Полная обработка и закладка на   хранение лекарственных растений» 

Действующие вещества лекарственных растений; алкалоиды, гликозиды, фитонциды. Экскурсия в природу с целью ознакомления с дикорастущими плодами и ягодами данной местности. Правила заготовки, сушки  и хранения лекарственного сырья. Реферативная конференция «Лекарственные растения в народной и научной медицине»

Состав и применение витаминных чаев.

Чай № 1. Плоды шиповника – 1 часть.               Плоды рябины – 1 часть.

   Столовую ложку смеси на 2 стакана кипятка, прокипятить 10 минут, оставить на 4 часа в плотно закрытой посуде в темном прохладном месте, процедить через марлю и добавить сахар по вкусу. Пить по ½ стакана 2-3 раза в день.

Чай № 2. Плоды шиповника – 1 часть.                Плоды черной смородины – 1 часть.

   2 чайные ложки сбора на 2 стакана кипятка, настоять час, процедить через марлю, добавить сахар по вкусу и пить по ½ стакана 3-4 раза в день.

Чай № 3. Плоды шиповника – 1 часть.               Плоды черной малины – 1 часть.

   Столовую ложку смеси на стакан кипятка, прокипятить 5-10 минут, настоять 2-3 часа и процедить через марлю. Применять по столовой ложке 2-3 раза в день.

Чай № 4. Плоды шиповника – 3 части.                 Ягоды брусники – 1 часть.

                 Листья крапивы – 3 части.   Готовить и использовать, как чай № 1.

Чай № 5. Плоды шиповника – 1 часть.                Листья малины – 1 часть.

                Листья черной смородины – 1 часть.                Листья брусники – 1 часть.

   2 столовые ложки смеси на стакан кипятка, прокипятить 10 минут, остудить, процедить через марлю и принимать по ½ стакана или по 1/3 стакана при авитаминозах и гиповитамонозах.    «ОтЧАЯнная  любовь». Биография чая. Производство. Технология переработки. Практическая работа «Чайная церемония».    Приобретение и хранение чая. Химический состав чайных листьев. О пользе употребления чая. Практическая работа  «Чайная    косметология».

11.Лекарство с грядки (6ч.)

Изучение целебных свойств овощей, растущих в наших огородах (моркови, свеклы, видов капусты, редиса, редьки, репы и др.)  «Историческая оранжерея».  Новеллы – задачи. Легенды и былины об овощах. Тест «Угадай меня». Растения как корректоры физиологических функций, активаторы    мышечной и умственной деятельности. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты». Овощи в   питании    человека. Растительная пища на нашем столе.     Практическая работа № 7 «Приготовление овощных блюд и  выявление их пользы для организма человека»

12. Гигиена умственной деятельности и физического  развитие школьников.

(12 ч.)

Понятия о биоритмах и работоспособности. Динамика работоспособности. Факторы, вызывающие переутомление. Признаки утомления. Роль сна, рационального режима дня в поддержании высокой работоспособности. Учебный труд – разновидность умственного труда. Приёмы, способствующие повышению продуктивности учебного труда. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, творческого воображения и мышления.    Эмоция и воля в учебном процессе. Понятие о мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одаренность. Выбор профессии.

         Лабораторные работы:  Расчёт биоритмов.   Тесты на воссоздающее и воспроизводящее воображение.   Тесты на физическую и умственную работоспособность.   Тест на определение темперамента человека.

13. Основы медицинских знаний.(19ч.)

                                                    Предмет и методы гигиены. (2 ч.)

Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы и отрасли гигиены, связь гигиены с другими науками.    Здоровье человека. Как люди создают себе болезни. Организм как саморегулирующаяся система. Реакция организма как целого на внешние воздействия.

Физическая активность и здоровье (2 ч.)

 Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии человека. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда. Задачи физического воспитания. Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корректирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.

        Лабораторные работы:  Строение и работа мышц: анализ мышечных движений

Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корректирующие упражнения.

Предупреждение инфекционных заболеваний (2 ч.)

 Микроорганизмы – возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятия об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий: инкубационный и острый периоды, выздоровление. Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение  устойчивости организма человека  к  инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции нашего региона, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.

 Лабораторные работы: Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях. Приёмы ухода за больными (измерение температуры, построение температурного графика, использование горчичников и др.).

Травматизм и его профилактика. Охрана здоровья.(2 ч.)

 Травматизм подростков и юношей, обусловленных психологическими особенностями. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения.

Кровотечения, способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработки ран. Предупреждение травматизма.

  Лабораторная работа:   Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок.

Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях (2 ч.)

 Строение и функционирование сердечнососудистой системы. Особенности сердечнососудистой  системы подростков. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на  сердечнососудистую систему. Тренировка сердца и сосудов.

  Лабораторная работа:   Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.

Гигиена дыхания (2 ч.)

    Особенности функционирования органов дыхания. Правильное дыхание. Гигиеническая оценка микроклимата помещений. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты воздуха. безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания. Развитие голосового аппарата. Мутации голоса. Гигиена голоса.  Аромотерапия. Тренировка органов дыхания.  Лабораторные опыты:  Санитарный анализ воздуха помещений. Дыхательные упражнения.

Гигиена питания (2ч.)

  Гигиенические навыки, связанные с приёмом пищи. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гигиеническая оценка питьевой воды. Инфекционные, острые неинфекционные и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное влияние алкоголя и курения на органы пищеварения.  Лабораторная работа: Составление пищевых рационов (с помощью таблиц).

Органы выделения. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви (2 ч.)

 Пути выведения продуктов обмена из организма. Роль почек в поддержании постоянства солевого состава и кислотности крови. Болезни почек и их профилактика. Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов. Терморегуляция и приёмы закаливания. Гигиена  одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при охлаждении организма. Определение типа кожи, волос.

Гигиена органов чувств. (1 ч.)

 Органы чувств, их значение в жизни человека. Профилактика их заболеваний. Шумовые загрязнения среды. Влияние компьютера на органы зрения.

         Лабораторная работа: Упражнения, укрепляющие глазные мышцы.

Предупреждение наркомании (2 ч.)

Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.

                   14. Неидеальные идеалы, их действие на организм (2ч.)

Действие орехов  на организм школьника в зимнее и весеннее время. Правила приема и фармакологическое  действие.

15.Звуковой ландшафт и ваше самочувствие  (2ч.)

Действие звуков на организм учащихся. Положительные и отрицательные эмоции.

16.Эмоции, сердечный ритм и здоровье  (2ч.)

Игра 100:1 Красота для здоровья, или здоровье для красоты?

17.Подведение итогов.

 II год обучения:

В связи с высоким уровнем  заболеваемости учащихся наших школ программа второго года обучения предусматривает  развитие и расширение познавательных интересов в области биологии, медицины, для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой.  Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Учащиеся получают знания о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, т.е. эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; Курс  разработан с учетом индивидуальных интересов учащихся, призван укрепить сознательное отношение школьников  к собственному здоровью. Ребята получают навыки работы с природным материалом, это и приготовление масок для различного типа кожи, травяных настоек по рецептам бабушек. Узнают о лекарственных растениях и их применении в фототерапии. Научатся правилам заготовки лекарственного сырья, получат основы медицинских и фармакологических знаний.

        Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте.

        Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Курс второго года обучения «Красота и здоровье человека» является модификационным, рассчитана на 144ч. в год, то есть по два часа два раза в неделю. Возраст - от 15 до 16 лет.

Цель программы: 

Цель программы: Выбор будущей профессии, изучение основ косметологии для создания неповторимого образа.

 Занятия  “Питание и здоровье человека” позволяют помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии. Материал доступен учащимся 10-х классов, знакомит их со спецификой таких профессий как технолог пищевого производства, лаборант, химик, биолог и т.д.

  «Основы красоты и здоровья» - это объемный учебный курс для  всех, кто хочет сохранить молодость, красоту и бодрость на долгие годы. Секреты косметологической науки, основы делового и вечернего макияжа, имиджа, массажа и восточного самомассажа, тонкости профессионального ухода за волосами и подбор стрижек и укладок - чаще всего эти темы разработаны лишь на профессиональном уровне. Практикующие косметологи - визажисты и парикмахеры - универсалы редко передают свой опыт и знания подрастающему поколению. А основы физиогномики и фэн - шуй вообще не освещены в школьных программах. А молодым девушкам и женщинам эти знания просто необходимы. Рецепты от простых массажных масел до сложных кремов и лосьонов, которые можно приготовить самим, превратив свою кухню в фабрику красоты и здоровья. Как сохранить кожу молодой и здоровой, как грамотно подобрать косметику, как сделать макияж на все случаи жизни, как освоить основы восточного самомассажа и Фэн -шуй, какой диеты придерживаться и быть всегда в форме, как менять свою внешность   в зависимости от ситуации, сохраняя при этом естественность и привлекательность. На эти и другие вопросы дает ответы наш образовательный курс. Хотя темы, лежащие в основе этого курса, достаточно уникальны - изложены они очень просто и доступно, они убедят вас в том, что декоративная косметика и фитокосметика, массаж и самомассаж, правильный уход за телом и лицом помогут для борьбы со стрессами и депрессиями гораздо эффективнее многих лекарств.

  Цель курса:

 -  Ориентация учащихся на естественнонаучный профиль обучения;

 -  Повышение интереса учащихся к изучению химии и биологии.

-Дать необходимые знания и навыки для создания своего неповторимого образа, чтобы быть привлекательной, нравиться себе и другим, жить в мире и гармонии с окружающим миром.

  Задачи курса:

 - Пропаганда здорового образа жизни;

 - Формирование представлений о продуктах питания, их пищевой ценности,   пищевых добавках и их влиянии на организм человека;

 - Отработка умений и навыков проведения химического эксперимента,

   знакомство с методами определения белков, углеводов, жиров и др.

   органических веществ как основных компонентов продуктов питания.

- Изучить основы физиогномики, косметологии и диетологии.

- Научить самостоятельно, ориентироваться в заболеваниях кожи, когда можно лечиться в домашних условиях, в каких случаях необходимо обратиться к врачу - дерматологу.

- Получить навыки массажа и восточного самомассажа лица, основы фэн -шуй.

- Получить знания о косметических процедурах и новинках лечебной косметики.

- Разобраться в современных средствах для макияжа.

- Освоить технику нанесения делового и вечернего макияжа в соответствии с типом кожи и возрастом.

- Овладеть стратегией и тактикой исправлений недостатков лица, подчеркивая его достоинства.

- Изучить новые направления моды и составляющие профессионального имиджа.

- Научить составлять рациональный гардероб и определять свой  цветотип.

- Изучить основы рефлексии и помочь разобраться в самой себе.

Основная цель и задачи курса достигаются с помощью следующих методов: исследовательская работа, семинарское занятие, экскурсия, лабораторная работа, мастер - классы профессионалов, тестирование;  зачетная работа, дискуссия, игра, социально - психологический тренинг;

практическая работа. Обучающиеся находятся в активной исследовательской позиции при изучении данного учебного материала. Курс рассчитан на 68 часов и два года обучения. В результате изучения данного учебного курса,  обучающиеся должны знать:

Как помочь себе и близким снять болевые ощущения с помощью точечного массажа; о правильном питании и сбалансированном рационе; правила индивидуального подбора ароматов; основные правила ухода за кожей головы и волосами; поэтапный процесс наложения каждого типа макияжа;   Теорию времен года в мире макияжа.

Обучающиеся должны уметь:

Определять тип своего силуэта; Делать массаж и самомассаж; определять отклонения от нормы в состоянии волос, кожи лица и тела.

Подбирать подходящие прически по типу лица и структуре волос;

-        Очищать и ухаживать за кожей в домашних условиях;
Различать типы кожи лица; определять свой собственный тип по колориту волос, глаз и кожи; Последовательно выполнить макияж; скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства с помощью декоративной косметики, стиля, цветовой гаммы одежды и макияжа; делать простейшие укладки и прически на все случаи жизни;  слушать себя, правильно общаться с окружающим миром и устанавливать оптимально   деловые взаимоотношения. Применять знания Фэн -шуй и  ароматерапии  в быту.

Тематическое планирование второго года обучения.

Название темы

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие. Распределение обязанностей

2

1

1

 2

  Пищевые добавки.  Жить для того чтобы есть или есть для того чтобы жить? Чем напичканы наши сосиски и пельмени?

6

1

1

1

1

1

1

 3

 Полезные и неполезные продукты

Чипсы, гамбургеры, сладкие газированные напитки

4

2

2

4

Что такое пища?  Питательные вещества и продукты питания.  Практическая работа «Составление суточного рациона  питания».

6

3

3

 5

 Химические элементы живого организма.   Органические и неорганические вещества в живом организме.  Роль и значение микро- и макроэлементов в организме.

4

2

2

6

Вода и растворы, их влияние на здоровье человека.Роль воды в живых организмах.  Растворы солей и их роль в живых организмах. Жизненный цикл клетки. Красота и гармония нашего тела

6

3

3

 7

   Питание и здоровье человека.

Гигиена ротовой полости  Что нужно знать о пищеварении. Химизм питания как основа здоровья человека.

6

3

3

 8

Состав пищи. Предупреждение пищевых отравлений. Доклады и сообщения учащихся. Групповое и индивидуальное обсуждение докладов и сообщений учащихся

4

2

2

9

Что нужно знать о пищеварении.

Круглый стол. Защита рефератов учащихся. Обсуждение основных вопросов по данной тематике.

4

4

10

Практическая работа №1 Определение белка в составе пище.

2

.

2

11

 Практическая работа №2 Обнаружение крахмала в растительных продуктах.

2

2

12

Практическая работа №3 Обнаружение жира в жив.  и растительных тканях.

2

1

1

13

 Экскурсия на хлебозавод

2

2

14

 Основы красоты и здоровья

15

«Лаборатория красоты и здоровья». Знакомство с целями и задачами курса. Рефлексия – размышление о своём «Я». Как любить себя такой, какая Вы есть. Как усовершенствовать своё «Я», чувствовать и осознавать своё назначение.  Практическая тестирование «Гляжусь в себя, как в зеркало»,   Тест «Ваше мироощущение»

 Тест «Самая сильная Ваша эмоция»

10

5

5

 16

Профессиональный имидж    Сведения об истории моды, современных стилях и направлениях. Определение типов своего силуэта. Подбор одежды, аксессуаров и украшений. Создание собственного неповторимого стиля. Лабораторная работа «Аксессуары и украшения в нашей жизни»   Практическое занятие «Найди свой стиль»

6

3

3

17

Жизнь с красивой кожей

Основы бактериологии. Заболевания кожи и пути их устранения. Основные гигиенические и косметические процедуры.   Рецепты масок и аппликаций.    Возможность превратить свою кухню в фабрику красоты и здоровья. Исследовательская работа «Мой тип кожи» Косметологическое тестирование «Правильный уход»   Посещение косметического салона.  Семинарское занятие «Рецепты косметической кухни»

10

6

4

18

Красота и здоровье волос

Строение, свойства и особенности волос. Правильный уход -залог успеха. Факторы, влияющие на структуру, рост и густоту волос.   Основные правила ухода за кожей головы. Моделирование волос.

Мастер - класс парикмахера - стилиста «Современные тенденции моделирования

волос» Семинарское занятие «Волосы и бесконечно меняющаяся мода»

Практическое занятие «Сам себе парикмахер. Фантазийные укладки.

6

3

3

19

Массаж – спутник  здоровья.

Уход за телом. Восточный массаж    Уход за телом. Мышцы. Строение тела. Массаж - как эффективное средство предупреждения и лечения многих болезней.   Мастер - класс массажиста - универсала «Основы самомассажа. Су - джок для вашего здоровья».   Практическое занятие «Точечный массаж лица. Точки - помощницы для оказания помощи себе и своим близким».

6

3

3

20

Диетология и диетические радости для тех,кто следит за собой

Все о правильном питании и сбалансированном рационе.   Продукты - антидепрессанты, которые действуют намного эффективнее лекарств. Идеальное меню для молодых, «Умные продукты».  Витаминные лакомства для питания волос и кожи, которые действуют лучше бальзамов, кремов и шампуней. Лабораторная работа «Рецепты из бабушкиной шкатулки»  Семинарское занятие «Умные продукты»   Тест «Мы есть то, что едим».

10

7

3

21

 Ароматерапия. Магия цветов и ароматов Роль запахов в жизни человека. Ароматы и биоэнергетика человека. История науки о запахах. Виды благовоний. Духи.

Консультационное занятие  «Запах - это пища, пробуждающая дух...»

Тестирование «Найди свой аромат»

4

2

2

22

 Искусство Фен-Шуй – в гармонии с самим собой Фэн - шуй - искусство создания гармонии в окружающей человека среде  Фэн - шуй и здоровье, косметические советы от фэн-шуй,

Фэн-шуй и выбор профессии.

Практическая работа «Тест на привлекательность по фэн - шуй» «Фэн - шуй и гармония в семье»

4

2

2

23

Физиогномика. Ваше лицо – это ваша удача»

В основе физиогномики лежит идея, кто Вы и чего хотите достичь в этой жизни -написано на Вашем лице.

Формы тела и черты лица, подобно зеркалу, отражают индивидуальный человеческий портрет: физическое состояние, психику и интеллект.  Основы физиогномики. Изучение китайской карты лица. Практическая работа «Мое лицо - мой характер». Лабораторная работа по эйдетике «Как запоминать лица».

6

3

3

24

 Волшебный мир макияжа

Теория времен года.

Определение типа по колориту волос, глаз и кожи.  Типы макияжа. Процесс наложения каждого типа макияжа. Создание гармоничного образа.

Практическая работа «Знакомство с видами профессиональной   декоративной косметики»  Мастер - класс  «Изысканный макияж»

Зачетная работа «Фантазийный макияж на заданную тему» Итоговая лабораторная работа курса «Создай свой образ»

10

6

4

25

 Исследовательская работа. Влияние антропогенного воздействия на растительные сообщества и косвенное воздействие на здоровье человека.

10

5

5

26

 Лекарственные и декоративные растения на службе здоровья человека

10

3

7

 

итого 

144часа

Список литературы:

1.Аностасова А.П. «Человек и его здоровье». – М.: Просвещение, 1997 г.

2.Анохина В.С. и др. «Эксперименты и наблюдения на уроках биологии»: Методическое пособие. – Минск: Бел.эн., 1998 г.

3.Мамонтов С.Г. «Основы биотехнологии»: Учебные материалы для учащихся. –  М.: НИИ содержания и методов обучения, 1991 г.

4.Суворова Н.Н. «Человек и его здоровье». – Н. Новгород, 2002 г.

5.Хрипкова А.Г. и др. «Физиология человека». М.: Просвещение, 1982 г.

6. Н. Козлов. Как относиться к себе и людям. - «Аст - пресс», 2003. – 125 с.

7. Д. Кеннеди. Аллергия и борьба с ней. - «Ридерз дайджест», 2003. - 400с., ил.

8. С. Лорен. Женщины и красота, - «Варгиус», 1999.-       40с.,ил.

9. С. Миргородская. Ароматерапия - Москва, 1999.- 290с., ил.

10. К. Мак - Гилвери. Массаж. - М. «Россмэн», 2002. - 360с., ил.

11. К. Меннер. Макияж. - «Кристина», 2001. - 286с., ил.

12. М. Маккиавелли. Татгуаж. - «Астрель», 2003. - 90с., ил.

Мое здоровье, в моих руках»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа третьего года обучения направлена на оказание учащимся помощи в определении круга интересов для выбора профиля дальнейшего обучения и расширения знаний учащихся.

Серьезной проблемой современного подрастающего поколения является отсутствие у старшеклассников и выпускников школ элементарной медико-биологической и гигиенической грамотности в вопросах поддержания здоровья. Предлагаемая программа предусматривает расширить мировоззрение учащихся по ряду вопросов современной биологии и экологии, и заинтересовать их в получении более глубоких знаний по сохранению красоты и здоровья  человека. Программа  рассчитана на  216  учебных часов.

Цель  программы третьего года обучения   «Мое здоровье, в моих руках» направлена на воспитание у подростков культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической, интеллектуальной, поведенческой) 

         Для решения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Освоить  знания о человеке, как биосоциальном существе, об особенностях жизнедеятельности организма здорового человека и его средообразующей роль, о факторах здоровья и риска болезни, о медико-биологических подходах к поддержанию здоровья и долголетия.
  2. Овладеть  умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма;  для организации здорового образа жизни; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и медицины, о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
  3. развивать  познавательные  интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, решения творческих задач, работы с различными источниками информации.
  4. Воспитать  позитивное  ценностное  отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; к окружающей среде и образу жизни человека.
  5. Использовать  приобретенные знания  и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек.

Программа разбита на отдельные блоки.

Блок 1 «Здоровье человека и окружающая среда»

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. признаки человека как биосоциального существа
  2. особенности жизнедеятельности организма здорового человека и его средообразующую роль
  3. факторы здоровья и риска болезни
  4. зависимость здоровья от наследственности, окружающей среды и образа  жизни человека

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять роль биологии в практической деятельности людей; место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственной красоты и здоровья от состояния окружающей среды; причины и проявления наследственных заболеваний, стресса, гиподинамии, заболеваний, вызванных нарушениями обмена веществ; механизмы возникновения заболеваний при длительном действии экстремальных факторов.
  2. выявлять приспособления человека к среде обитания; пути преодоления стрессовых ситуаций; ориентиры в выборе профессии; механизмы защиты организма от чужеродных веществ, влияющий на внешний вид человека.
  3. анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, воздействие факторов окружающей среды на организм человека; образ жизни своей семьи.
  4. раскрывать взаимосвязи между индивидуальным здоровьем человека и состоянием окружающей среды; необходимость своевременной диагностики заболеваний,
  5. описывать особенности природной и других сред обитания человека; влияние компонентов погоды на самочувствие человека.
  6. проводить самостоятельный поиск биологической информации; находить в различных источниках необходимую информацию о факторах,  влияющих на здоровье человека анализировать и отбирать необходимые данные;
  7. работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; самоанализировать

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения гигиенических  правил, заболеваний обмена веществ, стрессов, гиподинамии, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), инфекционных заболеваний, заболеваний при действии экстремальных факторов и неблагоприятных метеоусловий;
  2. проведения наблюдений за состоянием собственного организма и внешнего вида
  3. рациональной организации труда и отдыха

Блок 2 «Здоровый образ жизни»  В блоке рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. Блок  имеет направленность в области медицины и биологии, позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.

Цель блока: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, бережное  отношению к себе и окружающим людям,  умение следить за своим здоровьем.    Задачи:  

- расширить и углубить знания учащихся по валеологии;

 -использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и  физического здоровья человека;

-показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;

- расширить и систематизировать  знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;

-развивать  различные формы  коммуникативной деятельности;

Блок 3«Культура здоровья»

Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20-25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

 Программа данного блока предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование.

Основными  составляющими программы  являются цели:

  1. отношению к здоровью как к ценности.
  2. формировать  представления о себе как здоровом человеке.
  3. сохранению и укреплению здоровья.
  4. формировать  культуру здоровья
  5. понимать  потребности здорового образа жизни,
  6. развивать умение работать с различными источниками информации

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теоретические

практические

Тема 1 «Природоохранная деятельность» (3 часа)

1

История природоохранного движения в России

1

2

Природоохранное движение в Костромской области, способствующее здоровью человека.

1

1

Тема 2 «Экология и здоровье  человека» (36 часов)

4-7

Экология человека. Понятия «здоровье» и «болезнь». Показатели здоровья человека

2

2

8-11

Природное и антропогенное загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

2

2

   12-29

Исследовательская работа «Влияние загрязненности атмосферного воздуха в городском парке на здоровье человека

5

12

30-33

Среда жилого и рабочего помещения. Экология жилища. Факторы экологического неблагополучия в жилых помещениях и здоровье человека

2

1

34-38

Здоровый образ жизни. Биологические ритмы человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Культура здорового образа жизни

2

2

39-42

Методы оздоровления. Фитотерапия, аромотерапия, гидротерапия, закаливание, массаж БАДы. Фитотерапия в косметологии.

2

2

Тема 3 «Современные проблемы экологических воздействий на организм» (11 часов)

43-44

Экологические проблемы  современности

2

45-46

Антропогенное загрязнение атмосферы

1

1

47-48

Тяжелые металлы в водной среде, их влияние на организм человека.

1

1

49-50

Антропогенное воздействие на почвенный покров.

1

1

51

Экологические проблемы энергетики

1

52-53

Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды

1

1

Тема 4 «Здоровье и фак торы риска,  бо лезни» ( 31час)

54-55

Мужчина и женщина. Брак и планирова ние семьи

2

56-58

Культура питания. Производ ство пищевых продуктов и здоровый образ жизни

2

1

59-60

Наследственные болезни. Диагности ка и предупреж дение

1

1

61-62

Стресс и расстрой ства нервной системы. Профилак тика и преодоле ние

1

1

   63-64

Двигатель ная активность. Утомление. Работа мышц.

1

1

    65-66

Природная среда – источник онкологических заболева ний

2

    69-70

Двигатель ная активность. Гиподина мия и ее послед ствия

1

1

    71-72

Природная среда – источник инфекционных заболева ний

2

    73-74

Биологичес кие ритмы жизнедеятельности. Погода и самочув ствие. Биологически зависимые люди.

2

1

     75-77

Внимание: опасно для жизни! (алкого лизм, наркома ния, табакоку рение)

2

1

     78-80

Факторы, влияющие на здоровье человека.  ЗОШ.

2

1

    81-83

Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства

2

1

    84-85

СПИД – мифы и реальность

2

    86-87

Живые вещества переносчики и возбудители болезней

2

     88-89

Влияние сотовых телефонов на организм

2

   90-91

Влияние компьютера на здоровье

человека

2

    92-93

Как противостоять давлению среды

1

2

   94-97

Влияние двигательной активности на организм человека.

2

2

   98-104

Исследовательская работа «Взаимосвязь тонуса вегетативной нервной системы и уровня здоровья учащихся»

6

10

105-107

Иммунитет и здоровье

2

1

Тема 5 «Экологическое состояние  области» (24 часа)

108-109

Ландшафт - как фактор здоровья

1

1

110-112

Биологические загрязнения и здоровье человека

2

1

 113-115

Химические загрязнения и здоровье человека

2

1

116-119

Экологические проблемы и их влияние на человека. Возможные пути решения проблем

1

3

 120-132

Исследовательская работа «Определение загрязнения атмосферы в зимнее время по снежному покрову и влияние на здоровье человека»

2

10

Тема 6. Здоровый образ жизни (37 ч.)

 133-136

Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека.

2

2

 137-141

Личная гигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления

4

2

 142-145

Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Аутотренинг, релаксация

2

2

146-148

Закаливание и его влияние на здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны.

2

1

149-153

Экспериментальная работа. «Влияние физических и закаливающих нагрузок на организм. Планирование своего режима дня с учетом полученных данных».

3

2

154-169

Исследовательская работа  «Диагностические исследования своего организма».

5

10

Тема 7Культура здоровья.(37ч.)

 170-174

Режим труда и отдыха. Работоспособность -  важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течение  дня, недели, месяца, года, нескольких лет.

2

2

175-178

Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания.

2

2

179-180

Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности.

2

181-183

 Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушения сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиенический режим сна. Гигиена  труда.

4

2

184-187

Целебные силы природы и их воздействие на организм человека.  Фитотерапия.

2

2

188-192

Психогигиена. Особенности ВНД, критические периоды в развитии психики.  Стресс как негативный биохимический фактор.

2

2

193-203

Работа над проектом:

«Моя система красоты и здоровья»

4

6

204-209

Диагностика здоровья (антропометрические и физиологические подходы) Диагностические исследования своего организма Правильное дыхание

3

3

210-213

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

3

1

214-216

Рациональное питание и культура здоровья. Проблемы взросления и культуры здоровья

2

2

Итого:  216 часов.

Список   используемой  литературы.

Авторы

Название пособия

Год издания

1

Величковский Б.Т.

Кирпичев В.И.

Здоровье человека и окружающая среда

М.; 1997

2

Белов В.И.

Энциклопедия здоровья

М., 1989

3

Маль Р.Д.

Человек и его здоровье: сборник опытов и задач с ответами для 9  класса общеобразовательных учреждений

М., 1997

4

Тихомирова Л.Ф.

Здоровье и здоровый образ жизни: пособие для педагогов и воспитателей

Ярославль, 1997

5

Лебедева Н.Т.

. Формирование здорового стиля жизни школьника.

 Мн.: Нар. Асвета, 1996. – 144 с

6

Марков В.В.

Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Изд. Ц. «Академия»,– 320 с.

М.:Из. центр Академия», . 320 с.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

1.Б.Т.Величковский,В.И.Кирпичев,И.Т.Суравегин «Здоровье человека и окружающая среда»,Москва, Издательство «Новая школа»,1997 г.
2.Л.Розенблат «Симфония жизни»,Москва,1990г.
3. В.С.Рохлов «Школьный практикум.Биология.Человек» , М.,Дрофа,1998г.
4. Газета «Биология»
5.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г.
6.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2001г.

Список литературы для учителя

  1. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград. Учитель – 2001г.
  2. М.В. Высоцкая. – Элективные курсы. Экология. - Волгоград. Учитель – 2001г.
  3. Б.Т. Величковский, В.П. Кирпичев, Н.Т. Суравегина. – Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М. – новая школа – 1997г.
  4. О.А. Ерёмина. – Экология и здоровье: викторина для 10х классов. – Биология 1 сентября: газ. – 2001 – № 7.
  5. В.Н. Кузнецов. – Экология дома: Биология 1 сентября: газ. – 1990 - № 31
  6. В.А. Самкова – Экологический практикум. «Город в котором я живу». – Биология в коле: журнал – 2001г. - № 5,7.Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. – Методика проведения опытов и наблюденй по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М  Просвещение – 1983г.
  7. И.К. Сивохина. – Питание и здоровье. – М. Медицинская газета – 1990г.
  8. Л.Л. Генкова,– Почему это опасно. – М. Просвещение – 1989г.
  9. Д. Брайен. – Серёзный разговор – алкоголь. – Москва: Махаон – 1998г.
  10. И. Цуцуми. – Массаж для красоты и здоровья. – М: Приада-литера – 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса

Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска.  Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

Пояснительная записка к программе элективного курса «Здоровье человека в условиях Севера»

Курс создан как составляющая часть работы профильной туристко-краеведческой группы в рамках экспериментальной работы школы по НРК ГОС, рассчитан на 30 часов и предназначен для учащихся 10 классов....

Программа элективного курса по экологии для учащихся 5-6 х классов по теме: «Здоровье планеты - здоровье человека».

Систематизирование экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. ...

Рабочая программа "Природа и здоровье человека"

Рабочая программа «Природа и здоровье человека» разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Природа и здоровье человека».Цель программы ...

Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» 9 класс

Рабочая программа направлена на реализацию внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, на обучение школьников бережному отношению и к своему здоровью, начиная с раннего дет...

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...