Поэтический вечер "Строки, опаленные войной"
методическая разработка (5 класс) по теме

Разработка поэтического вечера "Строки, опаленные войной..." Трогающие душу стихи, исторические факты, песни - все это сделало данный сценарий интересным для ребят разных возрастов - от пятиклассников до девятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeticheskiy_vecher.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтический вечер

 «Строки, опалённые войной…»

Разработала сценарий: учитель литературы Дворецкая И. В..

Жюри (для награждения лучших чтецов)

В начале вечера звучат песни военных лет.

I ведущий: В нашей школе стало доброй традицией проводить вечера поэзии, и сегодняшний наш поэтический праздник называется «Строки, опаленные войной…»

II ведущий: А это значит, что сегодня мы с вами поговорим о стихотворениях, посвященных Великой Отечественной Войне…

Пролетели дни, как полустанки,

Где он, черный сорок первый год

Кони, атакующие танки,

Над Москвой горящий небосвод?

  А снега белы, как маскхалаты,

А снега багровы, как бинты,

Падают безвестные солдаты

Возле безымянной высоты.

Вот он, не вернувшийся из боя,

Вышедший на линию огня,

Для того, чтоб заслонить собою

Родину, столицу и меня.

Кто он? Из Сибири, из Рязани?

Был убит в 17, в 40 лет?

И седая женщина глазами

Провожает траурный лафет.

«Мальчик мой!» - седые губы шепчут,

Замирают тысячи сердец.

Молодые вздрагивают плечи:

«Может, это правда мой отец?»

Никуда от прошлого не деться.

Вновь война стучится в души к нам,

Обжигает, обжигает сердце

Благодарность с болью пополам.

Вот у Белорусского вокзала

Эшелон из прошлого застыл.

Головы склонили генералы

Перед неизвестным и простым

Рядовым солдатом, что когда-то

Рухнул на бегу у высоты…

А снега белы, как маскхалаты,

А снега багровы, как бинты.

(Ю. Друнина)

I ведущий: Так написала Юлия Друнина о тех годах войны, а вот ещё стихотворение Давида Самойлова «Сороковые»

II ведущий: Действительно, эти строки – опаленные войной, ведь сами авторы видели эту войну. И хочется вспомнить стихотворение Юлии Друниной:

Я столько раз видала рукопашный.

Раз – наяву и тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне…

I ведущий: Давайте же послушаем замечательные, душевные стихи о прошедшей войне…

1. М. Дудин «У Могилы Неизвестного Солдата»

2. К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»

3. А. Прокофьев «Яблоня на минном поле…»

4. А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…»

5.  А. Твардовский «Я обращаюсь к молодым»

6. К. Симонов «Ты помнишь, Алёша…»

7. Вл. Высоцкий «Он не вернулся из боя…»

8. А. Твардовский. Отрывок из поэмы «Василий Теркин»

9. М. Дудин «Это память опять…»

10. А. Твардовский «Я убит подо Ржевом…»

II ведущий: В этом году в ______ отмечали ______-летие снятия блокады с осажденного Ленинграда, ныне Петербурга.

Далее звучит стихотворение Ольги Берггольц.

I ведущий: Это стихотворение написала Ольга Фёдоровна Берггольц, поэт, драматург, прозаик, публицист. Родилась она в 1910 году, а во время войны находилась в блокадном Ленинграде, где создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города: «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма» (обе написаны в 1942г.)

II ведущий: Ольга Фёдоровна Берггольц- лауреат Государственной премии СССР (в 1951 г.) Её называли Музой блокадного Ленинграда. На гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища высечены строки стихов поэтессы: «Никто не забыт и ничто не забыто».

О книгах О. Берггольц «Дневные звёзды» и «Говорит Ленинград» расскажет И.В. Дворецкая.

«Перед Вами книга, в которой напечатаны две документальные повести, рассказывающие о бессмертном подвиге ленинградцев в тяжелые 900 дней и ночей блокады Ленинграда…

Краткие тезисы выступления:

  1. Вода – больной вопрос;
  2. Прачки;
  3. Как хоронили убитых;
  4. Кормление раненых;
  5. Госпитали на дому;
  6. Самодельные противогазы от гари;
  7. Светомаскировка;
  8. Передачи «Говорит Ленинград» (ведущий – композитор Дмитрий Шостакович);
  9. Ночь прорыва блокады – 10 января 1942 г.;
  10. Жизнь ради мира
  11. Отрывок из статьи А. Меширова «Ладожский лед»

Краткие сообщения о статье

«Ленинград никогда не был и не будет в руках врага!» (стр. 50, сб. «Никто не забыт и ничто не забыто»)

II ведущий: Память о войне жива в сердцах фронтовиков и последующих поколениях:

М. Дудин «Это память опять…»

А. Твардовский «Я обращаюсь к молодым…»

Слово заведующей музейной комнаты. (Краткий рассказ о капсулах с землёй, подаренных школе, об альбомах, посвященных ветеранам войны и труда)

Подведение итогов. Жюри награждает лучших чтецов.

Викторина «Знаешь ли ты автора поэтических строк о Великой Отечественной войне»?

  1. Страшный бой идёт, кровавый, смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле. (А. Твардовский)

  1. Жди меня, и я вернусь… (К. Симонов)
  2. Бьется в тесной печурке огонь (А. Сурков)
  3. Глубоки забвения колодцы,

Но не забывается война. (Ю. Друнина)

  1. Где на рваную землю, на снег голубой

Снегириная стая слетела. (М. Дудин)

Подведение итогов конкурса чтецов стихотворений о войне, награждение Почетными грамотами.

В заключение хоровое выступление - песни о войне (муз. руководитель под баян)

Оформление доски: вырезки из газет об участниках Великой Отечественной войны, иллюстрации плакатов 1941 года, альбомы о комсомольцах, пионерах во время войны, об односельчанах – участниках военных действий (из школьной музейной комнаты). Сувенир «Родина – мать», свечи. Выставка книг о Великой Отечественной войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический вечер памяти и надежды «Опаленный войной народ, самой редкой славы солдаты…»

9 мая 2015 г. отмечается знаменательная дата в истории России - 70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.Обращение к теме победы в Великой Отечественной ...

Сценарий литературно-поэтической композиции «Строки, опаленные войной».

Данное внеклассное мероприятие подготовлено для студентов ГБПОУ МО «ЭТОТ» и приурочено к празднованию 70-летия Победы в ВОВ.Данный вид внеклассных мероприятий является эффективной  формой развити...

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...

Животные на войне (в рамках акции "Письма опаленные войной")

Цель: способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека во время ВОВ...