Гражданские права и обязанности школьников
план-конспект урока (5 класс) по теме

Галина Анатольевна Карпинская

Гражданско- правовое восспитание - сегодня одина из актуальнейших проблем. Данное мероприятие поможет заинтересовать школьников младшего возраста в изучении данного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskie_prava_i_obyazannosti_shkolnikov.docx138.65 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданские права и обязанности школьников.

СЛАЙД 1.

  С давних пор людей волновали вопросы: что они могут делать и чего не могут, что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют.

Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху.

СЛАЙД 2

Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных разговорах между собой, с помощью различных религий и, к сожалению в битвах и войнах.

Во второй мировой войне, которую развязала фашистская Германия, погибло более 50 миллионов  людей, было разрушено множество городов, сёл, деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война самый худший способ решения  споров и  (СЛАЙД 3)     объединились  во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая поставила своей задачей  обеспечение прав человека во всём мире.

В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.

В этом документе говорится о том. Что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка. Пола. Это значит, где бы человек не жил. На каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.

- Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! (СЛАЙД 4) Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете. Это:   право на жизнь;

- право на свободу и неприкосновенность;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.

СЛАЙД 5

А сейчас, закрепим наши знания с помощью конкурса «Права человека»

1    2

3                                                            4

Изображения различных сказочных персонажей будут появляться на экране. Необходимо определить какое право сказочного героя нару шено.за каждый правильный ответ вы будете получать карточку в конце нашей встречи подведём итоги и тот класс, у которого окажется больше карточек, получит звание Главного правозащитника нашей школы.

Ответ. 1 карточка: Право на свободу. 2 карточка: Право на жизнь. 3 карточка: Право на владение личным имуществом. 4 карточка: Право на неприкосновенность жилища.

СЛАЙД 6

1.Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребёнка? Должны ли быть у ребёнка особые права?

2.Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества.  (КЛИК) У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о права ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека.

1. Каждый ребенок рождается, чтобы быть счастливым. C равными для всех правами на жизнь, развитие, любовь и заботу. Права - это не подарок за хорошее поведение и не привилегия, а такая же необходимость, как воздух, как солнце.
С первых шагов юный человек находится под защитой законов. Самый главный из них - Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Почти все страны на нашей планете решили соблюдать статьи Конвенции. Это значит, что образование, полноценное развитие, поддержка в трудных ситуациях, защита от насилия - гарантированы нам взрослыми. Ведь мы во многом зависим от тех, кто старше, умнее и опытнее нас.

СЛАЙД 7

2.Познакомится с декларацией, узнать, какие права ребёнка  она защищает, нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, обманщики и невежды. В сказках добро побеждает произвол. Мы рассмотрим сказки, в которых затрагивается проблема прав человека. За правильный ответ – карточка.

  1. Лягушка из сказки В Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешест вие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное пере движение).
  2. Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нару шил ее право _________________________ ( на личную неприкосновенность).
  3. Девочка из сказки «Три медведя», без разрешения хозяйничавшая в домике медведей, нарушила их право ____________________ (на неприкосновен ность жилища).
  4. Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд).
  5. Братья Ивана из сказки Ершова «Конёк-горбунок» увели у него коней, тем самым они нарушили его право _______________________ ( на владение имуществом).
  6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность).
  7. В сказке «Маша и медведь» медведь грубо нарушил право Маши _________________________________ (право жить с родителями)

СЛАЙД 8

1.Мир громаден, сложен и неизведан. Особенно когда только входишь в него. Открыть мир, найти свое место и роль в нем, сделать его хоть чуточку лучше - вот призвание человека. Реализовать себя позволяют, прежде всего, права на образование и развитие.

2.Право на образование - это в первую очередь, возможность получать знания, навыки необходимые для жизни. Без хорошего образования человек не сможет найти интересное, важное дело, добиться успеха.

1.Образование открывает горизонты твоей жизни, расширяет границы Вселенной. У тебя должна быть возможность выбора, где и чему учиться, независимо от материального состояния родителей.
2.Перед тобой должны быть открыты двери библиотек, театров, музеев Развитие творческих способностей детей - одна из главных целей образования. Тысячи ребят уже в юном возрасте совершают открытия, изобретают новое, становятся лауреатами и дипломантами конкурсов, фестивалей, добиваются признания.

СЛАЙДЫ 9-15 ОБ АСТРАХАНСКИХ ДЕТЯХ – ЛАУРЕАТАХ РАЗЛИЧНЫХ КОНКУРСОВ .

СЛАЙД 16

1.Каждый из нас уникален и имеет право на развитие и реализацию своих способностей.
Сегодня многие подростки хотят помогать своим родителям, чувствуют ответственность перед семьей. Кроме того, всегда приятно осознавать, что можешь сам заработать на карманные расходы. Лучше, когда ты делаешь такой шаг при поддержке и под защитой государственных организаций.
2.Защита от экономической эксплуатации - одно из важнейших прав юного гражданина. Государство устанавливает минимальный возраст для приема на работу. В нашей стране - это 15 лет. С согласия родителей или опекунов можно устроиться на работу в 14 лет. Никто не может заставить тебя заниматься тяжелым трудом, вредным для здоровья. Труд не должен стать источником страданий.

СЛАЙД 17

1. Из списка художественных произведений выберите те, в которых эксплуатируется детский труд и нарушаются права ребёнка. Аргументируйте.За правильный ответ – карточка.

В.Гюго «Козетта»,   А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»,  Ш.Перро «Золушка»,  О.Генри «Вождь краснокожих»,  А.Рыбаков «Приключения Кроша»,  Д.Григорович «Гуттаперчевый мальчик»,  В.Губарев «Королевство кривых зеркал»,  Ю.Олеша «Три толстяка», В.Медведев «Баранкин, будь человеком»,  С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»,  И.Василенко «Артёмка»,  Л.Кассиль «Кондуит и Швамбрания»,  М.Твен «Приключения Тома Сойера»,  А.Лиханов «Мой генерал»,  Л.Лагин «Старик Хоттабыч» Давайте посмотрим на правильные ответы. КЛИК.

СЛАЙД 18

1."Каждый ребенок имеет право искать и передавать информацию, вправе свободно выражать свои взгляды по вопросам, которые затрагивают наши интересы". Эта статья появилась в конвенции о правах ребенка совсем не случайно. Ведь именно в детстве необходимо разобраться в том, что такое "хорошо" и что такое "плохо", решить, как жить дальше, какие маяки выбрать на будущее.

2.И если взрослые не могут или не хотят ответить на твои "почему", берись за дело сам! Иди в библиотеку! Подключайся к компьютерным сетям. Ты вправе получать любую информацию, оперировать ей, выражать свои взгляды и обсуждать важные вопросы через средства массовой информации. Так ты сможешь быть услышанным сверстниками и взрослыми, повлиять на жизнь, изменить ее к лучшему.

СЛАЙД 19
1.Это доказали юные журналисты на Фестивале детской и юношеской прессы во Всероссийском детском центре "Орленок". Представители 46 самодеятельных детских газет, 15 телеканалов, 9 радиоканалов в сотрудничестве с деятелями культуры, искусства и телевидения думали о проблемах, которые стоят перед современным подростком, провели конгресс в защиту прав детей.

2.Вы тоже можете попробовать себя на ниве журналистики и на школьном уровне – в нашей газете «Гоголь-моголь» и отослав свои заметки и творческие опусы в детские издания. Вот список некоторых из них. Слайд.20

1.В конвенции о правах ребенка сказано, что каждый из нас имеет право знать своих родителей. Они несут ответственность за малыша и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Хорошо, если ты не представляешь себе, что может быть иначе. Но так часто это право нарушается нашими самыми любимыми взрослыми - мамой и папой. А бывают в нашей жизни такие ситуации, в которых решить чьи права ущемлены бывает совсем непросто. КЛИК НА МУЗЫКУ

СЦЕНКА для 7-хкл

Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама. Сколько раз говорила  - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.

Вед. Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

- Сын пользуется правом на отдых и досуг. Это право записано в статье 31 Конвенции о правах ребёнка, но в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок. О какой важной обязанности он забыл? Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

СЛАЙД 21

1.Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми, ведь как гласит народная мудрость, «Худо тому, кто добра не делает никому»

 Запомните эти простые правила: КЛИК

  1. Умейте выслушивать своего собеседника  не перебивая;
  2. Умейте признавать, что были не правы;
  3. Помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
  4. Говорите всегда только правду;
  5. Радуйтесь успеху товарища;
  6. Дал слово – держи его, дал обещание – выполни!

Соблюдая свои права, уважайте права  другого человека – не подвергали никого жестокому обращении. Помните правило:

Мир не станет лучше, человечней, если каждый человек не берет на себя частичку ответственности за то, что происходит вокруг. В том числе и самый юный.

СЛАЙД22

2.Согласно Конституции России у граждан нашей страны кроме прав есть ещё и обязанности.  На определённом этапе жизни человека изменяется и его правовой статус, т.е. добавляются и права, и  обязанности и ответственность. В следующем конкурсе «Правовой статус ребенка»

мы проверим ваши знания об изменениях в правовом статусе ребенка на различных возрастных этапах. На экране обозначены значимые, с правовой точки зрения, возрастные этапы нашей жизни; возникающий на экране текст следует правильно соотнести с теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают.

1 набор – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».

2 набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:

  1. Становится полностью дееспособ ным (совершеннолет ним) и может своими действиями приобре тать любые права и на лагать на себя любые обязанности.
  2. Подлежит первоначальной постановке на воин ский учет (выдается приписное свидете льство).
  3. Несет уголовную от ветственность за любые преступления.
  4. Подлежит админи стративной ответствен ности.
  5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохра няется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
  6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
  7. Имеет право на по лучение паспорта.
  8. Имеет право на вступление в брак.
  9. Подлежит уголов ной ответственности за некоторые преступле ния (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
  10. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей растор гающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
  11. Имеет право на имя, отчество и фамилию.
  12. Приобретает право на гражданство.

Правильный ответ: А – 11, 12; Б –  10; В – 7, 9; Г – 3, 4, 5, 6; Д – 2; Е – 1, 8.

Сейчас девочки соберут КАРТОЧКИ И ПОСМОТРЯТ, КАКОЙ КЛАСС СЕГОДНЯ БЫЛ ЛУЧШИМ.

СЛАЙД 23

1.А пока они считают, мы подведём итоги нашего сегодняшнего разговора. Но сделаем это в виде игры  «Разрешается – запрещается». Я буду говорить о каком-то праве и показывать знак, а отвечать «Разрешается или запрещается»

Посмотри на этот знак:

Человечек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка             Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать  ребёнка

Строго                                                  Запрещается.

С мамой дети должны жить,

Папу своего любить,

Своей семьёю дорожить –

Это                                                           Разрешается.

Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Сердце надрывается

Это                                                           Запрещается.

Рисовать и петь,  учиться,

Если заболел – лечиться.

Это                                                             Разрешается.

Бедный трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Строго                                                      Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это                                                            Разрешается.

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго                                                       Запрещается.

СЛАЙД 24

1Главная тема конвенции о правах ребенка: "Плохих детей не бывает!". Бывают дети с проблемами, бывают ребята, которые совершили ошибку. Но никто и никогда не должен быть жестоким по отношению к детям.

И заканчивая этот раздел о твоих гражданских правах и обязанностях, скажем следующее: прав у тебя – достаточно. Как у каждого свободного человека нашей планеты. А обязанностей две: во-первых, уважать права и свободы других людей, во-вторых, соблюдать законы. Ведь, как справедливо заметил Людвиг Вовенарг «Главные обязанности людей основаны на их беззащитности друг перед другом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности школьников

В данном разделе указаны все права и обязанности, которые должны выполняться учащимися для получения в полной мере необходимого образования...

Права и обязанности школьника

Материал подходит для проведения классного часа...

Права и обязанности школьников

Цели урока: обобщить знания об основных правах и обязанностях ...

Конспект урока – презентации «Права и обязанности школьников»

Знакомство детей с правами и обязянностями школьников....

Урок английского языка в 10 классе по теме "Гражданские права и обязанности"

ЭТО КОНКУРСНЫЙ УРОК\ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КЛАССЕ 10-1 ШКОЛЫ № 2000, КОТОРЫЙ ГОТОВИЛСЯ УЧИТЕЛЕМ МОРОЗОВОЙ ЛЮДМИЛОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА"ТЕМА УРОКА - "ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА".Ур...