"Калейдоскоп профессий"
план-конспект по теме

Полякова Ирина Ильинична

 

Цель: расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyakova_i.i..doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Калейдоскоп профессий» подготовлен воспитателем Государственного бюджетного образовательного учреждения Астраханской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Прикаспийский детский дом»

Поляковой Ириной Ильиничной.

Цель: расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Оборудование и материалы: буквы, составляющие название занятия, «умы», игровое поле нарисованное в виде замкнутой клеточной дорожки, книжная выставка на тему: « Профориентация», картинки с изображением людей разных профессий, карточки с заданиями, мешок с бочонками (от лото), эпиграф «Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды» Вольтер.

Правила игры:

  1. В игре участвуют две команды.
  2. На старте каждая команда получает по 10 «умов» из  «Банка знаний». Задача команд – набрать в ходе игры как можно больше баллов, то есть «умов».
  3. Игровое поле – замкнутая клеточная дорожка, разбитая на три сектора: «Профессиональный бум» (клетки 1-17), «Профсловарь» (клетки 18-34), «Подскажи профессию» (35-54). Имеются также клетки: «?» ( «Знак вопроса»), «С» («Сюрприз»), «У» («Умник»), «Л» («Лень»), «З» («Забывайка»), «Ш» («Штраф»), «П»  («Приз»).
  4. Вопросы для игры написаны на карточках и сгруппированы по секторам: «Профессиональный бум», «Профсловарь», «Подскажи профессию». Отдельно сгруппированы вопросы и задания для клеток «Знак вопроса» и «Сюрприз».
  5. Перед началом игры проводится жеребьевка, в ходе которой определяется команда, которая начнет игру. Далее команды ходят по очереди.
  6. Участники команд тянут из мешка бочонки (от лото) с номерами клеток игровой дорожки и отвечают на вопросы секторов.
  7. Если выпадают клетки «Знак вопроса» или «Сюрприз», команда берет верхнюю карточку из соответствующей стопки.
  8. За каждый правильный ответ команда получает 1 «ум». В случае неполного ответа или неточного выполнения задания «умы» не приобретаются и не теряются.
  9. Если выпадает клетка «Умник», команда получает 5 «умов» в качестве приза и берет карточку из стопки «Сюрприз».
  10. Если выпадает клетка «Забывайка», команда пропускает ход.
  11. Если выпадает клетка «Лень» (самая каверзная!), команда пропускает два хода.
  12. На клетке «Штраф» команде придется заплатить 5 «умов» в «Банк знаний», на клетке «Приз» - порадоваться призу.

8

9

У

29

30

31

Ш

11

17

18

19

?

21

22

?

Ш

6

12

С

?

27

33

5

13

?

15

24

25

П

34

?

У

3

У

47

Л

45

36

2

52

51

З

49

?

43

42

?

37

1

54

?

40

39

С

Сектор «Профессиональный бум»

Вопросы:

  1. Дайте определение термину «профессия». (Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять).
  2. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда. Назовите их. (Человек – природа, Человек – техника, Человек – человек, Человек – знаковая система, Человек – художественный образ).
  3. Назовите  формулу выбора профессии? («Хочу», «Могу», «Надо»).
  4. Специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород. (Кинолог).
  5. Как вы понимаете слова К. Д. Ушинского «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
  6. Краткая формулировка личных и профессиональных качеств человека необходимых в поиске новой работы. Обычно оно рассылается по разным организациям и предприятиям. (Резюме)
  7. Ее называют «матерью всех пороков». ( Лень).
  8. Сфера деятельности редактора. (Газеты, журналы, теле-, радиокомпании, литературные союзы).
  9. Какие документы необходимо иметь при себе, устраиваясь на работу? (Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку (кроме случая, когда человек поступает на работу впервые), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (кроме случая, когда человек поступает на работу впервые), документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).
  10. Какие вы знаете учебные заведения? (Училище, техникум, колледж, лицей, институт, университет).
  11. Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать? (Нужно получить 2-3 образования, овладеть смежными специальностями, овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат, стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов).
  12. Назовите профессии на букву С. (Сапожник, секретарь, следователь, слесарь, сварщик, столяр, стекольщик, синоптик, садовник).  

Сектор «Профсловарь»

Задание: по данным группам слов нужно определить, о каких профессиях идет речь.

  1. Весы, прилавок, товар. ( Продавец)
  2. Каска, шланг, вода.  (Пожарный)
  3. Шприц, больница, животные. (Ветеринар)
  4. Плита, кастрюля, вкусное блюдо. ( Повар)
  5. Кирпичи, цемент, новый дом. (Строитель)
  6. Ножницы, фен, модная прическа. ( Парикмахер)
  7. Небо, самолет, аэродром. (Летчик)
  8. Руль, колеса, дорога. (Водитель)
  9. Топор, пила, гвозди. (Плотник)
  10. Ножницы, ткань, швейная машинка. ( Швея)
  11. Компьютер, текст, дискета, программа. (Программист)
  12. Доска, мел, учебник. (Учитель)  

Сектор «Подскажи профессию»

Вопросы:

  1. Его работа в глубине, на самом дне.

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелегок и непрост –

Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)

  1. Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка! (Слесарь)

       3.   Никто на свете так не может:

             Одним движением руки

             Остановить поток прохожих

             И пропустить грузовики. ( Милиционер)

       4.   Иглою огненной портной

             Шьет кораблю костюм стальной. (Сварщик)

  1. Пускай лекарства пить невкусно,

Пускай чуть-чуть болят уколы,

Ты к ней пойдешь больной и грустный,

Уйдешь здоровый и веселый. (Медсестра)

  1. Учит он решать задачку,

Правильно считать собачку,

Бегемота – танцевать,

А слона – в футбол играть,

Кольца хоботом бросать

И гантели поднимать.

Он – учитель для зверей.

Назови его скорей! (Дрессировщик)

  1. Кто лопатой и совком

Ковыряется в песочке

И, сметая пыль веков

С пожелтевших черепков,

Извлекает из песка

Утварь, храмы, города?

Не шахтер и не геолог,

А… (Историк-археолог)

  1. Кто за ветром наблюдает,

В небо зонды запускает,

Знает множество примет –

Будет дождик или нет,

Чтобы люди не гадали,

А сапожки надевали?

Он зимою даст прогноз

Нам про завтрашний мороз

И присмотрит, без сомненья,

За погоды поведеньем! ( Синоптик)

  1. В глубине планеты  нашей

Что таится? Он расскажет,

Изучив за слоем слой

Под корой подземной!

Ищет злато-серебро,

Все подземное добро:

Минералы, нефть и газ,

Очень нужные для нас!

Труден путь его и долог,

Потому что он -... (Геолог)

  1. На работе день-деньской

Управляет он рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. ( Крановщик)

  1. Кто по рельсам - по путям

Поезда приводит к нам? ( Машинист)

  1. Когда под звездным небом

Все по домам уснут,

Запахнет город хлебом,

Что в темноте везут. (Пекарь)

Клетки «Знак вопроса»

Вопросы:

  1. Представитель страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет     договора, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия в случае возникновения страхового случая. (Страховой агент)
  2. Обеспечивает работу по обслуживанию посетителей. Контролирует сохранность материальных ценностей, оформление помещений и состояние рекламы. Консультирует посетителей, предотвращает и ликвидирует конфликтные ситуации, рассматривает претензии, принимает меры к ликвидации недостатков в обслуживании клиентов. (Администратор)
  3. Специалист финансовой сферы. Осуществляет учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат, реализации, расчетов с поставщиками и заказчиками. Принимает и контролирует первичную документацию, отражает в бухгалтерской документации движение денежных средств и товарно-материальных ценностей. Производит начисление и перечисление платежей в госбюджет, заработной платы, различных взносов и отчислений. Составляет отчетность. (Бухгалтер)
  4. Выражает создаваемый им образ при помощи слов и своих действий на сцене. Он является основной фигурой в театре и на съемочной площадке, ведь именно он доносит до зрителя всю глубину чувств, владеющих его героем, заставляет любить его или ненавидеть, смеяться или плакать вместе с ним. (Актер)
  5. Для того, чтобы добиться успеха в своей деятельности людям этой профессии необходимо обладать такими качествами, как наблюдательность, отзывчивость, внимательность, терпеливость, а также умением организовать внимание и поведение одновременно многих детей. (Воспитатель)
  6. Оперативно и достоверно освещает события в печати. Для этого выезжает на место события в стране и за рубежом. Подготавливает и ведет теле- и радиорепортажи с мест событий, готовит материалы нештатных авторов и сообщения участников. Редактирует авторские материалы, контролирует правильность фактических данных, работает с письмами телезрителей и радиослушателей, поступающих в редакцию. ( Корреспондент)
  7. Эта профессия эрудитов, поэтому над совершенствованием своих знаний люди данной профессии трудятся постоянно. Необходим высокий уровень развития общих способностей – высокий интеллект, значительный объем оперативной и долговременной памяти, хорошие показатели внимания (устойчивость, распределение, переключение), выносливость, работоспособность, уравновешенность, развитые коммуникативные умения и навыки. ( Экскурсовод)
  8. Людей этой профессии видно издалека. Аккуратная прическа, строгий деловой костюм и кейс. Эти люди очень четко и последовательно отвечают на вопросы и оперируют  профессиональными терминами. ( Юрист)
  9. Работа людей этой специальности предполагает огромную ответственность, а служба в экстремальных условиях накладывает свой отпечаток. Трагические события, происходящие в обычной жизни, они воспринимают по-спартански и с определенной долей равнодушия. Однако то, что кажется равнодушием, на самом деле собственноручно возведенная психологическая стена. ( Врач)
  10. Для успеха в деятельности человеку этой профессии необходимо обладать хорошей памятью, вниманием, высокой культурой речи, так как с ней связаны варианты выбора и точность выражения мысли автора, также развитыми лингвистическими способностями, главная составляющая которых – языковое чутье. (Переводчик)

Клетки «Сюрприз»

Ситуации:

  1. «Забывайка» утащил у вас немного знаний – штраф 3 «ума».
  2. У вас праздник. Все игроки команды соперников дарят вам по 1 «уму».
  3. Вы можете сделать два дополнительных хода.
  4. Вы имеете право дать задание игроку команды соперников из сектора «Знак вопроса».
  5. Вы имеете право дать задание игроку команды соперников из сектора «Знак вопроса».

      Давайте подведем итоги (Команды считают «умы»). Заработанные «умы» - это багаж ваших знаний, который вам поможет в выборе будущей профессии. На занятии мы озвучили много наименований профессий и я думаю, что каждый из вас выбрал для себя одну, наиболее понравившуюся. Как вы понимаете это высказывание? (Обратить внимание на эпиграф).

Рефлексия:

  1. Какие моменты остались в вашей памяти?
  2. Какие мысли запомнились?
  3. Над чем хочется задуматься?
  4. Какая профессия вам больше всего нравится и чем она вас привлекает?

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"

Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....

Калейдоскоп профессий.

ТЕМА: КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙЦель: расширить и закрепить знания детей о труде представителей различных профессий: повара, врача, учителя, водителя, библиотекаря; воспитывать в детях чувство призна...

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

"Калейдоскоп профессий" (разработка занятия)

Цели: помочь детям приобрести знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии....

"Калейдоскоп профессий"

Познавательно-развлекательное мероприятие дял детей старшего школьного возраста....

Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)

Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...