«НА ЧИСТОМ РУССКОМ».
методическая разработка (7 класс) на тему

Гилева Татьяна Анатольевна
Данный классный час предлагает ученикам задуматься о роли русского языка в нашей жизни и значении чистоты родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                      «НА ЧИСТОМ РУССКОМ».

Цели: - провести мероприятие, посвященное русскому языку;

           - активизировать знания по русскому языку;

           - расширять кругозор учащихся;

           - развивать их творческие способности, смекалку, ловкость;

           - прививать любовь к русскому языку;

           - способствовать сплочению коллектива класса.

Ход мероприятия

Ведущий. С раннего детства и до глубокой старости русский язык находится рядом с нами. Слова, которые мы произносим, разговаривая с друзьями, с продавцом в магазине, с родителями дома,- все это русский язык.

Всему название дано,

К примеру, зверь, предмет.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое - незнакомо…

                                                     А. Шибаев

Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Великие поэты и писатели создавали шедевры на своем родном русском языке. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины- ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» - писал Тургенев.

                         Лишь у тебя, поэт,

 Крылатый Слова звук.

                         Хватает на лету

                         И закрепляет вдруг

                         И темный бред души,

                         И трав неясный запах.

                                                         А. Фет

Слово- это величайшее проявление русского языка. Слову дано бессмертие. И сколько бы не прошло веков, и как бы ни преобразовывался русский язык, он все равно способен звучать как заново- непринужденно, свободно и величаво.

Ценность слова-

Не в обличии громком,

Если смысл в нем стойкий заключен,-

Это слово перейдет к потомкам,

Уцелев под натиском времен!

Я. Вохменцев

Русский язык- это языковой факел мира, это колокол, зовущий властно и призывно, это арфа нежная и серебряная в руках Творца.

Русский язык! В нем, как в море бездонном, черпаю силы для смелых решений!

А сейчас у меня к вам вопрос. Какими эпитетами вы бы смогли описать русский язык?

(Учащиеся по очереди называют эпитеты. Кто скажет последний эпитет, тот получает приз.)

Ведущий. Все вы знаете, такие слова, как бутерброд, теннис, футбол, буфет. А известно ли вам, что они заимствованы из других языков? Они стали привычными в нашей жизни, мы часто употребляем их в повседневной жизни и не задумываемся над тем, что, к примеру, футбол- это английское слово, а бутерброд- немецкое.

О, как французским усмиряли

Вольнолюбивый мой язык!

Сперва к салонам примеряли,

Но он к салонам не привык.

Его монголы укрощали,

Плетьми, стегая на бегу.

А он, без жалоб и печали,

Богаче стал назло врагу!

Язык мой немцы сокращали

В учителя, пробравшись к нам,

От слов мужицких очищали:

«Зачем России лишний хлам?»

Было и это, было, было…

Что было, то было, быльем поросло…

Много с тех пор воды утекло…

А сейчас о нашем языке говорят: живое слово!

А. Марков

Говоря о русском языке, очень часто употребляют словосочетание «живое слово». А ведь живое слово, как живая вода в сказках.

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога.

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник, многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, Русский Язык!

                                                         К. Алтайский

Когда же коверкают русский язык, его становится трудно понять. Вот, например, представьте, в начале этого классного часа и говорю: «Когда типа кумарит, когда в натуре рвет башню от голимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты один мне в кайф, крутой, пацанский, отпадный чисто русский базар!»

Ну, и все ли вам понятно? Задумайтесь над тем, стоит ли так издеваться над своим родным, красивым языком! Конечно, каждый день с экранов  предлагают «оттянуться со вкусом», «сникерснуть». Это звучит неправильно, некрасиво, не по-русски.

А послушайте разговоры молодых людей, которые привыкли ругаться матом,- их речь лающая, модуляция голоса грубая и как бы грязная.к сожалению, сквернословие и матерщина в последние годы получили настолько широкое распространение среди населения, что бороться с этим пагубным явлением стало значительно сложнее.

 Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу употребления ненормативной лексики. Почему подростки так часто ее употребляют? Стоит ли бороться со сквернословием? И как? (ответы учащихся)

Ведущий.             Умей слова ценить, как семена,

                                  Чтоб не посеять тощего зерна!..

                                     Язык людской!

                                      Будь в силе и в красе,

                                        Будь прям и прав-

                                        Исправимся мы все!

                                                                М. Махмуд

Русским языком владеет 288 млн человек в мире, а 2007 г. был объявлен годом Русского языка.

Чистоту, красоту мы у древних берем,

Сказки, саги из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Именно этим продиктовано правильное поведение человека в обществе. Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.

                 Растает даже глыба

От слова теплого спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит добрый день!

Когда же нас бранят за шалости,

Произнеси- прости, пожалуйста!

В России, во Франции и в Дании

При расставании скажут- до свидания!

Но увидимся с вами опять,

Чтобы здравствуйте! Снова сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга станет легче понять.

А теперь проведем конкурсы по русскому языку. Давайте поиграем в слова- антонимы.

                                             Конкурс «Антонимы»

Ведущий. Антонимы- это слова с противоположным значением. Я говорю слово, а вы –антоним. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

  1. ночь(день)
  2. веселый (грустный)
  3. знойный(ледяной)
  4. яркий(тусклый)
  5. жизнь(смерть)
  6. пустота(наполненность)
  7. полнота(худоба)
  8. искусственный(натуральный)
  9. сон(бодрствование)
  10. верх(низ).

Ведущий. Молодцы, справились! Теперь усложняем задание. Поиграем в синонимы.

           

                                         Конкурс «Синонимы».

Ведущий. Синонимы- это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу. Не забывайте, за каждый правильный ответ- жетон.        

  1. отец (папа)
  2. глаз (око)
  3. женщина (баба)
  4. мужчина (мужик)
  5. ребенок (дитя)
  6.  дом (жилище)
  7. еда (пища)
  8. лицо (физиономия)
  9. дорога (путь)
  10. умный (мудрый)

Ведущий. Сразу видно, что вы знаете русский язык. Но вот еще одно задание. Поиграем в  омонимы.

                                               Конкурс «Омонимы»

Ведущий. Омонимы- это слова, одинаковые по написанию, но имеющие различные смысловые значения. Ответ- жетон.

  1. коса (прическа, орудие труда, песчаная.)
  2. кисть (рука, винограда, малярная)
  3. титан (обогревательный прибор, мифический герой, химический элемент)
  4. топить (печь, человека, масло)
  5. ласка (животное, выражение чувств)
  6. печаль (периодическая, на документ)
  7. петрушка ( растение, кукла)
  8. лава (вулканическая, вид конного строя, забой большой протяженности, пешеходный мост через топкое место)
  9. конек (фигурный, морской, деревянный на крыше, молодой конь)

ведущий. Теперь давайте подсчитаем количество жетонов (игроку с наибольшим количеством жетонов вручается сладкий приз- небольшая плитка шоколада, все остальным участникам- маленькие).

Ведущий. Сейчас предлагаю поиграть командами. Разделитесь поровну. Для обсуждения каждого задания отводится 5 минут.

                                                Конкурс «Словесный»

  1. придумайте слова, начинающиеся на три согласные буквы подряд (вскочил, взлет, спрыгнул, спринт, спрос, схватка, взвизгнуть, скрипка и т.д.).
  2. придумайте слова, начинающиеся на 4 согласные буквы подряд ( взгляд, всплеск, всхлип, вскрикнуть, вскрыть, вздрогнуть и т.д.)
  3. а может кто-нибудь знает слово, которое начинается на 5 согласных букв подряд? (Мкртчян- известная армянская фамилия)

Команда, придумавшая большее количество слов, выигрывает этот конкурс.

                             

                                                Конкурс «Анаграммы»

Поиграем в анаграммы, будет одно условие: слова меньше четырех букв не учитываются.

  1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (клоп, циклоп, циклон, цикл, полк, идол, клон, циник, цинк, кино и т.д.)
  2. КАПИТАЛИЗМ (липа, клизма, капитал, плита, плитка, зима, алмаз, кипа, тапка, плата, закат и т.д.)

Ведущий. Молодцы! Вы все справились с заданиями и показали хорошее знание русского языка. Итак, подводим итог.

(команда-победитель, выигравшая все конкурсы, получает ценный приз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по русскому языку "На чистом русском"

воспитывать бережное отношение к слову, развивать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время...

7 чистых образов Русской Женщины

Драматург Генрих Ибсен писал: «Женщина — самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь».Остается добавить, что могущество русской женщи...

Дистанционное индивидуальное занятие. Русский язык. 6 класс "Весна, весна, как воздух чист..."

Дистанционное обучение. Русский язык. 6 класс. "Весна, весна, как воздух чист..."...

Чистый район-чистый город-чистая планета

Цель: улучшить экологическое состояние района...

Чистый район-чистый город-чистая планета часть 2

Улучшить экологическое состояние нашего района...

Информационная игра «На чистом русском»

Цели: 1) воспитание культуры речи; 2) развитие творческих способностей учащихся;3) воспитание интереса к изучению родного языка, умения работать в команде.Оборудование и оформление: компьютер, мультим...

Проект "Чистая улица- чистый двор - чистый город"

Цель работы: привлечь внимание населения  к проблеме мусора в городе Партизанске и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.Задачи исследования:1. Изучить материал по теме.2.Узн...