Сценарий устного журнала "Слово о здоровье"
статья по теме

Борчанинов Сергей Николаевич

В методической разработке представлен материал, который раскрывает: зависимость здоровья человека от  санитарно-экологического состояния окружающей среды; значение здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_zdorove.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УСТНОГО ЖУРНАЛА

  «СЛОВО О ЗДОРОВЬЕ» (8  кл.)

                                    «Добыть и сохранить здоровье может   только сам человек»

                                                                              Н.М. Амосов.

 Цель: «Рассмотреть зависимость здоровья от санитарно-экологического состояния окружающей среды и здорового образа жизни».

 Задачи:1.Рассмотреть факторы, влияющие на здоровье: состояние окружающей среды, здоровый образ жизни.

  1. Показать значение микроклимата (состояние школьных кабинетов и рекреаций, озеленение кабинетов, уровень шума в школе) школы на здоровье человека.
  2. Раскрыть вред для здоровья человека пагубных привычек: курение, употребления алкоголя.
  3. Продолжить формирование экологического мировоззрения, необходимости здорового образа жизни.

                                                             

                                               

                                                                  Учитель   биологии: Борчанинов С.Н.

                                                                                             МКОУ «Кислянская средняя  

                                                                                             общеобразовательная школа»  

                                                                                             Юргамышского района

                                                                                             Курганской области

  Готовят устный журнал несколько групп школьников. Каждая группа (4—5 чело век) подбирает материал по отдельной те ме. Они изучают соответствующую лите ратуру, проводят тестирование. Учитель направляет рабо ту ребят, помогает подобрать литерату ру, отработать содержание выступлений.

                                      План подготовки мероприятия:

1.Анализ литературы,  подборка  мате риалов из периодической печати (история     возникновения проблемы и пути ее решения.

2.Анкетирование и   интервьюирование учащихся и взрослых.

3.Исследование окружающей среды, например на уровень шумового загрязнения.

   4. Изучение влияния соответствующего фактора на организм.

5. Обработка собранного и оформление иллюстративного материала, подготовка выступлений.

Данные, полученные в ходе исследова ний, можно оформить в виде диаграмм, графиков, таблиц и использовать в выступ лениях учащихся.

При подготовке устного журнала в шко ле проводятся конкурсы плакатов, рисун ков и других творческих работ, учащихся на соответствующие темы.

  Ведущий. Уважаемые гости! Друзья!

Мы предлагаем вашему вниманию устный  журнал, посвященный нашему с вами здоровью и факторам,  влияющим на него.

А что же такое здоровье? В уставе ВОЗ здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье зависит от многих факторов: Здоровый образ жизни 55%, состояния окружающей среды 15%,  наследственности 15%, состояние системы здравоохранения 15%.

                                                   1 страница – здоровый образ жизни:

1 ведущий: продолжительность жизни в нашей стране составляет 60 с небольшим лет. Что же так резко сокращает жизнь человека? Патологические исследования умерших в возрасте 100 лет и более показали, что ни один из них не умер от старости. Все они умерли от болезней. После 60 лет начинают обнаруживаться признаки, которые постепенно превращают взрослого человека в старика. Так постепенно нарастая, изменения в организме приводят к физиологической старости, которая предшествует естественной смерти. В нормальных условиях эти изменения продолжаются долго, человек их не замечает и в течение всей жизни сохраняет трудоспособность.

2 ведущий: в первую очередь усиливают эти процессы – алкоголь, наркотики, никотин, вызывая зависимость, сердечно-сосудистые и злокачественные заболевания,  заболевания органов дыхания, печени.  И человек погибает от болезней вызванных именно этими причинами.

3 ведущий: здоровье надо беречь с молода, иначе проявившиеся болезни в 50-60 лет приводят к старости и вернуться назад уже поздно, у них  не осталось ни одного органа, не пораженного алкоголем или никотином, а они продолжают пить или курить, говоря, что после рюмки водки или сигареты лучше себя чувствуют. И невдомек им, что вино и табак вызывает состояние эйфории, наркотическое состояние, при котором все, в том числе и болезни, представляются в розовом цвете, пока не наступает расплата.

4 ведущий: эти люди не соблюдали режим дня, не занимались физкультурой. И только разрушив организм полностью, решили заняться профилактикой старости, но чудес не бывает, разрушенное не восстановить. Лень, не желание сделать лишнее движение ослабляют организм.

5 ведущий: что же нужно, чтобы иметь здоровье, и как его сохранить? Физические упражнения, спорт укрепляют здоровье. Особое  внимание заслуживает плавание, так как вода благоприятно действует на кожные покровы. А через кожу удаляются вредные вещества. Как-то при царском дворе ради забавы кожу мальчика выкрасили  в золотой цвет. Краска закрыла поры, и обменные процессы через кожу прекратились. Через несколько часов мальчик умер от отравления продуктами обмена веществ. Чем чище кожа, тем лучше и полнее обменные процессы.

6 ведущий: при большом переживании стоит пройти быстрым шагом 5-7 км. и сердце перестает щемить. Труд вызывает положительные эмоции, способствует закалке организма, не дает ему расслабиться, дисциплинирует человека. Режим помогает человеку подстроиться под свой биологический ритм, все  обменные процессы подчиняются законам ритма.

                                                   2 страница – состояние окружающей среды:

   1 ведущий: Владимир Солоухин в повести  «Приговор» писал:  «Я убежден,  что,  если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше. Если же вы из своего окна   каждое   утро  будете  видеть   мусорную яму,   грязный   двор,   унылые   серые   здания
чахлые погибающие деревца, покрытые слоем жирной и черной копоти,— это и будут ваш отрицательные эмоции, тем более, что они не эпизодичны, а постоянны и как-то даже незаметны,  но, тем  не менее,  разрушительны.»
Когда мы готовили эту страницу журнала, то задали себе такие вопросы: а в каких условиях мы учимся?  Ежедневно мы проводим в школе 6—7 ч. Нравится ля нам
здесь? Уютно ли мы себя чувствуем?

   2 ведущий: каждый из нас, наверное, без труда назовет школьный кабинет, в котором ему приятно заниматься. Беседуя с ребятами на эту тему, мы пришли к выводу, что наиболее уютными являются те, в которых всегда чисто,  большое
количество   ухоженных    комнатных    растений,  все это делает   их   уютными,   улучшает   микроклимат.

   3 ведущий:  хорошо   известно,   как   много беспокойства вносит в нашу жизнь шум, влияет  на  здоровье человека, ухудшает настроение, снижает работоспособность.

(Негромко звучит музыка. На ее фоне ученик читает отрывок из повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

  «Легкий туман еще держался кое-где над водой, еще цеплялся за мокрые кусты лозняка, и в тихой воде отражалось все, что гляделось в нее в это утро.

  Странное чувство полного, почти торжествен ного спокойствия охватило его. Он вдруг услы шал эту тишину и понял, что вот это и есть тишина, что она совсем не означает отсутствия звуков, а означает лишь отдых природы, ее сон, ее предрассветные вздохи. Он всем телом ощутил свежесть тумана, уловил его запах, настоянный на горьковатом мокром лозняке. Он увидел в глубине воды белые стволы берез и черную крону ольхи: они переплетались с всплывающими навстречу солнцу кувшинками, почти неуловимо размываясь у самого дна... И он вдруг догадался, чего ему хочется: за черпнуть эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям…»

   4 ведущий: человек всегда жил в мире звуков. Из живых существ только он в полной мере использовал свойства окружающей среды сак проводника, носителя звука. Человек внес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Проходили века, человек трудил ся, творил. В мире появлялись все новые и новые источники шума, росла их сила. Совре менная шумовая «симфония» города склады вается из многих факторов: грохота железных дорог, гула самолетов, рокота строительной техники и шума заводских цехов…

(Включается запись производственного цеха, школьного коридора во время пере мены.)

   5 ведущий: постоянный шум  является причиной того, что в городе деревья болеют чаще и умирают гораздо раньше, чем в естествен ной среде. Длительный шум высоких тонов приво дит к угнетению, а нередко и к гибели не только растительных, но и животных организмов. Было установлено, что у всех животных изменение
физиологического состояния  под  воздействием шума протекает в три фазы: угнетение, затем некоторое   возбуждение   и   снова   подавленное состояние, но уже более глубокое и продолжитель ное, чем в начале. Длительное пребывание человека  в условиях интенсивного шума сопровождается изменением  артериального давления
ухудшением работы сердца.

   6 ведущий: замечено, что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, дождя, шелест листвы, журчание ручья и т. д.— благоприятно влияют на организм человека, они успокаивают, расслаб ляют. А вот производственный или транспортный шум (особенно, если он воздействует одновре менно с вибрацией и пылью) утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться. Исследования показали, что шум снижает производительность физического труда на 30 %, умственного — на 60%.  Любой шум достаточной интен сивности и длительности может привести к снижению слуха. Потеря слуха является профес сиональным заболеванием у рабочих, которые обшивают металлическими листами железнодо рожные вагоны, ткачей, судостроителей, шахтеров,   машинистов   поездов,   токарей   и   др.

Крайне отрицательно влияет на слух громкая музыка. Группа специалистов обследовала молодежь, часто слушающую громкую современную музыку. У 20 %  юношей и девушек,  которые  непомерно увлекались рок-музыкой, слух оказался таким же как у 85 летних людей.

   1 ведущий: важное место в решении проблемы шума занимает озеленение. Зеленые насаждения регулируют шумовой фон города. Так, лиственные породы деревьев поглощают более 25 % звуковой энергии, а отражают и рас сеивают ее до 74 %! Активно поглощают звуковую энергию и хвойные деревья. Поэтому в городах на свободных от застройки участках, внутри кварталов и микрорайонов создаются шумозащитные посадки.  

   2 ведущий: с ростом экономики и населения  все более высокими темпами увеличи вается расход воздуха, точнее — атмосферного кислорода. Наблюдается изменение состава воз духа, а также его загрязнение вредными вещест вами. Загрязнение воздушного бассейна приводит к изменению климата, замедлению роста расте ний, отрицательно влияет на здоровье человека.

   3 ведущий: 1 декабря 1930 г. в долине р. Маас в Бельгии установилась безветренная погода, в результате чего в приземном слое ат мосферы произошло накопление промышленных выбросов. На третий день были отмечены мас совые заболевания населения со смертельными исходами. Но вот погода изменилась, подул ве тер — и уровень заболеваемости резко снизился. Так  была  установлена   зависимость  здоровья  человека от чистоты воздуха.

   4 ведущий: вредные вещества, содержащиеся в атмосфере, подрывают здоровье человека. Ведь в течение всей жизни   в  организм  человека   попадает  около -   60.800 м3 воздуха, а вместе с ним попадают и те вредные вещества, которые в нем содержатся.
В настоящее время во всех промышленно развитых странах доля заболеваний органов дыхания (ОРЗ, грипп, ангина, болезни легких и др.) выше, чем всех остальных болезней, вместе взя тых. Кроме того, загрязнение воздуха осложняет течение сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.        

   5 ведущий. Сегодня на страницах нашего устного журнала мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от эколого-гигиенического состояния окружающей среды, здорового образа жизни. Всем нам стоит задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? Что можно уделять для сохранения и укрепления здоровья? «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек» — это слова известного советского хирурга, автора многих книг о здоровье и здоровом образе жизни Николая Михайловича Амосова. Действительно, наше здоровье зависит не от количества выпитых таблеток, а от образа жизни, который мы ведем, от состояния окружающей нас среды. Общение с природой, занятия физическим трудом и спортом помогут нам вырасти здоровыми людьми.

Вопросы викторины:

1.Вещества, воспринимающие организмом как чужеродные и вызывающие специфический иммунный ответ организма (Антигены).

2.Сложные белки крови человека, способные вступать в связь с чужеродными антигенами и нейтрализовать их (Антитела).

3. Микроскопические организмы многие из которых вызывают заболевания человека и животных (Бактерии). 

4. Снижение остроты зрения при рассмотрении далеко расположенных предметов (Близорукость).

5. Снижение остроты зрения при рассмотрении близко расположенных предметов (Дальнозоркость).

6. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям (Иммунитет).

7. Назовите экологическую формулу здоровья (Это сумма условий внешней среды, влияющих на здоровье человека – солнечный свет, воздух, вода, погода).

8. Недостаток того или иного витамина в организме (гиповитаминоз).

10. Полное отсутствие витаминов (Авитаминоз).

11. Болезнь, вызванная недостатком витамина D у детей (Рахит).

12. Как называется фактор, созданный человеком, или возникающий в результате его деятельности? (Антропогенный).

13. Какой природный строительный материал, используемый для утепления домов, при попадании в легкие вызывает заболевания, даже рак? (Асбест).

14. Как называется газовая оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с ней. (Атмосфера).

15. Как называется часть оболочки Земли, где присутствует жизнь? (Биосфера).

16. Как называется смесь газов, содержащая 78% азота, 21% кислорода и 0,035% двуокиси углерода? (Воздух).

17. Как называются газы, которые образуются при сгорании автомобильного горючего и выбрасываются автомобилем в атмосферу, загрязняя ее? (Выхлопные газы).

18. Назовите науку, которая изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды и собственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. (Гигиена).

19. Как называется любое химическое вещество, попавшее в окружающую среду, или возникающее в ней в количествах, выходящих за рамки обычного содержания выше нормы? (Загрязнитель).

20. Как называются атмосферные осадки, содержащие кислоту? (Кислотные осадки).

21. Назовите постоянное слежение за состоянием окружающей среды. (Мониторинг).

22. Как называются продукты жизнедеятельности человека, им не используемые и загрязняющие окружающую среду? (Мусор, отходы).

23. Назовите вещества, которые входят в состав удобрений, используются в питании  

растений. Они могут накапливаться в больших количествах в растениях и вызывать различные заболевания человека. (Нитраты).

24. Какой газ образует озоновый экран планеты? (Озон).

25. Назовите ядовитый газ, образованный оксидом углерода, отличающийся от безвредного углекислого газа. (Угарный газ).

26. Как называется процесс повышения температуры в атмосфере из-за увеличения содержания в ней углекислого газа? (Парниковый эффект).

27. Дайте название максимальной концентрации загрязнителя, которая считается безопасной для человека. (Предельно-допустимая концентрация).

28. Как называется смесь из мелких, твердых частиц находящихся во взвешенном состоянии в  воздухе? (Пыль).

29. Как называется ядовитое, серебристое вещество, которое используется в термометрах? (Ртуть).

30. Назовите лучи  посылаемые солнцем, дающие красивый загар летом. (Ультрафиолетовые).

31. Назовите систему органов, которая больше всего страдает от загрязнения воздуха. (Органы дыхания).

32. Как называется реакция организма на пыль? (Чихание).

33. Как называются громкие звуки, издаваемые машинами, самолетами, бытовой техникой? (Шум).

34. Назовите основной источник энергии для человека. (Солнце).

35. Назовите жука-чистильщика уничтожающего помет овец. (Жук-навозник).

36. Какая сила звука вызывает у человека болевые ощущения? (130 децибел).

37. Что происходит, если в организм человека поступают токсичные вещества?

(Отравление).

38. Какая река в Курганской области известна радиоактивным загрязнением? (р. Теча).

39. Кто впервые ввел термин экология? (Геккель).

40. Назовите основной источник загрязнения воздуха в Курганской области? (Автомобили).

41. Какая кислота входит в состав кислотных дождей? (Серная, азотная).

42. Назовите способы обеззараживания воды в больших масштабах в водопроводе. (Хлорирование, озонирование).

43. К какому типу загрязнения относятся тепловое и шумовое загрязнение?    

(Физическое).

44. К какому типу загрязнения относятся загрязнение тяжелыми металлами,

пестицидами и гербицидами? (Химическое).

45. Какой тип питания у человека? (Гетеротрофный).

46. Какой уровень облучения может получить человек в норме, при средней продолжительности жизни 70 лет? (7 бэр).

Литература:

1. Гигиена   окружающей   среды / Под ред. Г. И.   Сидоренко. М.: Медицина, 1985.

2. Голубев И. Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана: Кн. для учителя. М.: Просве щение, 1985.

3. Григорьев А. А. Город и окружающая среда. М.: Мысль, 1982.

4. Колесов Д. В. , Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват.  учреждений. М.:Дрофа, 2003.

5. Козлов О. В. Экология и здоровье человека. – Курган: «Парус-М», 1994.

6. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология 9 класс: Учебник для

общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995.

7. Несговорова Н. П. Основы общей экологии: 7-8 класс: Пособие для учащихся.

- Курган: ИПКРО, 1999.

8. Несговорова Н. П. Экологическая азбука здоровья: Учебное пособие, доя младших

школьников. – Курган: ИПКРО, 2002.

9. Учебное пособие. 100 уроков по экологии. Ч. 3. /О. Г. Завьялова, Н. П. Несговорова. – Курганский  ИПК, 1998.

10. Что имеем, как храним. /А. П. Бухтояров, Н. К. Васильченко и др. – Курган: издательство – полиграфическое предприятие «Зауралье», 1993.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Растем здоровыми"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

Устный журнал "Формула здоровья"

Мероприятие по здоровому образу жизни. Справка о вреде курения, алкоголя, наркотиков...

Устный журнал "Береги здоровье смолоду"

Устный журнал "Береги здоровье смолоду" можно проводить в рамках классного часа, можно в рамках общешкольного праздника, посвященного Дню Здоровья....

устный журнал "Курить - здоровью вредить"

Это занятие формирует первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека. Способствует росту самосознания и самооценки подростков, развивает умение применять полученны...

Мероприятие "Устный журнал "Береги здоровье смолоду!"

Разработка мероприятия "Устный журнал "Береги здоровье смолоду!" Цель: пропоганда здорового образа жизни среди учащихсяЗадачи: - воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью бли...

Устный журнал «Береги здоровье смолоду»

Цели и задачи: Формирование у учащихся  понимания значимости здоровья  для собственного самоутверждения.Создание условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально- психического и ...

Занятие по программе «Просто» «Устный журнал «Расти здоровым»

Цель:  Настроить детей на здоровый образ жизни.Задачи:- Развивать интерес детей к своему здоровью.- Расширить знание о правилах гигиены.- Обобщить знание детей о здоровом образе жизни.- Воспитыва...