«Есть память, которой не будет забвенья. И слава, которой не будет конца»
методическая разработка (11 класс)

Елисеева  Анастасия Васильевна

     Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку (Н. В. Шелгунов)

       Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, духовности, ува­жения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу.

       Всё далее в историю уходят героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершенного советским народом во имя спасения человечества от фашизма.

        В годы войны не только люди, но и города Советского Союза покрыли себя бессмертной славой мужества и подвига. Этим городам    присвоено высокое Почетное звание «Город-герой».

        На легендарной  сталинградской  земле, на великой Волге был остановлен враг суровой зимой 1943 года. История назвала победу  под Сталинградом началом коренного перелома в ходе  Великой Отечественной войны. Здесь, под Сталинградом, закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.  От  города-героя  Сталинграда, от волжских берегов,  началась дорога к Берлину,  дорога к великой  Победе.

       Школьники должны знать  историю страны, бессмертный подвиг народа,  подвиг великих защитников Родины,  должны дорожить миром на Земле,   любить и беречь  свою  Родину, как любили и защищали её  героические победители  в суровые годы Великой Отечественной войны и отстояли мир для нас, для  будущих поколений.

       Классный час «Горящее сердце солдата…» направлен на  совершенствование патриотического и духовно – нравственного воспитания учащихся   МБОУ «Городецкая СОШ».

      Основной целью классного часа является осмысление значимости Сталинградской битвы  для истории России и мировой истории; создание условий для воспитания гражданина России, уважающего историю своей Родины.

     Данная цель реализуется через решение задач:

  • расширить знания обучающихся о Сталинградской битве;
  • показать обучающимся незабываемый с годами героизм и патриотизм  защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в общем ходе войны;
  • формировать уважение к таким ценностям, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, опыта гуманных отношений, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
  • содействовать  формированию гражданской позиции и способности противостоять попыткам фальсификации фактов исторического прошлого страны;
  • воспитывать  любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны;
  • способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
  • приобщать обучающихся  к   военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
  • развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности (работа с текстом, подготовка и проведение мероприятия, создание мультимедийной презентации).

      Решать поставленные цели и  задачи можно  не только с помощью учебных занятий.  Большое значение  имеет внеурочная и внеклассная работа.

      Ожидаемый результат:

  • иметь представление о ходе Сталинградской битвы, героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • проявлять познавательный интерес к учебно-воспитательному материалу; испытывать чувство гордости за свой народ, за Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryashchee_serdtse_soldata.docx94.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ  БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕ ДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Горящее сердце солдата…

C:\Users\Admin\Desktop\trafarety-vechnyi-ogon-1.jpg

Автор разработки:  

Шерстюк  Анастасия Васильевна,

учитель истории и  обществознания

первой  квалификационной категории

МБОУ «Городецкая СОШ»»

Аннотация

     Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку (Н. В. Шелгунов)

       Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, духовности, уважения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу.

       Всё далее в историю уходят героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершенного советским народом во имя спасения человечества от фашизма.

        В годы войны не только люди, но и города Советского Союза покрыли себя бессмертной славой мужества и подвига. Этим городам    присвоено высокое Почетное звание «Город-герой».

        На легендарной  сталинградской  земле, на великой Волге был остановлен враг суровой зимой 1943 года. История назвала победу  под Сталинградом началом коренного перелома в ходе  Великой Отечественной войны. Здесь, под Сталинградом, закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.  От  города-героя  Сталинграда, от волжских берегов,  началась дорога к Берлину,  дорога к великой  Победе.

       Школьники должны знать  историю страны, бессмертный подвиг народа,  подвиг великих защитников Родины,  должны дорожить миром на Земле,   любить и беречь  свою  Родину, как любили и защищали её  героические победители  в суровые годы Великой Отечественной войны и отстояли мир для нас, для  будущих поколений.

       Классный час «Горящее сердце солдата…» направлен на  совершенствование патриотического и духовно – нравственного воспитания учащихся   МБОУ «Городецкая СОШ».

      Основной целью классного часа является осмысление значимости Сталинградской битвы  для истории России и мировой истории; создание условий для воспитания гражданина России, уважающего историю своей Родины.

     Данная цель реализуется через решение задач:

  • расширить знания обучающихся о Сталинградской битве;
  • показать обучающимся незабываемый с годами героизм и патриотизм  защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в общем ходе войны;
  • формировать уважение к таким ценностям, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, опыта гуманных отношений, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
  • содействовать  формированию гражданской позиции и способности противостоять попыткам фальсификации фактов исторического прошлого страны;
  • воспитывать  любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны;
  • способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
  • приобщать обучающихся  к   военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
  • развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности (работа с текстом, подготовка и проведение мероприятия, создание мультимедийной презентации).

      Решать поставленные цели и  задачи можно  не только с помощью учебных занятий.  Большое значение  имеет внеурочная и внеклассная работа.

      Ожидаемый результат: 

  • иметь представление о ходе Сталинградской битвы, героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • проявлять познавательный интерес к учебно-воспитательному материалу; испытывать чувство гордости за свой народ, за Родину.

       Данный классный час  подходит для учащихся 9-11 классов.  Местом проведения может быть актовый зал школы, класс, школьный коридор и т.д. Урок  не исключает возможности приглашения ветеранов войны,  курсантов военных училищ, участников локальных конфликтов.

        В предложенном варианте урок по времени составляет 45 минут, эмоционально насыщен и не утомителен для учащихся.        

        Значительно усиливает патриотический настрой школьников чтение стихов, живое исполнение современных военных песен и показ видеоклипов.

Данный урок обязательно должен сопровождаться предложенной презентацией, которая несет наглядный материал. Слайды в презентации переключаются по щелчку. По желанию учителя материал может дополняться или сокращаться.

       Классный час поможет в патриотическом воспитании подрастающего поколения, расширении знаний  по истории Отечества,  формировании умения оценивать события с позиции гуманизма, справедливости.  

        Цель: осмысление значимости Сталинградской битвы  для истории России и мировой истории; создание условий для воспитания гражданина России, уважающего историю своей Родины.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся о Сталинградской битве;
  • показать обучающимся незабываемый с годами героизм и патриотизм  защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в общем ходе войны;
  • формировать уважение к таким ценностям, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, опыта гуманных отношений, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
  • содействовать  формированию гражданской позиции и способности противостоять попыткам фальсификации фактов исторического прошлого страны;
  • воспитывать  любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны;
  • способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
  • приобщать обучающихся  к   военной поэзии, музыке через современные литературно – музыкальные композиции;
  • развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности (работа с текстом, подготовка и проведение мероприятия, создание мультимедийной презентации).

Межпредметные связи: история, литература, музыка.

Формы и методы реализации:  беседа, поисково-исследовательская технология,  метод наглядности, метод  демонстрации, ИКТ, самостоятельная работа обучающихся, выразительное чтение   стихотворений, исполнение песен, сообщения учащихся, обсуждение итогов.

Оборудование: ноутбук,  проекторная  доска, презентация «Горящее сердце солдата…», видеоклипы «Ах, война, что ты сделала…», «Десятый батальон», «От героев былых времен…», «На безымянной высоте», «Вальс фронтовой сестры», «Горячий снег», «На безымянной высоте»,  «Поклонимся великим тем годам».

Оформление: плакаты «Сталинградская битва», выставка книг, карта «Великая Отечественная война 1941-1943 гг.».

Предварительная работа:

  • поиск и исследование с учащимися  исторических  материалов о Сталинградской битве, о героях;
  • подбор песен, музыкального сопровождения;

создание слайдовой презентации.

       Учащиеся 9-11 классов  подготавливают под руководством учителя стихи, дополнительный материал о Сталинградской битве.

Эпиграф:

Над Сталинградом вновь сошлись тучи,

Опять пожар, опять и гром, и дым,

Но не сломить нас, гордых и могучих.

Мы разгромим врага, мы победим!

(«Мы победим!», В.Курбатов)

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель(СЛАЙД 1)

Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени - бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживёт века. В историю человечества победа советских войск под Сталинградом вошла как яркое свидетельство неодолимой силы нашей страны, монолитного единства армии и народа, показав всему человечеству величайшие примеры мужества и стойкости советского солдата. Она явилась началом коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны.

  1. Основная часть

Ведущий 1

Долгих шесть лет продолжалась в истории человечества Вторая мировая война. За эти годы в различных частях света произошло немало сражений, и каждое из них имело своё значение в приближении общей победы над врагом. Но лишь немногие из них в полном смысле слова потрясли сознание людей всей планеты.

Ведущий 2

 В февральские дни 1943 г. на берегах Волги была одержана великая победа, положившая начало коренному перелому в войне. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало общепризнанным символом героизма, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству.

Ученик 1(СЛАЙД 2)

В свой срок — не поздно и не рано —
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану 
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой, 
У той священной высоты, 
Ты на крыло метели белой 
Положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь, 
Каким он был, их ратный путь!
Февраль-февраль, солдатский месяц — 
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдет. И сто метелиц.
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль-февраль, солдатский месяц — 
Горят гвоздики на снегу.

Ведущий 1

Сегодня наши прадеды вспоминают, как это было, а мы говорим об их бессмертном подвиге. Говорим, чтобы помнить о тех, кто отстоял тот рубеж, кто отстоял Россию.

Ведущий 2(СЛАЙД 3)

 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву № 41, в которой определялась цель германских войск: овладеть промышленным центром — Сталинградом; выйти к Волге и в кратчайшие сроки попасть на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

Ведущий 1

На совещании в Полтаве 1 июня 1942 г. в штабе группы армий «Юг» Гитлер заявил: «Моя основная мысль — занять область Кавказа, возможно, основательно разбив русские силы… Если я не получу нефть из Майкопа и Грозного, я должен буду прекратить войну».

Ученик 2(СЛАЙД 4)

Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России. А мы такие молодые.
Гудят накатанные рельсы, спокойно, холодно, высоко,
И погорельцы, погорельцы  кочуют с запада к востоку.

Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России. А мы такие молодые.

А это я на белом свете, худой, весёлый и задорный,
И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю.

Как это было. Как совпало.
Война, беда, мечта и юность.
И это всё в меня запало.
И лишь теперь во мне очнулось.

Сороковые, роковые, 
свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России. 
А мы такие молодые.

Ученик  3(СЛАЙД 5)

14 июля 1942 г. Сталинградская область была объявлена на осадном положении.

(СЛАЙД 6)

Из воспоминаний Героя Советского Союза генерала армии Н.Г. Лященко:

В летние дни 1942-го оборонительный рубеж в северо-западной части Сталинграда строили жители города — в основном женщины, старики и подростки. Они старательно работали, спешили скорее создать оборону города.

Город Сталинград жил мирной жизнью, в городе было несколько госпиталей, работали заводы, театры, кино, магазины, бегали по улицам ребятишки, играли в футбол и войну. <…>

Когда немецкие войска прорвались к реке Волге севернее Сталинграда и пытались ринуться на город, мужественно отражали их атаки сталинградцы.

Никогда не забудется эпизод на зенитной батарее.

Я на броневике ехал на оборонительный рубеж. Выехал на высотку, слышу стрельбу из орудий, и передо мною открылась незабываемая картина. Группа фашистских танков (около 10) прорвалась и ринулась на зенитную батарею. Батарея открыла по ним огонь. Загорелся один, второй и третий вражеский танк. Фашисты остановились и повернули вспять.

Я подъехал к этой батарее и поразился: весь состав батареи были девушки 18-20 лет и только один мужчина, старшина батареи.

(СЛАЙД 6, ссылкаhttps://yadi.sk/i/fX54f_ku3SiaGY)

Показ видеоклипа «Ах, война, что ты сделала…»

Ученик 4(СЛАЙД 7)

       Сталинградские заводы в тяжёлых условиях продолжали выпускать необходимую стране военную продукцию. Из ворот Сталинградского тракторного завода выходило до 50% всех танков Т-34, здесь производились мины, авиабомбы, снаряды. К осени 1941 г. этот завод стал единственным в стране производителем арттягачей; во время Московской битвы первые залпы знаменитых «Катюш» прозвучали с установок, смонтированных на арттягачах СТЗ.

       Ученик 5(СЛАЙД 8)

      По решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. был создан Сталинградский фронт. Командующим был назначен Маршал СССР С.К. Тимошенко, а с августа 42-го — генерал-полковник А.И. Ерёменко.

       К 25 июля 1942 года Гитлер планировал взять Сталинград. Соотношение сил было не в пользу нашей армии. Немецко-фашистские войска превосходили советские в личном составе в 1,7 раза, в артиллерии и танках — в 1,3 раза, в самолетах — почти в 2 раза.

Большинство дивизий, прибывших из резерва Ставки, ещё не имело боевого опыта. Другие дивизии были измотаны в предыдущих сражениях. Ценой неимоверных усилий советским воинам предстояло сдержать натиск врага.

Ученик 6(СЛАЙД 9)  Приказ № 227

Из Приказа Народного комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.:

«Враг бросает на фронт всё новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперёд, рвётся вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и сёла, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на Юге, у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге, и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами <…>

<…> Пора покончить отступление. Ни шагу назад. Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. <…>

Подписано:
Народный Комиссар Обороны И.Сталин

Ученик 7(СЛАЙД 9)

На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
А в вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата...

Ведущий 1 (СЛАЙД 11)  

23 августа 1942 года…

Этот день стал для жителей Сталинграда и защитников города самым трагичным. Массированные бомбардировки с воздуха разрушали здания и нефтехранилища. Пылающая нефть разлилась по воде. Казалось, что всё было объято пламенем и горело — даже сама Волга. 40 тыс. жителей погибло в один только день. 25 августа в городе было введено осадное положение.

Ученик 8(СЛАЙД 12)

Сотни лет 
Расходиться широким кругам
По огромной воде
Молчаливой реки…
Выше всех Эверестов — 
Мамаев курган!
Зря об этом в учебниках нет 
Ни строки.

Мамаев курган (на военных картах высота 102,0) стал местом самых кровопролитных и ожесточённых боёв в Сталинграде: на каждый квадратный метр земли здесь весной 1943 г. приходилось от 500 до 1250 осколков. По словам поэта Р. Рождественского, металла в кургане «больше, чем в знаменитой Магнитной горе!».

(СЛАЙД 13)

В 1967 г. на Мамаевом кургане был открыт памятник. Грандиозная 52-метровая скульптура «Родина-мать» по замыслу автора-скульптора Е.В. Вучетича, поднимает в Сталинграде меч освобождения. Его опустил в поверженном Берлине в конце войны на памятнике советский воин со спасённой немецкой девочкой на руках (памятник того же скульптора).

Ученик 9(СЛАЙД 14)

Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан.

Там сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу, —
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.

Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле Сталинградской,
Рвётся к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.

Жизнь! Мы славим величье её.
Жить! — вот благо и счастье людское.
За него, за счастье твоё и моё.
Свои жизни отдали герои…

(СЛАЙД 14)

Демонстрируются кадры кинохроники. Звучит запись (или исполняется учащимися) песня «Десятый батальон»(ссылка https://yadi.sk/i/yES4wQDL3Siagk)

(СЛАЙД 14)

Показ видеоклипа«От героев былых времен…» (ссылка https://yadi.sk/i/arRUwTvo3Siah2)

Ведущий 2

Героизм защитников Сталинграда был массовым. Их подвиги продолжают восхищать. Мы сегодня вспомним некоторых из них.

Ученик 10(СЛАЙД 15)

Яков Павлов — сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение дома имело стратегическое значение. Из него можно было вести наблюдение и обстреливать занятую противником территорию города на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила дом и превратила его в настоящую крепость. Немцы подвергли дом непрерывному обстрелу, атаковали, бомбили, но взять так и не смогли.

Василий Зайцев — снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса — уничтожить Зайцева. Но вскоре и он был застрелен известным советским снайпером.

Ученик 11(СЛАЙД 16)

Михаил Паникаха — боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.

Матвей Путилов — связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя нужно было исправить повреждённую связь, но связисту раздробило обе руки. Истекая кровью, Матвей, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.

Ведущий 1(СЛАЙД 17)

У русских женщин есть такие лица, 
К ним надо приглядеться не спеша,                                                                                                
Чтоб в их глазах могла тебе открыться
Красивая и гордая душа.

История Сталинградской битвы хранит немало имен женщин-медсестёр, связисток — с героической и трагической судьбой.

Ученик  12

 В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 г. оказывала помощь раненым и под непрерываемой бомбежкой спасала тонувших Людмила Родионова.

В одном из боёв она получила тяжёлое ранение в голову, выжила и вернулась в строй.

 420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.

(СЛАЙД 18)

Медсестра Маша Мелихова не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь.

Ведущий 1

Это милосердие, участие, сострадание удесятеряло силы солдат и было настоящим подвигом. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое — за человеческую жизнь.

Ученик 13

Санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королёва (а среди близких — Гуля) с первых дней войны сражалась на фронте. Около хутора Паньшино она личным примером увлекла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и уничтожила 15 фашистских солдат. Смертельно раненая, до последнего вздоха она не выпускала оружия из рук — и продолжала стрелять по врагу.

Видеоклип «Вальс фронтовой сестры» (ссылка https://yadi.sk/i/1MrJkNmQ3SibPv)

(пример исполнения https://vk.com/videos109542672?z=video109542672_166503521%2Fpl_109542672_-2)

Ученик 14(СЛАЙД 19)

Война стала общим испытанием как для взрослого населения нашей страны, так и детей. Они рано повзрослели. Как и отцы, они защищали Родину.

Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота помогал, как мог, бойцам 142-го полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.

В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10—14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков.

Мальчишек фашисты схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.

Ведущий 2

Наша память не в силах уйти от потерь,
Всё с фонариком бродит в былом.
Даже в праздничный день чья-то тихая тень
Вместе с нами сидит за столом.

Видеоклип «На безымянной высоте»(ссылкаhttps://yadi.sk/i/5e9DhLQM3SibbS)

Ученик 15(СЛАЙД 20) 

19 ноября 1942 г. стало началом контрнаступления Советских войск под Сталинградом. Силами армий Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов, осуществлявших операцию «Уран», должна была быть прорвана оборона противника.

На пятый день наступления, в результате напряжённых боев, уже 23 ноября советские войска завершили окружение сталинградской группировки врага. Это был ошеломляющий успех! В окружении оказались штаб немецкой 6-й полевой армии, 5 немецких корпусов в составе 20 дивизий, 2 румынские дивизии, многочисленные тыловые части и учреждения, численностью около 300 тыс. человек.

      Из радиограммы Гитлера в штаб 6-й армии: «Войска 6-й армии, окружённые в Сталинграде, впредь будут именоваться войсками крепости Сталинград». Гитлер вновь и вновь подтверждал приказ удерживать Сталинград — любой ценой. От этого зависела, на его взгляд, судьба всего Восточного фронта.

(СЛАЙД 21)

       Из донесения Паулюса Манштейну: «Резервов нет и создавать их не из чего. Большие потери и плохое снабжение, а также морозы в значительной мере снизили боеспособность войск. Если атаки противника будут продолжаться с той же силой ещё несколько дней, удержать укреплённую линию окажется невозможным».

Ученик 16(СЛАЙД 22) 

Всё то, что вы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать нам завещали,
Единственные жизни положив.
Каких имён нет на могильных плитах,
Их всех племён составили сыны.
Их миллионы — незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Их миллионы — незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Показ видеоклипа «Горячий снег» (ссылкаhttps://yadi.sk/i/KdfEw_6w3SkFfL)

Ученик 17

Из писем немецких солдат

31 декабря 1942 год.

«Дорогие родители! Сейчас канун Нового года, я думаю о доме, и у меня разрывается сердце. Так здесь всё плохо и безнадёжно… Голод, голод, голод и к тому же вши и грязь. День и ночь нас бомбят советские лётчики, и артиллерийский огонь почти не прекращается. Если в ближайшее время не совершится чуда, я здесь погибну.

Иногда я молюсь, иногда проклинаю судьбу. При этом всё мне представляется бессмысленным и нелепым. Когда и как придет избавление? Как может вынести такое человек? Или все эти страдания — наказание Божье?(СЛАЙД 23) 

<…> Здесь все, словно комок дрожащих нервов. Все живут, словно в бреду. Если из-за этого письма я предстану перед военным судом и буду расстрелян, это будет как избавление от страданий. У меня больше нет надежды <…>

Ученик 18

13 января 1943 г. Россия.

«…Сижу теперь здесь неумытый и небритый, как чушка…Ваш Нис».

«В каком дрянном положении мы находимся здесь, в крепости Сталинград. Увидев меня, очень бы удивились моей внешности, я так похудел, что стал похож на полуголодную собаку. Силы, которые я когда-то имел, исчезли. Если пробежишь метра 3—4, то спотыкаешься о каждый маленький камень, вряд ли вы меня узнали бы. Внутри я ещё остался старый Родрих. Изменился лишь внешне. И это, в конце концов, объяснимо: 20 граммов хлеба, 37 граммов мяса и 50 граммов сливочного масла — таков наш рацион на день».

Ученик 19(СЛАЙД 24)

10 января после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска Донского фронта перешли в наступление. Началась операция «Кольцо». Нашим войскам предстояло рассечь окружённую группировку противника на части, а затем уничтожить их.

Я помню: бой гремел вторые сутки,
Казалось, встань и — сразу наповал.
Земля, как раскалившиеся угли,
Жгла сердце. И огонь не убывал.
Казалось, от подобной круговерти
Все боги с неба к чёрту полетят,
Но вот наперекор огню и смерти,
Как чудо, поднимается солдат.

Ученик 20

Операция «Кольцо», а вместе с ней и вся контрнаступательная операция на сталинградском направлении завершилась блестящей победой.

(СЛАЙД 25)

Из доклада Командующего войсками Донского фронта К.К.Рокоссовского Верховному Главнокомандующему 2 февраля 1943 г.: «Выполняя Ваш приказ, войска Донского фронта в 16.00 2.2.43 г. закончили разгром и уничтожение окружённой сталинградской группировки противника».

В ходе контрнаступления Красной Армии под Сталинградом противник потерял свыше 800 тыс. человек, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, более 10 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. боевых и транспортных самолётов, свыше 70 тыс. автомашин, полностью лишился 32 дивизий и 3 бригад.(СЛАЙД 26)

Такого поражения враг ещё не испытывал с начала Второй мировой войны. Четвёртую часть всех своих сил, действовавших в то время на советско-германском фронте, потеряли фашисты под Сталинградом.

Ученик 21

 «Советская стратегия оказалась выше нашей…Лучшее тому доказательство — исход битвы на Волге, в результате которого я оказался в плену». (Фридрих Паулюс, немецкий фельдмаршал.)

Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
И тишиною потрясён
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.

Ведущий 1(СЛАЙД 27)

Страна высоко оценила подвиг своих героев. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. 112 наиболее отличившихся были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Более 750 тыс. участников сражения были награждены медалью «За оборону Сталинграда» (СЛАЙД 28)

В ноябре 1943 г. на конференции союзников в Тегеране премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль передал советской делегации почётный меч — дар короля Георга VI гражданам Сталинграда.

  1. Заключение

Учитель

Пролетели года. Отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.
Но далёкому мужеству 
верность храня,
Ты стоишь и молчишь 
у святого огня.
Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер —
На сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь?

Объявляется минута молчания.

Видеоклип «Поклонимся великим тем годам»

(ссылка https://yadi.sk/i/RHy332JX3SictJ)

  1. Рефлексия. Подведение итогов классного часа

Учитель

  • Что нового для себя  вы сегодня узнали?
  • Что для вас оказалось нужным,  новым,  интересным?
  • О чем заставил задуматься материал нашего классного часа, на что настроил?
  • Что хотели бы ещё  узнать о Великой Отечественной войне?

Учащиеся высказывают свои мысли.

Список использованной литературы

  1. Сталинградская битва: Хроника, факты, люди: В 2-х кн. /В. А. Жилин, В. А. Греджев, О. В. Саксонов и др., Кн.1. – М.: ОЛМА-пресс, 2002. – 911 с.
  2. Еременко, А. И. Сталинград: участникам великой битвы под Сталинградом посвящается / А. И. Еременко. – М.: АСТ; Хранитель, 2006. – 556 с.
  3. Еременко, А. И. Сталинград: участникам великой битвы под Сталинградом посвящается / А. И. Еременко. – М.: АСТ; Хранитель, 2006. – 556 с.
  4. Самсонов А. М. Крах фашистской агрессии 1939-1945. Исторический очерк. – М.: Наука, 1975.
  5. Чуйков В. И. От Сталинграда до Берлина. Военные мемуары. М.: Сов. Россия, 1985. 8. 1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечественной. – М.: ПолитЛит, 1990.
  6. Контрнаступление советских войск под Сталинградом. Капитуляция и конец Сталинградской битвы // Харенберг Бодо. Хроника человечества: перевод. – М., 1996. – С. 949-951.
  7.  Соколов Б. В. 1942: трагедия и триумф: переломные моменты Великой Отечественной войны, Сталинградская битва // Георгий Жуков: триумфы и падения /Б. В. Соколов. – М., 2004. – С. 310-347.
  8.  Иванов Р. «Окружение и ликвидация … армии немцев … под Сталинградом» //Сталин и союзники, 1941-1945 годы /Р. Иванов. – М., 2005. – С. 217-250.
  9. Оборона Сталинграда (ныне Волгограда) //7 великих побед и ещё 42 подвига в Великой Отечественной войне /авт.-сост. Ю. Лубченков, Ю. Попов. – М., 2010. – С. 75-88.

http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200800306


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца..."

Литературно-музыкальная композиция посвящена Дню Победы. Композиция составлена на основе краеведческого материала....

«Есть память, которой не будет забвенья»

Формирование у подростков патриотичечких качеств, гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти...

Урок мужества "Есть память, которой не будет забвенья"

Урок, проведённый в рамках подготовки к Дню победы...

Есть память, которй не будет забвенья, и слава, которой не будет конца...

внеклассное мероприятие. Состязание по историческим событиям нашей Родины...

«Есть память, которой не будет забвенья, И подвиг, которому нет конца»

Великая Отечественнавя война. Как это было. И почему это следует помнить....

"Есть память, которой не будет забвенья"

Тем, кто воевал, и тем, кто не знает, что такое война, обращён наш рассказ. Смотрите и слушайте – с вами говорит История. Памяти наших дедов, отцов и старших братьев, памяти солдат и офицеров Кр...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…»

Продолжать расширять представления детей о Кубанском казачестве. Узнать о далеком прошлом казаков. Расширять представления и знания детей о казаках, как защитниках Родины....